Ненецкие подвижные игры - средство приобщение к двигательной и физической культуре
материал
В наше современное и передовое время, время прогресса остается одна из постоянных задач для человечества – воспитание здорового подросткового поколения. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, и национальные устои. Представление о честности, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания. Школьный возраст должен быть не только временем биологического и интеллектуального развития, но и периодом активного физического воспитания, укрепления здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Ненецкие подвижные игры - средство приобщения воспитанников к двигательной, физической культуре.
ИПМ - 1
Актуальность опыта.
В наше современное и передовое время, время прогресса остается одна из постоянных задач для человечества – воспитание здорового подросткового поколения. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, и национальные устои. Представление о честности, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания. Школьный возраст должен быть не только временем биологического и интеллектуального развития, но и периодом активного физического воспитания, укрепления здоровья детей.
.. Таким образом, методически правильно организованная работа по воспитанию физической здоровой личности призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, анатомическое отношение к себе и деятельности товарищей. Я должна иметь самые разнообразные знания, уметь вместе с детьми и их родителями находить решения различных проблем, должна уважать достоинства ребенка. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания.
Актуальность данной проблемы выражены в последних медицинских исследованиях, которые показали ухудшения здоровье детей проживающих в интернате.
Объект исследования – народные подвижные игры как средство приобщения воспитанников к физической культуре.
Цель исследования – определить эффективные средства развития двигательных умений и навыков детей школьного возраста.
Гипотеза – если продумывать систему использования народных подвижных игр с детьми школьного возраста, в разных формах работы по физическому воспитанию, то можно добиться положительных результатов в развитии двигательных умений и навыков.
ИПМ - 2
Создание теории и методики народных подвижных игр, место народных игр в системе физического воспитания.
Россия –родина для многих народов отличающейся от русских культурой, традициями и обычаями. Национальная форма подвижных игр выражаются в том, что она по своему происхождению и развитию является характерной для конкретной нации, определена общественно-историческим ее развитием, своеобразием быта, особенностью психического склада/. Веселые подвижные игры – это наше детство. На протяжении многовековой истории ненецкого народа придавали большое значение физическому развитию личности, оно занимало одно из ведущих мест в воспитании. Это было вызвано суровыми условиями жизни на севере. Национальное своеобразие традиционного физического воспитания ненцев заключается в направленности на подготовку подрастающего поколения к промысловой деятельности, кочевому и полукочевому образу жизни. Основными средствами физического воспитания ненцев являлись исторически сложившиеся народные игры, состязания и самобытные физические упражнения.
Игра была спутником человека с незапамятных времён. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромные разнообразия. Е.А.Покровский утверждал, что игра во времени и у всех народов была непременно. Многие из игр представляли собою большую оригинальность, смотря по свойствам и образу жизни народа. Множество игр разных народов имели между собой большое сходство, например, игры с мячом, в кости…
Справедливо также мнение Волович Н.С. о том, что назначение древних игр – не развлекательное, а практическое. Действиями игры и словами песни люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах.
Древняя игра – есть логический ритуал, в котором желаемое изображается как действительное, настоящее проецируется на будущее. Поскольку человек зависел от природы, и основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир.
Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провёл Эльконин Д.Б., который отметил, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры».
В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитательная функция тогда ещё не выделялась как особая общественная функция, и все члены общества, воспитывая детей, стремились сделать их участниками общественно-производительного труда, передать им опыт этого труда, осуществляя постепенное включение детей в доступные им формы деятельности.
Уже в наиболее ранних этнографических и географических описаниях русских путешественников имеются указания на приучение маленьких детей к выполнению трудовых обязанностей и включение их в производительный труд взрослых. Так, Новицкий Г. в описании остяцкого народа (относящемся к 1715) писал, что во всех играх общим является ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы прокормиться, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу.
Аркин Е.А. считал подвижную игру незаменимым средством развития ребёнка, основным рычагом школьного воспитания. Игра содействует работе крупных мышечных групп; разнообразие движений в ней препятствует утомлению.
Итак, на основе анализа научно – методической литературы, посвященной игре, можно сделать следующие выводы:
- Истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребёнка деятельности взрослого;
- Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду;
- игры возникали с целью развития и совершенствования основных видов движения;
- игры создавались с целью проверки готовности к жизни (обряд инициации).
В создании теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Элькониным Д.Б., Леонтьевым А.А., Запорожцем А.В.
ИПМ - 3
- Значение и специфика и особенности народных подвижных игр. Жизнь и быт народа, формы двигательных умений и навыков.
Народная подвижная игра – одно из важнейших средств всестороннего развития детей школьного возраста. Ее характерная особенность заключается в комплексном воздействии на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственно эстетическое и трудовое воспитание. Вот почему народные подвижные игры обязательно должны быть в режиме воспитанника. Активная двигательная деятельность игрового характера и положительные эмоции, вызываемые этой деятельностью, усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Основными средствами физического воспитания ненцев являлись исторически сложившиеся народные игры,
Во время игры я предлагаю детям действовать в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности и дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила и преодолевать препятствия «неизбежные в игре» создаю условия для воспитания волевых качеств – выдержка, смелость, решительность, умение справиться с отрицательными эмоциями. В народных подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая, а иногда и неожиданная смена условий заставляют искать все новые решения возникающих задач. Все это вместе взятое способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
Игры помогают ребенку расширить и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные игровые роли, изображая разнообразные действия, дети при этом, используют свои знания о повадках животных. Эти игры я провожу в естественных природных условиях, на свежем воздухе. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические, нравственные качества, совершенствуются ориентировки в пространстве. Игра является мощнейшей сферой «самости» самовыражения, самоопределения, самореабилитации.
В тундре существует строгое распределение обязанностей. Традиционные занятие мужчины оленеводство, охота, рыболовство. Главная цель - использование подвижных ненецких игр, для закрепления навыков основных движения и нравственных качеств. Подвижная игра — сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию. Формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир. Активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей. Учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией./ Игрушками мальчиков являются маленькие арканы, луки со стрелами, нарточки. С их помощью дети впервые покоряют доступное им пространство стойбища; мишенями из арканов и стрел становятся любые «торчащие» предметы, воткнутые в снег шесты-хореи, носы нарт, зазевавшиеся собаки.
Мальчиков приучали быть выносливыми, не страшиться холода, не бояться попасть под дождь, промочить ноги. Ведь оленей пасешь, рыбу ловишь, песца в любую погоду. Поэтому здоровье для тех, кто живет в тундре, главное.
Приведем примеры подобных приемов. Так, перед игрой «Охота на куропаток» рассказывается детям о жизни в тундре, о народе, который издавна занимается охотой, рассказывается о птице, которая зимует в тундре. Дети изображают куропаток, летают по деревьям, питаются почками, ягодами, садятся на куст, изображая снег, что лежит на деревьях. Ведя игру, поясняя происходящее, изменяя интонацию в соответствии с сюжетом, направляется деятельность детей. В процессе игры очень важно бережно сохранять игровую ситуацию и роли, взятые на себя детьми
Но самой любимой игрой мальчиков, где они проявляют максимум фантазии и воображения, является игра «Ярколава» - ловля оленей. Эта игра развивает у детей ловкость, меткость и физическую выносливость. В этой игре мальчики подражают взрослым оленеводам. Младшие ребята – олени, старшие – оленеводы. У оленеводов в руках тынзян, половина которого наматывается на левую руку, а вторая – на правую и по сигналу набрасывается на рога «оленя». У «оленей» в руках настоящие рога, которые поднимаются над головой, имитируя рога оленя. По сигналу «олени» разбегаются в разные стороны, а оленеводы начинают их ловить. Поймав оленя, запрягают в условную нарту. Побеждает тот у кого больше пойманных «оленей». После этого они устаивают соревнования, кто быстрее придет к финишу. В этой игре «Ярколава» есть забота об охране традиций и природы родного края, которая будет неотделима для ребенка от всей его дальнейшей жизни и деятельности. .
Для приобщения школьников к культуре своего народа через народные подвижные игры мной проводились и проводятся национальные виды соревнования, состязания, связанные с хозяйственной деятельностью.
Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт, обычно столько сколько есть свободных пустых нарт устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватит сил.
Пять белых лепестков – пять национальных видов спорта.
Метание аркана на дальность – первый экзамен для молодого оленевода. Метание на точность уже экзамен на аттестат зрелости. В этом национальном виде спорта возможны два варианта: набрасывание на хорей и набрасывание на головки нарт. В любом случае проверяется умение быстро и ловко за арканить..
. Игра не просто подражание взрослым, а подготовка к жизни. Они помогают ребенку развивать способность концентрироваться, развивать жизненные силы, выносливость, сноровку которые так необходимы тундровикам. Использование народных подвижных игр в различных формах работы по физическому воспитанию создают атмосферу радости, и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных, воспитательных задач. Активное движение, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все логические процессы. Ситуации на игровой площадки, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование.
Естественно проявляются физические качества – быстрота реакций, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки. Игры расширяют общий кругозор детей, пополняют словарный запас, совершенствуют психические процессы.
Таким образом, народные подвижные игры – действенное средство разностороннего развития.
Заключение. Самое главное – постоянно вести воспитательную работу среди воспитанников, развивать у них любовь к национальным играм, культуре, в том числе культуре малочисленных северных народностей. Использование народных игр, состязаний, самобытных физических упражнений при созданных этнопедагогических условиях позволит значительно обогатить духовную жизнь не только ненцев, но других народов Севера и России в целом. Анализ содержания вышеперечисленных исследований позволяет сделать вывод о том, что традиционные игры у разных народов имеют свои специфические особенности, которые зависят от социально- экономических и природно - географических условий. Традиционная народная игра представляет собой социальное явление, исторически, сложившееся средство физического воспитания. Подводя, можно сказать , что народные игры и состязания ненцев давали детям полноценную и разностороннюю подготовку как физическую, так и профессиональную. При этом надо отметить их комплексное воздействие на детей, так как они решали практически все основные задачи воспитательного, образовательного и оздоровительного процесса.
В условиях полярной ночи, когда стоят сильные морозы, и нет солнца, детям очень сложно сохранить здоровье. Я считаю, что именно народные игры, сложившиеся и используемые в течение столетия, должны служить для укрепления здоровье детей. Они рождены самой жизнью, появившись из окружающей природы, благодаря складывающимся обстоятельств, они способны не только физически развить детей сделать из них сильных и выносливых взрослых, но и дать им возможность прикоснуться к родной культуре, понять, осознать менталитет и мироощущение ненецкого народа. Знать историю своего народа, более того восстанавливать его культуру – благородное занятие достойное каждого человека, любящего свой народ. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и завершенность. Хочется надеяться на сохранения и развитие ненецких национальных игр, так как только через игру можно воспитать полноценно развитую личность, и сохранить устоявшиеся традиции. Таким образом, даже в условиях Заполярья, при правильной постановке физического воспитания, можно добиться значительного укрепление здоровья воспитанников. Учитывая, отрицательные влияния климатических условий, в школе ведется планомерная работа по привлечению детей к секции «северные многоборья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Подвижная игра - средство приобщения детей к здоровому образу жизни»
ФГОС дошкольного образования направлен на решение одной из главныхзадач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, втом числе их эмоционального благополучия, развитие физическ...
Памятка «Подвижная игра - средство приобщения детей к здоровому образу жизни»
Планируя подвижные игры, следует учитывать:Ø общий уровень физического и умственного развития детей;Ø уровень развития двигательных умений;Ø состояния здоровья каждого ребёнка, егоØ индивидуальн...
Презентация "Подвижная игра, как неотъемлемая часть на занятиях физической культуры".
Презентация (консультация для воспитателей) по физической культуре....
Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. ...
Проект по ФИЗО «Развитие физических качеств дошкольников с помощью ненецкие подвижных игры»
Проект по ФИЗО «Развитие физических качеств дошкольников с помощью ненецкие подвижных игры»...
Презентация на тему "Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики.Актуальность темы исходит из зн...
Семинар-практикум для педагогов «Русские народные подвижные игры как приобщение ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов педагогов о народных подвижных играх, как средстве сохранения и укрепления психологического и физического здоровья дошкольников....