Конспект занятия на прогулке в старшей группе ДОУ "Наблюдение за подорожником"
план-конспект занятия (старшая группа)

Чекалина Антонина Юрьевна

Занятие познакомит детей с подорожником как лекарственным растением, сравнивая с другим растением -одуванчиком. Сформирует представление о лекарственных травах, правилах сбора,хранения и применения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_progulke_v_starshey_gruppe_dou.docx37.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на прогулке в старшей группе ДОУ.

Воспитатель: Чекалина А.Ю.

Тема: «Наблюдение за подорожником»

Цель:

- познакомить  с лекарственным растением-подорожником,

-развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.

Познавательное развитие:

-научить детей пользоваться простейшими способами обследования растений.

-развивать интерес  и заботу к лекарственному миру растений.

Речевое развитие:

Развивать речевые и творческие способности детей.

Физическое развитие:

-развивать ловкость при выполнении движений, быстроту и выносливость.

Социально-коммуникативное развитие:

-воспитывать бережное отношение к растению, как живому объекту.

Художественно-эстетическое развитие:

Оборудование:  лупы на каждого ребенка, инвентарь для уборки мусора (метла и лопата), мячи, мишень.

Интеграция: Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.

Предварительная работа: беседа о лекарственных растениях, чтение книг о растениях, наблюдения с родителями во время прогулки.

Вид

деятельности

Ход занятия на прогулке

время

Познавательно-исследовательская деятельность

Наблюдение за подорожником

Исследователь-

ская дятельность

Трудовая деятельность

Двигательная активность

Индивидуальная

Деятельность

Итог прогулки

Воспитатель: Сегодня на прогулке мы познакомимся с растением, а каким? Нужно отгадать загадку.

Поранил ты в походе ногу,

Усталость не дает идти

Нагнись: солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути (подорожник)

-Да, это подорожник. А еще мне хочется прочитать вам стихотворение.

Есть множество цветов,

Красивых, осторожных,

Но мне приятней всех

Обычный подорожник.

Ему, быть может,

И трудней расти,

И все же он с людьми

Находится в пути.

-Как называют май в народе?

Цветень, потому что начинают расти все травы и многие начинают цвести.

На лугу растет ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка.

Что еще?

Хвощ- как елка, а еще?

Подорожник, васильки

Граммофончики - вьюнки.

Еще много разных травок,

У тропинок и канавок.

И красивых и пушистых!

Разноцветных и душистых!

-Что происходит с травами после майских дождей?

Они ярче зеленеют, потому что вода нужна для роста и питания растений.

-Смотрите, вдоль дороги растет трава с круглыми выпуклыми листочками. Что это?

Подорожник.

-Почему его так назвали?

Его можно встретить вдоль дорог, на полях, на лесных опушках.

-Что он прячет под листочками?

Прячет влагу для своих корней.

-Кто знает, чем может помочь подорожник?

Подорожник применяют при ушибах, ранениях, укусах насекомых, как средство для остановки крови. Если с вами случилась беда: укусит оса, овод или змея- сомните листок подорожника , приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли.

-Где его лучше собирать?

Собирают листья подорожника  вдали от дороги, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные вещества для здоровья. Его можно сушить в защищенном от лучей солнца месте.

 Лес, как  сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,        

В каждой травке , в каждой ветке-

И микстура и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

-Ребята, запомните ,подорожник- наш помощник .Как мы ему можем помочь?

Не топтать, не рвать без надобности, поливать.

Через лупу рассмотреть листья подорожника и отметить отличительные особенности.

Найти сходства и различия одуванчика

и подорожника.

(У одуванчика  в середине каждого листа есть желобок  для сбора капель росы и дождя. Он направляет  их к корню растения. Листик мягкий на ощупь, легко ломается, оставляет сок на руке, который может испачкать ладошки и одежду. Форма листика  отличается от  подорожника)

 

Цель: формировать трудолюбие, развивать желание работать дружно, воспитывать чувство прекрасного.

-Давайте поможем нашему дворнику расчистить дорожки от мусора. А также наведем порядок на веранде. В народе есть такая пословица: «Маленькое дело лучше всякого безделья».

Как вы понимаете эту пословицу?

-Дети, какие вы все молодцы, помогли дворнику. А теперь я вам предлагаю поиграть в подвижную игру .

1.Подвижная игра «К названному растению беги».

Дидактическая задача: найти растение по названию.

Игровое действие: бег к названному растению.

Правило: бежать к названному растению только по команде «Беги».

Ход игры: Воспитатель называет хорошо знакомые детям названия растений, имеющие яркие отличительные признаки.

«Раз, два, три- к ромашке беги». Дети должны найти растение и бежать к нему.

Когда ребенок найдет ромашку, воспи-

татель говорит :«Раз, два, три- ко мне беги».

2.Подвижная игра «Мышеловка»

-Ребята, давайте поделимся на 2 группы. Одна группа-« мышки». Они стоят в колонне один за другим. Вторая группа детей делает 3 круга- это 3 «мышеловки».Дети, которые образуют мышеловки, берутся за руки  и на слова воспитателя : «Мышеловка открыта», дети в кругу поднимают руки вверх.

« Мышки» пробегают сначала через одну мышеловку, а затем через вторую и т.д. На слово воспитателя «хлоп» , «мышеловка» закрывается (дети в кругу опускают руки вниз. «Мышки», которые остались в кругу, считаются пойманными и становятся в круг. Игра заканчивается, когда все «мыши» будут пойманными. Выигрывает та «мышеловка», где больше пойманных «мышей». Дети меняются ролями.

Игра «Попади в цель»

Вывешивается мишень на уровне глаз ребенка ,на расстоянии 3 метра от цели проводится линия, и дети от этой линии бросает маленький мяч в цель, стараясь попасть в нее.

Игра-упражнение для гиперподвижных детей  «С кочки на кочку».

Игра-упражнение для малоподвижных детей «Перейди речку».

Развитие движений  в прыжках.

Развитие навыков бросания мяча в цель.

Развивать чувство равновесия и умения прыгать с возвышенности.

-Ребята, наша прогулка подходит к концу.

Чем вам запомнилась прогулка?

Чему вы научились?

                                               

                                         

2мин

5-7мин

2мин

5-8мин

10-15мин

10-15мин

2мин

«Значение игры  в развитии ребенка-дошкольника»

В дошкольном возрасте игра имеет большое значение в жизни ребёнка, поэтому является основным видом его деятельности на протяжении всего дошкольного периода. Потребность в игре сохраняется и занимает значитель-ное место и в первые годы обучения в школе.

«Игра-это искра,  зажигающая  огонек  пытливости и любознательности»-сказал В.А. Сухомлинский. Эффективна игровая форма работы, т.к. в игре развиваются творческие способности ребенка. Если на занятиях по развитию речи включить  игры фонетические, лексические и подвижные, то как пока-зывает практика, дети на занятиях активны и через игру усваивают  лучше материал.

Однако, игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развить внимание, память, мышление, речь, воображение малыша, т. е. те качества, которые необ-ходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать свои способности, подчас не подозревая об этом.  Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой  они самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Игровая деятельность способствует физическому и пси-хическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей. Л.С. Выготский,  Д.Б. Эльконин  рассматривали игру как важнейшую и наиболее эффективную форму социализации ребенка. Дети овладевают умениями и навыками  в организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных  игр с правилами, игр-драматизаций, а также игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями. 

В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удаётся. Дидактическая игра даёт возможность решать различ-ные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для детей. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспи-танием ребёнка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где пре-обладающее место в его деятельности занимала игра и обучением ребёнка в школе.

Некоторым детям очень трудно овладеть математическими знаниями, потому что у детей дошкольного возраста ещё недостаточно развиты такие функции мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, умение срав-нивать, ассоциировать, дифференцировать.

Для развития познавательного интереса к математике наряду с красочным раздаточным и демонстрационным материалом, техническими средствами обучения широко используются дидактические игры. Дидактическая игра будит детское воображение, создаёт приятное настроение, т. к. она доступна и понятна ребёнку. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые свя-заны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятель-ности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о положительной роли дидакти-ческих игр.

Сюжетно-ролевые игры - это игры, в которых создается  воображаемая ситуация, где ребенок берет роль взрослого и выполняет в созданной им игровой обстановке.  Игры способствуют воспитанию гуманных отношений между детьми, умению устанавливать и поддерживать контакты, формирует мотивационную сферу ребенка, развивает умственные способности ребенка, развивает и формирует личность. Сюжеты игр могут быть бытовые(семья, гости), производственные (поликлиника, магазин) и общественные, т.е. социальные. Ребенок отождествляет себя с персонажем, действует в соответ-ствии с представлениями.

Театрализованная деятельность развивает способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персона-жей. Дети учатся использовать в театрализованных играх образные  игруш-ки и бибабо, самостоятельно  вылепленные фигурки из глины, пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов. Дети разыгрывают несложные  представ-ления по знакомым литературным произведениям, используя бытовые, героические , фантастические сюжеты, применяя для воплощения образа выразительные средства как мимику, жест, интонацию. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых.

Интерес к игре может возникнуть на прогулке. В любое время года детям есть чем заняться на участке. Осенью интерес вызывает игра с ворохом разноцветных листьев, зимой –постройка снежной горки, построение снеж-ных скульптур. Летом можно устраивать хороводы , почувствовать простор и свободу. Ролевая игра украшена  букетиком цветов, природными предметами –заместителями станут цветочки  одуванчика и листья травы. Весной нра-вится детям проводить игры-развлечения.  

Подвижные игры является средством всестороннего воспитания детей младшего возраста и в целом дошкольника. Ее особенность выражается в комплексном воздействии на организм , а также и на все стороны личности ребенка, ведь в игре  осуществляется физическое , умственное ,нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. К подвижным играм дети проявляют активный интерес. Эти игры привлекают эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, дети удовлетворяют свойственное им стремление к движениям. Увлекаясь игрой, они повторяют одни и те же движения много раз, не теряя интереса. Вместе с тем активная деятельность  значительно стимулирует  работу разнообразных групп мышц , усиливает кровообращение и улучшает обмен веществ. А это приводит  к полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка. Важные воспитательные функции несут правила игры. А они создают необходимость  действовать в соответствии с ролью. Выполнение несложных правил игры  организует и дисциплинирует детей, учит согласованно действовать, уступать товарищу, помогать друг другу. Если игра  не выполняется, она теряет смысл, перестает быть интересной для детей. Подвижные игры дают возможность для общения детей между собой.      Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки ,что способствует развитию речи детей.

«У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь игра»- отметил А.С Макаренко. Таким образом , ребенок играя эмоционально вживается  в мир взрослых людей, понимать смысл своих поступков и дей-ствий, осознание своего места среди других людей ,уважать и верить в себя. Игра-это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых- закрепить  у ребенка  уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игро-вой деятельности. Ребенок сталкивается  с проблемой, а значит ему пред-стоит  ставить и решать задачи. Дети, если имеют игровой опыт, легче справ-ляются с жизненными проблемами. В свободных играх гиперактивные дети выбрасывают агрессию и напряжение ,что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст - это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют,  потому что только  в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра -  сложное и интересное явление.

Литература:

Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду».  «Мозаика-Синтез»,

М., 2006г.

Алябьева Е.А. «Игры для детей 4-7лет: развитие речи и воображения». М.,

2009г. Творческий центр «Сфера»

               КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Значение  игры   в развитии  ребенка  дошкольного  возраста»

В дошкольном возрасте игра имеет большое значение в жизни ребёнка, поэтому является основным видом его деятельности на протяжении всего дошкольного периода. Потребность в игре сохраняется и занимает значитель-ное место и в первые годы обучения в школе.

«Игра-это искра,  зажигающая  огонек  пытливости и любознательности»-сказал В.А. Сухомлинский. Эффективна игровая форма работы, т.к. в игре развиваются творческие способности ребенка. Если на занятиях по развитию речи включить  игры фонетические, лексические и подвижные, то как пока-зывает практика, дети на занятиях активны и через игру усваивают  лучше материал.

Однако, игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развить внимание, память, мышление, речь, воображение малыша, т. е. те качества, которые необ-ходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать свои способности, подчас не подозревая об этом.  Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой  они самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Игровая деятельность способствует физическому и пси-хическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Л.С. Выготский,  Д.Б. Эльконин  рассматривали игру как важнейшую и наиболее эффективную форму социализации ребенка. Дети овладевают умениями и навыками  в организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных  игр с правилами, игр-драматизаций, а также игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями. 

Игра-это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых- закрепить  у ребенка  уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности. Ребенок сталкивается  с проблемой, а значит ему предстоит  ставить и решать задачи. Дети, если имеют игровой опыт, легче справляются с жизненными проблемами. В свободных играх гиперактивные дети выбрасывают агрессию и напряжение, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст - это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют,  потому что только  в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра -  сложное и интересное явление.

Конспект занятия  на тему: «9мая   -  День Победы»  в  подготовительной группе.

Цель:

       Рассказать детям о Великой Отечественной войне.

Закрепить знание детей о том, что такое «День Победы», что означает дата 9 Мая в жизни нашей страны.

Познавательное развитие:

обобщить представление о празднике Победы.

Речевое развитие:

побуждать читать стихотворение спокойно, предавая интонации размышления, вопроса, развитие памяти.

Социально-коммуникативное развитие:

воспитание уважения к памяти героев, гордость за свою страну, в желании возлагать цветы к памятникам.

Художественно-эстетическое:

формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Физическое развитие:

Развитие двигательных навыков, направленных на развитие выносливости, равновесия и мягких прыжков.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы, посвященной Великой Отечественной войне.
  • Рассматривание картин, иллюстраций, открыток, на тему «Великая Отечественная война».
  • Беседа о великом и светлом празднике – Дне Победы.
  • Заучивание стихотворений и песен о Великой Отечественной войне.
  • Оформление стенда «Никто не забыт, ничто не забыто».
  • Изготовление праздничных открыток для ветеранов и родителей.
  • Создание альбома «9 Мая»
  • Конкурс рисунков «Над нашим городом салют».
  • Выставка стенгазет, посвященных 70-летию Победы.
  • Выставка поделок.
  • Открытка - аппликация «Вечный огонь».
  • Рекомендовать родителям воспитанников экскурсии в Военно-исторический музей, памятные места города и на Пискаревское мемориальное кладбище.

Ход занятия:

-Дорогие дети! Сегодня мы отмечаем большой праздник нашего народа – День Победы!

Мы отмечаем День Победы
Счастливый, светлый день весны!
В цветы все улицы одеты
И песни звонкие слышны.

-Ребята, а кто знает, какого числа весь народ нашей страны будет отмечать праздник День Победы? (Дети отвечают воспитателю: 9 Мая).

-Да, ребята, 9 Мая 1945 года наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне над фашистской Германией.

-Ребята, кто знает, почему праздник называется Днём Победы? (Ответы детей).

-Послушайте, о чём я вам расскажу.

22 июня 1941 года началась война, когда ваши дедушки и бабушки были совсем маленькими. Фашистско-немецкие захватчики напали на нашу мирную страну внезапно, не объявляя войны. Фашисты надеялись на лёгкую и быструю победу. Им хотелось захватить богатые земли нашей страны, а мирных и трудолюбивых жителей сделать рабами. Рушились города, горели сёла, гибли люди. Много людей…

В те грозные дни появилась такая песня-призыв, словно клятва Родине «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой». Дети, давайте послушаем эту песню.

(Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева Кумача)

Долгих 4 года длилась эта война.  Весь  народ, от мала до велика, встал на защиту своей Родины. Поэтому война стала называться Великой Отечественной войной. Наша доблестная армия не только прогнала немцев с нашей земли, но и освободила народы других стран, захваченные Гитлеровской Германией. Наши русские солдаты дошли до Берлина – столицы Германии. И там, на самом главном здании, которое называлось Рейхстагом, был водружён наш красный флаг Победы. Мы победили! 9 Мая 1945 года закончилась война. И этот день стал самым светлым и любимым праздником – Днём Победы!

Слайд «День Победы»

К сожалению, всё меньше и меньше остаётся тех, кто был непосредственным участником той войны, и кому мы обязаны своей жизнью. К нам сегодня пришёл почётный гость, ветеран Великой Отечественной Войны, блокадница – прабабушка Никиты Шауло – Кузьмина Наталья Никитична. (Дети хлопками приветствуют участницу ВОВ, слушают её рассказ о том, как она защищала Родину в годы войны.)

(Воспитатель просит Наталью Никитичну рассказать о своих наградах. Дети с интересом рассматривают медали и награды военных лет, а затем поздравляют её с праздником стихами и вручают живые цветы и памятную открытку.)

  1. Майский праздник - День Победы
    Отмечает вся страна.
    Надевают наши деды
    Боевые ордена.
  2. Встань сегодня утром рано
    Выйди в город, погляди,
    Как шагают ветераны
    С орденами на груди!
  3. За страну родную люди
    Отдавали жизнь свою.
    Никогда мы не забудем
    Павших в доблестном бою.
  4. Не забудем тех героев,
    Что лежат в земле сырой.
    Жизнь, отдав на поле боя,
    За народ, за нас с тобой!

-Каждый год, 9мая, в Москве, на Красной площади, происходит военный парад. Ветераны надевают боевые ордена, торжественным строем проходят солдаты, моряки, пролетают над площадью самолеты, едут танки и ракеты.

Слайды  1. «Марширует строй солдат»

              2. «Военная техника»

              3. «Ветераны и дети»

-А теперь, ребята, давайте покажем нашим гостям, какие мы ловкие и смелые. Ваша задача такая: кто быстрее доставит секретное донесение в штаб. Проводится спортивная игра с препятствиями « Доставь секретное донесение».

-Все люди  Земли должны помнить о подвигах, которые совершили солдаты, защищая Родину от врагов. Тем, кто погиб в Великой Отечественной войне, воздвигают памятники, обелиски, именами героев называют улицы, площади в городах и сёлах.  Люди приходят на могилы неизвестных солдат, чтобы поклониться и возложить цветы и венки.

Слайд «Вечный огонь»

Над могилой в тихом парке расцвели тюльпаны ярко,
Вечный тут огонь горит – здесь солдат советский спит.
Мы склонились низко-низко у подножья обелиска.
Наш венок расцвёл на нём жарким пламенным огнём.
Мир солдаты защищали, жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих, память светлую о них.

Д. Чибисов

Приходят люди к Вечному огню,

Приходят, чтобы низко поклониться,

Тем, кто погиб в жестокую войну,

Их подвигами Родина гордится!

Горит огонь: и в дождь, и в снег, и в град,

Не заметут его метель и ветер.

Бессмертен подвиг доблестных солдат

Несут цветы и взрослые и дети.

Тем, кто стоял за Родину свою,

Чтоб не могла война вновь повториться.

Приходят люди к Вечному огню,

Приходят, чтобы низко поклониться.

Есть такой обычай – чтить память погибших героев минутой молчания. Давайте и мы сейчас почтим память всех погибших на войне минутой молчания. Все встают.

Садитесь, ребята.

-Каждый год 9 Мая над улицами городов-героев рассыпаются звёзды салюта, чтобы никто никогда не забывал о войне 1941 - 1945 годов.

Слайд «Салют в городе»

За всё, что есть сейчас у нас, за каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам –
Спасибо доблестным солдатам, что отстояли мир когда-то!
Л.Некрасова.

  1. Хотим подарить всем солдатам цветы,
    Пусть больше не будет на свете войны,
    Пусть солнце сияет и песни звенят,
    Пусть будут повсюду друзья у ребят!

   2.Гремит салют в честь русской славы фонтаном рвущихся огней.
    Ликуй, народ, ликуй, держава, встречай, Россия сыновей!
    Встречай защитников, что в схватке тебя от рабства    сберегли.
     За их высокий труд солдатский ты поклонись им до земли.

Звучит запись песни «День Победы» муз. Д. Тухманова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. «Прогулка в лес».

Конспект занятия по ФЭМПв старшей группе.«Прогулка в лес»....

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Прогулка в лес»

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Прогулка в лес»...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Прогулка в лес»

Формировать чувства ответственности за всё живое.Воспитывать желание заботиться об окружающем мире, контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.Закрепить знания ...

Конспект прогулки в парк «Как растения готовятся к зиме» План - конспект занятия по познавательному развитию (старшая группа)

Задачи:1.     Формировать у детей представления о состоянии растений осенью.2.     Расширять представления детей о плодах и семенах деревьев, кустарников, травя...

Конспект открытого просмотра прогулки в старшей группе «Наблюдение за осенними изменениями на участке»

Конспект открытого просмотра прогулки в старшей группе «Наблюдение за осенними изменениями на участке»Тип ОД: прогулка Тема: Наблюдение за осенними изменениями в природеНаправление: познав...