Проект по летней-оздоровительной работе "Безопасный детский туризм"
проект (старшая, подготовительная группа)
В этой статье хотим поделиться краткосрочным проектом под названием "Безопасный туризм". Наш детский сад расположен в непосредтсвенной близости к лесу, поэтом актуальность данного проэкта очевидна. Результатом проведенных мероприятий стало закрепление знания по безопасному поведению не только в походе, но и в лесу, у водоемов, при общении с животными, насекомыми. Это дало дополнительные знания нашим воспитанником и расширило их кругозор в области экологии и безопасного поведения в природе.
Эколого-туристская прогулка – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценивать свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Это положительные эмоции (удивление, восторг, радость, творчество), яркие незабываемые впечатления от общения с природой. Это необходимый опыт, где дети в непринужденной обстановке учатся исследовать, наблюдать, беречь.
Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно - сосудистую систему. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств (выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности). Походная жизнь развивает наблюдательность.
В статье приведены примеры формы организации детей, методическое сопровождение, перезентации используемы, фотоотчеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание краткосрочного (неделя) Безопасного детского туризма | 39.93 КБ |
Беседа Что такое туризм | 942.66 КБ |
konspekt_syuzhetnorolevoy_igra_pohod_sayt.docx | 22.52 КБ |
Видео-презентация с беседой о видах костров | 2.31 МБ |
Презентация к беседе о туризме | 2.36 МБ |
Для разучивания речёвок | 93.02 КБ |
Беседа-презентация Карта | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта проекта:
• Полное название проекта: Безопасный детский туризм
• Исполнитель проекта: Белугина Ирина Владимировна - воспитатель МДОУ детского сада №27 общеразвивающего вида п. Озерецкий.
• Вид, тип проекта: краткосрочный, исследовательско - творческий.
• Место проведения: МДОУ детский сад №27 общеразвивающего вида п. Озерецкий
• Сроки проведения: 20.07.2020-24.07.2020г.
• . Участники проект: воспитанники старшей группы, воспитатели.
• Возраст детей: 5-6 лет.
Пояснительная записка
Эколого-туристская прогулка – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценивать свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Это положительные эмоции (удивление, восторг, радость, творчество), яркие незабываемые впечатления от общения с природой. Это необходимый опыт, где дети в непринужденной обстановке учатся исследовать, наблюдать, беречь. Проблема, на решение которой направлен проект. Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Важнейшей задачей современной семьи и дошкольного учреждения является воспитание здорового ребёнка, способного проявлять самостоятельность, физически подготовленного, творчески мыслящего, уверенного в своих силах.
Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам укрепления и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей – целенаправленная, систематически спланированная педагогическая работа дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, с которым ежедневно вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. Поэтому образовательное учреждение имеет возможность оказывать непосредственное влияние на семьи воспитанников. Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Данный проект является одной из наиболее активных форм физкультурно-оздоровительной работы, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в нашем учреждении.
Актуальность
Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Совершенствуются все физические качества – быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила; ориентировка в пространстве.
Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде. Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе.
Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об охране ее. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
Поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся замечать затруднения окружающих, появляется стремление помочь им. Формируется представление о правдивости, справедливости. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближним, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников.
Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приемам работы. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность ответственность, инициативность, бережное отношению к снаряжению и спортивному инвентарю.
Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств (выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности). Походная жизнь развивает наблюдательность.
Ожидаемые результаты и их оценка
1 Сформировать знания о детском туризме.
- Знакомить с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе, с правилами разведения костра.
- Сформировать такие качества, как самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость.
-Ознакомить, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже будет болеть, становится сильнее, выносливее и более организованным.
- Ознакомить с разные виды туризма.
Цель. Выявить уровень знаний о понятии туристы, туризм, что такое походное снаряжение, должности, знания о простейших знаках, знания правил безопасного обращения с огнём.
«Как подготовиться к путешествию». «Костры, используемые в туризме»
Цель: Выявить уровень знаний детей о том, какую пользу приносят людям туристические походы и экскурсии.
Выявить знания о разных видах туризма.
Выявить знания о пользе костра в турпоходе и какой он должен быть.
2 - Разучить ядовитые растения, которые могут принести вред здоровью.
- Ознакомить с лекарственными растениями, которые могут помочь туристам в пути, если случится травма. «Растения»
Цель. Выявить уровень знаний детей о растениях родного края.
- Познакомить детей как можно оказать первую медицинскую помощь. «Помогу себе сам»
Цель. Выявить уровень знаний детей о том, как оказать первую помощь.
3 Сформировать умения необходимые в туристическом походе.
- Умение распределять туристические обязанности.
- Умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе.
- Умение подбирать правильно обувь, одеваться в соответствии с погодными условиями. «Собирайся, дружок, в поход»
Цель. Выявить уровень знаний детей о том, что нужно брать с собой в поход, всё об обуви и одежде туриста, об рюкзаке.
Сформировать умения необходимые туристам в туристическом походе.
- Умение читать карту своей местности.
- Умение ориентироваться по плану
4. «Правила поведения в лесу»
Цель. Выявить уровень знаний о карте, умение ориентироваться по карте
Наблюдения за умением детей работать сплоченно в команде
1. Подборка пословиц и поговорок о туризме.
2. Методический материал (песни, речёвки, игры)
3. Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное».
4. Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу.»
5. Подборка загадок о грибах и ягодах, о животных, о природных явлениях.
6. Конспект НОД рисование «Весела полянка»
7. Сценарий развлечения «Правила поведения в лесу» (ориентирование на местности)
8.Презентации о туризме.
Субъектом реализации данного проекта является п. Озерецкий Орехово-Зуевского городского округа Московской области, территория МДОУ детский сад № 27 общеразвивающего вида.
Принципы:
– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде;
– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.
Цель:
Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.
Задачи:
●Сохранять и укреплять здоровье детей.
●Создать условия для реализации потребности детей двигательной деятельности.
●Воспитать потребность в здоровом образе жизни, в физических упражнениях и подвижных играх.
●Воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки и взаимопонимания.
●знакомство детей с основами жизни в природных условиях, назначением определенных предметов, необходимых в походе;
●закрепление на практике знаний основ безопасного поведения на природе;
●воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде, формирование желания вести здоровый образ жизни.
Закрепить знания о видах туризма, познакомить с «необычным» туризмом.
Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада;
План реализации проекта
№ п/п | Форма организации детей | Название | Задачи | Участники | Ответственные |
1 | Просмотр презентации на видео. | «Что такое туризм?» | Познакомить детей с значением слов туризм, туристы. Выявить знания детей о туризме. Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы. | Дети старшей группы | Воспитатель Белугина И.В. |
2 | Консультация для родителей. В форме памяток, рассылок в группы, личных консультаций | «Детский туризм - дело серьёзное» "Как научить детей любить и беречь природу" | Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, знакомить детей с родным краем, учить детей правилам безопасного поведения в природе. Рекомендовать родителям с малых лет давать детям экологическое воспитание. Учить познавать природу, любить, оберегать, разумно пользоваться. | Родители | Воспитатель Белугина И.В. |
3 | Литературная гостиная. Чтение. | Загадки о ягодах и грибах Сказка «На лесной тропинке» «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» | Знакомство с ядовитыми ягодами, грибами Загадывание загадок. Пословицы, народные приметы. | Дети старшей группы | Воспитатель Белугина И.В. |
4 | Игра-развлечение. | «Собирайся, дружок, в поход». "Придумай и отгадай" | Закрепить умение находить север, юг, запад, восток с карты. Закрепить знания детей о туризме, умение из набора различных предметов выбирать необходимые для похода, которые удобно переносить в рюкзаке | Дети старшей группы | Воспитатель Белугина И.В. |
5 | Просмотр презентации на видео. | «Как подготовиться к путешествию». «Костры используемые в походе» | Выявит уровень знаний детей о туризме. Закреплять знания детей о безопасном поведении в лесу, о видах костров, о правилах безопасности при обращении с огнем | Дети старшей группы | Воспитатель Белугина И.В. Заместитель заведующего по безопасности Сыч.Т.Ю. |
6 | Музыкально-спортивное развлечение с элементами исследования | «В гости к Лесному Ёжику». | Закрепить полученные знания по вопросам безопасности в лесу(ядовитые ягоды и грибы, насекомые), виды костров и правила обращения с огнем. | Дети старшей группы | Инструктор по физ-ре Колобова Е.Б. Воспитатель Белугина И.В. |
7 | Соревновательная игра. | "Кто быстрее соберёт рюкзак?" | Закрепить знания детей о том, что необходимо класть в рюкзак, развивать ловкость, внимание, быстроту в движениях. | Дети старшей группы | Инструктор по физ-ре Колобова Е.Б. |
8 | Разучивание туристских речёвок, песен. | Речёвка «Мы туристы» Песни «Вместе весело шагать» | Познакомить детей с туристскими речёвками, песнями, разучить их, объяснить детям что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа. | Дети старшей группы | Воспитатель Белугина И.В. |
В ходе организации пешеходных прогулок широко использовались:
• разнообразные средства туризма: физические упражнения с использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств: координация движений - прыжки с одной ноги на другую, по кружкам, спрыгивание с повышенной опоры, прыжки в глубину и др., упражнения на равновесие (ходьба по бревну, по наклонной лестнице, ходьба по веревке и т д.), игры на ориентировку в пространстве («Разверни круг», «Найди свой дом», «Ручейки и озера».);
• подвижные игры с поисковыми ситуациями – «Поиски клада», «Полоса препятствий», «Игры-эстафеты», проводимых как в помещении, так и на местности,
• доступные для дошкольников туристические упражнения (укладка рюкзака, палатки), игры и соревнования с туристской тематикой: “Охотники и зайцы”, “Заготовим дрова для костра», «Принеси воды с родника”
• игры с элементами спорта.
«Совместная деятельность взрослого и ребёнка»
Интегрированные виды детской деятельности | Формы и методы | Средства |
Продуктивно-познавательная Познавательно-исследовательская Познавательно-игровая Продуктивно-игровая Литературно-познавательная | Беседа с использованием иллюстративного материала, наблюдения, экскурсии, игры (с готовыми правилами: игры-соревнования "Кто больше назовёт...!", и "Кто быстрее" и др., сюжетно-ролевые игры). | Практические занятия в помещении и на местности. Художественно-иллюстративный материал |
«Самостоятельная деятельность детей»
Интегрированные виды детской деятельности | Формы и методы | Средства |
Предметно-развивающая среда Продуктивно-познавательная Познавательно-исследовательская Познавательно-игровая Литературно-познавательная | Игровая зона (атрибуты и материалы для сюжетно-ролевой игры "Мы ребята туристята") | Журнал «Безопасность в природе"» (познавательная и художественная литература о безопасности в природе, иллюстрации по теме "Безопасность в туризме") Методическое сопровождение: информационная подборка о детском туризме, подборка иллюстраций о детском туризме, подбор художественной литературы о безопасности в природе, подборка загадок о туристическом снаряжении и о том, кого можно встретить на туристической тропе, набор дидактических игр природоведческого содержания, видеофильмы:(демонстрация фрагментов мультфильмов «Маугли», «Бемби», «Тарзан», «Ох и Ах». Музыкальное сопровождение «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.), консультационный материал для родителей. |
Сотрудничество с родителями:
• сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу
• совместная работа родителей и детей (умение завязывать узлы, умение разводить костры, изготовление биноклей, знаков по охране природы)
• Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.
Содержание эколого - туристской подготовленности дошкольника:
1. Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник.
Дети должны знать какую пользу приносят походы и экскурсии. Дать понятия таким виды туризма как: конный, путешествие на воздушном шаре и т.д.
2. Удивительный мир растений и животных.
Рассказать о растениях и животных родного края.
3. Помогу себе сам.
Дать понятия о растениях - врагах и друзьях: о лекарственных, плодово-ягодных, съедобных грибах. Осторожно - ядовиты!
4. Собирайся, дружок, в поход.
Распределение туристских обязанностей. Что взять с собой в поход. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста. Укладывание рюкзака детьми. Завязывание простейших туристских узлов. Правила поведения при передвижении в городе, в лесу, у реки.
5. О карте. Какие карты бывают. Что такое компас.
Определение севера, юга по компасу. Игры и соревнования на ориентирование по плану детского сада и прилегающей территории.
«Совместная деятельность взрослого и ребёнка»
Интегрированные виды детской деятельности | Формы и методы | Средства |
Продуктивно-познавательная Познавательно-исследовательская Познавательно-игровая Продуктивно-игровая Литературно-познавательная | Беседа с использованием иллюстративного материала, наблюдения, экскурсии, игры (с готовыми правилами: игры-соревнования "Кто больше назовёт...!", и "Кто быстрее" и др., сюжетно-ролевые игры). | Практические занятия в помещении и на местности. Художественно-иллюстративный материал |
Методическое сопровождение: информационная подборка о детском туризме, подборка иллюстраций о детском туризме, подбор художественной литературы о безопасности в природе, подборка загадок о туристическом снаряжении и о том, кого можно встретить на туристической тропе, набор дидактических игр природоведческого содержания, видеофильмы:(демонстрация фрагментов мультфильмов «Маугли», «Бемби», «Тарзан», «Ох и Ах».
Музыкальное сопровождение «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.), консультационный материал для родителей.
Сотрудничество с родителями:
• сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу
• совместная работа родителей и детей (умение разводить костры, умение ориентироваться на местности)
• Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.
Результативность работы
Как результат нашей работы у детей сформировано осознанное отношение к своему здоровью; дети научились ориентированию на местности, бережному отношению к растительному и животному миру. Повысилась экологическая культура.
Что еще немаловажно: в известных нам программах по физическому воспитанию мало уделено внимания такому виду движения, как лазание. Занимаясь туризмом, дети в полной мере освоили разнообразные виды лазания, ползания по наклонным поверхностям, по спортивным комплексам на спортивной площадке, по лестнице. Все это позволило укрепить все группы мышц, улучшило координацию движений детей, ориентировку в пространстве, силу и выносливость детей.
В виду того, что наш детский сад расположен в лесной местности и дети, часто встречаются с природой, все эти занятия позволили нам укрепить знания детей по безопасному поведению не только в походе, но и в лесу, у водоемов, при общении с животными, насекомыми. Это дало дополнительные знания нашим воспитанником и расширило их кругозор в области экологии и безопасного поведения в природе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа дошкольных образовательных учреждений // Дошкольное воспитание. - №3. - 1997. - С. 32-40; №4. - 1997. - С. 5-13.
2. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Издательство “Российское педагогическое агенство”, 1997.- 132 с.
3. Глазачев С.Н., Грехова Л.И., Сотникова Н.Н. Экологическое образование в опыте работы дошкольных учреждений. (Минераловодский отдел образования: проблемы, поиск, опыт). - М.: Горизонт, Ставрополь: Сервис-школа, 1999. – 156 с.
4. Завьялова Т.П. Методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий с использованием подвижных игр в процессе подготовки юных туристов ( из опыта работы). - Тюмень: ТГУ, 1993.
5. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Каменева, А.К, Матвеева, Л.М. Маневцева и др.; Сост. Л.А. Каменева: Под. ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983 – 207 с.
6. Климова Т., Таранкова Н. Мы открываем мир: Программа экологического образования дошкольников / Дошкольное воспитание, - 1996 №7 - С. 20-25.
7. Королева А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка (авторская программа) / Вестник Ас ЭКО, - 1994- вып. 3-4 - С. 3-7.
8. Мамонова Ю.Н. Программа краеведо-туристской деятельности в детском саду: В сб.: Краеведо-туристская работа с дошкольниками /Материалы научно-практической конференции, 16 февраля 1995. - М: ЭЦДЮТЭ “Родина”, 1995. - С.31-45.
9. Цветкова И.В. Туристятам: Книжка - раскраска и книжка-подсказка маленьким любителям путешествий. - М.: ЭЦДЮТиЭ “Родина”, 1993 - 30 с.
10. Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду” / Сост. Л.В. Русскова. - М.: Просвещение, 1986 – 400 с.
11. Мир природы и ребёнок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности “Дошкольное образование” / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева; Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Сморуковой. - СПб: АКЦИДЕНТ, 1998. - 319 с.
12. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. - М.; 1993. – 30 с.
13. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методические пособие для воспитателей детских садов и учителей, - Мн.: “Асар”, 1996. – 128 с.
14. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.
15. Николаева С.Н. Как ребёнка приобщить к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1993. – 64 с.
16. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников - М.: Новая школа, 1993. – 16 с.
17. Николаева С.Н. Формирование экологической культуры. Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 1996 - № 7-9.
18. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева - М.: Просвещение, 1985 – 174 с.
19. Прохорова Г.А. Программа дошкольного экологического воспитания Программы по экологии для общеобразовательных учебных заведений и детских дошкольных учреждений. - Курган.: ГУНО, Областной Комитет экологии и природных ресурсов, 1993. - С. 5-13.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия со старшими дошкольниками «Знакомство с туризмом, и кто такие туристы»
Задачи: - Рассказать детям кто такие туристы, как они путешествуют: пешком, на велосипедах, на лыжах, на лодках и т. д.,
- Какие бывают разные виды туризма: пешеходный, велосипедный, лыжный, водный, горный и т. д.;
- Воспитывать интерес к туризму.
Материал: Картинки с изображением разных видов туризма (скачала из интернета).
Ход занятия
Дети сидят за столиками перед каждым ребенком ложу картинки разных видов туризма.
Дорогие ребята мы сегодня с Вами будем знакомиться с туризмом, и кто такие туристы.
Рассмотрите внимательно картинки и ответе мне на вопрос.
Какие виды бывают туризма?
Дети отвечают ( горный, велосипедный, пешеходный, водный)
Правильно, потому, что на картинках изображены туристы разных видов туризма.
А как вы думаете, кого можно назвать туристами?
Молодцы, туристами называют людей, которые любят ходить в походы.
А зачем люди ходят в походы? (ответы детей)
Туристы ходят в походы, чтобы узнать что-то новое, полюбоваться природой, стать сильными, смелыми, закаленными, выносливыми.
Посмотрите внимательно на картинки и ответьте мне.
Что у туристов весит за плечами?
Молодцы эти большие мешки называются рюкзаками.
Как вы думаете, что берут с собой туристы в поход?
Рассматриваем картинку с уложенным рюкзаком.
Туристы уходят в походы на несколько дней далеко от дома, и ночевать им приходится в лесу в горах. Для этого они берут с собой палатки - небольшие складывающиеся домики, спальные мешки, карту, чтобы не заблудиться. Рассматриваем содержимое рюкзака, куда входит: палатка, спальный мешок, коврик, сменная одежда, сапоги резиновые, продукты, фляжка. Скажите мне, зачем туристу сменная одежда, сапоги резиновые и фляжка? Молодцы на случай непогоды. И в лесу, чтоб не укусила змея. А в фляжке питьевая вода.Мы с вами уже знаем, что туристы ходят пешком. А как можно ещё передвигаться в походе? Рассмотрим внимательно картинки
Правильно, ещё можно передвигаться на велосипедах, на лыжах, лодках.
Туристы ходят не только в лес, но и в горы, поэтому существуют разные виды туризма: пешеходный, лыжный, велосипедный, горный. Вот видите, как много видов туризма существует. Туризм – это тоже спорт.
Поэтому рассмотрим наши картинки и расскажем, что одето на наших туристах?
Вот какие вы внимательны правильно, они все одеты в спортивные костюмы кроссовки и головные уборы обязательно.
Как вы думаете, что делают туристы в походе?
И чтоб мне ответить на этот вопрос послушайте стихотворение.
Юрия Карташова, которое поможет вам правильно ответить на поставленный вопрос:
-Скажи, зачем спешишь турист,
Лесною раннею тропинкой?
-Послушать соловьиный свист,
Взглянуть на бриллиант-росинку.
-Скажи, зачем идёшь, турист,
Из дома ты в края иные?
-Весны увидеть первый лист,
Вдохнуть все запахи лесные
И продолжал поэт-турист
Своё возвышенное слово!
-Как мир хорош! Как воздух чист!
Как не влюбиться в жизнь тут снова!
Туристы знакомятся с достопримечательностями родного края, охраняют природу,
проводят соревнования, готовят еду, поют песни у костра и т.д.
-А какие правила должен выполнять турист в походе по лесу.
Турист должен знать Дети отвечают
Природу надо -Уважать!
Лесных зверей -Не обижать!
Всякую букашку -Надо любить!
А деревья нельзя -Рубить!
Все живое надо -Охранять!
Цветов и ягод много -Не рвать!
В заключении занятия спросить детей для закрепления занятия. Какие виды бывают туризма? Что необходимо туристу взять с собой в поход? Если ответы детей Вас порадуют, значит, Вы не зря старались. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Конспект сюжетно-ролевой игры "Туристы"
Цель: Расширение и закрепление знаний детей о природе, природопользовании, правилах поведения на природе.
Задачи:
- Формировать эколого-туристские знания;
- Учить оказывать первую помощь;
- Развивать диалогическую речь, навыки общения;
- Воспитывать в группе поддержку и взаимовыручку.
Интеграция с образовательными областями: безопасность, здоровье, социализация, познание, коммуникация, музыка, труд, физическая культура.
Словарная работа: путешественник, турист, рюкзак туриста, поход, карта маршрута, травма, первая медицинская помощь.
Предварительная работа:
• Беседы «Удивительный мир растений и животных», «Как я устроен?», «Помоги себе сам», «Собирайся, дружок, в поход», «Нормы и правила поведения в природе», «Что такое «Красная книга? ».
• Игры «помоги другу в беде», «Кто больше назовёт! », «Хорошо-плохо», «Кто быстрее» и др.
• Практические занятия с элементами туризма.
• Чтение художественной литературы: Ю. Александров, Е. Антропов «Советы туристу», В. Бианки. «Как муравьишко спешил домой», «Кто как лето проводит», И. Токмакова. «Где спит рыбка» и др.
• Отгадывание загадок о растениях и животных.
• Разучивание походных песен.
• Изготовление атрибутов игры.
Оборудование: карта маршрута, туристическое снаряжение, реквизит для прохождения маршрута: “кочки”, “мостик”, канат для прохождения через «пропасть», аудиозаписи с детскими и туристическими песнями.
ХОД ИГРЫ:
Дети входят в зал под песню «Туристы».
В зале сидит Незнайка и плачет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это здесь сидит? (Ответы детей)
Воспитатель: Незнайка, что случилось, кто тебя обидел? Как ты здесь
очутился?
Незнайка: Я решил отправиться в поход. Нашел красивую полянку, поставил
палатку и начал играть. Потом я увидел зайчонка и решил его поймать. А он
хитрый оказался и быстрый: прыг-скок, прыг-скок и исчез, а я заблудился.
Так я очутился в вашем садике. Помогите мне, пожалуйста, я в поход очень
хочу.
Воспитатель: Мы бы тебе с удовольствием помогли, только, боюсь, мы сами
можем заблудиться, ведь мы не знаем, в каком направлении идти.
Незнайка: Так у меня есть карта– маршрут.
Воспитатель: а что же ты, глупенький, сам не воспользовался ей?
Незнайка: Я читать не умею. (плачет)
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке?
Дети. Да!
Воспитатель: Эх, какие вы быстрые! А вы знаете, что такое поход? (это
дальняя прогулка или групповое мероприятие, с целью узнать что-то новое)
Воспитатель: А куда можно пойти в поход? (в лес, на речку, в горы)
Воспитатель: А как называют человека, который любит путешествовать?
(путешественник, турист).
Воспитатель: Молодцы и правда все знаете. Скажите, ребята, а какими
качествами должен обладать турист? (туристы смелые, сильные, спортивные,
находчивые, дружные, веселые)
А сами-то вы хотите стать туристами? Справитесь с походными
трудностями? (Ответы детей)
Воспитатель: я предлагаю вам сегодня отправиться в поход в лес. Хорошо, в
этом нам поможет карта.
Для чего туристам карта? что она показывает? (Направление движения)
Воспитатель. Так давайте же станем туристами и отправимся в поход! Ой,
Незнайка, а где же твой рюкзак?
Незнайка: Так вот он!
Воспитатель: А что же он у тебя совсем пустой? Как же ты собрался
путешествовать?
Незнайка: А что, его еще и собирать надо?
Воспитатель: Ребята, давайте подскажем Незнайке, что нужно взять с собой в
поход?
Проводится игра "Собери рюкзак" (дети собирают рюкзак для Незнайки, из
предложенных предметов, выбирают только необходимое).
Воспитатель: Для чего в походе карта, веревка, ведро, спички, и т. д? Для
чего может понадобиться аптечка? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь все готовы, но прежде, чем
отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Примерные ответы детей:
Не кричи, не пугай диких животных.
Не рви цветы, другим людям тоже хочется любоваться их красотой.
Не ломай зря деревья, не делай на них вырубки. От этого они сохнут и
погибают.
Не лови бабочек, муравьёв и других животных.
Не мусори в лесу.
Обязательно убирай за собой стеклянную посуду. Пожар в лесу может
возникнуть от брошенной стекляшки.
Воспитатель: Молодцы, рюкзаки приготовили, правила поведения в лесу
вспомнили, теперь рассмотрим маршрут.
Дети рассматривают карту, комментируют каждое обозначение.
Воспитатель: Итак, в путь! (Звучит музыка)
Туристы:
Мы-дети стихий, Мы- дети лесов;
Костер наш очаг, Палатка наш дом,
Вперед и вперед,
Победа нас ждет,
Не смотря на усталость,
Бесстрашно идем,
Турист-почетное звание,
Носи его гордость храня,
Мы-туристы, и это-главное,
Наша дружба крепче, чем броня.
Примерный маршрут:
• ходьба змейкой по лесу;
• прохождение по мостику-массажной дорожке через речку;
• прохождение «болота» прыжками по кочкам;
• переправа через «пропасть» - ходьба по верёвке приставным шагом.
Воспитатель: (Звучит аудиозапись со звуками природы)
Вот мы и пришли на нашу полянку. Теперь нам с ребятами нужно сделать
привал. А ты, Незнайка, знаешь, что такое привал?
Незнайка: Нет, не знаю. Расскажите мне. (Ответ детей: остановка в пути для
отдыха) .
Незнайка: Ух ты, а что делают на этом вашем привале?
Воспитатель: А сейчас сам поймешь. Итак, ребята, привал! Скажите, а костер
здесь можно разводить? (да, потому что нет запрещающих знаков и водоем
близко).
Чтобы в походе всё было организованно, мы с вами разделимся на 2
команды «девочки» и «мальчики» . выберите, кто будет у нас медсестрой.
Если кто-то из вас поранится , то обратитесь к ней за помощью.
Мальчики «разжигают костер», ставят палатку, девочки готовят обед,
накрывают походный стол. Все садятся «покушать походную кашу», спеть
песню.
Воспитатель: Вот и заканчивается наш привал, а с ним и наш поход.
Скажите, что делают туристы, когда покидают привал? (Убирают мусор,
наводят порядок на «полянке», собирают рюкзаки.)
Дети убирают и становятся в круг.
Воспитатель: Ребята, вам понравился наш поход? (Да)
- Сейчас вам больше всего понравилось?
- Какие новые слова запомнили? Что они обозначают? (турист, карта, поход,
маршрут, привал)
Воспитатель: Мы шли сюда через лес, через болото, перешли через бурную
речку, оказались так далеко от детского сада. Как же нам вернуться обратно?
Незнайка: Я останусь на моей любимой полянке. А вам наша карта!
Возьмитесь за руки, закройте глаза и произнесите волшебные слова: « Ну- ка
за руки возьмись и в саду очутись! »
(звучит музыка)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Это жаровой костер. Два полена кладут на угли параллельно на некотором расстоянии друг от друга, поперек них — еще два и т.д. В костре хороший доступ воздуха к огню, поленья обычно горят равномерно по всей длине. Медленно сгорая, они образуют много углей, дающих высокую температуру. Этот костер удобен как для приготовления пищи, так и для обогрева и сушки одежды.
Поленья укладывают или даже устанавливают под углом к центру. При этом они частично опираются друг на друга. В верхней части пламя получается концентрированным, жарким. Костер этот удобен для освещения лагерной площадки и варки с небольшим количеством котлов. Для такого костра можно использовать валежник, хворост, другие тонкие дрова. Костер дает высокое пламя, но имеет узкую зону нагрева, образует мало углей и нуждается в постоянном пополнении топливом.
Поленья (5-8 штук) укладывают на угли с нескольких сторон по радиусам от центра. Горение происходит больше в центре. По мере сгорания поленья сдвигают. Из-за своего узкого, жаркого медленного пламени является костром для освещения. Образует много углей.
Так называемые "таежные" костры имеют несколько разновидностей. Широкий фронт огня позволяет на таком костре варить пищу для большой группы, сушить вещи и ночевать рядом без палатки. Это костер длительного действия, он не требует частого подкладывания дров .
Для такого костра заготавливают бревна одинаковой длины и толщины, желательно еловые, сосновые, кедровые. Два бревна кладут рядом на землю, в зазор помещают хорошую растопку или, лучше, угли из другого костра, затем кладут на них третье бревно. Нодья разгорается постепенно и горит ровным жарким пламенем несколько часов.
Если дров мало, можно сложить камин из камней или сырых поленьев: на нем можно быстро сварить пищу. Удобен для разведения в ветреную погоду.
Разводится в яме, когда необходимо большое количество углей, обычно используется для приготовления пищи, запеченной в золе. Удобен для разведения в ветреную и дождливую погоду.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кого можно назвать туристами? Правильно, туристы - это люди, которые ходят в походы, это путешественники.
Что такое туризм? Туризм – это прежде всего походы на природу. А зачем люди ходят в походы? Туристы ходят в походы, чтобы узнать что-то новое, полюбоваться природой, стать сильными, ловкими и закаленными.
Какие виды туризма вы знаете? Велосипедный Водный Пеший Горный Конный Лыжный Автомобильный
Туристическое снаряжение. Снаряжение туриста зависит от вида и времени года. Но есть снаряжение которое необходимо в любом походе. Это- Рюкзак Фонарь Фляжка Палатка Компас Карта Котелок
Правила поведения в походе на природу.
Собери рюкзак.
Удачного вам похода!
Предварительный просмотр:
Речевки для похода детям
Речевки для похода - веселые кричалки песенки для поддержания хорошего настроения. Обязательно возьмите с собой в поход какую-нибудь хорошую речевку. Она поможет всем школьникам стать дружным туристическим коллективом.
***
Отправляемся в поход,
Что отряд с собой возьмет?
Котелок и ложку,
Кружку и картошку!
Сварим суп, согреем чай.
Веселее не скучай!
***
Кто шагает с рюкзаками?
Кто со скукой не знаком?
Кто отстал - догоняй.
Кто устал, не унывай!
Кто идти захочет с нами,
Нашу песню запевай!
***
Эй, лихая детвора,
Нам в поход давно пора.
Бим - бом! Та - ра - ра!
Никогда не скучно нам.
Солнце светит ярко - ярко,
Нам от солнца жарко - жарко!
Лето, воздух и вода -
Наши лучшие друзья!
***
Раз, два! - Носом вдох!
Три, четыре! - Выдох ртом!
Пять, шесть!- Дышим глубже!
Семь, восемь, двести! - Шаг на месте!
Десять, девять! - Не спеша!
Как погода? Хо-ро-ша!!!
***
Кто шагает с рюкзаком? - Мы, туристы!
Кто со скукой не знаком? - Мы, туристы!
Нас вперед ведут… - Дороги!
Наш девиз: «Всегда вперед!»
Эй, ребята! Тверже шаг!
Что турист берет в дорогу?
Песню, лодку и рюкзак!
Мы голодные как звери!
Открывайте шире двери!
Нам еда полезней будет!
Силы новые разбудит!
Кто отстал? - Не отставай!
Кто устал? - Не унывай!
Кто идти захочет с нами
Кто шагает с рюкзаком? - Мы, туристы!
Кто со скукой не знаком? - Мы, туристы!
Нас вперед ведут… - Дороги!
Наш девиз:«Всегда вперед!»
Наши лучшие предлоги: «Через», «сквозь» и «поперек»!
***
Здравствуй, лето, здравствуй, отдых!
Свежий ветерок!
Нас зовут опять походы!
Тысячи дорог!
Солнце машет ярким флагом!
Скор и легок шаг!
В руку – палку, на бок – сумку!
За спину – рюкзак!
На веревках – вверх по склонам!
Через реки вброд!
Для туристов закаленных!
Путь один – вперед!
Молодые полны отваги!
Смелы, как орлы!
Разобьем походный лагерь!
До утренней зари!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое карта Топографическая карта - изображение на бумаге объектов местности в уменьшенном виде. Объекты местности - (реки, населенные пункты, дороги, растительность, заводы и т. п.) изображаются на карте условными знаками.
Условные топографические знаки Условные топографические знаки - маленькие рисунки, которые немного похожи на местные предметы, если смотреть на них сверху, на карте показано местоположение отдельных предметов. Все топографические знаки делятся на пять групп: Строения и сооружения; Дороги; Водоемы (реки, озера, родники…); Растительность; Рельеф. Все знаки имеют три отличительные свойства - форму, цвет и размер.
Условные знаки РАСТИТЕЛЬНОСТИ Смешанный лес – хвойные и лиственные деревья Хвойный лес Лиственный лес
озеро Фруктовый сад Луг Кустарники Вырубленный лес
Условные знаки ГИДРОГРАФИИ Болото проходимое Болото непроходимое Озеро Река Родник
Условные знаки СТРОЕНИЯ, ДОРОГИ, РЕЛЬЕФ Жилые строения Овраг Грунтовая дорога с тропой Холм Яма
Проверьте себя озеро
родники
болота
кустарники
луга II II II II II II II
Отдельные деревья Хвойное дерево Лиственное дерево
Полевые и лесные дороги
Попробуйте составить карту по рисунку
Проверяем
МОЛОДЦЫ !
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план летне-оздоровительной работы в детском саду для инструкторов по физической культуре
Как построить летне-оздоровительную работу в детском саду, что бы она была интересной, разнообразной, не скучной?.Для этого можно расширить диапозон занятий, вводя здоровье-сберегающие технологии; раз...
План организации летней оздоровительной работы в детском саду
Цель:создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы с детьми и развития познавательного интереса воспитанников в летний период.Структура плана:...
Летняя оздоровительная работа в детском саду: " Праздник Нептуна", развлечение "Саламандра - повелительница огня"
Интересные конспекты развлечений для детей в детском саду на улице в летний период...
Анализ летне-оздоровительной работы в детском саду
Анализ работы по лете-оздоровительному периоду в детском саду...
Формы и методы работы с детьми в летне-оздоровительный период в детском саду
Прекрасная пора - лето! Оно даёт возможность наполнить детей яркими впечатлениями, открытиями, неожиданностями, удовольствием и красотой....
Организация летней оздоровительной работы в детском саду.
Организация летней оздоровительной работы в детском саду....
Игры в летний оздоровительный период в детском саду
В летний оздоровительный период физкультурные занятия проводятся на спортивной площадке детского сада. Летом появляются большие возможности для игровых упражнен...