РАБОТА С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
проект

Пастухова Ольга Владимировна

Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для молодых специалистов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»

Старайтесь:

Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.

Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.

Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.

Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

"Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.

Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.

Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

Не скупитесь на похвалу.

Не создавайте конфликтных ситуаций.

Следите за внешностью и поведением.

Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

Любить ребенка таким, каков он есть.

Уважать в каждом ребенке личность.

Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

Кричать и наказывать детей.

Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

Приходить к детям с плохим настроением.

Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

Оставлять детей одних.

Управление адаптацией молодых специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Помочь педагогу в этом может организованное в ДОУ методическое сопровождение начинающих воспитателей, задачи которого - учесть факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества воспитателей.
В современной кадровой терминологии очень часто можно слышать такие слова, как подбор, отбор, переподготовка и аттестация персонала, и крайне редко встречается такое понятие, как адаптация. Вопросы адаптации молодых специалистов имеют большое практическое значение. Молодой педагог на новом месте работы сталкивается с большим количеством трудностей.

В современной кадровой терминологии очень часто можно слышать такие слова, как подбор, отбор, переподготовка и аттестация персонала, и крайне редко встречается такое понятие, как адаптация. Вопросы адаптации молодых специалистов имеют большое практическое значение. Молодой педагог на новом месте работы сталкивается с большим количеством трудностей.  

При поступлении на работу в детский сад молодой специалист испытывает серьезный стресс. От того, насколько легко он преодолеет данный этап, зависит становление педагога как профессионала и его верность выбранной профессии.
Помочь педагогу в этом может организованное в ДОУ методическое сопровождение начинающих воспитателей, задачи которого - учесть факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества воспитателей.

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью. От того, как он преодолеет этот этап, зависит его личностное и профессиональное развитие, а также состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли в сфере дошкольного образования.

Высокие требования к профессиональной компетентности обусловили важность начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. Изучение творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие воспитатели в ходе организации воспитательно-образовательного процесса, показало, что молодые специалисты:

с трудом применяют полученные теоретические знания на практике;

имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми;

неадекватно оценивают свои возможности;

имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста.

Все это в совокупности с низкой оплатой труда, социальной напряженностью, невысоким статусом профессии воспитателя зачастую является причиной ухода начинающих педагогов из сферы дошкольного образования.

Поэтому целью нашей работы является: разработка комплекса управленческих условий адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности в ОУ.

Отсюда мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Проанализировать процесс управления адаптацией молодых персонала в ДОУ, определить проблемную ситуацию.

2. Рассмотреть теоретические основы управления процессом адаптации молодых специалистов.

3. Выделить особенности управления профессиональным становлением педагогов ДОУ в современных условиях.

4. Разработать проект управления адаптацией молодого педагога к профессиональной деятельности в ОУ.

Объект: адаптация молодого педагога к профессиональной деятельности в ДОУ.

Предмет исследования: управленческие условия процесса адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности в ДОУ.

Базой исследования являлось МБДОУ №33

Методы исследования: в работе использовались методы как эмпирического, так и теоретического уровня (изучение литературы, документов, учебных планов, письменного и устного опросов, наблюдения, экспертные оценки, эксперимент, изучение педагогического опыта и др.)

При теоретическом анализе я проанализировала что в словаре иностранных слов «адаптация» трактуется как «приспособление организма, органов чувств к окружающим условиям». Следовательно, человек в жизни адаптируется буквально ко всему и от того, насколько быстро и легко пройдёт этот период, настолько большая отдача сил, энергии и интеллекта будет от человека.

Адаптация молодого специалиста – это не только приспособление к новым условиям жизнедеятельности, но и активное усвоение норм профессионального общения, производственных навыков, трудовой дисциплины, традиций трудового коллектива, то есть процесс вхождения в ту или иную социальную среду.

Важным моментом успешности жизнедеятельности коллектива является настроение и атмосфера, в которой он живет или социально-психологический климат коллектива, а это - эмоции, отношения, настроения, мнения и установки. Особенно ценны для благоприятной обстановки любого коллектива такие черты характера человека, как жизнерадостность, веселый нрав, оптимизм, а также, уравновешенность и самообладание, которые смогут не допустить конфликта. Таким образом, нормальный, здоровый психологический климат в коллективе всегда является залогом его успешности и работоспособности.

Молодой сотрудник, осваивая профессиональную сферу своей жизни, всегда проходит два уровня адаптации, профессиональный и психологический. Профессиональная адаптация – процесс взаимного приспособления работника и организации, основывающийся на постепенном включении сотрудника в трудовой процесс в новых для него профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда, на её ход влияют индивидуальные характеристики человека, его интересы, установки, особенности интеллекта.

Психологическая адаптация, по мнению специалистов, является наиболее важной. Нормальный климат, искренняя и доброжелательная атмосфера скорее вызовут у молодого специалиста заинтересованность в работе даже при низкой зарплате. Кроме того, проявляя интерес к работе коллег, молодой специалист сможет завоевать определенное доверие к себе и приобретет профессиональный опыт.

Необходимость управления адаптацией  доказана опытом многих отечественных и зарубежных предприятий. 

Управление процессом адаптации — это активное воздействие на факторы адаптации, предопределяющие ее ход, сроки и снижение неблагоприятных последствий.

Задача по управлению процессом адаптации, в основном, ложится на руководителя и на старшего воспитателя, который выстраивает систему методической  работы с педагогами. Эта система работы по адаптации представляет собой продуманную процедуру введения в должность, составляя ее необходимо учитывать специфику дошкольного учреждения.

1.  Педагогический коллектив детского сада – это, преимущественно, женский коллектив.

2. Деятельность начинающего педагога связана с детьми от 3 до 7 лет, что предполагает развитое чувство  ответственности и необходимость предварительного инструктажа.

3. Воспитателя невозможно отрывать от работы с детьми, поэтому все мероприятия по более подробному введению в профессию молодого специалиста можно проводить только во время дневного сна, когда в спальне с воспитанниками присутствует второй воспитатель или помощник воспитателя.

Для того чтобы учесть в методической работе факторы, влияющие на успешность профессиональной адаптации начинающего воспитателя в ДОУ, был разработан проект методического сопровождения педагогов на этапе адаптации.

Анализ своей личной ситуации показал, то, что молодые специалисты с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а  родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Те воспитатели, которые в первый год своей работы не получат поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью - испытывают шок. Молодой воспитатель боится собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями, опасается критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуется, что что-нибудь не успеет, забудет, упустит. А это приводит к стрессу, сгоранию и увольнению.

Цель нашего проекта: создание системы работы, позволяющей начинающему педагогу не только успешно адаптироваться в ДОУ, но и развить умения и навыки - важные показатели педагогической компетентности - в различных профессиональных ситуациях.

Задачи:

-проанализировать затруднения, которые сталкиваются молодые педагоги,

- разработать систему мероприятий по методическому сопровождению с учетом их затруднений и потребностей;

- внедрить систему работы сопровождения начинающего педагога в деятельность ДОУ;

- провести мониторинг качества внедрения работы с начинающими воспитателями.

Решить поставленные задачи предполагалось в три этапа: предварительный, основной, заключительный.

Цель 1этапа - выявление затруднений и знакомство с коллективом ДОУ.

Цель 2 этапа - создание и апробирование системы мероприятий, способствующие профессиональной и психологической адаптации молодых специалистов в коллективе ДОУ:

Реализация этого этапа осуществлялась с использованием – «Школы молодого воспитателя», методические объединение, «Посвящение» , семинары-практикумы и т.д.

Разработано положение “Педагогической гостиной молодого воспитателя”, которое мы рассмотрели и утвердили на Совете педагогов. С тематикой заседаний “Педагогической гостиной молодого воспитателя” педагогов знакомим в начале учебного года, это позволяет им принять активное участие в жизни детского сада.

Цель 3 этапа - анализ эффективного влияния процесса профессиональной и психологической адаптации молодого специалиста в коллективе.

Ожидаемые результаты

1. минимизировать проблему с которой сталкиваются молодые специалисты вовремя адаптации в ДОУ,

2. формирование профессиональной компетенции способствующие профессиональной адаптации,

3. создание благоприятного эмоционального климата способствующие адаптации специалиста,

4. создание системы мотивации для молодого педагога ДОУ,

5. минимизировать процесс увольнения молодых специалистов в первые годы работы.

Таким образом, проект методического сопровождения начинающих педагогов на этапе вхождения в профессию должен помочь им успешно адаптироваться в пространстве ДОУ, а также повысить процент желающих продолжить работу.

Принимая человека на работу, Вы приглашаете его стать членом большой корпоративной семьи и необходимо помнить, что от первого впечатления зависит многое. Чем тщательнее вы подготовитесь к встрече с новым сотрудником и эффективнее организуете его первый рабочий день, тем быстрее он подключится к работе и станет частью коллектива; и каждый раз, приходя на работу, будет доволен тем, что является сотрудником именного вашего учреждения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация методического проекта по работе с молодыми специалистами "Ступени педагогического мастерства"

презентация представляет проект по работе дошкольного учреждения с молодыми специалистами...

Учебно-методическое пособие по работе с молодым специалистом в ДОУ

Памятка для молодых специалистов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»Анкета молодого специалистаТест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивос...

План работы с молодыми специалистами

Данный план  поможет начинающим старшим восптателям организовать работу с молодыми специалистами...

Работа с молодым специалистом в ДОУ

Из опыта работы  В сентябре 2012 года наш педагогический коллектив пополнился молодым специалистом.   В современных условиях реформирования национальной системы образова...

Работа с молодыми специалистами

Работа с молодыми специалистами...

План работы наставника молодых специалистов

представлен план наставнической работы с начинающими воспитателями....