Утренняя гимнастика. Значение.
статья
Утренняя гимнастика в дошкольном учреждении является важным компонентом двигательного режима
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Утренняя гимнастика | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА.
1. Задачи и значение утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика в дошкольном учреждении является важным компонентом двигательного режима.
Она обеспечивает:
-хорошее настроение,
-повышает жизненный тонус.
Утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребенка в
- деятельное состояние,
- углубляет дыхание,
- усиливает кровообращение,
- содействует обмену веществ,
- жизнедеятельность организма,
- дает высокий оздоровительный эффект.
У детей, систематически занимающихся утренней гимнастикой:
- пропадает сонливое состояние,
- появляется чувство бодрости,
- наступает эмоциональный подъем,
- повышается работоспособность.
Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений активизируют:
- деятельность всех внутренних органов и систем,
- повышают физиологические процессы обмена,
- увеличивают возбудимость коры головного мозга,
- а также реактивность всей центральной нервной системы, поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов:
- зрительного,
- слухового,
- опорно-двигательного,
- кожного,
- повышает жизнедеятельность организма в целом.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое
воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей:
- привычку ежедневно делать физические упражнения,
- приучает организованно начинать свой трудовой день,
- согласованно действовать в коллективе,
- быть целеустремленным,
- внимательным,
- выдержанным,
- вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует:
- совершенствованию двигательных способностей у детей,
- развивает физические качества (силу, ловкость, гибкость, выносливость, волю),
- улучшает работу координационных механизмов,
- способствует приобретению знаний в области физической культуры.
Таким образом, утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
Перед утренней гимнастикой стоят совершено особенные задачи, а именно:
- «пробудить» организм ребенка,
- настроить его на действенный лад,
- разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему,
- активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма,
- стимулировать работу внутренних органов и органов чувств,
- способствовать формированию правильной осанки,
- хорошей походки,
- предупреждать возникновение плоскостопия.
Утренняя гимнастика важна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.
Утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.
В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.
Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног, рук и др.). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка.
Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия.
Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.
2. Содержание утренней гимнастики
Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика,
- начинается с разминки и
-заканчивается восстановительными упражнениями.
Утренняя гимнастика не продолжительна (3 – 10 минут) и физические нагрузки в ней не велики.
В группах детского сада утренняя гимнастика обязательная часть режима дня и проводится ежедневно перед завтраком. С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду – в помещении.
Для закаливания детей старшего возраста (в теплую погоду) предлагают заниматься в спортивных костюмах, трусах, майка, кеды,
а в прохладную - в свитерах, легких куртках, не стесняющих движений.
Дети младшего возраста занимаются утренней гимнастикой в повседневной одежде.
В зимнее время для проведения утренней гимнастики используют физкультурный зал или групповую комнату. Перед занятиями помещение хорошо проветривают и проводят влажную уборку.
Утреннюю гимнастику подразделяют на три части:
-вводную,
-основную,
-заключительную.
Каждая часть имеет свои задачи и содержание.
В первой, вводной части:
-организуют внимание детей,
-обучают их согласованным действиям,
-выработке правильной осанке и
-подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений.
С этой целью включают:
-построения (в колонну, в шеренгу);
-строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом);
-перестроения из одной колоны в две,
- из двух колон в четыре,
- в круг, несколько кругов,
-смыкания и размыкания приставными шагами в сторону;
- непродолжительную ходьбу,
- чередующиеся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом);
-бег друг за другом и врассыпную
или в сочетании с прыжками.
Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут.
Во второй, основной части ставят задачи:
- укрепления основных мышечных групп,
- формирования правильной осанки.
Для решения данной задачи выполняют обще-развивающие упражнения в определенной последовательности.
Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки,
- хорошему выпрямлению позвоночника,
- развития дыхательных мышц.
Затем упражнения для мышц туловища.
Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы.
После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему.
Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.
После выполнения всех обще развивающих упражнений.
-дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу.
-Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий.
В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Значение и организация утренней гимнастики в семье»
В данной консультации даются рекомендации родителям как можно организовать и провести утренную гимнастику в домашних условиях....
Значение утренней гимнастики.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, ...
Значение утренней гимнастики для дошкольников
Утренняя гимнастика в коллективе имеет много положительных сторон, и нередко ребёнок в детском саду охотно выполняет упражнения потому, что занимаются все дети. В семье ребёнку надо создавать такие ус...
Значение утренней гимнастики в физическом развитии ребенка.
Утренняя зарядка в детском саду....
Значение утренней гимнастики для ребенка
Значение утренней гимнастики для ребенка (консультация для родителей)...
Значение утренней гимнастики
Здесь я представила свои находки....
Значение утренней гимнастики и гимнастики после сна в развитии детей.
Гимнастика - система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способн...