Модель здоровьесберегающей школы
статья

Иванова Ксения Валерьевна

Доклад на областной межведомственной научно-практической конференции "Формирование здорового образа жизни" .03.10.2019 Коломна 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_zdorovesberegayushchey_shkoly_737.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области
начальная школа – детский сад № 737 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Заместитель директора по УВР Иванова К.В.

Модель здоровьесберегающей школы

ГКОУ МО НШДС № 737

ГКОУ МО НШДС № 737 - учреждение, подведомственное Министерству образования Московской области, расположенное в двух зданиях. В здании г. Видного воспитываются и обучаются дошкольники (4 группы) и учащиеся 1 класса начальной школы, в здании г. Москвы обучаются и воспитываются дошкольники (7 групп).

Вопросы здоровьесбережения являются ключевыми в работе ГКОУ МО НШДС № 737, что отражено в Программе развития учреждения, основных адаптированных образовательных программах дошкольного и начального образования.

Миссией учреждения является «Совершенствование коррекционно-развивающей образовательной среды на основе интеграции здоровьесберегающих и художественно-творческих технологий (Программа развития с.17).  

Приоритетным направлением программы является: «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей» (Программа развития с.7):

  • совершенствование здоровьесберегающей среды для детей в ОУ, позволяющей обеспечивать их гармоничное развитие и  повышение качества  воспитательно-образовательной работы;
  • включение в образовательный процесс современных здоровьесберегающих педагогических технологий;
  • организация совместных мероприятий здоровьесберегающей и здоровьеформирующей направленности;
  • оказание всесторонней помощи семье в укреплении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни;
  • внедрение инновационных технологий, направленных на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности в здоровом образе жизни.

Содержание и структура модели

Модель здоровьесберегающей школы–детского сада ГБОУ МО НШДС №737 составлена  для детей от 2,5 до 8 лет, включает в себя организацию режима в дошкольных группах, 1 классе, здоровьесберегающие технологии, используемые в учебном процессе, свободной деятельности детей, на прогулке, в работе с родителями.

Специфика общественного воспитания обусловлена тем, что в течение большей части дня (более 70% времени), а в нашем учреждении в течение 5 дней недели круглосуточно, дети проводят в детском саду. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных фактов. Поэтому оздоровительные мероприятия являются важной частью педагогического и воспитательного процессов.

Организуя оздоровительную работу нашего учреждения, мы учли следующие положения:

Необходимо создать условия для:

  • двигательной активности детей;
  • эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья;
  • профилактической и оздоровительной работы.

Проведено повышение квалификации педагогов учреждения с целью более глубокого и профессионального понимания особенностей воспитания детей с речевой патологией, спланировать работу по взаимодействию с родителями, совместно с медицинскими работниками определить формы профилактической и оздоровительной работы.

Условия, в которых живут наши малыши, должны быть близкими и понятными для ребенка, не тормозящими его развитие, не угнетающими его здоровье. Эти требования решаются при формировании предметно-развивающей среды как в каждой из групп, так и во всех помещениях детского сада, связанных с пребыванием детей.

В группах  максимально освобождено пространство для игр и движения детей, игровой материал размещен так, что дети могут свободно, не мешая друг другу, играть, заниматься. Каждая из групп укомплектована развивающими играми, что позволяет детям самостоятельно проявлять творческие способности.

Для двигательной деятельности детей  созданы соответствующие условия как в помещении, так и на улице (в группах оборудованы спортивные уголки, сухие бассейны, мягкие модули, минитренажеры, массажные дорожки и другой инвентарь). Воспитатели познакомлены с комплексом упражнений для сухого бассейна «Плаваем по-сухому», способствующим развитию координации движения детей, массажу, мышечному расслаблению детей.

Решающим фактором в успешной реализации задач по оздоровлению детей является как материальное обеспечение ребенка (питание, игрушки, режим дня, прогулка), так и благоприятная среда общения со сверстниками и взрослыми, психологически комфортное пребывание ребенка в коллективе, доброе и заботливое отношение к нему. Важным является спокойное прохождение детьми адаптационного периода (как общего – в сентябре), так и индивидуального для детей, начинающих посещать учреждение в течение года.

Проблему воспитания и развития здорового ребенка невозможно решить без участия родителей. Поэтому с родителями проводится как ежедневная консультационная работа воспитателями, учителями-логопедами, педагогами доп. образования, инструкторами физического воспитания, так и совместные мероприятия, досуги, праздники, формирующие как у ребенка, так и окружающих его взрослых доброжелательное отношение к детскому саду, приятие и спокойное радостное отношение к пребыванию здесь.

Каждому родителю, чьи дети посещают детский сад, показаны условия, в которых будет находиться их ребенок. Каждый из педагогов и специалистов детского сада оказывает родителям помощь и поддержку во всех возникающих проблемных моментах. Для родителей организуются выставки, открытые занятия, совместные мероприятия.

Система оздоровления детей обязательно включает в себя психическое здоровье малыша, его эмоциональное благополучие. В этой связи необходимо проводятся занятия, направленные на формирование доброжелательного отношения детей в группе. Здесь можно назвать такие темы занятий, как «Я узнаю себя», «Нарисуй себя», «Нарисуй добро, как ты его представляешь», «Кто на свете самый добрый?», «Чего я боюсь», «Строим дом дружбы», «Расскажи про мальчика, который делал все, чего нельзя делать» и т.д. Воспитатель  приветствует доброжелательное, дружеское отношения детей друг к другу, корректирует в мягкой форме возникающие между детьми конфликты, стараясь, чтобы выводы из проблемных ситуаций находили сами дети.

Задачи построения модели:

  1. Обеспечение гигиены тела и нервной системы детей.
  2. Развитие выносливости и физической работоспособности детей.
  3. Развитие адекватной реакции организма детей на изменение температурной среды.
  4. Развитие жизненной емкости легких, повышение жизненного индекса.
  5. Приобретение навыков сохранения правильной осанки.
  6. Повышение сопротивляемости организма к аденовирусным инфекциям.
  7. Обеспечение оптимальных темпов прироста физических качеств детей: выносливости; силы, ловкости, гибкости, быстроты.
  8. Обогащение двигательного опыта детей посредством формирования устойчивых двигательных навыков в процессе обучения движениям.
  9. Приобретение детьми знаний и навыков ухода за своим телом, воспитание привычек здорового образа жизни.
  10. Воспитание навыков организованного поведения.

Основные положения:

  1. Рационализация режима жизнедеятельности детей.
  2.  Организация системы двигательных нагрузок в соответствии с возрастными возможностями растущего организма ребенка.
  3. Закаливание организма детей с помощью естественных сил природы.
  4. Обучение воспитанников несложным оздоровительным практикам: различным способам дыхания, психосаморегуляции состояния, самомассажу, оздоровительному бегу, принятию закаливающих процедур, уходу за своим телом и т.д.
  5. Обеспечение регулярного и полноценного питания.
  6. Лечебно-профилактические мероприятия: массаж, лечебные гимнастики, различные физиопроцедуры соответственно возможностям дошкольного учреждения.
  7. Приобщение детей к культуре и традициям большого спорта посредством проведения спортивных праздников и развлечений, организации спортивных секций.

Организация жизни и воспитание детей с учетом оздоровительной деятельности.

Деятельность

Мероприятия

Организация и развитие пространства учреждения. Здоровьесберегающее пространство группы

Подбор экологической мебели в соответствии с ростом и весом ребенка. Игрушки произведены из экологически чистых материалов, физическое оборудование в группе, массажные коврики, тренажеры по сохранению зрения, расположенные на стенах в группе.

Прием детей

С мая по сентябрь прием детей производится на улице. Проведение утренней гимнастики.

Комплекс закаливающих процедур

Закаливание стоп ног, облегченная одежда детей; соблюдение сезонной одежды; соблюдение температурного режима в течение дня; дыхательная гимнастика после сна; правильная организация прогулки и соблюдение ее длительности.

Организованная образовательная деятельность

Длительность занятия, согласно возрасту. Включение в занятия физкультминуток, упражнений по охране зрения, проведение в летнее время ряда занятий на улице.

Занятия по физической культуре

2 раза в неделю: в зимний период на лыжах, в летний период на улице.

Занятия по плаванию

2 раза в неделю, в летний период 3раза в неделю.

Для детей с тяжелой патологией индивидуальные занятия.

Занятия по ритмической гимнастике

2 раза в неделю. Включение в занятия элементов самомассажа, массажа стоп, упражнений на релаксацию. Использование приемов арттерапии, музыкотерапии на занятиях, гимнастики пробуждения для детей младших групп.

Массаж

ЛФК

ЛФК в бассейне

По назначению врача

Физиопроцедуры

По назначению врача. Профилактика простудных заболеваний.

Досуговые мероприятия

Проведение досуговых мероприятий в соответствии с сезоном. Создание при проведении досуговых мероприятий эмоционально положительной атмосферы. Формирование коммуникативных навыков у детей.

Работа с родителями

Консультации, беседы, проведение родительских собраний посвященных охране здоровья и внедрение здоровьезберегающих технологий в работу детского сада и семью.  Пропаганда здорового образа жизни в семье. Участие родителей во всех мероприятиях детского сада. (Праздники, открытые занятия, прогулки, экскурсии и т.д.)

Прогулка

В соответствии с режимом, не менее 1,5 часов в первой половине дня и вечером. Организация различных видов деятельности на прогулке: свободные игры, экскурсии, пешие прогулки.
Одежда у детей должна соответствовать погодным условиям. Организация развивающей среды на прогулке (малые игровые формы, ЭКО уголок – деревенька 737, Поляна сказок, огород).

Занятия в автогородке

С мая по сентябрь 2 раза в неделю занятия проводятся на воздухе. Развитие координации движений и знание правил движений на дороге. ОБЖ на улице.

Дневной сон

Длительность сна в соответствии с возрастными нормами от 2,5 до 1,45 часа.  Использование ортопедических матрасов, гиппоаллергенных подушек, штор.

Гимнастика пробуждения, закаливающие, массажные процедуры

Проведение гимнастики пробуждения, массаж стоп на массажных дорожках, босиком.

Работа психолога

Работа в сенсорной комнате. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий; организация и проведение тематических семинаров для педагогов учреждения; беседы с родителями по анализу динамики продвижения детей (по запросу родителей); семинары для родителей по повышению их психологической компетентности; психологическое консультирование педагогов и родителей (индивидуальное и групповое).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

модель здоровьесберегающего пространства в детском саду

Программа «Развитие» направлена на формирование высших психических функций, которые характеризуются опосредованностью, произвольностью, осознанностью.Дошкольный возраст – это возраст образных форм соз...

"Модель здоровьесберегающей педагогической системы"

В данном материале представлено моделирование здоровьесберегающей педагогической системы для малокомплектного детского сада...

Модель здоровьесберегающей технологии

В педагогике у разных авторов встречаются  различные трактовки и классификации понятия « здоровьесберегающие технологии». Изучив мнения  таких авторов, как Н.К. Смирнов,  М.В. Крулехт, ...

Модель здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Модель здоровьесберегающих технологий, реализуемых в ДОУ...

Внедрение модели здоровьесберегающей деятельности ДОО.

Материал представлен для педагогических работников дошкольного образования...

Создание модели здоровьесберегающей образовательной среды в условиях введения ФГОС ДО

В данной статье представлен опыт работы МБДОУ "ЦРР - детский сад №121" города Воронежа  по созданию  модели здоровьесберегающей образовательной среды...

Модель здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его...