Консультация для родителей "Активность ребенка - залог здоровья"
консультация

Агальцова Ольга Ивановна

Консультация для родителей "Активность ребенка - залог здоровья"

Консультация "Стремимся быть здоровыми"

Консультация "Как не пропустить нарушение осанки"

"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Активность ребёнка – залог его здоровья»

     От двигательной активности ребёнка во многом зависят развитие его физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала. Учёными доказана связь двигательной активности человека и, наконец, его настроение и долголетие.

    Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, а так же развитием мелкой моторики ребёнка.

       Дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности и самым благоприятным. Дети обладают богатым творческим воображением, познавательной активностью, интересом ко всему новому, высокой эмоциональностью и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях.

       В раннем дошкольном возрасте дети могут активно двигаться самостоятельно: бегать, прыгать, ползать, лазить, садиться! На основе этих движений мы советуем родителям придумать весёлые подвижные игры с детьми, которые можно объединить одним сюжетом, например, который можно позаимствовать из литературных произведений, сказок, знакомых малышу («Колобок», «Айболит», «Мойдодыр», «Кто сказал «Мяу!»).

       Предложите ребёнку походить «как медведь», попрыгать «как зайчик», а вот Колобок убегает от волка «по мостику» (пройти по дощечке или между двумя шнурами), или Колобок, убегая, проползает «под поваленным деревом» (натянутым шнуром, скакалкой, поставленным вертикально обручем). Можно придумывать различные несложные двигательные упражнения, позволяющие равномерно распределить нагрузку на все тело ребенка — так называемая зарядка для самых маленьких («Заводные игрушки», «Кто сказал «Мяу!»). Дети очень любят игры и упражнения с мягкими и резиновыми мячами, большими гимнастическими мячами для прыжков, скакалками, обручем, другими предметами.

       Во время подвижных игр и упражнений следует следить за нагрузкой, так как излишняя физическая активность ведёт к переутомлению малыша, перевозбуждению его нервной системы. В таком случае, необходимо ненавязчиво предложить более спокойные упражнения, или «переключить» внимание ребёнка на более спокойный вид деятельности. Например, после игры «Кошки-мышки», предложить мышке пройти мимо кошки очень тихо, чтобы не разбудить её. Или Колобок, убежав от всех зверей, должен выбраться из леса очень тихо, чтобы не шумели ветки, не хрустели сучья, чтобы лиса не услышала его!

     Хотя родители, следя, чтобы малыш не упал и не расшибся, изрядно устают, они ни в коем случае не должны ограничивать его активность, а наоборот, им следует всячески способствовать ей. Не стоит, в целях безопасности ребёнка запрещать ему активные игры! Научите малыша правильно спрыгивать, приземляясь на носочки, сохранять равновесие, правильно держаться во время лазания за рейки гимнастической лесенки, и этим вы обеспечите его безопасность, убережёте от травм. Ведь движение помогает ребенку правильно развиваться, как физически, так и психологически, познавать окружающий мир, испытывать новые эмоции. Родителям необходимо помнить о том, что нагрузки для малыша должны быть регулярными и увеличиваться постепенно, по мере физического развития ребёнка, а предложенные движения не должны быть сложными не только в плане нагрузки, но и в плане выполнения. Только в таком случае движение будет приносить малышу радость и удовольствие. Можно заниматься хотя бы по 10-15 минут, зато каждый день. Так же желательно, чтобы занятия физическими упражнениями или подвижные игры с детьми проходили на свежем воздухе, или в хорошо проветренном помещении. Необходимо позаботиться о том, чтобы одежда ребенка не стесняла его движений, была удобной, соответствовала температуре окружающей среды. Конечно же, полностью взять под контроль двигательную активность малыша родителям сложно, да и не нужно. Но, тем не менее, чтобы движение могло принести еще большую пользу здоровью ребенка, родители должны умело его корректировать и направлять.

    Мы советуем родителям в условиях семьи использовать следующие физкультурно-оздоровительные элементы:

• утреннюю гимнастику;

• хороводные игры-забавы;

• подвижные игры;

• спортивно-развлекательные игровые комплексы;

• гимнастику для глаз;

• элементы самомассажа;

• закаливающие процедуры (с учетом здоровья детей);

    Следует заметить, что двигательная активность каждого ребенка индивидуальна. Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Если же у ребенка нет желания заниматься, следует проанализировать причины такого негативного отношения к занятиям и в дальнейшем создавать более благоприятные условия.



Предварительный просмотр:

Консультация «Стремимся быть здоровыми»

 Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Сухомлинский. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Превалирование в структуре выявленной патологии заболеваний нервной системы, органов зрения и патологии опорно-двигательного аппарата (особенно в возрастной группе 6-7 лет) в большинстве случаев указывает на неизбежную причастность детей дошкольного возраста к веку информационных технологий (длительный просмотр телепередач и доступ к компьютерным играм). А предстоящие годы школьного обучения, неизбежно влекущие за собой повышенные требования к ещё не сформировавшейся центральной нервной системе, опорно-двигательному аппарату, а также повышенные нагрузки на зрительный анализатор, подчёркивают актуальность всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период.

   Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач нашего детского сада. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. В нашем саду комплексный подход к организации здоровьесберегающего пространства: укрепление, сохранение здоровья наших воспитанников. Коллектив сотрудников целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт. В нашем детском саду постоянно осваивается комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

   Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Один из важнейших этапов в жизни каждого ребёнка - это поступление в детское дошкольное учреждение. В детском саду созданы оптимальные условия для комфортного пребывания детей, а также их всестороннего развития. Разнообразные лечебно - оздоровительные мероприятия, осуществляемые в рамках программы по здоровьесбережению, наряду с активно проводимой разносторонней санитарно - просветительной работой, позволяют максимально использовать все доступные средства для достижения главной цели - формирование, сохранение и укрепление здоровья всех детей дошкольного учреждения.

 В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

 Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН.

 Облегченная одежда в детском саду (внутри учреждения).

 Утренняя гимнастика.

 Гимнастика после сна.

 Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей).

 Ребристые дорожки – для профилактики плоскостопия.

 Правильная организация прогулок и их длительность.

 Самомассаж

Витаминотерапия

 Находят применение народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций.

 В период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ – проводится вакцинация воспитанников детского сада и сотрудников.

 В группах воспитатели проводят с детьми корригирующую и дыхательную гимнастику после дневного сна. Осуществляется воздушное, солнечное закаливание (летом).

 Систематически проводится гимнастика для глаз с целью профилактики близорукости.

    Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений.

   Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.



Предварительный просмотр:

Как не пропустить (не оставить без внимания) нарушение осанки?

                                          Предупредить всегда легче, чем лечить! 

На первых порах нарушения приходящие. Если ребенок, несмотря на все правильные профилактические мероприятия, предпочитает неправильные позы и положения, нужно обратиться к врачу ортопеду или врачу ЛФК и строго выполнять его рекомендации. Постоянные напоминая о том, как правильно ходить, ничего не дадут, так как ребенку в этом возрасте нужно повторить одно упражнение от 33 до 68 раз, чтобы он понял и воспроизвел точно это движение. 

Поэтому здесь на помощь придет гимнастика – специальные тренировочные упражнения, способствующие воспитанию правильной ходьбы, развитию чувства равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины. 

      Для воспитания правильной ходьбы и чувства равновесия учите ребенка ходить с параллельными стопами. Это можно делать на скамьях, дорожках, ступеньках, стесанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Кромка тротуара – великолепное пособие для этого. 

     Для профилактики плоскостопия можно использовать любую «колючую» поверхность – вплоть до резиновых ковриков, о которые мы вытираем ноги, а также любые тренажеры, которые сейчас продаются. 

Для воспитания осанки учите ребенка проползать под чем-либо (стул, стол и т.д.). 

                             Больше внимания уделять правильной осанке! 

                          Дошкольный возраст – период формирования осанки. 

                                       Отчего может нарушиться осанка?

Таких причин много, назовем лишь некоторые: 

1. Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. 

2. Постоянное поддерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку. 

3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу. 

4. Неправильная поза во время сна, если ребенок спит , поджав ноги к животу, «калачиком», и пр. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу). 

5. Спать нужно на твердой постели, на которую ребенок будет опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения, поэтому нужен еще мягкий матрац и подушка. Лучше всего если подушка находится между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой и небольшой. Лучшая поза для сна – на спине, с разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах. 

6. Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных , ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для качественного укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку. 

Отклонения в осанке не только не эстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов. 

Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие – меньшее поступление кислорода к тканям. 

Еще более важна хорошая осанка для девочки как для будущей женщины. 

Сидение не отдых, а акт статического сидения. У детей мышцы-разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика полезна для детей уже в возрасте около 1 года. Даже малышам грудного возраста рекомендуют массаж  и физические упражнения, проводимые вместе с мамой, ну а детишкам постарше такие упражнения вдвойне полезны для общего хорошего развития. 

На заметку родителям

Очень важно следить за правильностью выполнения упражнений у таких малышей. Утренняя гимнастика обязательно должна  быть систематической и выполняться в виде игры. Следите за правильной осанкой ребёнка и за хорошим дыханием во время гимнастики. Ребёнок не должен задерживать дыхания во время выполнения упражнений! 

Очень хорошо, когда упражнения выполняются вместе с мамой. Не забывайте придумывать весёлые и забавные названия выполняемым упражнениям: «прыгаем как зайчик», «покажи самолётик», «был большой, а стал маленький (приседания)» и т.п. Если есть такая возможность, то в тёплое время года хорошо проводить утреннюю гимнастику на свежем воздухе и в любом случае полезно проводить занятия в хорошо проветренном помещении. 

Все упражнения и длительность занятия подбирать индивидуально под ребёнка!

Утренняя гимнастика для детей 4 – 5 лет.

Многие дети в этом возрасте отличаются подвижностью и охотно делают утреннюю гимнастику вместе со своими родителями. 

Такие занятия хорошо проводить под любую подходящую детскую музыку. Как правило, дети с огромным удовольствием выполняют физические упражнения под музыкальное сопровождение. Старайтесь, чтобы физические упражнения затрагивали все мышцы тела: упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса, упражнения для мышц туловища и живота, упражнения  для мышц ног. Утренняя гимнастика должна включать упражнения силового характера и упражнения на расслабление, а также очень желательны дыхательные упражнения. 

Утренняя зарядка для детей 4 лет

  1. Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. На вдох поднимает руки вверх, в стороны, встаёт на носки, потягивается и на выдох в исходное положение. Повторить 4 – 6 раз
  2. Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. На выдохе спокойно приседает, опуская руки перед коленями на пол, и на вдохе возвращается в исходное положение. Повторить 4 – 6 раз.
  3. Ребёнок на спокойном дыхании выполняет наклоны в различные стороны: вперёд, назад (с осторожностью), в стороны. Повторить 2 – 4 раза в каждую сторону.
  4. Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки внизу. На выдохе делает поворот в сторону и хлопок руками над головой, на выдохе в исходное положение и в другую сторону. Повторить 4 – 5 раз в каждую сторону.
  5. Ребёнок выполняет прыжки обеими ногами сначала на месте, затем прыжки вперёд – назад. Дыхание спокойное, упражнение длительностью 20 – 30 сек. 

Заканчиваем зарядку спокойной ходьбой по комнате в течение 1 – 3 минут. 

Уважаемые родители, в детском саду мы каждый день делаем утреннюю гимнастику. Старайтесь приводить своих детей вовремя, не опаздывайте.

А в выходные попробуйте делать зарядку вместе. 

                               Книга Г.А.Прохоровой " Утренняя гимнастика для детей".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Активность ребенка - залог здоровья"

Доклад на родительское собрание в детском саду....

консультация для родителей "Закаливание ребенка- залог здоровья"

Каждый родитель знает, что закаливание ребенка имеет очень большое значение для здоровья.Закаливание начинают с малого и постепенно увеличивают нагрузку. Например, растирание варежкой.Необходимо начат...

Консультация для родителей "Активность ребенка - залог здоровья"

quot;Стремимся быть здоровым" консультация для родителей...

Тема: Здоровый образ жизни ребенка, залог здоровья

Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Важно научить ребенка понимать ценность з...

Консультация для родителей «Правильное питание ребенка – залог здоровья».

Консультация для родителей«Правильное питание ребенка – залог здоровья».Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос здоро­вым, умным, счастливым....

Консультация для родителей "Физическое воспитание ребенка-залог здоровья!" для детей 1,5 - 7 лет

Здравствуйте, представляю вам, консультацию для родиетелей для любого возраста подойдет. Здесь описаны средства физического развития для детей, про соблюдение здорового образа жизни, как воспитать при...