Презентация для воспитателей на тему: "Особенности сенсомоторного развития детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал
Презентация предназначена для воспитателей ДОУ, инструкторов по физической культуре и включает в себя систематизацию сенсомоторных игр по возрастам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobenosti_sensomotornogo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.ppt | 2.33 МБ |
tekst_k_prezentatsii_sensomotorika.docx | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Сенсомоторное воспитание способствует: Интеллектуальному развитию детей Успешной готовности детей к обучению в школе Развитию у детей мелкой и крупной моторики рук и успешному овладеванию навыками письма и навыками ручной умелости Психоэмоциональному благополучию
Цель : Задачи: выявить взаимосвязь сенсорного развития с развитием мелкой и крупной моторики руки и двигательной координации детей.. Развивать профессиональные умения педагогов наполнять подвижные игры сенсорным содержанием, обеспечив всестороннее развития ребенка-дошкольника дать характеристику понятию «сенсомоторика» и проанализировать связь сенсорики и моторики; определить особенности формирования сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста; уточнить способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста. проанализировать подвижные игры для различного возраста периода дошкольного детства.
Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника.
Через какие познавательные процессы ребенок познает мир? Зрительное восприятие — ребенок получает информацию посредством зрительных образов. Информация обрабатывается визуально, через зрительную анализаторную систему. Слуховое — информация поступает благодаря фонематической системе звуков, через ритм и мелодию. Тактильное — здесь задействованы кожные и двигательные ощущения. Осязательное и обанятельное - восприятие запахов, вкуса окружающих предметов.
Возрастные особенности сенсомоторного развития детей Ранний возраст (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность Младший дошкольный возраст (3-4 года)– восприятие носит предметно-манипулятивный характер Средний дошкольный возраст (4-5 лет) – преобладают процессы сравнения, сопоставления свойств предметов Старший дошкольный возраст (5-7 лет) – познание приобретает характер экспериментирования, исследовательской деятельности Дошкольный возраст (3-7 лет) – зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим; Осваиваются сенсорные эталоны; Возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия С установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется..
Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста Дидактические игры Пальчиковая гимнастика Логоритмические упражнения физкультминутки Подвижные игры Художественно-творческая деятельность Театрализованная деятельность Игры с песком, водой Игы с массажерами Навыки в повседненвной жизни физкультминутки
Дидактические игры
Пальчиковая гимнастика
Логоритмика/физкультминутки
Театрализованная деятельность
Художественно-творческая деятельность
Шариковые ванны
Игры с песком и водой
Игры с массажерами
«Сенсорная тропа для ног»
навыки в повседневной жизни
Подвижные игры (младший/средний возраст) Развитие зрительного восприятия Игры, направленные на развитие зрительного восприятия, координации движений, ориентации в пространстве: «Найди свой цвет» (кубики, флажки, листочки и др) «Собери по цвету (форме)» - «Салют» «Найди парный листик (снежинку)» (ср.гр – по двум признакам) «Цветные автомобили» «Закати мяч на горку» «Сбей кеглю своего цвета» «Найди игрушку» «Найди свой коврик» (плоскостные фигуры) «Мячики и кубики» (по 2 признакам: по цвету и форме; плоскостные и объемные фигуры)
Подвижные игры (младший/средний возраст) Развитие слухового восприятия «Угадай, кто позвал?» «Угадай, где звенел колокольчик?» «Угадай, где постучали?» «Найди предмет, который звучал» «Громко – тихо» Развитие тактильных ощущений «Найди предмет, как в «Чудесном мешочке» «Мячики и кубики»
Подвижные игры (старший дошкольный возраст) Развитие зрительного восприятия Игры с карточками-схемами «Сделай фигуру» «Подбери как можно больше предметов по схеме» Угадай, что за игра?» «Собери и повтори последовательность упражнения» Игры, направленные на зрительное восприятие цвета, формы, : «Геометрические снежинки (листочки)» (, двум, трем признакам) Игры с пособием «Парашют» (Найди цвет», «Поменяемся местами», Игры, развивающие осязательное восприятие объемных предметов: «Мячики и кубики» и другие геометрические тела. «Найди похожий на циллиндр» «Кто быстрее выложит свой коврик» (плоскостные и объемные фигуры)
Подвижные игры (старший дошкольный возраст) Игры, направленные на координацию движений, ориентацию в пространстве по зрительным ориентирам: «Чье звено быстрее соберется» «У солдат порядок строгий» «Найди свое место в колонне» «Мяч через сетку» «Кто дальше бросит мешочек» «Охотники и звери» «Допрыгни до флажка» Игры, направленные на запоминание последовательности «Повтори движение»; «Делай, как я»
Развитие слухового восприятия Игры, направленные на определение источника звука, развитие слухового внимания, ориентации в пространстве: «Где позвонили?» «Жмурки с колокольчиком» «Жмурки с голосом (хлопками)» «У кого колокольчик?» «Угадай, чей голосок» (с изменением голоса) «Улиточка» «Лягушка» «Часовой» Игры с пособием «Парашют» («Поменяемся местами», «Кто спрятался». и др.) «Ветер и птицы» Игры, направленные на развитие ориентации в пространстве, координации движений, чувства ритма: «Сколько раз ударю в бубен, столько раз подпрыгнуть нужно» (и с другими заданиями) «Тихо – громко» «Точно повтори за мной» (с хлопками и т.д) «Точно выполни задание»
Система работы Участие в педагогическом совете Изучение методической литературы, создание новых вариантов подвижных игр Создание условий для проведения игр (обогащение предметно-развивающей среды) Организация сенсомоторных подвижных игр с детьми в помещении и на воздухе Всестороннее развитие ребенка
Литература: Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение , 1998 .- 144 с. Е.А. Тимофеева. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1979.-96 с. https://podrastu.ru/psikhika/vospriyatie/vosprijatie-rebenka.html
Мои контакты: МБДОУ «Детский сад № 21» г. Балахна, Нижегородская обл. почта: usp-elena.mavrova@yandex.ru
Предварительный просмотр:
1 СЛАЙД
Дошкольный период - это один из важных периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами.
2 СЛАЙД
Но всестороннее сенсорное восприятие невозможно без руководства взрослого который включает ребенка в деятельность и формирует действие и восприятие:
- Выделяет эталоны словом; слово обобщает, т. е. вносит то, что дает чувственный опыт, и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении.
- Учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.
- Осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственного сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний — обобщенных, систематизированных. Знание эталонов позволяет ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом и выделять особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный и двигательный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности. Сочетание сенсорных и моторных задач, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе деятельности.
Поэтому, сенсомоторное развитие является частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
3 СЛАЙД
Цель:
- выявить взаимосвязь сенсорного развития с развитием мелкой и крупной моторики руки и двигательной координации у детей.
- Развивать профессиональные умения педагогов наполнять подвижные игры сенсорным содержанием, обеспечив всестороннее развитие ребенка-дошкольника.
Задачи:
- Дать характеристику понятию «сенсомоторика» и проанализировать связь сенсорики и моторики;
- Рассмотреть этапы развития сенсомоторных процессов у детей;
- Определить способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста.
- Проанализировать сенсомоторные игры для различного возраста периода дошкольного детства.
4 СЛАЙД
Сенсомоторика состоит из двух слов: (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель).
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
5 СЛАЙД
Через какие познавательные процессы ребенок познает мир?
- Зрительное восприятие — ребенок получает информацию посредством зрительных образов. Информация обрабатывается визуально, через зрительную анализаторную систему.
- Слуховое — информация поступает благодаря фонематической системе звуков, через ритм и мелодию.
- Тактильное — здесь задействованы кожные и двигательные ощущения.
- Осязательное и обанятельное - восприятие запахов, вкуса окружающих предметов.
6СЛАЙД
Возрастные особенности сенсомоторного развития детей.
А.В. Запорожец указывал, что восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста.
В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) восприятие носит предметно-манипулятивный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава — зеленая, лимон — кислый и желтый.
Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
Сравнивая, измеряя и прикладывая предметы, ребенок 4-5 лет получает представление об основных геометрических фигурах (квадрате, треугольнике, овале, круге); об основных цветах спектра; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко); о времени (утро, день, ночь, время года) и т.д.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) знания о предметах и их свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности.
Особенности сенсомоторного развития в дошкольном возрасте:
• Зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим;
•Осваиваются сенсорные эталоны;
• возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
• С установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.
7 СЛАЙД
Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста.
8 СЛАЙД
В современной системе сенсомоторного воспитания определённое место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр, играя с которыми малыши приобретают умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевают разнообразными новыми движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку игр.
Сенсомоторному воспитанию способствуют игры для развития мелкой моторики руки: игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором, всевозможные шнуровки, нанизывание колец на тесьму, собирание пазлов, сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
9 СЛАЙД
Очень важной частью развития сенсомоторных способностей являются «пальчиковые игры». «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д. Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, снижение физической усталости, массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.
10СЛАЙД
Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток и логоритмические упражнения. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно они проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие, активизируются мозговые центры.
11СЛАЙД
Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей используются различные виды инсценирования, в которых принимают участие все дети. Игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых: пальчиковый театр, «Театр рукавичек», театр теней и т.д. В этих инсценировках (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.
12 СЛАЙД
Развитию сенсомоторного восприятия способствует художественно- творческая деятельность (рисование пальцами, кистью, кусочком поролона и т.д.; лепка из глины, пластилина, теста; аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольги; конструирование из бумаги (оригами); макраме (плетение из ниток, веревок),
13СЛАЙД
«Шариковые» ванны»
14СЛАЙД
игры с водой, песком
15-16СЛАЙДЫ
Использование массажных мячей для рук и ног, «Сенсорная тропа для ног» способствует активизации биологически активных точек.
17СЛАЙД
Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т.п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.
18 -22СЛАЙДЫ
Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность - сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи. Поэтому наша задача наполнить подвижные игры сенсорным содержанием.
Рассмотрим игры подробнее.
23СЛАЙД
Таким образом, можно сделать вывод, что для сенсомоторного развития необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие и восприятие:
- выделяет эталоны словом; слово обобщает, т. е. вносит то, что дает чувственный опыт, и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении.
- учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.
- осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственного сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний — обобщенных, систематизированных.
Знание эталонов позволяет ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом и выделять особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный и двигательный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности. Сочетание сенсорных и моторных задач, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе деятельности.
Таким образом, сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.
24 СЛАЙД
Список литературы:
- Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка:
книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение , 1998 .- 144 с. - https://podrastu.ru/psikhika/vospriyatie/vosprijatie-rebenka.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста"
Ваш ребенок плохо разговаривает? Замечаете, что движения плохо координированы, удержание карандаша, ложки в руке затруднено? Все это тесно связано между собой и называется моторная неловкос...
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.
Представлена динамика сенсомоторного развития ребенка от рождения до школы....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию детей раннего возраста, сделанные своими руками"
Презентация из опыта работы "Дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию детей раннего возраста, сделанные своими руками"....
Консультация для родителей "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста"...
Выступление на педсовете с презентацией "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры".
quot;Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры"....
Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности»
Актуальность проблемы сенсомоторного развития дошкольников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия в целом предме...
Консультация для воспитателей Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста
сенсорное и моторное развитие не являются врождёнными, а развиваются в процессе....