картотека пальчиковых игр
методическая разработка (старшая группа)

Александрова Светлана Ло-Чжуновна

Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека пальчиковых игр47.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки»

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

(картотека)

Составила:

Александрова С.Л.

Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.

В детском саду пальчиковая гимнастика используется на занятиях физической культурой, музыкой, познавательной деятельностью. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности.

Пальчиковая гимнастика в некоторой степени относится к физической культуре, поскольку осуществляется мышечное развитие, развивается координация движений. Однако пальчиковые упражнения — нетрадиционная форма развития ребёнка. Учёные считают, что взрослые используют всего 5–10% потенциала головного мозга. Помимо интеллектуальной деятельности, мозг выполняет защитные функции, способен «спасти» от чрезмерной нагрузки. Мозг работает в режиме экономии и не позволяет исчерпать свои резервы. 

Держать мозг в тонусе позволяют постоянные тренировки — игры и упражнения для пальчиков, которые помогают развить интеллект, внимание и память, творческие и аналитические способности.

Функции пальчиковой гимнастики

Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:

  • способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);
  • активизируют речевые центры;
  • развивают внимание, память, воображение;
  • создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.

Кроме того, специалистами-рефлексологами отмечается связь между рецепторами на кистях рук и внутренними органами. Так, точечное воздействие на большой палец активизирует работу головного мозга, указательный палец влияет на функционирование желудка, средний — кишечника и позвоночника, безымянный — печени, мизинец — сердца.

Картотека пальчиковых игр

                                               

1 «Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Пальцы сжаты в кулачек, отгибаем  большой палец,              

Этот пальчик - бабушка, 

отгибаем указательный палец,

Этот пальчик - папочка, 

отгибаем средний палец,

Этот пальчик -мамочка,        

отгибаем безымянный палец,

Этот пальчик - я,  

отгибаем мизинчик,

Вот и вся моя семья!

сжать пальцы в кулак и разжать их.

2 «Кулачок»  

Этот пальчик-маленький,              

Загибаем мизинчик,

Этот пальчик - слабенький,              

загибаем безымянный пальчик,

Этот пальчик - длинненький,   

загибаем средний пальчик,

Этот пальчик - сильненький,    

загибаем указательный пальчик,

Этот пальчик -толстячок,              

загибаем большой пальчик.

Получился кулачок!

      

                

3 «Мои пальчики»

Мои пальчики расскажут,           

Все умеют, все покажут.

Поворачиваем ручки попеременно ладошками вверх и вниз.

Пять их на моей руке.                      

Все делать могут,

Всегда помогут.        

Сжимаем и разжимаем кулачки. Попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь.

Они на дудочке играют,              

Мячик бросают,                           

Белье стирают, пол подметают,

Они считают, щиплют,

Ласкают.

Имитируем описываемые движения

Всё успевают.             

Открываем ручки ладошками вверх.

4 «Утречко»

Утро настало,                 

Потягиваются, разводя руки в стороны

Солнышко встало.       

скрещивают кисти рук, расставив пальцы – «лучики».

- Эй, братец Федя,        

Разбуди соседей                

Ставят на раскрытую ладонь правый кулачок с отогнутым большим пальцем.

Вставай, Большак!  

Левой рукой дважды легким щелчком касаются большого пальца правой руки.

Вставай, Указка!

Повторяют действия с указательным пальцем правой  руки, остальные пальцы зажаты в кулак.

Вставай, Середка!       

Повторяют действия со средним пальцем правой руки,

Вставай, Сиротка

повторяют действия безымянным пальцем, 

И крошка Митрошка! 

повторяют действия с мизинцем, правая ладонь полностью раскрыта.

Привет, Ладошка!  

Левой ладонью хлопают по правой 2 раза.

5 «Веселая старушка»

У веселенькой старушки    

Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой избушке        

Сложить руки углом и показать избушку.

Десять сыновей.   

Показать десять пальцев.

Все без бровей                            

Очертить брови пальцами.

Вот с такими ушами,                  

Растопыренные ладони поднесены к ушам.

Вот с такими носами,             

Показать длинный нос пальцами.

Вот с такими усами,                  

Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.

Вот с такой головой,                  

Очертить большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой!                  

Показать руками большую бороду.

Они не пили, не ели,                 

Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку».

На старушку все глядели,     

Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами.

И все делали вот так…                

Показать любые загаданные им действия.

6 Домашние животные

Довольна корова своими телятами         

Загибают поочередно пальцы сначала

большой палец,

Овечка довольна своими ягнятами      

затем указательный,

Кошка довольна своими котятами         

средний,

Кем же довольна свинья? Поросятами!        

безымянный,

Довольна коза своими козлятами           

мизинец,

А я довольна своими ребятами!        

большой палец на другой руке.

Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!        

Прикрывают голову двумя руками.

7 «Кошка»

Вот, убрав царапки,               

Сжать пальцы в кулак,

Кошка моет лапки.          

круговые движения ладонью по лицу.

Мордочку и ушки           

Чуть согнутые ладошки движутся за ушами

На своей макушке.         

– показываем, как кошка моет ушки.

8 «Котенок»

Шел один я по дорожке             

Показать один пальчик,

Шли со мной мои две ножки             

показать два пальчика,

Вдруг навстречу три мышонка   

показать три пальчика.

Ой, мы видели котенка!             

Хлопнуть ладошками по щечкам.

У него четыре лапки,                       

Показать четыре пальчика,

На лапках – острые царапки.             

царапать ноготками поверхность под рукой.

Один, два, три, четыре, пять -      

На каждый счет показать

соответствующее число пальцев.

Нужно быстро убегать.

 Двумя пальцами указательным и средним убегаем по поверхности.

9 «Два козленка»

Как-то раз к кому-то в гости 

Шёл козлёнок через мостик,        

На обеих ручках прижать большими пальцами средние и безымянные пальцы,

А навстречу шёл другой,       

Возвращался он домой.        

держать кисти горизонтально, сближаем руки.

Два рогатых глупых братца   

Стали на мосту бодаться,        

Направить кисти рук в форме «козы» друг на друга.  

Не желая уступить                 

И другого пропустить.                  

Соединить правую и левую руки с вытянутыми указательным и мизинцем с размахом.

Долго козлики сражались,     

Разбегались и толкались.        

Соединить правую и левую руки с вытянутыми указательным и мизинцем с размахом.

Вот с разбега лбами – бух!        

Хлопают в ладоши.

И с моста в водичку – плюх!        

Роняют руки на колени.

10 «Дикие животные»

Это зайчонок,                           

Это бельчонок,                            

Это лисенок,                           

Это волчонок,                           

Загибают поочередно пальцы сначала мизинец, затем безымянный, средний, указательный,

А это спешит, ковыляет спросонок,

бурый, мохнатый, смешной медвежонок.           

вращают большим пальцем.

11 «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,          

Продает она орешки:                     

Сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки. Начинаем загибать пальчики,

Лисичке-сестричке,                   

загибаем большой пальчик,

Воробью, синичке                     

загибаем указательный пальчик, загибаем средний пальчик,

Мишке толстопятому,                     

загибаем безымянный пальчик,

Заиньке усатому,                               

загибаем мизинчик.

Кому в зобок                               

Кому в платок,                               

Кому в лапочку.                               

Сжать пальцы в кулак и разжать их. Сжать пальцы в кулак и разжать их.

12 «Заяц и ежик»

Заяц и ёжик навстречу друг другу   

Шли по дорожке по полю, по лугу         

Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.

Встретились – и испугались они.     

Стукнуть кулачками.

Быстро бежали – поди догони!         

Снова пальцы «идут», но теперь в  

разные стороны.

13 «Зайка»

Зайка по лесу скакал, 

Пальчики «скачут» по столу.

Зайка корм себе искал  

Пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу.

Вдруг у зайки на макушке 

Поднять руки к голове,

Поднялись, как стрелки, ушки

изображаем ушки ручками.

Шорох тихий раздается:

Руки приложить к уху.

Кто-то по лесу крадется

Пальчики медленно идут по столу,

Заяц путает следы,  убегает от беды.   

пальчики быстро-быстро бегают  по кругу на столе.

14 «Жирафы и слоны»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 

Хлопают ладошками по всему телу.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:

Хлопают ладошками по всему телу.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Указательными пальцами дотронуться до  ушей, шеи, локтей

На носах, на животах, на коленях и носах.

Указательными пальцами   дотронуться до живота, коленей, носа.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.          

Хлопают ладошками по всему телу.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.          

Аккуратно щипает себя, как бы собирая складки.  

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Указательными пальцами дотронуться до ушей, шеи, локтей.          

На носах, на животах, на коленях и носах.         

Указательными пальцами дотронуться до живота, коленей, носа.

      

15 «Рыбки»

Рыбки весело резвятся                            

В чистой тепленькой воде.        

Имитировать движения волн и рыбок.

То сожмутся, разожмутся,                 

Ритмично сжимать и разжимать пальцы

То зароются в песке.                           

имитировать движения рыбок.

16 «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!               

Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?               

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода,                          

Разгибают пальцы, начиная с мизинца,

Плывет морской конек сюда.                

затем безымянный,

Вот медуза,                                             

средний,

Вот кальмар.                                   

пошевелить указательным,

А это? Это рыба-шар.                         

пошевелить большим пальцем.

А вот, расправив восемь ног,         

Гостей встречает осьминог.        

Сжать и разжать пальцы в кулак

17 «Дятел»

Дятел дерево долбит:                  

Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите о неё.

Тук-тук-тук.                           

Постукивание рук друг о друга.

Целый день в лесу стоит       

Стук-стук-стук.        

Приложить руку к уху

18 «Птички зимой»

Прилетайте, птички!               

«Зовущие» движения пальцами обеих рук,

Сала дам синичке.               

«режущие движения» одной ладони по другой.

Приготовлю крошки,            

Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб.

Покормлю немножко                 

Показать развернутые ладони

19 «Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели -               

Скрещивают большие пальцы,

С юга птицы прилетели!           

машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка -      

Серенькое перышко.                   

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки,        

Жаворонок,                                 

затем безымянный,        

Соловей. Торопились: кто скорей?  

средний палец,  

Цапля,                                           

указательный,

Лебедь,                                           

большой.

Утка,                   

Сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца правой руки,

Стриж,                                           

затем безымянный,

Аист,                                                     

средний,

Ласточка                                           

указательный,

И чиж -                                           

большой.

Все вернулись, прилетели,           

снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!                     

Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют».

   

20  «Пчела»

Прилетела к нам вчера полосатая пчела.  

А за нею шмель - шмелек

И веселый мотылек,                                

Два жука и стрекоза,

Машут ладошками, на каждое название насекомого загибают один пальчик. 

Как фонарики глаза

 Делают   кружочки   из   пальчиков  и

подносят к глазам.

Пожужжали, полетали,                          

Машут ладошками,

От усталости упали.                                

роняют ладони на колени.

Дружно пальчики считаем.                    

Сжимают и разжимают пальцы.

Насекомых называем:                                 

Бабочка,                                                       

Поочередно массажируем пальцы, начиная с большого.

Кузнечик,                                                       

затем указательный,

Муха,                                                      

средний,

Это жук с зеленым брюхом.                       

безымянный.

Это кто же тут звенит?                                  

Массажируем и вращаем мизинцем,

Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!             

прячем руки за спину

                     

21 «Лето»

Солнцем ласковым согрето,     

За весной приходит лето.           

«Идём» указательным и средним пальцами одной руки,

Будем в озере нырять                 

«ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.

И цветочки собирать.                    

«Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.

22 «За что люблю я лето?»

Вот за что люблю я лето?               

Пальцы сжаты в кулак. Разгибают пальцы на каждый счет.

Лето солнышком согрето.             

Разгибают большой палец,

Два – в лесу растет трава.             

указательный,

Три – ромашки – посмотри!             

средний,

А четыре  - это лес,  

Полный сказок и чудес.                            

безымянный,

Пять – купались мы опять.             

Мизинец.

Шесть – пора грибов поесть.                

Разгибают пальцы на другой руке.

Разгибают большой палец,

Семь – малины я поем.                         

указательный,

Восемь – сено мы покосим.              

средний,

Девять – бабушка идет, 

Землянику нам несет.               

безымянный,

Десять – все вокруг в листву одето.         

мизинец

Вот за что люблю я лето!               

сжать и разжать пальцы в кулаке

23 «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять,  

Мы во двор пошли гулять.        

Загибаем пальчики по одному.

Бабу снежную лепили,

Имитируем лепку комков,

Птичек крошками кормили,             

«крошим хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,               

Ведем ладошкой правой руки по ладони

левой руки

А еще в снегу валялись.              

Кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Все в снегу домой пришли             

Отряхиваем ладошки.

Съели суп, и спать легли.             

Производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку.

23 «Осень»

Ветер по лесу летал                       

Ветер листики считал.                  

Делают кистями плавные движения вперед – к груди.

Вот дубовый,                 

Поочередно соединяют большой палец с остальными. С мизинцем,

Вот кленовый,                                  

с безымянным,

Вот рябиновый резной,                        

со средним,

Вот с березки золотой,                        

с указательным,

Вот последний лист с осинки     

с большим.

Ветер бросил на тропинку             

Встряхивают кистями рук.

24 «Круглый год»

Круглый год, круглый год!               

Сжимают в кулачок пальцы правой руки и

вращают большим пальцем.

За зимой весна идет,                         

Вращают указательным пальцем,

А за весною следом

Торопится к нам       лето.                          

вращают средним пальцем,

И у кого не спросим -

Идет за летом осень.                         

вращают безымянным пальцем,

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.               

вращают мизинцем.

25 «Клён»

Ветер тихо клён качает,               

Пальчики растопырены и тянутся вверх,

Вправо, влево наклоняет:               

качаем ладошками вправо-влево.

Раз – наклон и два – наклон,      

Наклоняем влево – вправо ладошки низко-низко.

Зашумел листвою клён.                 

Пошевелить всеми пальчиками.

26 «5 грибов»

В туесочке пять грибов.               

Переплетают пальцы «корзиночкой»,

показывают 5 пальцев;

Мухомор красный -                        

Гриб опасный.                                     

поочередно массируют каждый палец, начиная с большого.

А второй - лисичка – 

Рыжая косичка.        

Массируют указательный палец,

Третий гриб - волнушка,                 

Розовое ушко.        

массируют средний палец,

А четвертый гриб - сморчок,         

Бородатый старичок.                         

массируют безымянный палец,

Пятый гриб - белый,

Ешь его смело.                                     

массируют мизинец

27 «Фруктовая ладошка»

Этот пальчик - апельсин,               

Он, конечно, не один.                           

Поочередно массируют пальчики, начиная с большого.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.                         

массируют указательный пальчик,

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.                         

средний,

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»               

безымянный,

Этот пальчик - ананас,                         

мизинец.

Фрукт для вас и для нас.               

Показывают ладошками вокруг и на себя.

28 «Овощи»

В огороде много гряд,                         

Сжимают и разжимают пальцы,

Тут и репа, и салат,                               

загибают пальцы поочерёдно, начиная с мизинца, затем безымянный палец,

Тут и свёкла, и горох,                         

Загибают средний, указательный,

А картофель разве плох?               

Загибают большой.

Наш зелёный огород                           

Хлопают в ладоши.

Нас прокормит целый год.               

29 «Капустка»

Мы капустку рубим, рубим,               

Движения прямыми ладонями вверх-вниз,

Мы капустку солим, солим,        

поочередное поглаживание подушечек пальцев.

Мы капустку трем, трем,             

Потирать кулачок о кулачек,

Мы капустку жмём, жмём.             

потирать кулачок о кулачек.

                

30 «Горох»

Пять маленьких горошин             

Переплетя пальцы, обеих рук,

Заперты в стручке.                       

сжимаем руки вместе.

Вот выросла одна,

И тесно ей уже.                                 

Выпрямляем большие пальцы,

Но вот растёт вторая,                       

выпрямляем указательные пальцы,

И третья, а потом                                 

выпрямляем средние пальцы,

Четвёртая, пятая...                       

выпрямляем безымянные пальцы.

Сказал стручок: «Бом!»             

Хлопаем в ладоши.

31 «Пирожки»

Муку в тесто замесили,                   

Сжимают и разжимают пальцы.

А из теста мы слепили                     

Прихлопывают ладонями, «лепят».

Пирожки и плюшки,          

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –                           

 поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца обе ладони развернуть вверх.

Всё мы испечем в печи.               

Прихлопывают ладонями, «лепят».

Очень вкусно!                                   

Погладить живот

32 «Транспорт»

Будем пальчики сгибать                 

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:             

Оставили сжатыми в кулачек,

Автомобиль и вертолет,                 

Трамвай, метро и самолет.                 

поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца..

Пять пальцев мы в кулак зажали,   

Пальцы сжаты в кулачек,

Пять видов транспорта назвали.    

разжать все пальцы

33 «Обувь»

Обуваем ножки бегать по дорожке. 

Двумя пальцами «шагают» по столу.

Повторяй за мной слова:                         

Сжимают и разжимают пальцы.

Ножка – раз, ножка – два!                 

Ставят два пальца на стол и поднимают по одному. 

В магазине покупают                               

И на ножки надевают                               

Сжимают и разжимают пальцы,

Папа, мама, брат и я –                           

загибают пальцы на руках.

Любит обувь вся семья.                       

«Шагают» пальцами по столу

34 «Игрушки»

У Антошки есть игрушки:                

Поочередно сгибают пальчики в кулачок,

начиная с большого.

Вот веселая лягушка.                         

Загнуть большой палец,

Вот железная машина.                          

указательный,

Это мяч. Он из резины.                          

средний,

Разноцветная матрешка                

безымянный,

И с хвостом пушистым кошка.     

мизинец

                

35 «Как живешь?»

Как живешь? Вот так!                    

Сжать кулак и поднять большой палец вверх,

А плывешь? Вот так!         

вытянуть  руки вперед, прижав пальцы друг к другу,

и совершать  круговые движения кистями.

Машешь вслед? Вот так!         

Помахать кистями рук.

Ждешь обед? Вот так!                    

Подпирает кулаком подбородок.

А шалишь? Вот так!                   

Надувает щеки и ударяет по ним ладонями.

36 «Комнатные растения»

На окно скорее глянь:                   

Показать ладонь вытянутыми пальцами. 

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Здесь у нас цветет герань.          

Согнуть мизинец,

А здесь красавец бальзамин,         

согнуть безымянный палец,

Амариллис рядом с ним.         

согнуть средний палец,

Фуксия,                                         

согнуть указательный палец,

Бегония -                                       

согнуть большой палец.

Мы все названья помним!         

Раскрыть ладонь,

Мы взрыхлим цветы,                   

пошевелить опущенными вниз пальцами.

Польем,                             

Сжать пальцы в кулак и наклонить «полить цветы».

Пусть подрастают день за днем!         

Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».                                                                     

37.  «Игрушки»

Я с игрушками играю: 

Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.

Мячик я тебе бросаю,  

Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».

Пирамидку собираю,   

Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.

Грузовик везде катаю. 

Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».

38. «Ягоды»

С ветки ягодки снимаю,

Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с  него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.  

Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко,

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной  ладошкой.

Я попробую немножко.  

Я поем ещё чуть-чуть,

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.

Лёгким будет к дому путь!  

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

 

39.  «Грибы»

Красный-красный мухомор-  

Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.

Белых крапинок узор.

Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки  показываем «крапинки».

Ты красивый, но не рвём!

Погрозили пальчиком.

И в корзинку не берём!  

Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...