«Самомассаж по физической культуре для воспитателей ДОУ»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Чертенкова Галина Михайловна

 

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проведение самомассажа21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – «Детский сад № 80»  

 

        Мастер-класс

«Самомассаж по физической культуре

для воспитателей ДОУ»

 

                              Провела:

                                                                               инструктор по физической культуре

                                            Чертенкова Г.М.

2014г.

Тема: Самомассаж.

ЦельСистематизация знаний у педагогов о методике   проведения самомассажа в разных возрастных группах.

Задачи:

1. Заинтересовать педагогов в оздоровлении себя и родных, используя самомассаж и массаж стоп.

2. Дать необходимые знания   для оздоровления воспитанников

План

1. Из истории самомассажа

2. Методика

3. Самомассаж в ДОУ

4 .Длительность

5. Структура занятий

6. Оборудование, используемое для самомассажа

7. Информационное обеспечение

 

1. Из истории

Массаж зародился на ранних этапах   развития   народной медицины. В древности люди при различных недугах и болях применяли разминание, поколачивание тела.

Интересна и история   возникновения   слова «массаж и самомассаж». Так одни авторы считают, оно произошло от арабского mаss   или masch (нежно разминать, надавливать), другие – от   греческого mаssо (тереть, мять, сжимать руками), третьи - от латинского mаssа   (пристающее к пальцам).

Массаж и самомассаж   с древних времен составлял часть   врачебного искусства.   Индусы и китайцы   были первыми, кто описал приемы массажа и самомассажа.  

В Индии и Китае   массаж выполняется   священнослужителями.   Следует сказать, что и в этих странах   существовали школы, в которых обучали   приемам массажа и самомассажа.

Приемы массажа   и самомассажа   хорошо были известны в Древнем Египте. Растирание и другие приемы, проводимые в банях Египта:   «…растирания   были распространены в такой степени, что никто не выходил из бани, не подвергшись   массажу и самомассажу.   Для этого растираемого растягивали, мяли, давили на все возможные лады руками различные части тела.

У древних славян и народов севера   применялись закаливающие процедуры и массаж в виде сечений, растираний веником, активных движений. Эта форма массажа, которая у древних славян называлась   хвощением, описана в летописях Нестора.

До ХIХ в. Массаж не был научно обоснован. И только ХIХ в. В Европе и со второй   его половины   в России появились первые   клинические и экспериментальные работы по массажу. Этой областью медицины   занимались выдающиеся   русские ученные   В.М. Щербак и многие другие. Отцом современного массажа   можно назвать И.В. Заблудовского (1851-1906), который   еще 1882 г.   написал работу «Материалы   к вопросу о движении массажа на здоровье людей».   На протяжении 25 лет он создал более 100работ, посвященных методике массажа.

2. Методика проведения коррекционной работы детьми с нарушением зрения 

Индивидуальные и групповые физкультурные занятия по коррекции недостатков физического развития детей с нарушением зрения направлены на преодоление отставания дошкольников в развитии и формировании двигательной функции организма, а также на ликвидацию пробелов в овладении программным материалом, изучаемых на занятиях физической культуры.

Для получения более эффективных результатов этой работы необходимо выполнение ряда методических положений и рекомендаций, которые должны соблюдаться в процессе учебной работы.

Исправление недостатков физического развития является педагогическим процессом, поэтому основные методы обучения и воспитания являются обязательными как для индивидуальных, так и для групповых занятий.

Отклонения в соответствии здоровья и большое отставание в показателях физической подготовленности детей с нарушением зрения, а также трудности в перенесении детьми нагрузок придавать коррекционным занятиям оздоровительный характер. Это требование предусматривает повышение физиологической активности органов и систем занимающихся дошкольников, ограничивая применение некоторых средств.

Необходимо сократить упражнения в беге, прыжках, упражнения с отягощением. Упражнения, трудные для дошкольников, должны заменяться посильными.

Большое значение должно придаваться упражнениям, направленными на обучение дошкольников дыханию и его совершенствованию, упражнениям на расслабление, на ориентировку, самомассж, ЛФК и др.

Особенностью занятий по исправлению физических недостатков является соблюдение принципа постепенного нарастания физической нагрузки. Лишь при соблюдении этого правила, возможно повышение адаптации занимающихся к физическим нагрузкам, являющейся регулятором мобилизации возможностей организма. Нарастание нагрузки должно достигаться планированием материала на занятиях от простого к сложному, от легкого к трудному, от знакомого к незнакомому.

В процессе занятий по коррекции недостатков физического развития воспитанники должны регулировать физическую нагрузку, о которой дает представление физиологическая кривая, представляющая графическое изображение изменения частоты пульса под влиянием физических упражнений. Физическую нагрузку инструктор по физвоспитанию определяет заранее при составлении плана урока. При этом необходимо стремится к тому, чтобы нагрузка возрастала постепенно.

Для того чтобы не допустить перегрузки воспитанников, необходимо чередовать трудовые упражнения с легким, знакомые с незнакомыми, длительные с менее продолжительными.

Дошкольников со специальной медицинской группой необходимо ограничивать практическими заданиями, оберегая их от переутомляемости.

Физическая нагрузка занятий по исправлению недостатков развития должна регулироваться:

- изменением общего количества выполненных упражнений;

- изменением количества повторений упражнений;

- различной по времени продолжительностью выполнения упражнений;

- изменение темпа выполнения упражнений;

- изменение степени трудности заданий.

Инструктор в процессе занятий ведет постоянное наблюдение за самочувствием воспитанников.

3. Самомассаж в ДОУ

В ДОУ проведение самомассажа возможно в течение дня, во время физминуток, на занятиях ЛФК, после сна, как элемент логоритмики.

Виды самомассажа в ДОУ:

- самомассаж лица;

- самомассаж грудной клетки;

- самомассаж верхних и нижних конечностей;

- пальчиковая гимнастика;

- самостоятельная деятельность у детей.

4. Длительность

С профилактической целью возможно проведение самомассажа ежедневно или 1-2 раза в неделю. Длительность   каждого занятия   составляет от 15 до 20 минут.

5. Структура занятий

Занятия можно начинать как с классической разминки (ходьба 2-4 видами корригирующей ходьбы на носках, пятках и т.д., подражательные упражнения). Общий комплекс массажа   длится до 10 мин. Заканчиваем самомассаж   массажем стоп.  Самомассаж возможно выполнять   с различными   предметами: колючим мячом, палками и др.

Эффективность коррекционной работы   невозможна без знаний, которые должны получать дети на занятиях. Специальные беседы, игры, наглядные пособия способствуют   лучшему пониманию   и усвоению   физических упражнений   для устранения дефектов. 

6. Оборудование

Оборудование для самомассажа подбирается в зависимости от поставленных задач. Ели занятия предпологают упражнения с предметами , то подбирается соответствующее оборудование: колючие мячики, рукавички и другие. Обязательно продумывается место, где проводятся комплексы по самомассажу, так же оборудование: массажные коврики, стулья, гимнастические скамейки др.

7. Информационное обеспечение 

1. Игнатова Л.В., Волик О.И., Кулакова В.Д., Холюкова Г.А. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. – М.: Сфера, 2008г.

2. Коровкина Л.И. Педагогика здоровья . - М. : Педагогика, 1990 г.

3. Сековец Л.С. Коррекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – Н.н.: 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии в профессионально-прикладной физической подготовке воспитателя

Компьютерные технологии прочно входят в повседневную жизнь человека. Различные программы обучения, активные методы познания, игры, занятия – всё это в современном обществе связано с компьютером....

Современные компьютерные технологии в профессионально-прикладной физической подготовке воспитателя ДОУ

Компьютерные технологии прочно входят в повседневную жизнь человека. Различные программы обучения, активные методы познания, игры, занятия – всё это в современном обществе связано с компьютером....

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста по речевому развитию, познавательному развитию, физическому развитию воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны

Это спортивная игра к празднику "День защитника отечества" (физическое развитие) В НОД используются задания по  познавательному и:речевому  развитию...

Взаимодействие инструктора по физической культуре, воспитателя подготовительной к школе группы и родителей воспитанников по ПДД

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Субъектами, осуществляющимися детельностью по профилактике детского дорожного-транспортного травматизма, являются подразделения Госавтоинспекции...

Конспект НОД по физической культуредля детей старшего дошкольного возраста " Жадный император"

Цель: Прививать интерес к физкультуре и потребность в ежедневных занятиях физкультурой.Задачи:-  Развивать умение логически мыслить, внимание, речь, память, воображение; Профилактика нарушения ос...

Обобщение опыта работы по физической культуре воспитателя 1 кв. категории

Обобщение опыта работы по физической культуре(выступление на род. собрании в ДОУ)...