Целевая прогулка - средство формирования у детей младшего дошкольного возраста экологической культуры и ценности здоровья (статья)
статья (старшая группа)

Набережнева (Голубева) Светлана Дмитриевна

В статье представлен опыт работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста экологической культуры. Одним из эффективных средств, по мнению авторов, является грамотно организованная целевая прогулка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_golubeva_s.d._pontileeva_s.g._tselevaya_progulka.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

ГОЛУБЕВА Светлана Дмитриевна

ПОНТИЛЕЕВА Светлана Геннадьевна

воспитатели

МАДОУ детский сад № 63,

г. Киселёвск, Россия

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА - СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье представлен опыт работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста экологической культуры. Одним из эффективных средств, по мнению авторов, является грамотно организованная целевая прогулка.

Ключевые слова: прогулка, экологическая культура, дошкольники, ценность здоровья

Сегодня в образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая становится доминантной, начиная с первой ступени - дошкольников. Знания и хорошие привычки, которые получены ещё в детстве, сформируются в чёткие убеждения. Дети со сформированными с раннего детства представлениями о важности сохранять природу никогда не нанесут вред ей и себе как части природы. В будущем это повлияет на позитивное преобразование экологической обстановки [5]. Таким образом, экологическое воспитание и культура начинают занимать ведущую позицию в формировании современной личности.

В дошкольном возрасте ребёнок впервые соприкасается с природой. Взрослым следует не терять время зря и прививать экологическую культуру с раннего возраста. При этом основная задача - создать у детей, прежде всего, установки на здоровый образ жизни, умение наблюдать за окружающим их миром [6].

Помочь дошкольникам получить новые знания в области экологии, сохранения и укрепления здоровья взрослые могут, просто гуляя на участке детского сада, в парке, у пруда и т.д.

В дошкольных образовательных учреждениях с введением ФГОС ДО целевые прогулки становятся всё более популярной формой экологического воспитания дошкольников. Они проводятся для ребят, начиная с младшего возраста. Малыши путешествуют вместе с воспитателем, познавая окружающий мир, на небольшие расстояния 1 раз в неделю. При этом организовать прогулки так, чтобы дети научились замечать то, что их окружает, заинтересовались миром вокруг себя можно в любое время года [1,2]. Объектами наблюдения могут стать как знакомые детям растения животные, явления природы, так пока и незнакомые. 

Успех проведения целевой прогулки во многом зависит от умения педагога сочетать все её структурные компоненты:

- разнообразие наблюдения;

- дидактические задания (увлекательное дело);

- трудовые действия;

- подвижные игры и игровые упражнения.

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты осуществляться в разной последовательности. Например, в пасмурный день детей, выводя на прогулку, сразу же включаю в подвижную игру, что неизменно поднимает их эмоциональный тонус.

При этом необходимо предоставить малышам возможность для непосредственного контакта с наблюдаемыми объектами. Чем больше различных предметов дошкольники смогут потрогать, пощупать, понюхать, взять в руки, рассмотреть, тем лучше будут развиваться их органы чувств, тактильная чувствительность и интеллект в целом.

Во время таких прогулок дошкольники с помощью взрослого учатся устанавливать простейшие закономерности, понимать взаимосвязи природных явлений, наблюдать и подмечать главное. Дошкольников подобные наблюдения приводят в восторг, они получают новые знания, которыми раньше не обладали. Малыши почувствуют себя первооткрывателями. Поэтому ожидание предстоящей прогулки и сама прогулка создают у ребёнка радостное настроение. Все это развивает самооценку и любознательность, интерес к познанию окружающего мира. Такие прогулки развивают и культуру, а вызываемые эмоции и чувства эстетически насыщают ребенка.

Главное - каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование личностных качеств младших дошкольников.

В практике работы с младшими дошкольниками используем различные сочетания приёмов и методов воспитания экологической культуры и культуры здоровья при проведении целевых прогулок. Приведём несколько примеров.

Известно, что сосна и береза подпитывают человека энергией. Ель, осина, тополь снимают боль при воспалительных процессах. Во время наблюдения за сезонными изменениями прошу ребят прикоснуться к стволу, обнять его, закрыть глаза и постоять немного так, прислушиваясь к дереву. В тёплое время года - голой стопой прикоснуться к коре дерева, рассказать о своих ощущениях.

Полезно гулять под соснами тем, у кого частые заболевания дыхательных путей. На территории ДОУ растут три сосны. Во время прогулок, рассаживая детей под соснами, читаем сказки и вдыхаем целебный воздух этих деревьев.

На участке растет береза, которую мы с детками называем Алёнушка. Приходим к ней в гости. Наряжаем ее в нарядный сарафан. Дети рассказывают стихи, очень любят водить возле березки водить хоровод и слушать песню «Во поле береза стояла». Некоторые дети подпевают. Очень много наблюдений и игр с детьми проводим возле этой березы.

Весной территория детского сада благоухает сиренью, цветут ранетки, рябина, акация. Это прекрасная возможность для ароматерапии – профилактика заболеваний с использованием различных запахов. Естественные запахи растений позволяют поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогают профилактировать простудные заболевания и нарушения сна. Кроме того, во время весенних прогулок учу детей видеть красоту пробуждающейся ото сна природы, беречь растения, проснувшихся насекомых, строение которых по возможности рассматриваем через лупу.

Сама по себе прогулка – это благодарное время для повышения двигательной активности дошкольников. С этой целью во время прогулки отрабатываем запланированные основные виды движений, организуем подвижные игры. Если в начале учебного года, дети неохотно принимают участие в подвижных играх, то к середине они уже умеют действовать по сигналу воспитателя, выполнять правила, становятся более активными.

Достаточное количество игрового материала сделает прогулку насыщенной и интересной. Дети младшего дошкольного возраста играют индивидуально или объединившись небольшой подгруппой (2-3 человека). Поэтому игрушки размещаем по всей территории участка. Так, например, за столиком в тени на траве можно полистать книгу, в ажурном домике со скамейками поиграть с дидактическими игрушками. Для свободного пользования детям предлагаем разноцветные юбки на резинке, фартучки, косынки, веночки, зонтики, бусы и браслеты из ракушек и желудей. В цветных корзинках и коробках - разнообразный природный материал и все необходимое для лепки и рисования. Помимо стационарно установленного оборудования, на участок выносим дополнительный материал, который служит целям закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а также тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы.

С этой же целью летом организуем с коллегами «озеро», на котором происходят изменения. То уточка плавает в ней, то рыбак (игрушка) сидит на берегу, то откуда-то кувшинка появляется.

Размещаем в укромных уголках участков для прогулок сказочные персонажи. Например, в зимнее время в берлоге располагается мишка, зайчик и лисичка - под кустиком, с горочки санки с куклой съезжают, лыжники и т.д.

В зависимости от сезона вход на веранду украшаем гирляндами из цветов, снежинок или листьев. К перилам веранды на уровне глаз малышей прикрепляем султанчики, ветряные мельницы (в руки этот материал давать не следует во избежание травм).

По краям дорожек по возможности протягиваем разноцветные шнурки и ленты, делаем снежные валы, украшая их орнаментом из разноцветных льдинок, выливаем цветные лужицы и пр. Украшения служат одновременно и игровым материалом. Между деревьями на ярком шнуре развешиваем колокольчики, разноцветные погремушки. Задача ребенка пройти, пригнувшись (летом проползти) так, чтобы игрушка не зазвучала. Затем нужно подняться и дотянуться до бубна, висящего рядом, и ударить по нему ладошкой. Таким образом, разнообразя виды деятельности, во время прогулки даём детям разнообразные дидактические задания, в которых присутствуют игровые элементы. Раз в квартал проводим театрализованные праздники на участке, сценарии которых составляем сами.

Такие изменения и сюрпризы не оставляют детей равнодушными. Выйдя на улицу, они спешат на участок, с нетерпением и любопытством хотят увидеть, что же там изменилось. Ярко украшенный участок вызывает положительный эмоциональный настрой. Малыши с удовольствием помогают развешивать флажки, делать узоры из льдинок и т.д.

Посредством наблюдений знакомим воспитанников и с трудом взрослых, приучаем их выполнять элементарные посильные для них трудовые действия: носить в ведерках песочек, помогать в уборке урожая, принимать участие в поделках с воспитателем, делать из песка и снега постройки. Учим детей использовать природный материал в своих играх.

Наблюдение за родной природой проводим не только на участке. С энтузиазмом дети встречают предложение «попутешествовать». Наш микрорайон небольшой, но красивый, чистый, уютный. Берёзовая роща, луг, поле, все находится близко. А через дорогу от ДОУ - частный сектор. В одном из подворий располагается контактный зоопарк. Вместе с родителями водим туда детей в гости, наблюдать за кроликами, курочками, петухом, цыплятами и т.д. Малыши приходят в восторг, когда им показывают гусят, дают погладить кролика, покормить козочку. Известно, что общение с животными оказывает сильное влияние на эмоциональное состояние и поведение человека [4], а особенно на малышей. Это так называемая терапия взаимодействием с животными (пет-терапия).

Вместе с родителями водили детей и на прогулку-экскурсию к роднику, пробившемуся из-под земли в небольшой берёзовой рощице на окраине района. Дети слушали его журчание, наблюдали за фонтанчиком воды, слушали пение птиц. Там же рассматривали, нюхали, трогали растения, растущие вокруг родника.

Таким образом, дошкольники, получая эмоциональные впечатления от общения с различными объектами природы, накапливают представления о разных формах жизни, т.е. у них формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры [7].

От чего зависит уровень экологической культуры? От воспитания, основная задача которого — подготовка детей к жизни. А чтобы стать личностью, способной не уничтожать, а позитивно преобразовывать окружающий мир, нужно овладеть нравственными нормами по отношению к природной среде. Именно культура приводит в соответствие деятельность человека [8].

Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают понять своё место и наладить взаимоотношения с этим миром [5]. Мастерство воспитателя в сочетании с творчеством и фантазией, а главное любовь к детям, могут сделать эти взаимоотношения удивительными и неповторимыми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Водянова Т. Целевые прогулки [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.calameo.com/read/003656641ee4708608260.

2. Гаранина О. Экологические прогулки [Электронный ресурс]. – URL: https://www.domashniy.ru/semya_i_dety/ekologicheskie_ekskursii/.

3. Попова М.В. Социально-педагогическая деятельность по формированию ответственности за сохранение окружающей среды у младших школьников детского экологического объединения // Материалы II краевой студ. науч.-практ. конф. (29 апреля 2010 г., Пермь) / Перм. гос.ун-т; Пермс. гос. пед. ун-т. — Пермь, 2010. — 218 с.

4. Смолова Л. В. Психология взаимодействия с животными и ее применение в психолого-социальной работе //Ученые записки Санкт-Петербургского Института Психологии и социальной Работы.- 2008, вып. 1, том 9, С. 45-50.

5. Токарева Г. В., Токарев А. А. Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста в процессе экологического воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 3-6.

6. Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями [Электронный ресурс] - URL: http://blog.dohcolonoc.ru/entry/raznoe/formirovanie-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-vzaimodejstviya-dou-s-roditelyami.html.

7. Чепурная В.А. Ребенок и развитие экологических представлений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 4431–4435.

8. Ширшова Л.Е. Экологическое воспитание детей летом через организацию целевых прогулок [Электронный ресурс].  URL: http://ru.calameo.com/read/003656641ee4708608260.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....

статья по теме "Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры. "

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.Основной целью музейной педаго...

Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия «Эколята – молодые защитники природы»

Если этот проект будет осуществлен, а его цель и задачи будут решены в полном объеме, то дети, постепенно приобретут новый взгляд на осознанное отношение к окружающей среде....

Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия «Эколята – дошколята»

Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следс...

Презентация на тему: Народные сказки как средство формирования представлений детей младшего дошкольного возраста о традициях и культуры Русского народа

Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомство с традициями русского народа, художественно – эстетического воспитания, способ...