«Наблюдения и труд детей на прогулке зимой»
материал

Порубай Мария Александровна

«Зимушка – зима» - так ласково называли у нас самое суровое время года.

          Представление о зиме дошкольники получают во время зимних развлечений, игр, посильного труда, кратковременных наблюдений, прогулок. Чем содержательней и интересней организован досуг на улице, тем ярче будут у них представления о зиме. Ознакомление с наиболее характерными признаками этого сезона происходит во время повседневных и целевых прогулок на участке детского сада или в ближайшем природном окружении.

          Прогулки следует совершать в любую погоду. Даже во время лёгкой позёмки и мете-

ли можно на некоторое время выйти на участок: понаблюдать, как ветер подхватывает снег, крутит его, наметает сугробы (сильную метель можно наблюдать из окна, прислуши-

ваясь к завыванию ветра). Дети радуются выпавшему снегу, с восторгом ловят его, неза-

метно для себя знакомясь с новыми свойствами: белый, пушистый, лёгкий, холодный, та-

ет. Чтобы это почувствовать, дети должны взять снег в руки. Им можно разрешить сделать это в конце прогулки. Чтобы малыши не брали снег в рот, необходимо объяснить им, что

он холодный, очень грязный, потому что лежал на земле, и поэтому можно заболеть. Наглядным примером этому может стать вода, которая остаётся после таяния снега в стакане.

                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudeniya_i_trud_na_progulke_zimoy.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

«Наблюдения и труд детей на прогулке зимой».

          «Зимушка – зима» - так ласково называли у нас самое суровое время года.

          Представление о зиме дошкольники получают во время зимних развлечений, игр, посильного труда, кратковременных наблюдений, прогулок. Чем содержательней и интересней организован досуг на улице, тем ярче будут у них представления о зиме. Ознакомление с наиболее характерными признаками этого сезона происходит во время повседневных и целевых прогулок на участке детского сада или в ближайшем природном окружении.

          Прогулки следует совершать в любую погоду. Даже во время лёгкой позёмки и мете-

ли можно на некоторое время выйти на участок: понаблюдать, как ветер подхватывает снег, крутит его, наметает сугробы (сильную метель можно наблюдать из окна, прислуши-

ваясь к завыванию ветра). Дети радуются выпавшему снегу, с восторгом ловят его, неза-

метно для себя знакомясь с новыми свойствами: белый, пушистый, лёгкий, холодный, та-

ет. Чтобы это почувствовать, дети должны взять снег в руки. Им можно разрешить сделать это в конце прогулки. Чтобы малыши не брали снег в рот, необходимо объяснить им, что

он холодный, очень грязный, потому что лежал на земле, и поэтому можно заболеть. Наглядным примером этому может стать вода, которая остаётся после таяния снега в стакане.

                                          Работа в младшей группе.

          По мере того как зима всё больше и больше вступает в свои права, воспитатель обра-

щает внимание детей на то, как много выпало снега, как он медленно, хлопьями ложится

на землю, как быстро всё вокруг побелело. Усилить эмоционально-положительное отно-

шение к этому явлению помогут стихотворения (М. Познанской «Снег идёт», А. Барто «Снег, снег» и др.), загадки, поговорки.

          Постепенно малыши приучаются связывать состояние погоды с одеждой, деятель-

ностью и развлечениями людей. Так, во время сбора на прогулку воспитательобъясняет, чтодети и взрослые одеваются зимой тепло, потому что на улице холодно; люди старают-

ся идти быстро, чтобы не замёрзнуть. Воспитатель может предложить детям, подойдя к окну, посмотреть, какая на улице погода, и обсудить, что надо обязательно надеть. Затем педагог может включить в беседу игровой элемент, спросив, например: «А как вы думае-

те, наша кукла хочет вместе с нами пойти на улицу? Посмотрите, какую одежду я для неё приготовила».

          Наблюдение изменений в природе должно чередоваться с играми, трудом. Малыши совместно с педагогом могут расчищать дорожки, играя в «дворников», «водителей». Благодаря игровым приёмам эти занятия для детей особенно привлекательны: у них воз-

никает желание участвовать в общем деле. В эти моменты дети активно познают свойства снега, льда, у них формируется любовь к зимней природе, которая своей красотой и мно-

гообразием даёт много радости и представляет широкие возможности для весёлых игр. После снегопада внимание малышей следует обратить на работу дворника, который сгребает снег, посыпает песком тротуар, чтобы не падали люди.

 

          Детям можно предложить сделать маленькую снежную горку для катания кукол, привлечь их к постройке большой снежной горы или снежных валов, которые распола-

гаются по краям площадки (длина от 1,5 до 2м, всота для малышей 15 20см). Гора долж-

на быть обязательно с площадкой, где может помещаться ребёнок с санками; ступеньки надо посыпать песком, высота горы 1м. При этом нужно обязательно поощрять детей.

          В тёплые дни педагог организует лепку из снега. В присутствии ребят он сооружает постройки из снега, показывает, как скатать снежные шары и сделать из них снежную ба-

бу. Такие игры доставляют детям радость, способствуют накоплению знаний о свойствах снега. Малышам нравится насыпать снег совочками в формочки, выкладывать «пирожки», «мороженое». Можно вылепить фигурки знакомых животных, например, кролика.

          В морозный день воспитатель предлагает детям послушать, как скрипит снег под ногами. Чтобы показать им пластичность снега, можно предложить побегать по свежевы-

павшему снегу. На следующих прогулках с малышами играют в «Следы», «Кто куда спря-

тался». Вместе рассматривают следы кошки, наблюдают, какие следы оставляют птицы, пытаются отгадать, кто куда ходил.

          Младшие дошкольники много времени проводят на участке детского сада, поэтому надо спланировать их деятельность так, чтобы она включала занятия и игры со снегом. Можно проводить с детьми формовку из снега. Для этого необходим стол с бортиками, пластмассовые формочки, совочки, фигурки животных, людей. Воспитатель даёт детям печатки с изображением ёлочки, домика, зайца и др. Они называют изображение, потом печатают на снегу. Рисование и печатание на снегу тесно связаны с играми детей. Для это-

го на участке должно быть место, где снег оставался бы нетронутым.

          Малышей знакомят со свойствами льда. С детьми можно сходить на каток, посмот-

реть, как катаются на коньках, отметить, что лёд твёрдый, гладкий, скользкий, прозрач-ный. Также педагог в присутствии детей может приготовить цветной лёд. Дошкольники с интересом наблюдают, как замерзает подкрашенная вода, разлитая в формочки с опущен-

ным туда концом нитки. Получаются красивые цветные льдинки, которыми можно укра-

сить участок. Так дети узнают, что вода замерзает на морозе.

          Проводятся целевые прогулки по участку, в процессе которых педагог показывает детям деревья: у них есть ствол, ветки, но листьев зимой нет. Можно рассмотреть ель с шишками, поиграть, например, в игру «Раз, два, три – к дереву (берёза, ель, липа) беги»

и др. Взрослые в присутствии детей подсыпают к корням деревьев снег, объясняя, что ког-

да станет тепло, снег растает и деревья смогут «напиться» воды.

          Наблюдения за птицами на прогулке делает её более содержательной и ценной в воспитательном отношении. Педагог подкармливает птиц, слетающихся к кормушке, объясняет, что зимой они особенно нуждаются в заботе людей. Со временем малыши начинают принимать непосредственное участие в кормлении птиц и наблюдают за посто-

янными гостями участка – воробьями. В городских условиях, кроме воробьёв, можно увидеть ворон, голубей.

                                  Организация деятельности в средней группе.

          Наблюдая за природой зимой, дети пятого года жизни учатся понимать последова-

тельность явлений и устанавливать связи между предметами и явлениями природы, например, при чинные (временные): солнце светит мало, поэтому стало холодно; когда мороз – замерзают лужи; холодно – птицы голодают, их надо подкармливать, а также делать простейшие обобщения.

          Расширяя представления дошкольников, воспитатель обращает их внимание на приз-

наки наступающего времени года. Подготавливать детей к усвоению понятия «зима» надо постепенно, на основе накопления у них чувственного опыта и формирования конкретных представлений об отдельных характерных признаках данного времени года.

          В средней группе наблюдения за погодой проводятся ежедневно на прогулках. Воспитатель характеризует погоду зимой тем или иным основным признаком: «солнеч-

ная», «снег идёт», «холодный ветер» и др. Постепенно и дети начинают употреблять соответствующие определения. Вместе с педагогом они наблюдают за солнцем: светит мало, не греет, поднимается невысоко; в зимний период позже восходит и раньше захо-

дит, дни становятся короче.

          Предложив детям постоять тихо, педагог прохаживается по снегу: «Снег скрипит под ногами, когда мороз». Подкрепляя свои слова, воспитатель берёт снег, сжимает его, но снег рассыпается – снежка не получилось. Таким образом, знакомясь со свойствами снега, дети устанавливают простейшие причинные связи: в тёплую погоду снег липкий, в мороз-

ную – рассыпается.

          Играя в «Следы», ребята узнают о пластичности снега, упражняются в чтении следов на снегу, учатся различать и сравнивать следы воспитателя и свои, а также птиц, кошки, собаки. По следам находят спрятавшихся и угадывают, где ходили «охотники», а где – «зве-

ри» (игра «Охотники»).

          Воспитатель закрепляет представления детей о зависимости состояния снега от пого-

ды, предлагая им рисовать и «печатать» на снегу (составлять узоры, картины); отгадывать, что напечатано, нарисовано; придумывать рассказы, связывать печатание на снегу с ка-

кой – либо сказкой.

          Наблюдение снегопада можно соотнестис впечатлениями, которые дети получили ранее, при иной погоде («сегодня снег падает хлопьями, а вчера – иголочками»). При

этом следует помочь им понять, почему снег бывает разным; обратить их внимание на красоту падающего снега. Позже им предлагают объяснить, что, в какую погоду и почему можно делать на прогулке (например, сегодня можно лепить, стало теплее – снег липкий).

          Зимой дети следят за тем, как вода замерзает и превращается в лёд, а в тепле тает, превращаясь в воду. Во время оттепели следует обратить внимание детей на сосульки. В сильные морозы детей привлекают узоры на окнах. Надо рассказать, что это явление бы-

вает только в морозные дни.

          Усвоение детьми новых знаний должно основываться на непосредственном их обще-

нии с природой и быть связанным с интересной, занимательной деятельностью. Так, лепка

из снега детьми в данном возрастеносит более разнообразный  и самостоятельный харак-

тер, чем в младшей группе. Иногда она может быть коллективной.

          Знания детей о свойствах снега и льда углубляются в процессе сооружения горки, валов для ходьбы, ледяных дорожек для скольжения, целей для метания снежков, а также при украшении участка (формовка снега для получения снежков различной формы; приго-

товление цветных льдинок, которыми обкладывают снежные клумбы, постройки, ёлку). Дошкольников учат скатывать снежные комья, вырезать лопатой из слежавшегося снега кирпичи, прихлопывать снег.

          Чтобы дети могли точнее определить состояние погоды, наблюдение и беседу с ни-

ми лучше проводить в конце прогулки.

          В зимнее время дошкольники наблюдают деревья и кустарники под снежным покро-

вом. Деревья с ветками без листьев хорошо выделяются на фоне неба и белого снега. Воспитатель учит различать деревья по внешнему виду, например, берёзу, ель, липу, ря-

бину, тополь. Напоминает, что деревья надо беречь и зимой – не затаптывать, не обламы-

вать веток, потому что весной на них появятся новые зелёные листочки.

          Значительно разнообразней, чем в младших группах, могут быть наблюдения за се-

зонной жизнью птиц. Наблюдая за птицами на участке во время зимней подкормки, до-

школьники уточняют представления о зимующих птицах (3-4 вида), особенностях их внеш-

него вида, характера поведения (способа передвижения, издаваемых звуках) и питании. Ребята замечают, какие птицы прилетают на участок постоянно, а какие редко, какой корм они больше любят, сколько съедают, как ведут себя разные птицы.  Педагог знакомит их с синицей, снегирём, свиристелем. Дети сравнивают этих птиц с теми, которых они знали раньше (воробьём, вороной, голубем, сорокой, галкой и др.), рассказывают об их харак-

терных признаках.

          Ежедневно на прогулках дети под руководством воспитателя дают птицам их люби-

мый корм (несолёное сало – для синиц, крупа – для голубей, косточка с мясом – для воро-

ны).

          Большое значение для накопления конкретных представлений дошкольников о се-

зонных явлениях природы и для закрепления уже имеющихся имеют также экскурсии и целевые прогулки. Целесообразно совершать их в одни и те же места, чтобы дети имели возможность последовательно и систематически изучать сезонные явления природы и деятельность человека по её охране. Зимой можно наблюдать труд по уборке парка, уст-

ройству горок.

          Экскурсию в парк можно организовать в начале зимы, как только выпадет снег. Её

цель – уточнить и пополнить сохранившиеся в памяти детей представления о признаках зимы, полученные в младшей группе, воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. Второе посещение парка следует организовать, когда уляжется прочный снеговой покров (в январе), в солнечный морозный день, чтобы показать детям, какие изменения произошли в знакомом им месте, и красоту русской зимы.

          На прогулках много внимания надо уделять труду. После снегопада дети расчищают дорожки, сгребают снег для построек и игр. Очистка детьми участка детского сада от снега должна занимать не более 5-6 минут.

          В детском саду должен быть необходимый инвентарь (лопаты, метёлки, движки и др.). Педагогу надо научить детей правильно им пользоваться. Можно показать детям ра-

боту снегоочистительной машины. Сказать, что снег увозят на поля, чтобы весной было больше влаги.

                              Организация деятельности в старших группах.

          В старшем дошкольном возрасте пополняются и систематизируются знания о зиме

как времени года.

          Педагог вместе со старшими дошкольниками выясняет смысл русских народных пословиц, например: «Зимний денёк – воробьиный скок». Можно предложить детям проверить народные приметы. Например, если ночью на деревьях появился иней, то

днём снег не выпадет; если снег идёт большими хлопьями – к ненастью и мокроте. Следу-

ет познакомить детей с народным календарём «Зима» и народными названиями зимних месяцев (лютень, студень, просинец, вьюговей).

          Наиболее характерными признаками зимней природы являются выпадение осадков

в виде снега и образование снежного покрова. Дети наблюдают, какую форму имеют сне-

жинки в зависимости от состояния погоды, устанавливают зависимость размеров снежи-

нок от температуры воздуха: чем ниже температура, тем они мельче, меняется их форма. Детям интересно будет узнать, сколько снегопадов было, для этого надо сделать срез ло-

патой и по тёмным полосам, которые образуются после каждого снегопада, сосчитать их колисество.

          Богатое убранство придают зиме иней и изморозь. Иней бывает, когда после тёплой погоды ударит мороз и на предметах оседают пары воздуха в виде кристаллов снега. Из-

морозь – когда после холодной погоды наступает тепло. Дети устанавливают, чем отлича-

ется иней от изморози: изморозь бывает с одной стороны предметов, а иней покрывает предмет со всех сторон.

          Дошкольников следует подвести к тому, что снег для всего живого – тёплое одеяло, берегущее от мороза.

          Можно пойти с детьми на каток или сделать его на своём участке. Педагог с участием детей заливает дорожки во время мороза водой (при температуре 4-10 градусов). Дорож-

ки можно сделать цветными, добавив в воду краску.

          На повседневных прогулках ведётся наблюдение за состоянием деревьев и кустарни-

ков. На основе сравнения дети распознают их по характерным признакам: кроне, коре, веткам, почкам, семенам. Дошкольники могут определить принадлежность плода, семян соответствующему растению («С чьей ветки детка?»). Зимой проводят целевую прогулку с целью сбора семян на снегу.

          При проведении целевой прогулки «Деревья зимой» дети определяют состояние лиственных и хвойных деревьев в это время года, наблюдают за деревьями в разную пого-

ду. В морозный солнечный день ветки деревьев покрыты инеем. Дети должны знать, что слишком большое количество снега может повредить дереву. После больших снегопадов под тяжестью снега ветки ломаются, поэтому его периодически надо стряхивать. Если после снегопада потеплеет, а потом опять станет холодно, ветки обледенеют. Эти объяс-

нения надо связать с наблюдениями деревьев в гололёд, когда ветки кажутся стеклянны-

ми и на ветру звонко стучат, покрытые ледяной коркой.

          Таким образом, в процессе повседневных целевых прогулок дети узнают о приспо-

собленности  растений к меняющимся  условиям среды.

          Дети приобретают знания о пользе снега: он укрывает землю, помогает растениям сохранить семена, спасает животных от холода.

          Забота детей о птицах, особенно в тяжёлую для них зимнюю пору, выражается в под-

кормке их на участке детского сада. В этом возрасте дети могут вместе с воспитателем делать деревянные кормушки, заготавливать корм (запасти осенью семена сорных трав, плоды деревьев и кустарников) и подкармливать птиц.

          На экскурсиях в парк (сквер) дети видят птиц, перекочевавших из леса в город в поис-

ках пищи. Наблюдая за птицами, они узнают об их повадках, как и чем те питаются. Впос-

ледствии при их подкормке дети будут руководствоваться  вкусами птиц (воробьи любят семена берёзы, синицы и снегири клюют семена ясеня и клёна, плоды рябины, кроме того, синицы любят сало). Нужно поддерживать бережное отношение детей к пернатым, объяс-

нить , что, если не подкармливать птиц, они будут клевать почки деревьев и вместо поль-

зы принесут вред.

          Интересно наблюдать за пернатыми в разную погоду и по их поведению можно её предсказать: ворона кричит – к метели; вороны летают и кружатся стаями – к морозу; си-

ница начинает с утра пищать – жди ночью мороза; воробьи, снегири дружно расчирика-

лись – к оттепели; в сильные морозы воробьи нахохливаются, становятся малоподвижны-

ми, выглядят беспомощными.

          Для расширения представлений дошкольников о связи сезонных изменений приро-

ды и деятельности человека необходимо познакомить их с трудом и бытом людей в зим-

нее время. Деятельность людей зимой ограничена. В условиях города ребятам рассказы-

вают о чистке улиц, отоплении помещений, зимних видах спорта (хоккей, фигурное ката-

ние, лыжи и др.). Дети могут составить рассказ, как они играют и трудятся зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила безопасности детей на прогулке зимой.

Методические рекомендации в виде буклета....

Памятка "Чем занять детей на прогулке зимой"

Данная памятка поможет взрослым организовать увлекательную прогулку с ребенком в холодное время года...

Безопасность детей на прогулке зимой в ДОУ

Данный материал предназначен для консультации воспитателей в ДОУ. В презентации описаны:- условия проведения прогулки в зимний период согласно СанПин,- профилактика травматизма;- обязанности воспитате...

Эффективная организация труда детей на прогулке

Эффективная организация труда детей на прогулке...

Рекомендации для родителей "Как одевать детей на прогулку зимой" для детей младшего возраста (3-4 года)

Рекомендации для родителей "Как одевать детей на прогулку зимой" для детей младшего возраста (3-4 года)...

Результативная организация труда детей на прогулке

quot;Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим" В.А. Сухомлинский...