картотека
картотека (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«дыхание» Цель : улучшить функцию внешнего дыхания , осваивать носовое дыхание . Оборудование : картинки с изображением птиц , животных, людей, растений. Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку : Носиком дышу свободно, Тише - громче, как угодно. Без дыханья жизни нет , Без дыханья меркнет свет . Дышат птицы и цветы, Дышим он, и я, и ты. (Вдохи всем телом после каждой строчки) . «воздушный футбол» Цель : выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование : «мячи» из ваты, кубики. Из кусочков ваты скатать шарик – «мяч» . Ворота – 2 кубика. Ребенок дует на «мяч» , пытаясь «забить гол» - вата должна оказаться между кубиками. « листопад » Цель : выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование : листочки из тонкой бумаги. Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку «устроить листопад» - сдувать листочки с ладони . « снегопад » Цель : выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование : «снежки» из ваты. Сделать из ваты мелкие шарики – «снежинки» , положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» - сдувать снежинки с ладони.
мой воздушный шарик Цель : выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ. Оборудование : воздушные шары. Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот . Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом : Мой воздушный шарик, раз, два, три. Легкий, как комарик, посмотри. Носом я вдыхаю , не спешу, За своим дыханием слежу . «яблоня» Цель : развивать слуховое внимание , умение координировать носовое и ротовое дыхание Педагог читает сказку, дети выполняют движения по тексту : Есть сказка новая у нас – интереснейший рассказ. Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела, Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели. А эта яблоня какая? Да, да, красивая, большая, И много у нее ветвей, совсем как руки у детей. (Дети встают в круг, тесно прижавшись друг к другу. Поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими). Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют. Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших. (Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки) . Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся. (Дети покачивают руками из стороны в сторону) . Надо ветру помогать, тоже будем поддувать, Носом воздух набираем, через ротик выпускаем. (Дети дуют все вместе) . Сразу яблоки упали и о землю застучали, Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята собрались, Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают. (Топают ногами ) . « лесная азбука » Цель : развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ. К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает «уроки лесной азбуки» . Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, «осваивают» лесную азбуку : «У-У-У» - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами) . «А-У-У» - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат) . «Ы-Ы-Ы» - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши) . «кораблик» Цель : выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование : бумажный кораблик, таз с водой. Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку : Ветерок, ветерок, натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки.
«комар» Цель : развивать фонационный (озвученный) выдох. Оборудование : предметная картинка «комар» . (Проводится, если ребенок правильно произносит звук « з » ). Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук « з » . Взрослый произносит рифмовку : З-з-з – комар летит, З-з-з – комар звенит. «жуки» Цель : развивать фонационный (озвученный) выдох. Оборудование : предметная картинка «жук» . (Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж» ). Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж» . Взрослый произносит рифмовку : Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки, Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим. «варим кашу» Цель : развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе. Оборудование : детские стулья, поставленные в виде круга. Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют «роли» : молоко, сахар, крупа, соль. На слова : Раз, два, три, Горшочек, вари! ( «Продукты» поочередно входят в круг – «горшочек» ). Каша варится. (Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот – выдох и произносят : «Ш-Ш-Ш» ). Огонь прибавляют. (Дети произносят : «Ш-Ш-Ш» в убыстренном темпе). Раз, два,три , Горшочек, не вари! «Дует ветерок» Цель : развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и «змейкой» двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения : Золотое солнышко по небу катается С утра улыбается, А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая «солнышко» и встают в круг). Что было дальше? Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая «тучку» ). Вдруг подул ветерок, А гудел он так : У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук) .
«дразнилка» Цель : развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов. Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями : Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек. Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу : Кар-кар, гав-гав, жу-жу , Бе-бе , ме-ме , ква-ква. «поезд» Цель : развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз. Оборудование : схемы слов – «вагончики» , предметные картинки из серий : «Игрушки» , «Овощи» и др. Показывается предметная картинка и педагог проговаривает фразу типа : «Это яблоко» и выставляет два вагончика. Детям предлагается дополнить фразу одним новым словом – добавить к поезду «вагончик» . Например, ребенок может сказать : «Это большое яблоко» . Следующий ребенок скажет : «Это большое красное яблоко» . На каждое добавленное слово присоединяется «вагончик» . Важно помнить, что перед началом фразы необходимо сделать вдох. Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы – с паузой через 3-4 слова. «полет на шарике» Цель : развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, ритм и выразительность речи; Оборудование : разноцветные мячи. Дети двигаются по кругу с мячами в руках и произносят стихотворный текст : Все дети во сне летают. (Дети поднимаются на носочки и тянут руки с мячом вверх) . К звездам полететь мечтают. Мы подрастаем, пока летаем . ( Дети двигаются по кругу с мячами в руках) . Мы подрастаем, пока мечтаем. (Дети поднимаются на носочки, тянутся мячом вверх и делают вращения вокруг себя). «Дирижер» Цель : развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание. Оборудование : палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков (красные – гласные; синие с колокольчиком – согласные, звонкие, твердые; зеленые с колокольчиком – согласные, звонкие, мягкие; синие без колокольчика – согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика – согласные, глухие мягкие). Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в другую руку – палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос. Методические указания. Необходимо дать детям установку на произнесение конкретного звука, который, например, изучается в настоящее время на занятии по формированию фонематической стороны речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...