Проект "«Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»
проект
Проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ispolzovanie_zdorovsberegayushchih_tehnologiy_v_rabote_muz.ruk_-lya.docx | 52.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
«Использование здоровьесберегающих технологийв работе музыкального руководителя»
Основания для разработки проекта, проблема | Оздоровление дошкольников приоритетное направление деятельности педагогического коллектива. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей одна из основных задач дошкольного образования. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В дошкольный период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. |
Потенциальные заказчики и потребители | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5 «Казачок», родители, другие детские сады |
Тип | Педагогический |
Вид | Творческо-практический |
Основное направление | Музыкально-оздоровительное |
Разработчики | Колобова С.В., музыкальный руководитель 1 кв. категории |
Цель | Организовать музыкально-оздоровительную работу, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие творческих и музыкальных способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни. |
Целевая аудитория | Воспитанники от 3 до 7 лет, педагоги, родители. |
Ожидаемые эффекты и результаты | Знания о ЗОЖ. Повышение уровня музыкальных способностей. Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды. Составление картотеки по видам здоровьесберегающих технологий. Пополнение групповых музыкальных и физкультурных центров: самодельные музыкальные инструменты, карточки – пособия с валеологическими песенками, дополнительные «дорожки здоровья». |
Ресурсы | Кадровые
Материальные
Научно-методические ресурсы
|
Сроки реализации | Учебный год |
« Всем известно, всем понято,
что здоровым быть приятно».
Актуальность.
Здоровье человека- актуальная тема для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавки в продуктах питания, эмоциональный дискомфорт, недостаточное внимание семьи к укреплению физического и психического здоровья детей, равнодушное отношение родителей к физкультуре и спорту- факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. На фоне экологической напряженности, роста болезней «цивилизации», нужно овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. И этой проблеме нужно уделять как можно больше внимания именно в дошкольном учреждении.
Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка. В дошкольный период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Прогрессивные ученые В. М. Бехтерев, П. К. Анохин, изучая влияние музыки на человека, доказали что музыка может вызывать или ослаблять возбуждение организма, умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха.Педагог - исследователь Н. Ветлугина в «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» отмечает, что пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания), регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, развивает уверенность движений. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование влияния музыкальной деятельности на укрепление и сохранение физического и психического здоровья ребенка.
Проблема укрепления здоровья детей не кампания одного дня, деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ, в т.ч. и нашего детского сада. Передо мной, как музыкальным руководителем, встала задача, как можно с помощью различных видов музыкальной деятельности не только эстетически развивать детей, но и укреплять их психическое и физическое здоровье.
Музыкально - оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психического и физического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.Для постановки и решения задач я придерживалась здоровьесберегающей модели организации музыкально-оздоровительной работы в детском саду, в которой выделила следующие компоненты:
1. Использование здоровьесберегающих технологий в НО и совместной деятельности.
2. Организация музыкальной здоровьесберегающей среды.
3. Просвещение педагогов и родителей.
Задачи:
В сфере работы с детьми | В работе с родителями | В работе с педагогическим коллективом |
1.Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. 2.Создать предметно-развивающую среду: картотеки по видам здоровьесберегающих технологий, музыкальные инструменты из бросового материала,дополнительные «дорожки здоровья». 3.С помощью здоровьесберегающих технологий повысить адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей). | 1.Содействовать просвещению родителей. 2.Формирование потребности семьи в ЗОЖ. | 1.Организация взаимодействия с педагогами. 1.Обмен опытом с музыкальными руководителями. |
Основные формы реализации проекта:
- музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий;
- музыкально – валеологические занятия;
- музыкально-спортивные развлечения;
-консультации для родителей «Музыка лечит», «Почему петь полезно», «Оптимизм и здоровье», и т.д.
- просмотр видеороликов на данную тему;
- работа с родителями: совместные досуговые мероприятия, выпуск семейных газет, выступление на общем родительском собрании.
План реализации проекта:
Данный проект проходил в три этапа:
1 этап – Подготовительный.
- Изучение литературы по данной проблеме.
- Оценка возможности применения здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании.
- Составление схемы взаимодействия с педагогами.
2 этап – Основной.
- Систематизация материала:
-подбор валеологических песенок,
-пальчиковых и речевых игр с музыкой и без,
-комплексов игрового массажа,
-артикуляционной и дыхательной гимнастики,
- фонопедических упражнений.
- Разработка музыкально - валеологических занятий.
- Составление фонотеки «Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников».
- Разработка конспектов музыкально – спортивных развлечений.
3 этап – Заключительный.
Цель: подведение итогов проекта, оценка результатов.
Реализация работы над проектом по этапам
Этапы работы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
1 этап Подготовительный | Разработка системной паутинки по проекту, конспектов занятий и совместной деятельности детей, педагогов, родителей. | Беседа с детьми. Рассматривание иллюстраций. Демонстративно- наглядный материал по теме «Здоровье», «Спорт». | Разработка совместного досуга и маршрутов выходного дня. |
2 этап Основной | - Подбор стихов, загадок, песенок, - подбор пальчиковых и речевых игр по теме, - подбор комплексов игрового массажа, дыхательной и артикуляционной гимнастики; - подбор фото - коллажей, иллюстраций, раскрасок, консультаций, видеороликов по теме. - оформление папки-передвижки для родительских уголков по теме«Артикуляционная гимнастика: зачем и как её делать». | - Рассматривание иллюстраций, - прослушивание произведений по теме, - разгадывание загадок, - работа с раскрасками, - разучивание стихов, песен, музыкально-подвижных игр по теме, -музыкальные занятия, - праздники, досуги, развлечения. | - участие в музыкально-спортивных праздниках и развлечениях, - просвещение родителей по теме через информацию на музыкальном стенде, родительских уголках, папке-передвижке:«Артикуляционная гимнастика: зачем и как её делать», «Пойте на здоровье», «Музыка лечит», «Удивительные истории о силе музыки». |
3 этап | - Подведение итогов. - открытое занятие в рамках РМО; - анализ проекта; - выбор темы следующего проекта с учётом ошибок. | - совместное обсуждение работы над проектом – что понравилось, а что нет; - обсуждение – чему научились в ходе реализации проекта; | - отзыв о проекте, - впечатления от достижений детей, - предложения и рекомендации на будущее, - выступление на общем родительском собрании «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя». |
Реализация принципа интеграции в ходе проектной деятельности
« Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя»
Реализация организации музыкальной здоровьесберегающей средыв ходе проектной деятельности
« Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя»
Одним из важнейших средств развития музыкальности и оздоровления детей является образовательная среда в ДОУ. И эта среда должна отвечать всем критериям комфорта. Структурными составляющими комфорта психологи считают: психологический комфорт, интеллектуальный комфорт, физический комфорт. Их единство в образовательной деятельности свидетельствует об эффективной организации среды и взаимодействия её субъектов.
Психологический комфорт - это положительные эмоции, способы взаимодействия детей со средой и её субъектами. Для меня – это, прежде всего, гуманно-личностный подход, субъект-субъектные отношения.
Интеллектуальный комфорт достигается через соответствие между способностями, возможностями, интересами ребёнка и содержательно-педагогическими условиями среды. В моей музыкальной практике интеллектуальный комфорт ребёнка достигается сменой видов деятельности, темпом, желаемым результатом, поддержкой со стороны взрослого, верой в собственные силы, наличием возможностей для самореализации.
Физический комфорт характеризуется соответствием между телесными потребностями ребёнка и предметно-пространственными условиями среды.
Комфортная среда – это внутреннее пространство ДОУ, система её условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье детей.
В нашем ДОУ создана обстановка, обеспечивающая психологический, интеллектуальный и физический комфорт детей, способствующая соблюдению баланса активности и отдыха, коллективной и индивидуальной деятельности. Все помещения ДОУ выдержаны в спокойных, светлых тонах, во всех возрастных группах используется полифункциональное игровое оборудование, уголок уединения, уголок ряженья, театр кукол и т.д. Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду (например, с помощью модулей), заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов (включить музыку, уединятся, организовывать театральную деятельность и т.д.), что создаёт комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей.
Образовательная макросреда нашего ДОУ, где собственно и осуществляется музыкально-оздоровительная работа, представляет собой:
Помещения | Процессы | Участники |
Музыкальный, физкультурный зал | - утренняя гимнастика - музыкальная НОД - досуги и развлечения -физкультурная НОД с музыкальным сопровождением - музыкально-спортивные праздники и развлечения -праздники, утренники, развлечения, концертная деятельность - индивидуальная деятельность | Дети, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, учитель-логопед, родители |
Групповые помещения | - самостоятельная деятельность детей в музыкальных мини-центрах -индивидуальная работа с детьми - гимнастика после дневного сна | дети, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед |
Территория детского сада | - музыкальные праздники и развлечения - спортивные праздники и развлечения с музыкальным сопровождением | дети, инструктор пофизической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
Кабинет педагога-психолога | -индивидуальная деятельность | дети, педагог-психолог |
Кабинет логопеда | - индивидуальная деятельность | дети, учитель-логопед |
Музыкально-развивающая микросреда ДОУ представляет собой мини-центры музыкального развития в каждой возрастной группе, где представлен разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной и оздоровительной деятельности: для музицирования собрана коллекция детских музыкальных инструментов (в том числе и самодельных) для оркестра, музыкально –дидактические игры и пособия, картинки к разучиваемым песням.Музыка должна сопровождать детей повсюду, поэтому во всех группах нашего ДОУ присутствуют средства ТСО. Всё активнее используются и ИКТ.Следуя структуре построения среды, мы придерживаемся принципов мобильности среды, её соразмерности, стильности оформления, доброкачественности, соответствия возрастным особенностям детей.Весь музыкальный материал, электронные презентации тщательно подбираются мною в соответствии с возрастом детей, их музыкальными предпочтениями. Воспитатель отслеживает активность детей в среде. По итогам года делаются выводы, происходит пополнение среды. Таким образом, вся организация музыкальной здоровьесберегающей среды сориентирована на достижение детьми психологического, интеллектуального, физического комфорта.
Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
Мы уверены, что ни одна, даже самая совершенная музыкально-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
-Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. «Общее сопереживание сближает, создаёт радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах» (Костина Э.П.). В детском саду стало традицией проведения совместных праздников, таких как «Новый год», где в роли Деда Мороза и Снегурочки выступают родители, «23 февраля» с участием пап, разнообразные конкурсы к 8 марта, сжигание чучела на празднике «Широкая Масленица», «Выпуск в школу», спортивные развлечения.
- Беседы на тему «Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ» на родительских собраниях
- Индивидуальные консультации
- Организация обратной связи «Почтовый ящик»
- Наглядная информация в уголках родителей
- Консультации о целебной силе музыки в организационных папках и музыкальном стенде
- Выставки книг (подборки педагогической и психологической литературы) об укреплении и сохранении психофизического здоровья ребёнка
- Показы открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий.
Там, где действия педагогического коллектива совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, наибольший.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий
в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие»
Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, я достигла определенных результатов. Планировать свою работу мне помогало пособие «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», автор О.Н.Арсеневская.
Анализ проведения занятия с позиции здоровьесбережения январь 2020г.
Параметры | Результаты анализа |
Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д. | Соответствует нормам СанПин |
Продолжительность музыкальной НОД | Соответствует возрасту. |
Количество видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, музыкально - ритмическая деятельность, творчество. Норма – 3-5 видов, в зависимости от возраста ребенка. | Количество видов деятельности на муз. занятиях: 3-5 видов деятельности. Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам. Статические и динамические виды деятельности чередуются. |
Место и длительность применения ИКТ, ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами). | ИКТ, ТСО применяются для прослушивания музыки, при знакомстве или закреплении песни, в дидактических играх. Общая длительность использования на занятии не превышает 25% Соответствуют нормам. |
Здоровьесберегающие технологии в НОД - их место, и продолжительность. | В процессе всей НОД – 5-7мин. |
Проведение бесед связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. | Регулярно |
Психологический климат на НОД | НОД проводится в доброжелательной, спокойной, творческой атмосфере |
Результаты реализации проекта:
- Выступление на общем родительском собрании « Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя»;
- Показ открытых занятийв рамках РМО «Путешествие в город Здравгород»; «Если только захотим – тоже в космос полетим!»;
- Каждая семья награждается памятной медалью за участие в проекте;
- Установились более тесные взаимоотношения между детьми и родителями благодаря совместной деятельности и в ходе организации и проведении совместных мероприятий;
Продукты реализации проекта:
- Сделана подборка пальчиковых игр с музыкальным сопровождением (картотека),игровых и фонопедических упражнений (картотека).
- Систематизированы упражнения по артикуляционной и дыхательной гимнастике (картотека), игрового массажа (картотека).
- Подобран практический материал для воспитателей: CD –диски «Музыкотерапия» по возрастным группам.
- Разработаны консультации для педагогов и родителей: «Пойте на здоровье»,«Пение и внутренние органы», «Музыка лечит», папка – передвижка для родительских уголков «Артикуляционная гимнастика: зачем и как её делать», «Удивительные истории о силе музыки».
- Изготовление дополнительных дорожек здоровья в физкультурные центры.
Основные выводы по результатам работы:
Анализ литературы по проблеме и проведённая работа позволили сделать следующие выводы:
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса:
- способствует обеспечению устойчивого интересау дошкольников к занятиям музыкой,
- способствует формированию потребности в двигательной активности,
- способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,
- позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,
- формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей
Список литературы:
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. -М.: Линка-Пресс,2003.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. – М.: Сфера,2008.
- Емельянов В. Фонопедический метод развития голоса. С.-Пб.: Лань,1997.
- Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей среднего дошкольного возраста: пособие практических работников ДОУ. – М.: Айрис - пресс,2005.
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / автор-составитель Н.И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: Сфера,2004.
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: Сфера,2007.
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: Сфера,2005.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, подвижных игр. - М.: ВАКО,2005.
- Лазарев М.Л. Здравствуй!Оздоровительно-развивающая программа для дошкольных учреждений. – М.: Мнемозина,2004.
- Павлова П.А. Расти здоровым,малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста. - М.:Сфера,2006.
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пединститутов и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. - М.: Просвещение.1994г.
- Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н. Арсеневская. - Волгоград: Учитель, 2011.
- Тютюнникова Т.Э. Речевые игры. Дошкольное воспитание. -1998.-№9. –стр.115-119
Интернет ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя (из опыта работы).
Планирование работы по здоровьесбережению:самостоятельная деятельность детейсовместная деятельность педагога и детейработа с детьми ОВЗвзаимодействие с родителями...
Сообщение из опыта работы "РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ"
С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если даже...
Проектная работа «Инновации через информационно-коммуникативные технологии в работе музыкального руководителя»
Использование ИКТ в различных видах деятельности детей музыкального руководителя ДОУ....
Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»
Здоровье человека- актуальная тема для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавк...
Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя (из опыта работы).
Презентация составлена на основе опыта работы применения ИКТ....
Сообщение из опыта работы: " Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"
Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольников является музыкальное воспитание детей. С усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозо...
Статья «Возможности применения инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ в непосредственно организованной музыкальной деятельности»
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на подд...