картотека пальчиковых игр
методическая разработка (старшая группа)
Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картотека пальчиковых игр | 47.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ладушки»
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
(картотека)
Составила: | Александрова С.Л. |
Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.
В детском саду пальчиковая гимнастика используется на занятиях физической культурой, музыкой, познавательной деятельностью. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности.
Пальчиковая гимнастика в некоторой степени относится к физической культуре, поскольку осуществляется мышечное развитие, развивается координация движений. Однако пальчиковые упражнения — нетрадиционная форма развития ребёнка. Учёные считают, что взрослые используют всего 5–10% потенциала головного мозга. Помимо интеллектуальной деятельности, мозг выполняет защитные функции, способен «спасти» от чрезмерной нагрузки. Мозг работает в режиме экономии и не позволяет исчерпать свои резервы.
Держать мозг в тонусе позволяют постоянные тренировки — игры и упражнения для пальчиков, которые помогают развить интеллект, внимание и память, творческие и аналитические способности.
Функции пальчиковой гимнастики
Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:
- способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);
- активизируют речевые центры;
- развивают внимание, память, воображение;
- создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.
Кроме того, специалистами-рефлексологами отмечается связь между рецепторами на кистях рук и внутренними органами. Так, точечное воздействие на большой палец активизирует работу головного мозга, указательный палец влияет на функционирование желудка, средний — кишечника и позвоночника, безымянный — печени, мизинец — сердца.
Картотека пальчиковых игр
1 «Моя семья»
Этот пальчик - дедушка, | Пальцы сжаты в кулачек, отгибаем большой палец, |
Этот пальчик - бабушка, | отгибаем указательный палец, |
Этот пальчик - папочка, | отгибаем средний палец, |
Этот пальчик -мамочка, | отгибаем безымянный палец, |
Этот пальчик - я, | отгибаем мизинчик, |
Вот и вся моя семья! | сжать пальцы в кулак и разжать их. |
2 «Кулачок»
Этот пальчик-маленький, | Загибаем мизинчик, |
Этот пальчик - слабенький, | загибаем безымянный пальчик, |
Этот пальчик - длинненький, | загибаем средний пальчик, |
Этот пальчик - сильненький, | загибаем указательный пальчик, |
Этот пальчик -толстячок, | загибаем большой пальчик. |
Получился кулачок! |
3 «Мои пальчики»
Мои пальчики расскажут, Все умеют, все покажут. | Поворачиваем ручки попеременно ладошками вверх и вниз. |
Пять их на моей руке. Все делать могут, Всегда помогут. | Сжимаем и разжимаем кулачки. Попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь. |
Они на дудочке играют, Мячик бросают, Белье стирают, пол подметают, Они считают, щиплют, Ласкают. | Имитируем описываемые движения |
Всё успевают. | Открываем ручки ладошками вверх. |
4 «Утречко»
Утро настало, | Потягиваются, разводя руки в стороны |
Солнышко встало. | скрещивают кисти рук, расставив пальцы – «лучики». |
- Эй, братец Федя, Разбуди соседей | Ставят на раскрытую ладонь правый кулачок с отогнутым большим пальцем. |
Вставай, Большак! | Левой рукой дважды легким щелчком касаются большого пальца правой руки. |
Вставай, Указка! | Повторяют действия с указательным пальцем правой руки, остальные пальцы зажаты в кулак. |
Вставай, Середка! | Повторяют действия со средним пальцем правой руки, |
Вставай, Сиротка | повторяют действия безымянным пальцем, |
И крошка Митрошка! | повторяют действия с мизинцем, правая ладонь полностью раскрыта. |
Привет, Ладошка! | Левой ладонью хлопают по правой 2 раза. |
5 «Веселая старушка»
У веселенькой старушки | Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. |
Жили в маленькой избушке | Сложить руки углом и показать избушку. |
Десять сыновей. | Показать десять пальцев. |
Все без бровей | Очертить брови пальцами. |
Вот с такими ушами, | Растопыренные ладони поднесены к ушам. |
Вот с такими носами, | Показать длинный нос пальцами. |
Вот с такими усами, | Очертить пальцами длинные «гусарские» усы. |
Вот с такой головой, | Очертить большой круг вокруг головы. |
Вот с такой бородой! | Показать руками большую бороду. |
Они не пили, не ели, | Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку». |
На старушку все глядели, | Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами. |
И все делали вот так… | Показать любые загаданные им действия. |
6 Домашние животные
Довольна корова своими телятами | Загибают поочередно пальцы сначала большой палец, |
Овечка довольна своими ягнятами | затем указательный, |
Кошка довольна своими котятами | средний, |
Кем же довольна свинья? Поросятами! | безымянный, |
Довольна коза своими козлятами | мизинец, |
А я довольна своими ребятами! | большой палец на другой руке. |
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! | Прикрывают голову двумя руками. |
7 «Кошка»
Вот, убрав царапки, | Сжать пальцы в кулак, |
Кошка моет лапки. | круговые движения ладонью по лицу. |
Мордочку и ушки | Чуть согнутые ладошки движутся за ушами |
На своей макушке. | – показываем, как кошка моет ушки. |
8 «Котенок»
Шел один я по дорожке | Показать один пальчик, |
Шли со мной мои две ножки | показать два пальчика, |
Вдруг навстречу три мышонка | показать три пальчика. |
Ой, мы видели котенка! | Хлопнуть ладошками по щечкам. |
У него четыре лапки, | Показать четыре пальчика, |
На лапках – острые царапки. | царапать ноготками поверхность под рукой. |
Один, два, три, четыре, пять - | На каждый счет показать соответствующее число пальцев. |
Нужно быстро убегать. | Двумя пальцами указательным и средним убегаем по поверхности. |
9 «Два козленка»
Как-то раз к кому-то в гости Шёл козлёнок через мостик, | На обеих ручках прижать большими пальцами средние и безымянные пальцы, |
А навстречу шёл другой, Возвращался он домой. | держать кисти горизонтально, сближаем руки. |
Два рогатых глупых братца Стали на мосту бодаться, | Направить кисти рук в форме «козы» друг на друга. |
Не желая уступить И другого пропустить. | Соединить правую и левую руки с вытянутыми указательным и мизинцем с размахом. |
Долго козлики сражались, Разбегались и толкались. | Соединить правую и левую руки с вытянутыми указательным и мизинцем с размахом. |
Вот с разбега лбами – бух! | Хлопают в ладоши. |
И с моста в водичку – плюх! | Роняют руки на колени. |
10 «Дикие животные»
Это зайчонок, Это бельчонок, Это лисенок, Это волчонок, | Загибают поочередно пальцы сначала мизинец, затем безымянный, средний, указательный, |
А это спешит, ковыляет спросонок, бурый, мохнатый, смешной медвежонок. | вращают большим пальцем. |
11 «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке, Продает она орешки: | Сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки. Начинаем загибать пальчики, |
Лисичке-сестричке, | загибаем большой пальчик, |
Воробью, синичке | загибаем указательный пальчик, загибаем средний пальчик, |
Мишке толстопятому, | загибаем безымянный пальчик, |
Заиньке усатому, | загибаем мизинчик. |
Кому в зобок Кому в платок, Кому в лапочку. | Сжать пальцы в кулак и разжать их. Сжать пальцы в кулак и разжать их. |
12 «Заяц и ежик»
Заяц и ёжик навстречу друг другу Шли по дорожке по полю, по лугу | Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу. |
Встретились – и испугались они. | Стукнуть кулачками. |
Быстро бежали – поди догони! | Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны. |
13 «Зайка»
Зайка по лесу скакал, | Пальчики «скачут» по столу. |
Зайка корм себе искал | Пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу. |
Вдруг у зайки на макушке | Поднять руки к голове, |
Поднялись, как стрелки, ушки | изображаем ушки ручками. |
Шорох тихий раздается: | Руки приложить к уху. |
Кто-то по лесу крадется | Пальчики медленно идут по столу, |
Заяц путает следы, убегает от беды. | пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе. |
14 «Жирафы и слоны»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. | Хлопают ладошками по всему телу. |
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде: | Хлопают ладошками по всему телу. |
На лбу, ушах, на шее, на локтях, | Указательными пальцами дотронуться до ушей, шеи, локтей |
На носах, на животах, на коленях и носах. | Указательными пальцами дотронуться до живота, коленей, носа. |
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. | Хлопают ладошками по всему телу. |
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. | Аккуратно щипает себя, как бы собирая складки. |
На лбу, ушах, на шее, на локтях, | Указательными пальцами дотронуться до ушей, шеи, локтей. |
На носах, на животах, на коленях и носах. | Указательными пальцами дотронуться до живота, коленей, носа. |
15 «Рыбки»
Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. | Имитировать движения волн и рыбок. |
То сожмутся, разожмутся, | Ритмично сжимать и разжимать пальцы |
То зароются в песке. | имитировать движения рыбок. |
16 «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! | Делают ладошку у лба «козырьком». |
Что ты видишь, милый друг? | Приставляют пальцы колечками у глаз. |
Здесь прозрачная вода, | Разгибают пальцы, начиная с мизинца, |
Плывет морской конек сюда. | затем безымянный, |
Вот медуза, | средний, |
Вот кальмар. | пошевелить указательным, |
А это? Это рыба-шар. | пошевелить большим пальцем. |
А вот, расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог. | Сжать и разжать пальцы в кулак |
17 «Дятел»
Дятел дерево долбит: | Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите о неё. |
Тук-тук-тук. | Постукивание рук друг о друга. |
Целый день в лесу стоит Стук-стук-стук. | Приложить руку к уху |
18 «Птички зимой»
Прилетайте, птички! | «Зовущие» движения пальцами обеих рук, |
Сала дам синичке. | «режущие движения» одной ладони по другой. |
Приготовлю крошки, | Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб. |
Покормлю немножко | Показать развернутые ладони |
19 «Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели - | Скрещивают большие пальцы, |
С юга птицы прилетели! | машут ладошками. |
Прилетел к нам скворушка - Серенькое перышко. | Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки, |
Жаворонок, | затем безымянный, |
Соловей. Торопились: кто скорей? | средний палец, |
Цапля, | указательный, |
Лебедь, | большой. |
Утка, | Сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца правой руки, |
Стриж, | затем безымянный, |
Аист, | средний, |
Ласточка | указательный, |
И чиж - | большой. |
Все вернулись, прилетели, | снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками. |
Песни звонкие запели! | Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют». |
20 «Пчела»
Прилетела к нам вчера полосатая пчела. А за нею шмель - шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, | Машут ладошками, на каждое название насекомого загибают один пальчик. |
Как фонарики глаза | Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам. |
Пожужжали, полетали, | Машут ладошками, |
От усталости упали. | роняют ладони на колени. |
Дружно пальчики считаем. | Сжимают и разжимают пальцы. |
Насекомых называем: Бабочка, | Поочередно массажируем пальцы, начиная с большого. |
Кузнечик, | затем указательный, |
Муха, | средний, |
Это жук с зеленым брюхом. | безымянный. |
Это кто же тут звенит? | Массажируем и вращаем мизинцем, |
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! | прячем руки за спину |
21 «Лето»
Солнцем ласковым согрето, За весной приходит лето. | «Идём» указательным и средним пальцами одной руки, |
Будем в озере нырять | «ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд. |
И цветочки собирать. | «Срываем» одной рукой и «собираем» в другую. |
22 «За что люблю я лето?»
Вот за что люблю я лето? | Пальцы сжаты в кулак. Разгибают пальцы на каждый счет. |
Лето солнышком согрето. | Разгибают большой палец, |
Два – в лесу растет трава. | указательный, |
Три – ромашки – посмотри! | средний, |
А четыре - это лес, Полный сказок и чудес. | безымянный, |
Пять – купались мы опять. | Мизинец. |
Шесть – пора грибов поесть. | Разгибают пальцы на другой руке. Разгибают большой палец, |
Семь – малины я поем. | указательный, |
Восемь – сено мы покосим. | средний, |
Девять – бабушка идет, Землянику нам несет. | безымянный, |
Десять – все вокруг в листву одето. | мизинец |
Вот за что люблю я лето! | сжать и разжать пальцы в кулаке |
23 «Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять. | Загибаем пальчики по одному. |
Бабу снежную лепили, | Имитируем лепку комков, |
Птичек крошками кормили, | «крошим хлебушек» всеми пальчиками. |
С горки мы потом катались, | Ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки |
А еще в снегу валялись. | Кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной. |
Все в снегу домой пришли | Отряхиваем ладошки. |
Съели суп, и спать легли. | Производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку. |
23 «Осень»
Ветер по лесу летал Ветер листики считал. | Делают кистями плавные движения вперед – к груди. |
Вот дубовый, | Поочередно соединяют большой палец с остальными. С мизинцем, |
Вот кленовый, | с безымянным, |
Вот рябиновый резной, | со средним, |
Вот с березки золотой, | с указательным, |
Вот последний лист с осинки | с большим. |
Ветер бросил на тропинку | Встряхивают кистями рук. |
24 «Круглый год»
Круглый год, круглый год! | Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем. |
За зимой весна идет, | Вращают указательным пальцем, |
А за весною следом Торопится к нам лето. | вращают средним пальцем, |
И у кого не спросим - Идет за летом осень. | вращают безымянным пальцем, |
А за осенью сама Вновь идет, спешит зима. | вращают мизинцем. |
25 «Клён»
Ветер тихо клён качает, | Пальчики растопырены и тянутся вверх, |
Вправо, влево наклоняет: | качаем ладошками вправо-влево. |
Раз – наклон и два – наклон, | Наклоняем влево – вправо ладошки низко-низко. |
Зашумел листвою клён. | Пошевелить всеми пальчиками. |
26 «5 грибов»
В туесочке пять грибов. | Переплетают пальцы «корзиночкой», показывают 5 пальцев; |
Мухомор красный - Гриб опасный. | поочередно массируют каждый палец, начиная с большого. |
А второй - лисичка – Рыжая косичка. | Массируют указательный палец, |
Третий гриб - волнушка, Розовое ушко. | массируют средний палец, |
А четвертый гриб - сморчок, Бородатый старичок. | массируют безымянный палец, |
Пятый гриб - белый, Ешь его смело. | массируют мизинец |
27 «Фруктовая ладошка»
Этот пальчик - апельсин, Он, конечно, не один. | Поочередно массируют пальчики, начиная с большого. |
Этот пальчик - слива, Вкусная, красивая. | массируют указательный пальчик, |
Этот пальчик - абрикос, Высоко на ветке рос. | средний, |
Этот пальчик - груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» | безымянный, |
Этот пальчик - ананас, | мизинец. |
Фрукт для вас и для нас. | Показывают ладошками вокруг и на себя. |
28 «Овощи»
В огороде много гряд, | Сжимают и разжимают пальцы, |
Тут и репа, и салат, | загибают пальцы поочерёдно, начиная с мизинца, затем безымянный палец, |
Тут и свёкла, и горох, | Загибают средний, указательный, |
А картофель разве плох? | Загибают большой. |
Наш зелёный огород | Хлопают в ладоши. |
Нас прокормит целый год. |
29 «Капустка»
Мы капустку рубим, рубим, | Движения прямыми ладонями вверх-вниз, |
Мы капустку солим, солим, | поочередное поглаживание подушечек пальцев. |
Мы капустку трем, трем, | Потирать кулачок о кулачек, |
Мы капустку жмём, жмём. | потирать кулачок о кулачек. |
30 «Горох»
Пять маленьких горошин | Переплетя пальцы, обеих рук, |
Заперты в стручке. | сжимаем руки вместе. |
Вот выросла одна, И тесно ей уже. | Выпрямляем большие пальцы, |
Но вот растёт вторая, | выпрямляем указательные пальцы, |
И третья, а потом | выпрямляем средние пальцы, |
Четвёртая, пятая... | выпрямляем безымянные пальцы. |
Сказал стручок: «Бом!» | Хлопаем в ладоши. |
31 «Пирожки»
Муку в тесто замесили, | Сжимают и разжимают пальцы. |
А из теста мы слепили | Прихлопывают ладонями, «лепят». |
Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – | поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца обе ладони развернуть вверх. |
Всё мы испечем в печи. | Прихлопывают ладонями, «лепят». |
Очень вкусно! | Погладить живот |
32 «Транспорт»
Будем пальчики сгибать | Сжимают и разжимают пальчики. |
Будем транспорт называть: | Оставили сжатыми в кулачек, |
Автомобиль и вертолет, Трамвай, метро и самолет. | поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.. |
Пять пальцев мы в кулак зажали, | Пальцы сжаты в кулачек, |
Пять видов транспорта назвали. | разжать все пальцы |
33 «Обувь»
Обуваем ножки бегать по дорожке. | Двумя пальцами «шагают» по столу. |
Повторяй за мной слова: | Сжимают и разжимают пальцы. |
Ножка – раз, ножка – два! | Ставят два пальца на стол и поднимают по одному. |
В магазине покупают И на ножки надевают | Сжимают и разжимают пальцы, |
Папа, мама, брат и я – | загибают пальцы на руках. |
Любит обувь вся семья. | «Шагают» пальцами по столу |
34 «Игрушки»
У Антошки есть игрушки: | Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого. |
Вот веселая лягушка. | Загнуть большой палец, |
Вот железная машина. | указательный, |
Это мяч. Он из резины. | средний, |
Разноцветная матрешка | безымянный, |
И с хвостом пушистым кошка. | мизинец |
35 «Как живешь?»
Как живешь? Вот так! | Сжать кулак и поднять большой палец вверх, |
А плывешь? Вот так! | вытянуть руки вперед, прижав пальцы друг к другу, и совершать круговые движения кистями. |
Машешь вслед? Вот так! | Помахать кистями рук. |
Ждешь обед? Вот так! | Подпирает кулаком подбородок. |
А шалишь? Вот так! | Надувает щеки и ударяет по ним ладонями. |
36 «Комнатные растения»
На окно скорее глянь: | Показать ладонь вытянутыми пальцами. Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. |
Здесь у нас цветет герань. | Согнуть мизинец, |
А здесь красавец бальзамин, | согнуть безымянный палец, |
Амариллис рядом с ним. | согнуть средний палец, |
Фуксия, | согнуть указательный палец, |
Бегония - | согнуть большой палец. |
Мы все названья помним! | Раскрыть ладонь, |
Мы взрыхлим цветы, | пошевелить опущенными вниз пальцами. |
Польем, | Сжать пальцы в кулак и наклонить «полить цветы». |
Пусть подрастают день за днем! | Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком». |
37. «Игрушки»
Я с игрушками играю: | Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук. |
Мячик я тебе бросаю, | Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч». |
Пирамидку собираю, | Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз. |
Грузовик везде катаю. | Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку». |
38. «Ягоды»
С ветки ягодки снимаю, | Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. |
И в лукошко собираю. | Обе ладошки сложить перед собой чашечкой. |
Будет полное лукошко, | Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой. |
Я попробую немножко. Я поем ещё чуть-чуть, | Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот. |
Лёгким будет к дому путь! | Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше. |
39. «Грибы»
Красный-красный мухомор- | Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба. |
Белых крапинок узор. | Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки». |
Ты красивый, но не рвём! | Погрозили пальчиком. |
И в корзинку не берём! | Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...