комплексы бодрящей гимнастики
методическая разработка (старшая группа)
Значение сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка огромно. Отдых в послеобеденное время помогает малышу восстановить силы для новых свершений. Однако необходимо правильно организовать пробуждение, ведь от того, как проснётся ребёнок, зависит его настроение во второй половине дня. Вот почему методическая организация пробуждения играет важную роль в образовательном процессе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
комплексы бодрящей гимнастики | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ладушки»
КОМПЛЕКСЫ
БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ
(старшая группа)
Составила: | Александрова С.Л. |
Бодрящая гимнастика — комплекс упражнений, который помогает детям плавно перейти от состояния покоя к бодрствованию. Физические нагрузки для старшей группы (5–6 лет) группируются так, чтобы в наборе были задания:
- для выполнения лёжа (потягивания, махи ручками-ножками), то есть элементы так называемой ленивой гимнастики;
- на активизацию всех групп мышц (бег, приседания, а также упражнения пальчиковой гимнастики);
- для развития и оздоровления органов дыхания.
На выполнение гимнастики в старшей группе в среднем уходит 5–7 минут.
Цели и задачи
К основным направлениям работы с детьми в детском саду относится сохранение и укрепление здоровья. В связи с этим выделяются следующие цели бодрящей гимнастики:
- повышение тонуса мышц;
- улучшение эмоционального состояния, настроения;
- предотвращение развития сколиоза, плоскостопия и других нарушений в работе опорно-двигательного аппарата;
- воспитание привычки здорового образа жизни.
Особенностью выполнения упражнений после сна является отсутствие резких движений — во избежание растяжения мышц или возникновения головокружения у детей.
Задачами выполнения упражнений после дневного сна является:
- предотвращение раздражительности, тревожности, создание положительного эмоционального фона в группе;
- профилактика плоскостопия и нарушений осанки;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- совершенствование и развитие координации движений;
- воспитание привычки делать разминку после сна.
Приёмы гимнастики после сна
Для реализации поставленных целей и задач педагог использует специальные приёмы, комбинируя их в разных сочетаниях в том или ином виде:
Музыкальность. Все упражнения малыши выполняют под негромкую музыку. Наиболее подходящими будут звуки природы.
Сюжетность. Упражнения, входящие в комплекс, объединяются единой фабулой (сюжетом).
Наглядность. Картинки, игрушки-гости, пришедшие разбудить малышей — прекрасный приём для того, чтобы заинтересовать детей заданиями и вовлечь в общее занятие-игру.
Ленивая гимнастика. Упражнения лёжа — первый этап работы после сна (потягушки).
Блок активных телодвижений. Выполняется вторым, включает более интенсивную разработку мышц после пробуждения (наклоны, махи ногами, руками, приседания и т. д.). Завершается хождением по массажным коврикам (или закаливающими процедурами).
Дыхательная гимнастика. Упражнения на укрепление дыхательного аппарата.
Для средней, старшей и подготовительной групп дыхательные упражнения имеют особое значение, поскольку помогают исправить дефекты звукопроизношения.
Виды заданий
В комплекс упражнений, выполняемых после сна и направленных на общее укрепление организма, могут быть включены:
- элементы ленивой гимнастики, которые выполняются в постели;
- задания с использованием тренажёров;
- упражнения на массажных ковриках;
- корригирующая гимнастика, направленная на закаливание, предотвращение плоскостопия и т. д.;
- музыкально-ритмические движения.
Правила проведения
Подбирать упражнения для комплекса бодрящей гимнастики следует с учётом тех занятий, которые предшествовали обеду. То есть если перед приёмом пищи дети были включены в сюжетно-ролевую игру, то после сна можно сделать акцент на более интенсивные физические нагрузки, например, пробежку по массажным коврикам.
Правильному настрою на выполнение упражнений способствует также оптимальная температура воздуха в спальне — не ниже 16–18 градусов.
Для тех ребят, которые просыпаются раньше остальных, можно подготовить пару упражнений на самомассаж с использованием массажных мячиков.
В тёплое время года малыши спят в маечках и трусиках, в прохладное — в пижамах. В этой же одежде и босиком они выполняют все упражнения. Если в комплекс включены задания музыкально-ритмического характера, иными словами — хореографические элементы, то малышам стоит надеть чешки.
Настаивать на выполнении гимнастики не стоит: все дети разные и просыпаются по-разному. Нужно выяснить причины отказа и попытаться убедить принять участие.
Во время пика заболеваемости ОРВИ не рекомендуется проводить ходьбу босиком.
В летнее время блок активных упражнений лучше проводить на улице (детей для этого можно одеть в лёгкую одежду).
Методика проведения
Достижению целей, на которые направлена гимнастика после сна, способствует сочетание 2–3 видов упражнений. При этом обычно комплекс объединяется единым сюжетом, то есть физическая нагрузка приобретает игровую форму. Смена комплексов проводится раз в месяц.
картотека гимнастики пробуждения для старшей группы
«Прогулка в лес» | |||
Вид упражнений | Название | Описание | Время выполнения |
В кровати | «Потягушки» |
| 1 минута |
«В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех) |
| 1 минута | |
Возле кроваток | «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит» |
| 1 минута |
«Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (жёлуди) |
| 0,5 минуты | |
«Стоит Алёна, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (берёза) |
| 0,5 минуты | |
Дыхательное упражнение | «Лес шумит» | Исходное положение — ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вправо — вдох. Вернуться в исходное положение — выдох. То же влево. Усложнение — руки при выполнении вытянуты вверх. | 1,5 минуты |
Ходьба по дорожке здоровья (массажному коврику). | 1 минута | ||
«Медведи в спячке» | |||
В кроватках | Кто спит в постели сладко? |
| 2,5 минуты |
Возле кроваток | «Хлопушка» | Исходное положение: стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох — развести руки в стороны. Выдох — опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп!». Повторить шесть-восемь раз. | 2 минуты |
Дыхательное упражнение | «Послушаем своё дыхание» | Исходное положение: основная стойка (стоим на ногах, ноги вместе, руки вытянуты вдоль туловища), мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное. | 1,5 минуты |
Ходьба по дорожке здоровья (массажному коврику). | 1 минута | ||
«Снеговик» | |||
В кроватках | Раз и два, раз и два (имитируют лепку снежков), Лепим мы снеговика. Мы покатим снежный ком (поочерёдно проводят по шее справа и слева) Кувырком, кувырком. (Проводят пальцами по щекам сверху вниз) Мы его слепили ловко (растирают указательными пальцами крылья носа), Вместо носа есть морковка, Вместо глазок — угольки (прикладывают ладони ко лбу и «козырьком» и растирают). Ручки — веточки нашли. (Трут ладони друг о друга). А на голову — ведро. (Указательными и средними пальцами растирают точки перед ушами и за ними). Посмотрите, вот оно! (Кладут обе ладони на макушку и покачивают головой). | 2,5 минуты | |
Возле кроваток, сидя на стульчиках | «Согреем замёрзшие ножки после прогулки по снегу» |
| 1 минута |
«Рисуем ножками» |
| 1 минута | |
Дыхательное упражнение | «Снежинки» | Исходное положение: основная стойка (стоим на ногах, ноги вместе), руки согнуты в локтях, ладошками вверх («на ладошку упали снежинки»). Выполнить вдох через нос и подуть на ладошки, произнести «фу-фу-фу» (губы трубочкой) («снежинки полетели»). Повторить 3–4 раза. | 1,5 минуты |
Ходьба по дорожке здоровья (массажному коврику). | 1 минута |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы бодрящей гимнастики после сна
Комплексы упражнений для гимнастки после сна должны быть разнообразными и действительно подходить для бодрящей гимнактики, тексты интересными ...
Комплекс бодрящей гимнастики после сна
Организм ребенка после сна требует постепенного "пробуждения" и подготовки к активной деятельности. Поэтому после подъема детей целесообразно провести комплекс физических упражнений, который пом...
Методическая разработка "Комплексы бодрящей гимнастики для детей 4-5 лет"
В данной разработке приведены разнообразные комплексы бодрящей гимнастики с закаливающими процедурами на весь учебный год....
Учебно-методическое пособие "Картотека комплексов бодрящей гимнастики"
Представлены комплексы для гимнастики после сна в стихотворной форме....
Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна.
Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна....
Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна
Комплексы «бодрящей» гимнастики.Комплексы упражнений после дневного сна...
Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна
Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна...