Проект по здоровьесбережению в средней группе «Я здоровым быть хочу»
проект (средняя группа)
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в младшем возрасте, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ya_zdorovym_byt_hochu.docx | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по здоровьесбережению
в средней группе
«Я здоровым быть хочу»
Составила:
воспитатель Поздеева К.А.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«Здоровье детей – это будущее нашей страны».
Название: «Я здоровым быть хочу!».
Автор: воспитатель Поздеева К.А.
Сроки работы: октябрь 2018 - май 2019 г.
Общие сведения о проекте:
Тип проекта | Информационно-практико-ориентированный |
Место реализации | МБДОУ «Детский сад № 73 «Малыш» |
По продолжительности | долгосрочный |
По форме реализации | групповой |
Участники проекта | дети дошкольного возраста, родители, воспитатели группы. |
Возраст детей | 4-5 лет |
Объект исследования | процесс оздоровления детей средней группы «Забава» |
Предмет исследования | традиционные и нетрадиционные виды оздоровительной работы как наиболее эффективные средства оздоровления детей дошкольного возраста. |
Принципы реализации проекта:
- доступность:
- учет возрастных особенностей детей
- адаптированность материала
- систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному
- частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
- наглядность и занимательность:
- предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
- динамичность:
- интеграция проекта в разные виды деятельности
- дифференциация:
- создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком
Актуальность.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Законы РФ N 273-ФЗ «Об образовании», N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России N 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», N 942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. Установлено, что здоровье только на 7 - 8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в младшем возрасте, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе. Уделять особое внимание воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни; создавать воспитательное условие для детей, которое стало бы возможностью выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребенка.
Цель проекта:
формирования основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни; прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию; повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Для детей:
- укреплять и охранять здоровье детей;
- сформировать навыки здорового образа жизни;
- формировать простейшие представления о себе, как отдельном человеке, об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека;
Для родителей:
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
- дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пищи, о соблюдении навыков гигиены.
Для педагогов:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблеме друг друга;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Материальное обеспечение проекта: изготовлены ортопедические дорожки «здоровья», мешочки с песком, тренажеры для дыхательной гимнастики, «чупчики», разнообразные воланчики, пластиковые гантели, пластиковые лыжи, дорожка-лабиринт, маски – шапочки. Приняли участие в оформлении плакатов: «Наша здоровая, спортивная семья», «Путешествие в страну здоровья», «Мой режим дня».
Продукты проекта:
- Изготовление, совместно с родителями, нетрадиционного физкультурного оборудования.
- Стенгазета «Наша здоровая, спортивная семья».
- Папака-передвижка для родителей «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки» (январь).
- Выставка рисунков совместно с родителями на тему «Я расту сильным и здоровым» (март).
- Фотовыставка «С физкультурой мы дружны» (участники – все группы) (апрель).
- Презентация проекта. Фотоальбом (май).
Ожидаемые результаты:
- Укрепление здоровья, снижение заболеваемости у детей, посещающих детский сад.
- Увлечение детей спортивными и подвижными играми.
- Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка.
- Улучшение здоровьесберегающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в детском саду.
Использование педагогических технологий.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Динамические паузы (вид активного отдыха снимают нервное напряжение от перегрузок | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели |
Релаксация (снижение тонуса скелетной мускулатуры) | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Воспитатели, педагог-психолог |
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели, учитель-логопед |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели |
Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | Воспитатели |
Минутки тишины (развитию волевых качеств детей). | Использовать на разных этапах занятия в соответствии с темой и целями. | Рекомендуется в 1 младшей группы | Воспитатели |
Минутки шалости (психологическая разгрузка) | Игры для поднятия настроения | Рекомендуется со 2 младшей группы | Воспитатели |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурное занятие | 1-2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз в неделю на улице. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15 мин., | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. | Воспитатели, инструктор физического воспитания |
Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста | Включены в сетку занятий в качестве познавательного развития | Воспитатели |
3. Коррекционные технологии | |||
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Все педагоги |
Планирование работы:
Этапы работы | Виды деятельности | Сроки |
Организационно- подготовительный этап | 1 .Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы. 2. Изучение методической литературы по теме «Здоровье», «Традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста». 3. Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика». 4. Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных. 5. Разработка проекта по теме «Я здоровым быть хочу». Экскурсии и целевые прогулки. 6. Изготовление нетрадиционного оборудования в соответствии с темой проекта. Беседы. 7. Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п. | Октябрь |
Внедренческий этап. | 1. «Если хочешь быть здоров…» (психоэмоциональные игры; игры- картотеки по дыхательной гимнастике, зрительной гимнастике. пальчиковой гимнастике упражнения для коррекции плоскостопия; оздоровительные игры, игровая терапия; КГН, закаливание). 2. «Я такой» (НОД по развитию представлений о мире и о себе). 3. «Творческая мастерская» (совместная продуктивная деятельность детей и родителей). 4. «На книжной полке» (чтение детской литературы, заучивание стихотворений, потешек). 5. «Веселись, детвора!» (оздоровительные досуги, праздники, развлечения, дни здоровья, тематические прогулки, игровая деятельность). 6. «Для мам и пап» (информация, фотовыставки, опросы, анкетирование, родительские собрания, консультации | Ноябрь Декабрь Январь Март Март Апрель Ноябрь,февраль март, |
Заключительный этап | Мониторинг уровня заболеваемости; показ непосредственно образовательной деятельности на родительском собрани). Фотовыставка «С физкультурой мы дружны» (участники – все группы) (апрель). Презентация проекта. Фотоальбом (май). Выставка нетрадиционного оборудования (совместная работа с родителями), сделанного своими руками "Здоровье - это просто". | Апрель май |
Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Изготовление памяток и информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали, совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.
Методы и формы организации проекта.
№ п/п | Название формы организации проекта | Время проведения |
Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения). | ежедневно | |
Гимнастика пробуждения, дорожка «Здоровья». | ежедневно | |
Воздушное контрастное закаливание. | ежедневно | |
Прогулки и игры на свежем воздухе. | ежедневно | |
Анкетирование для родителей «Растём здоровыми?» (приложение №1) | октябрь | |
День открытых дверей «Эй, родители, ну-ка вставайте, на зарядку выбегайте!» | октябрь | |
Неделя здоровья « Стартуем вместе!» | октябрь | |
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей. «Оздоровительныекоктелииихсвойства. »(приложение №2) | ноябрь | |
Консультация для родителей «Закаливание детей в домашних условиях»(приложение №3) | декабрь | |
Круглый стол для родителей « Здоровье ребенка в ваших руках» (приложение №4) | декабрь | |
Беседа с детьми «Как я буду заботиться о своем здоровье» | в течение года | |
Конспект развлечения во второй младшей группе «Чтобы Тобик был здоров!»(приложение №5) | январь | |
Рекомендации для родителей «Режим дня как средство воспитания здорового ребенка» | январь | |
Спортивный праздник с родителями« Папа, мама, я – спортивная семья» | февраль | |
Создание памятки для родителей «Обувь дошкольника и здоровье» (приложение №6) | ноябрь | |
Тренинг для родителей детского сада на тему: ЗОЖ (приложение№7) | март | |
Выставка рисунков совместно с родителями на тему «Я расту сильным и здоровым». | март | |
Консультация для родителей «Использование лекарственных растений для оздоровления ребенка» (приложение №8). | апрель | |
Оформление папки-передвижки «Защищаем зрение» | март | |
Спортивный праздник совместно с родителями «Неболейка»(приложение №9) | апрель | |
Совместное создание плаката «Мы за здоровый образ жизни» | Февраль март | |
Открытое занятие – развлечение совместно с родителями «Если хочешь быть здоров!» (приложение №10) | апрель | |
Практикум с родителями Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду».(приложение №11) | январь |
Образ конечного результата | Критерии оценки |
Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни. | -активность родителей при участии в мероприятиях и совместной деятельности; -анкетирование родителей; -отзывы родителей. |
Создана здоровьесберегающая и развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду. | -дорожка здоровья; -массажеры; -картотека опытов «Моё тело»; -картотека дидактических игр. |
У детей сформированы первоначальные представления об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. Воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания | -наблюдения за детьми. |
Список используемой литературы:
Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011 г.
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд.: Москва Линка – Пресс 2009 г.
Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа). Изд.: ЦГЛ Москва 2003 г.
Иванова Н. В., Кривовицына О. Б. «Социальная адаптация малышей в ДОУ» Изд.: Москва Творческий центр «Сфера» 2011 г.
Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд.: Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду» Младшая группа
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» Москва: Просвещение, 1991.
Осокина Т.И. «Игры и развлечения детей на воздухе» М. : Просвещение, 1983.
Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» М. : Просвещение, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в средней группе: «Я здоровым быть хочу»
Проект знакомит детей с основами здорового образа жизни, заинтересовывает и привлекает родителей к участию в обучении своих детей правилам здорового образа жизни. В работе отражены мероприятия, провод...
Открытое занятие в средней группе «Я здоровым быть хочу».
НОД по формированию здорового образа жизни....
Проект по здоровьесбережению во второй младшей группе "Я здоровым быть хочу"
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...
Проект по здоровьесбережению в средней группе «Азбука здоровья»
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное с...
Проект по здоровьесбережению в средней группе «Страна Здоровья»
Цель проекта: формирование у детей представления о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем, сохранение и укрепление здоровья детей.Задачи:...
Здоровьесберегающий проект в средней группе "Я здоровым быть хочу!"
Здоровье ребенка превыше всегоБогатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст, ...
Программа: средней группе «Я здоровым быть хочу»
Цель: Формирование мотивации навыков здорового образа жизни, через традиции и ценности культуры в области здоровьяЗадачи проекта:сохранение и укрепление физическое и психическое здоровье де...