Интернет - ресурсы "Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками"
методическая разработка

Юлия Константиновна Ковальчук

Изучаю совеременные подходы, методы, по использованию релаксационных упражнений с целью коррекции эмоционально - волевой сферы дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx46.04 КБ
Файл uprazhnenie_na_relaksatsiyu.docx19.18 КБ
Файл uprazhnenie_na_dyhanie.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №26

ГОРОДА ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

Мастер-класс для педагогов

«Использование релаксационных упражнений

в работе с детьми дошкольного возраста»

                                                   

                                     

Подготовила педагог- психолог: Садовая О.В.

2020г.

ЦЕЛЬ:  Формирование у педагогов навыков использования релаксационных упражнений в работе с дошкольниками, а так же обучение воспитателей приемам саморасслабления.  Психопрофилактическая работа по сохранению и укреплению психологического и физического здоровья воспитанников ДОУ.


ЗАДАЧИ:
1.Познакомить педагогов с особенностями использования релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста;
2. Практически отработать навыки выполнения релаксационных упражнений.

 
Участники:  группа педагогов от 10 до 15 человек.

Продолжительность: –  30 мин.

Ход работы:

Вводная часть

Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр.   К тому же, современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых: посещают детский сад, различные кружки и спортивные секции. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка необходимо научить его управлять своим телом. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию. 

Релаксация – это, прежде всего, расслабление, т.е. процесс обратный нахождению в состоянии стресса. Главная задача релаксации – снятие нервного напряжения.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.  Систематическое выполнение релаксационных упражнений позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.

Релаксация не имеет побочных действий, она может расслабить за полминуты, не вызывает зависимости, улучшает состояние гормонального фона.

Научиться управлять своим телом, значит научиться управлять своими эмоциями. Существует  несколько видов релаксации  - активная и пассивная, а так же цветомедитация.

Информационная часть

Релаксационная техника «Напряжение-расслабление»

      Наукой доказано, что разум и тело взаимосвязаны. Известно, что у человека в состоянии стресса тонус мышц повышается. Предполагается, что существует и обратная связь: при снижении тонуса мышц снижается и психическое напряжение. Следовательно, уменьшения психического напряжения можно добиться глубоким мышечным расслаблением.

       Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. 

       Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных упражнений. 

     Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, он направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных методик. Первыми специалистами, применившими метод релаксации в своей деятельности и разработавшими техники мышечной релаксации, были американский психолог Э.Джекобсон и немецкий врач-невропатолог И.Шульц.  Э.Джекобсон доказал, что расслабление мышц помогает снять состояние гипервозбуждения нервной системы, помогая ей отдохнуть и восстановить равновесие. Метод мышечной релаксации Э. Джекобсона основан на том принципе, что после сильного мышечного напряжения наступает их сильное расслабление. То есть, чтобы расслабить какую-то мышцу, нужно ее предварительно сильно напрячь. Напрягая попеременно разные группы мышц, можно добиться максимального расслабления всего тела. Этот вид мышечной релаксации самый доступный, в игровой форме его применяют даже  с самыми маленькими детьми.

     Как правило, подобные мышечные релаксации проводятся психологами как элемент оздоровительной технологии «психогимнастика». Но несложные игровые релаксационные упражнения в технике «напряжение-расслабление» вполне возможно использовать и воспитателям в работе с дошкольниками. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая воспитателю, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей заинтересованы «новой игрой», они хорошо расслабляются, что заметно по их внешнему виду: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание и т.д.

     Для воспитателей, начинающих использовать в своей работе с дошкольниками  релаксационные упражнения, хотелось бы дать несколько несложных советов:

1.   Прежде чем выполнять упражнение с детьми, попробуйте сделать это самостоятельно.

2. Не забывайте, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — более длительным. Обратите внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия.

3.    Перед каждым упражнением настройте детей, найдите способ заинтересовать их.

4.    Не повышайте голос при проведении релаксационного упражнения.

5.    Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

6.  Повторяйте каждое упражнения не более 2 - 3 раз. Не используйте одновременно разные упражнения.

7.     Разучивать с детьми новые релаксационные упражнения следует планомерно.

Релаксационные упражнения включаются в режим дня детского сада.

Первое упражнение направлено на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, может быть использовано как физминутка на занятии, в любом режимном моменте в течение дня (Приложение1)

Второе упражнение – это мышечная релаксация по представлению. Проводится один раз в день, после дневной прогулки. (Приложение 2)

     В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

1 этап Лечь удобно и расслабиться.

2 этап Прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным  взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при  этом закрыть глаза.

3 этап  Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

Вводная часть перед каждым упражнением

Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Педагог: «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

Практическая часть

Релаксационные упражнения по контрасту с напряжением

  • РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
    ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ЛИЦА

Выполняются следующие упражнения (2—3 раза)

«Качели»

Инструкция:
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (
мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица).

«Улыбка»

Инструкция:
Вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек... Дышите и улыбайтесь... Ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.

«Варвара»

Инструкция:

А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно — расслабление приятно!
Шея не напряжена и рас-сла-а-бле-на...
А теперь смотрите вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно — расслабление приятно!
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на...
Любопытная Варвара
Смотрит влево... смотрит вправо...
А потом опять вперед — тут немного отдохнет.
Шея не напряжена и рас-слаб-ле-на...

  • РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
    ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ
    С МЫШЦ ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ

Выполняются следующие упражнения (2—3 раза)

«Сорви яблоко»

Инструкция:
Представьте себе, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Потянитесь как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь можете сорвать яблоко. Нагнитесь и положите яблоки в корзинку, медленно выдохните и расслабьтесь, встряхните руками, потрясите ладошками.

«Солнышко и тучка»

Инструкция:
Вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно — все сжались в комочек, чтобы согреться (
задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко — все расслабились (на выдохе).

«Муравей»

Инструкция:
Вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой потянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (
задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки вниз, стопы в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.

«Штанга»

Инструкция:
Вы — штангисты. Перед вами лежит очень тяжелая штанга. Вы поднимаете ее, вам тяжело, ох как тяжело... Но вот вес взят — вы подняли штангу... Потом «бросаем» штангу, наклонились. Руки устали... потрясли руками... расслабились... отдыхаем...

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ

Упражнение «Облака» (выполняется под музыкальное сопровождение)

«Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

Теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака — такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако... (пауза — поглаживание детей). Оно поглаживает вас... Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

Итог мастер – класса и рефлексия :

      Использование релаксационных  упражнений эффективно, если они выполняются с детьми ежедневно, включены в режим дня. Предлагаю вам систему релаксационных  упражнений для детей дошкольного возраста. (см. Приложение)

  • Обсуждаются имеющиеся у педагогов вопросы
  • Обратная связь: Предлагаю высказаться по кругу:

-  Мне больше всего понравилось…

-  Не понравилось, хотелось бы…

- Считаю целесообразным применять /не применять…

Приложение

СИСТЕМА РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Неделя месяца

сентябрь

октябрь

I

1) “Солнечный зайчик”
2) “На полянке”

1) “Бабочка”
2) “Волшебный сон”

II

1) “Улыбка”
2) “На полянке”

1) “Солнечный зайчик”
2) “Волшебный сон”

III

1) “Пчелка”
2) “Порхание бабочки”

1) “Варвара”
2) “Водопад”

IV

1) “Качели”
2) “Порхание бабочки”

1) “Шишки”
2) “Водопад”

ноябрь

декабрь

I

1) “Сорви яблоко”
2) “Воздушный шарик”

1) “Сосулька”
2) “Снежинки”

II

1) “Холодно-жарко”
2) “Воздушный шарик”

1) “Штанга”
2) “Снежинки”

III

1) “Солнечный зайчик”
2) “Полет птицы”

1) “Тряпичная кукла и солдат”
2) “Лентяи”

IV

1) “Шалтай-болтай”
2) “Полет птицы”

1) “Драгоценность”
2) “Лентяи”

январь

февраль

I

1) “Каждый спит”
2) “Тихое озеро”

1) “Муравей”
2) “Радуга”

II

1) “Игра с песком”
2) “Тихое озеро”

1) “Винт”
2) “Радуга”

III

1) “Солнечный зайчик”
2) “Облака”

1) “Штанга” (стихи)
2) “Ручей”

IV

1) “Солнышко и тучка”
2) “Облака”

1) “Олени”
2) “Ручей”

март

апрель

I

1) “Кулачки”
2) “Отдых на море”

1) “Насос и мяч”
2) “На полянке”

II

1) “Солнечный зайчик”
2) “Отдых на море”

1) “Тряпичная кукла и солдат”
2) “На полянке”

III

1) “Бабочка”
2) “Волшебный сон”

1) “Муравей”
2) “Водопад”

IV

1) “Игра с песком”
2) “Волшебный сон”

1) “Холодно-жарко”
2) “Водопад”

май

июнь

I

1) “Шалтай-болтай”
2) “Воздушный шарик”

1) “Солнечный зайчик”
2) “Лентяи”

II

1) “Драгоценность”
2) “Воздушный шарик”

1) “Игра с песком”
2) “Лентяи”

III

1) “Каждый спит”
2) “Порхание бабочки”

1) “Бабочка”
2) “Полет птицы”

IV

1) “Винт”
2) “Порхание бабочки”

1) “Муравей”
2) “Полет птицы”

июль

август

I

1) “Сорви яблоко”
2) “Радуга”

1) “Штанга” (стихи)
2) “Ручей”

II

1) “Солнышко и тучка”
2) “Радуга”

1) “Варвара”
2) “Ручей”

III

1) “Улыбка”
2) “Тихое озеро”

1) “Пчелка”
2) “Облака”

IV

1) “Качели”
2) “Тихое озеро”

1) “Шалтай-болтай”
2) “Облака”

Релаксационные упражнения по представлению

«На полянке»

Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук, гладят все ваше тело... (пауза — поглаживание детей). Лучики гладят... (имя), ласкают... (и так каждого ребенка). Вам хорошо, приятно... А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.

«Отдых на море»

Вы лежите на берегу моря. Чудесный летний день, мягкий песок. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Небо голубое, теплое солнце. Мягкие волны подкатываются к вашим ногам, ласково гладят их, гладят ваше тело... (пауза — поглаживание детей). Гладят... (имя). Вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким-легким. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы полны сил и энергии.

«Порхание бабочки»

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.

«Облака»

Теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака — такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако... (пауза — поглаживание детей). Оно поглаживает вас... Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

«Радуга»

Теплое летнее утро. Вы находитесь в очень красивом месте, в лесу. Вы лежите на мягкой траве, над вами чистое голубое небо и ласковое солнце. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите ровно и легко. Вы смотрите в небо и видите большую прекрасную радугу. Она переливается яркими цветами. Это не простая радуга, она волшебная. Она опускается на землю рядом с вами. Радуга светится необычным теплым светом. Почувствуйте, как этот свет согревает вас. Ваши ручки становятся теплыми, ножки становятся теплыми. Вы все наполняетесь светом и теплом волшебной радуги... (пауза — поглаживание детей). Тебе... (имя) тепло, и тебе... (имя) тепло. С этим теплом вы чувствуете себя сильными, счастливыми, самыми лучшими. Вам спокойно и тепло. Но вот радуга улыбнулась — она прощается с вами. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь волшебной радуге.

«Ручей»

Фонограмма: журчание воды, шум леса.
Вы лежите возле небольшой речки в лесу. Прислушайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная. Ручеек журчит тихо-тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к своему дыханию, медленно вдохните, выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теплыми от волшебных брызг, все тело становится легким-легким от прикоснувшейся воды. Вы наполняетесь журчанием ласкового ручейка... (
пауза — поглаживание детей). Ручеек погладил... (имя) и... (имя) погладил. Журчание успокаивает вас. Вам легко и спокойно. Но пришла пора расставаться.
Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь ласковому ручейку.

«Полет птицы»

Вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, дышите легко и свободно. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Птица свободно парит в воздухе, крылья ее распростерты в стороны. Вообразите, что вы — птица. Представьте, какое легкое ваше тело и как медленно вы парите в воздухе. Ваши крылья — ваши руки, легки и неподвижны. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. Наслаждайтесь прикосновением легкого, нежного ветерка... (пауза — поглаживание детей). Ветерок ласкает... поглаживает... А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы и на земле.
Потянитесь и на счет «три» сбросьте крылья и откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохраняется на весь день.

«Лентяи»

Сегодня мои дети много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Вы — лентяи и нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги... (пауза — поглаживание детей). Отдыхают ручки у... отдыхают ножки у... Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение.
Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счет «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

«Тихое озеро»

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите ровно и легко. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Вам легко дышится. Вы ощущаете всем телом солнечное тепло, оно согревает вас... (пауза — поглаживание детей). Солнечные лучики гладят... и еще гладят... Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Каждая частичка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете... Но вот мы снова в детском саду... Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.

«Водопад»

Вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем падает мягкий белый свет. Вы стоите под этим водопадом и чувствуете, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее... Белый свет течет по вашим плечам, помогает им стать мягкими и расслабленными... (пауза — поглаживание детей). А нежный свет течет дальше по груди у... по животу у... Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы все сильнее расслабляетесь.
А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

«Волшебный сон»

Я знаю, детки наши сегодня устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Вы лежите на мягком, красивом волшебном ковре. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Волшебный ковер дает ощущение приятного покоя и отдыха. Вы погружаетесь в волшебный сон.

Реснички опускаются,
глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем
(2 раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают...
(пауза — поглаживание детей).
Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают
 (2 раза).
Шея не напряжена и расслаблена...
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляются
(2 раза).
Дышится легко... ровно... глубоко...
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем
И повыше поднимаем.
Потянуться!
Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!

«Снежинки»

Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный, морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие-легкие — это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вздохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки... (пауза — поглаживание детей). Гладит снежинку, ласкает... Вам хорошо и приятно. Но вот пришла пора возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза и улыбнитесь ласковому ветерку и хрупкой снежинке.

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ
С МЫШЦ ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ

Все упражнения повторяются 2—3 раза.

«Спящий котенок»

Инструкция
Вы – веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали, начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат.

«Сосулька»

Инструкция
Вы — сосульки. Я буду читать стихотворение про сосульку. Во время чтения первой и второй строчки — руки подняты вверх и напряжены, вы — сосульки. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки, присесть.

У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.

«Шишки»

Инструкция
Вы — медвежата, и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела — лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам...

«Холодно — жарко»

Инструкция
Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам — греетесь. Согрелись, расслабились... Но вот снова подул холодный ветер...

«Шалтай-Болтай»

Инструкция
Вы — тряпичные куклы. Поворачиваете туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На слова «свалился во сне» резко наклониться вниз.

Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.

«Штанга» (№ 1)

Инструкция
Вы — штангисты. Перед вами лежит очень тяжелая штанга. Вы поднимаете ее, вам тяжело, ох как тяжело... Но вот вес взят — вы подняли штангу... Потом «бросаем» штангу, наклонились. Руки устали... потрясли руками... расслабились... отдыхаем...

«Сорви яблоко»

Инструкция
Представьте себе, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Потянитесь как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь можете сорвать яблоко. Нагнитесь и положите яблоки в корзинку, медленно выдохните и расслабьтесь, встряхните руками, потрясите ладошками.

«Тряпичная кукла и солдат»

Инструкция
Вы — солдаты. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь (
показать детям эту позу). Вы — солдаты. А теперь наклонитесь вперед и расслабьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Ваше тело стало мягким и подвижным, как у тряпичной куклы (показать детям эту позу). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваше тело становится мягким. Затем встряхните руками, как будто вы стряхиваете с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... с волос... с ног...

«Каждый спит»

Инструкция
Представьте себе, что время вдруг остановилось и все люди застыли в разных позах. В зал входит ведущий и видит...

На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит:
Тот как вкопанный стоит,
Тот, не двигаясь, идет,
Тот стоит, раскрывши рот.

Ведущий подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, берет за руку, поднимает ее, но рука падает...

«Солнышко и тучка»

Инструкция
Вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно — все сжались в комочек, чтобы согреться (
задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко — все расслабились (на выдохе).

«Драгоценность»

Инструкция
Вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче... еще крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать... Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях... они отдыхают...

«Игра с песком»

Инструкция
Вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (
на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержите песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела. Вам лень двигать тяжелыми руками.

«Муравей»

Инструкция
Вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой потянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (
задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки вниз, стопы в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.

«Винт»

Инструкция
Вы — винтики, и вас вкручивают в пол. Исходное положение: пятки и носки вместе, тело все напряжено, как будто железное. Корпус поворачивается влево и вправо. Винтик устал «вкручиваться» — расслабьтесь, отдохните.

«Пылесос и пылинки»

Инструкция
Вы — пылинки. Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол.
Когда ребенок-«пылинка» садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед и вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает. «Пылесос» (кто-то из детей) собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

«Штанга» (№ 2)

Инструкция

Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом,
Штангу с пола поднимаем...
Крепко держим и бросаем!
Наши мышцы не устали —
И еще послушней стали!
Нам становится понятно:
Расслабление приятно.

«Олени»

Инструкция
Вы — олени: расставленные пальцы руки приставлены к голове — это рога (
покажите детям эту позу):

Посмотрите: мы олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих, расправил плечи.
Руки снова на колени,
А теперь немного лени...
Руки не напряжены и рас-слаб-ле-ны...
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики...
Дышится легко... ровно... глубоко...

«Кулачки»

Инструкция

Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением,
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем —
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики.

«Насос и мяч»

Дети разбиваются на пары.
Инструкция

Представьте себе, что один из вас — большой надувной мяч, другой — насос, и он надувает этот мяч. Тот, кто изображает мяч, стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Товарищ начинает надувать мяч с помощью насоса (сопровождая надувание мяча движением рук) со звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Мяч надут (тело выпрямилось, надулись щеки, приподнялись руки). Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса и воздух с силой начинает выходить со звуком «ш...ш...ш...ш» (покажите детям это упражнение). Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.
Играющие меняются местами.

«Мороженое»

Инструкция
Вы — мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело «ледяное». Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно повисли вдоль тела...

«Факиры»

Инструкция
Вы — факиры. Сядьте на ковер, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты... (
покажите детям эту позу). Пока звучит музыка, факиры отдыхают... Музыка закончилась, факиры работают, все мышцы напряжены, голова поднята, глаза смотрят уверенно, прямо перед собой.

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ЛИЦА

Все упражнения повторять 2—3 раза.

«Улыбка»

Инструкция
Вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек... Дышите и улыбайтесь... Ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.

«Солнечный зайчик»

Инструкция
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник — он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

«Игра с шарфиком»

Инструкция
Представьте себе, что вам холодно, вы замерзли, обхватили себя руками. Но вот пришла мама и принесла шарфик. Вы повязали шарфики на шейки. Покрутили головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам, улыбнулись друг другу.

«Пчелка»

Инструкция
Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (
разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку, можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух.

«Бабочка»

Инструкция
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает — подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (
задержка дыхания). Прогоняя бабочку, можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе).

«Качели»

Инструкция
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (
мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица).

«Варвара»

Инструкция

А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно — расслабление приятно!
Шея не напряжена и рас-сла-а-бле-на...
А теперь смотрите вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно — расслабление приятно!
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на...
Любопытная Варвара
Смотрит влево... смотрит вправо...
А потом опять вперед — тут немного отдохнет.
Шея не напряжена и рас-слаб-ле-на...

«Лягушонок»

Инструкция

Вот понравилось лягушкам:
Тянут губы прямо к ушкам!
Потяну — перестану и нисколько не устану!
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны...

«Хоботок»

Инструкция

Подражаю я слону:
Губы «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны...

Список литературы:

  1. Арцишевская И.Л.  Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.- М.: Книголюб, 2005.-64с.
  2. Веприцкая Ю.Е. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет.- Волгоград: Учитель, 2010.- 123с.
  3. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми.- М.: Книголюб, 2005.-56с.
  4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.- М.: Генезис, 2003.- 208с.
  5. Погудкина И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками.- М.: Книголюб, 2008.-72с.
  6. Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!».- М.: Книголюб, 2008.-64с.



Предварительный просмотр:

Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми.

 Почему-то принято считать, что методы релаксации и медитации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Да, откровенно говоря, сложно объяснить трёхлетнему ребёнку, что такое медитация. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.

Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. 

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. 

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании: 

  “Задуй свечу”. Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

 “Ленивая кошечка”. Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

 Упражнения на расслабление мышц лица: 

 “Озорные щечки”. Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

 “Рот на замочке”. Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их: «У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).  Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю».

 “Злюка успокоилась”. Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть: «А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. 
 Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать). Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело, надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, 
может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть)».

 Упражнения на расслабление мышц шеи:

 “Любопытная Варвара”. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. 
 А потом опять вперед – тут немного отдохнет». Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! Возвращается обратно – расслабление приятно!»Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно – расслабление приятно!»

 Упражнения на расслабление мышц рук:

  “Лимон”. Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку: « Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю –  Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов.  Я лимон бросаю, руку расслабляю». Выполнить это же упражнение левой рукой.

 “Пара” (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук). 

 Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается  в локте, а у партнера выпрямляется. 

 “Вибрация”. Какой сегодня чудный день! Прогоним мы тоску и лень.  
 Руками потрясли. Вот мы здоровы и бодры.

 Упражнения на расслабление мышц ног:

  “Палуба”. Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох! 
 Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

 “Лошадки”. Замелькали наши ножки, мы поскачем по дорожке. Но внимательнее будьте, что вам делать, не забудьте!

 “Слон”. Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

 Упражнения на расслабление всего организма:

  “Снежная баба”. Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

 “Птички”.  Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

 “Бубенчик”. Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

 “Летний денек”. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки: «Я на солнышке лежу, но на солнце не гляжу.  Глазки закрываем, глазки отдыхают.  Солнце гладит наши лица,  
 Пусть нам сон хороший снится. Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!  Прогуляться вышел гром. Гремит гром, как барабан».

 “Замедленное движение”. Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:  Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.  Есть у нас игра такая – очень легкая, простая. Замедляется движенье, исчезает напряженье.  
 И становится понятно – расслабление приятно!

 “Тишина”. Тише, тише, тишина! Разговаривать нельзя! Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать, и тихонько будем спать.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.  

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.  

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. 

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.



Предварительный просмотр:

Консультация «Использование дыхательных упражнений в работе с дошкольниками».

Дыхание является одним из основных факторов голосообразования. Игры и упражнения, развивающие дыхание, способствует освобождению мышц речевого аппарата, формирующих чёткую дикцию и подвижность голоса, а также способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему. На занятиях с детьми дошкольного возраста допустимо использовать не более двух упражнений на развитие дыхания, так как чрезмерное увлечение дыхательными упражнениями может привести к гипервентиляции лёгких. И вместо пользы мы получим обратный результат – ребёнку может стать плохо.

В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно и для детей характерно верхнереберное (ключичное) дыхание. При таком дыхании дети обычно поднимают плечи вверх, что ведёт к напряжению мышц шеи. Поэтому, прежде всего детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох. Такой вид дыхания называется нижнерёберно-диафрагмальное (грудобрюшное), при  котором на вдохе верхний отдел грудной клетки остаётся спокойным, нижние рёбра раздвигаются, диафрагма опускается, живот немного выдаётся вперёд. Выдох производится через нос или рот, бесшумно.

Овладеть навыком правильного дыхания помогают упражнения, которые подразделяются на дыхательные упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения, дыхательные упражнения под музыку.

Картотека дыхательных упражнений.

Упражнение «Дирижёр».

(для увеличения продолжительности задержки дыхания и выдоха).

Дети стоят, руки опущены вниз. Педагог – дирижёр поднимает руки вверх и считает до трёх, дети делают вдох. Дирижёр считает до трёх и держит руки вверху, дети задерживают дыхание. При медленном опускании рук дирижёра дети выдыхают воздух на счёт 6.

Упражнение «Быстро - медленно» (для приобретения навыков спокойного и энергичного вдоха).

Если педагог поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным, если быстро – коротким, энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях непродолжительная, а выдох спокойный, длительный. Можно на выдохе произносить согласные «с», «ш», «ф».

Упражнение «Мороз».

(для равномерного выдоха).

Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но равномерным и интенсивным, чтобы руки почувствовали тепло дыхания.

«Попеременное дыхание».

Дети прижимают указательным пальцем правой руки правую ноздрю и делают вдох через левую на счёт 4, затем закрывают указательным пальцем левой руки левую ноздрю и выдыхают через правую на счёт 4. Это упражнение хорошо для активизации внимания. Если дети возбуждены, оно помогает быстро снять напряжение и подготовиться к дальнейшей работе.

«Собачки».

Предложить детям положить руки на живот и почувствовать, как он движется, когда они резко и коротко произносят: «Ав-ав!» Затем нужно попытаться произнести продолжительно «А-а-а-ав» с тем же движением передней мышцы живота.

«Муха».

Стоя. Ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. После глубокого вдоха негромко произносится звук «в» до полного выдоха воздуха из лёгкий. Повторить 4 раза.

«Комар».

Стоя, расслабив всё тело и положив ладонь одной руки на шею спереди. Вдохнуть. На выдохе произнести негромко и предельно долго звук «з». Повторить 4 раза.

«Жук».

Стоя, расслабив все мышцы и закрыв глаза. Ладонь положить на грудь. Вдохнуть. На выдохе произнести долго и негромко звук «ж». Повторить 4 раза.

«Едем в гости» (Картушиной).

Едем в гости.

Едем в гости к бабушке.

Мы едем в гости к бабушке.

Мы все вместе едем в гости к бабушке.

Мы все вместе едем в гости к бабушке Загадушке.

Мы все вместе едем в гости на тележке к бабушке Загадушке.

Мы все вместе едем в гости на лошадке, на тележке к бабушке Загадушке.

Проговаривание предложений, различных по продолжительности, помогает увеличить объём дыхания. Дети повторяют предложение за педагогом на одном дыхании, стараясь передать интонацию речи. В середине предложения брать дыхание нельзя.

«Произнесение на одном дыхании скороговорок».

Дети говорят:

«Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки».

Делают вдох и начинают считать на одном дыхании: раз Егорка, два Егорка, три Егорка….

Чем больше Егорок ребёнок сможет назвать, тем больше у него объём лёгких.

«Лежит ёжик у ёлки,

Сосчитай ежа иголки:

Раз иголка, два иголка….»

«На пороге вытри ноги,

Вытри ноги на пороге:

вытри - раз, вытри – два….»

«Грелся Максим,

Бегая вокруг осин:

Раз осина, два осина….»

«Звуковая релаксация» (для расслабления дыхательных мышц организма).

Лёжа на спине с закрытыми глазами. Тихо произносить звук «ф», пытаясь тянуть как можно дольше. Затем так же произносить звуки «х-ц-ч-ш-щ-с». Каждый звук повторить 2 раза.

Упражнение "Повороты головы" (вправо - влево)

И.п.:- станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо - сделайте шумный, короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево - "шмыгните" носом с левой стороны. Вдох справа - вдох слева. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не тянуть!

Упражнения на три вида выдыхания.

Цель: разогреть мышцы дыхательного аппарата.

1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.

Свистит ветер - ССССССС…..

Шумят деревья - ШШШШШШ….

Летит пчела - ЖЖЖЖЖЖЖ…

Комар звенит - ЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…..

2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.

Работает насос - СССС! СССС!

Метёт метель – ШШШ! ШШШ!

Сверлит дрель – ЗЗЗЗ! ЗЗЗЗ! ЗЗЗЗ!

3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.

Кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Ф!

Пилит пила – С! С! С! С!

Заводится мотор – Р! Р! Р! Р!

Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении.

«Мыльные пузыри»

Цель: развивать правильное речевое дыхание.

Ход игры: дети распределяются на две команды. Первая с помощью соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и читают стихотворение Э.Фарджан

«Мыльные пузыри»:

  Осторожно – пузыри!

- Ой, какие! – Ой, смотри!

– Раздуваются! – Блестят!

– Отрываются! – Летят!

– Мой – со сливу! – Мой – с орех!

– Мой – не лопнул дольше всех.

Упражнение «Пульверизатор» (тренирует дыхание, обслуживающее эмоциональную, быструю речь).

Дети сжимают в руке воображаемый распылитель, и одновременно произносят звук «Ф»: Ф!Ф!Ф!

Упражнение «Насос» (тренирует не только активный выдох, обслуживающий волевую речь, активную атаку звука при пении, но и трудно произносимый шипящий и свистящий звук).

Дети накачивают воображаемую шину с одновременным произношением звуков Ш!Ш!Ш! или С!С!С!

Упражнение «Боксёр».

Выполняется в позе боксёра. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Дети активно и с силой совершают движения рук вперёд, одновременно пропевая звук «Ж-Ж-Ж».

Упражнение «Кошечка».

Представляет собой приседание детей с поворотом вправо и влево. Руки приподняты до уровня пояса. При повороте следует сделать короткий шумный вдох, а кистями рук – лёгкое сбрасывающее движение. Поочерёдно – вдох справа,

вдох слева. Вдох выполняется без остановки четыре раза. Затем следует отдых несколько секунд и опять – четыре вдоха в темпоритме умеренных песен и плясок, фразы которых идут на счёт 4,8,16.

Упражнение «Ушки».

Дети покачивают головой, будто кому-то говорят: «Ай-ай, как не стыдно!» Правое ухо идёт к правому плечу – вдох, левое к левому – вдох. Тело не поворачивается. Плечи неподвижны. Вдохи следует делать стоя, сериями по четыре.

Упражнение «Ладошки".

Исходное положение

(и.п.): встать прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких, ритмич-ных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3-4 секун-ды - пауза; Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.

Упражнение "Погончики".

И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов-дви-жений.

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение "Погончики" можно делать стоя, сидя и лежа.

Упражнение "Насос".

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и

одновременно  шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны вперед делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая (а не прямая), голова опущена. "Накачивать шину" нужно в темпоритме строевого шага.

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение "Насос" можно делать стоя и сидя.

Упражнение "Кошка" (приседание с поворотом)

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох.

Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.

Упражнение "Обними плечи" (вдох на сжатии грудной клетки)

И.п.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест- накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение "Большой маятник" ("Насос" + "Обними плечи")

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад - руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед - откидывайтесь назад, вдох "с пола" - вдох "с потолка". Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох!

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение "Большой маятник" можно делать также сидя.

Упражнение "Ушки" ("Аи-аи")

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - шумный, короткий вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как будто кому-то мысленно говорите: "Ай-ай-ай! Как не стыдно!" Смотреть нужно прямо перед собой. (Это упражнение напоминает "китайского болванчика"). Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха (не открывайте широко рот!).

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений

"Маятник головой" ("Маленький маятник") (вниз-вверх)

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз (посмотрите на пол) - резкий, короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) - тоже вдох. Вниз-вверх, вдох "с пола" - вдох "с потолка". Выдох должен успевать "уходить" после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но не видно и не слышно, либо в крайнем случае - тоже через нор).

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

 

Упражнение "Перекаты».

А. И.п.: станьте левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус - тоже. Правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие (но на нее не опираться). Выполните легкое танцевальное приседание на левой ноге (нога в колене слегка сгибается), одновременно делая короткий вдох носом (после приседания левая нога мгновенно выпрямляется). Затем сразу же перенесите тяжесть тела на отставленную назад правую ногу (корпус прямой) и тоже на ней присядьте, одновременно резко "шмыгая" носом (левая нога в носке для поддержания равновесия, согнута в колене, но на нее не опираться). Снова перенесите тяжесть тела на стоящую впереди левую ногу. Вперед - назад, приседание - приседание, вдох - вдох.

1) приседание и вдох делаются строго одновременно;

2) вся тяжесть тела только на той ноге, на которой слегка приседаем;

3) после каждого приседания нога мгновенно выпрямляется, и только после этого идет перенос тяжести тела (перекат) на другую ногу.

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

Б. И.п.: станьте правая нога впереди, левая - сзади. Повторите упражнение с другой ноги.

Упражнение "Перекаты" можно делать только стоя. 

Упражнение  "Шаги".

А. "Передний шаг" (рок-н-ролл). И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поднимите левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня живота (от колена нога прямая, носок тянуть вниз, как в балете). На правой ноге в этот момент делайте легкое танцевальное приседание и короткий, шумный вдох носом. После приседания обе ноги должны обязательно на одно мгновение принять и.п.  Поднимите вверх правую ногу, согнутую в колене, на левой слегка приседайте и шумно "шмыгайте" носом  (левое колено вверх - и.п., правое колено вверх - и.п.).

Нужно обязательно слегка присесть, тогда другая нога, согнутая в колене,

легко поднимется вверх до уровня живота. Корпус прямой.

Можно одновременно с каждым приседанием и поднятием согнутого колена вверх делать легкое встречное движение кистей рук на уровне пояса. Упражнение "Передний шаг" напоминает танец рок-н-ролл.  Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно (пассивно), желательно через рот. Норма: 8 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение "Передний шаг" можно делать стоя, сидя и даже лежа.

"Передний шаг" высоко колени не поднимать!

Б. "Задний шаг". И.п. то же. Отведите левую ногу, согнутую в колене, назад, как бы хлопая себя пяткой по ягодицам. На правой ноге в этот момент слегка присядьте и шумно "шмыгните" носом. Затем обе ноги на одно мгновение верните в и.п. - выдох сделан. После этого отводите назад согнутую в колене правую ногу, а на левой ноге делайте легкое танцевальное приседание.

Упражнение «Воздушный шарик»
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа, положив руки на нижнюю часть ребер.
Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки  ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох —  ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. Упражнение выполняем 6-10 раз.

Упражнение «Окно и дверь»
Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.
Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» — левая ноздря, а «дверь» — правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.

Упражнение «Веселый петушок»
Исходное положение. Стоя прямо, руки опущены вдоль тела.
Выполнение. Поднимаем руки вверх, а затем хлопаем ими по бедрам. На выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку». Выполняем 5-6 раз.

Упражнение «Обдуваем плечи»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо
Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку.  Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох»,  голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох»,  голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз
.

Упражнение «Потягушечки»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх
Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз.

Упражнение «Горнист»
Исходное положение. Стоя или сидя, руки сложить около рта, изображая горн.
Выполнение. Делаем медленный выдох, громко произносим «П-ф-ф-ф». Выполняем 4-5 раз.

Упражнение «Дерево на ветру»
Исходное положение. Сидя на коленях или на пятках.
Выполнение. Во время вдоха, руки поднимаем наверх, во время – выдоха, руки опускаем ,туловище при этом немного наклоняется.

Упражнение «Бегемотики»
Исходное положение. Лежа на спине, закрыв глаза, положив руки на живот.
Выполнение. Медленно и плавно вдыхаем, животик при вдохе надувается. После этого также медленно и плавно выдыхаем, чтобы животик втянулся.

Литература:

  1. Горохова Л.С. Вокально – артикуляционные упражнения в детском саду: Учебно0методическое пособие. – Архангельск: Архангельский педагогический колледж, 2010.
  2. Картушина М.Ю. Методические рекомендации/Вокально-хоровая работа в детском саду – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  3. Покровский Б. Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА». ООО «АСС-центр», 2006.
  4. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками

Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы...

Мастер - класс для педагогов "Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста"

    Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не м...

Релаксационные упражнений в работе с педагогами и детьми дошкольного возраста

Представленные упражнения могут быть использованы как педагогами, так и родителями при взаимодействии с детьми и взрослыми....

Использование релаксационных упражнений в работе с детьми

Использование релаксационных упражнений в работе с детьми Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению...

Мастер-класс для педагогов «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ:  Формирование у педагогов навыков использования релаксационных упражнений в работе с дошкольниками, а так же обучение воспитателей приемам саморасслабления.  Психопрофилактическая рабо...

Интернет - ресурсы "Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками"

Изучаю совеременные подходы, методы, по использованию релаксационных упражнений с целью коррекции эмоционально - волевой сферы дошкольников....

Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста

Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться....