Сохраняем психическое здоровье детей
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii._sohranyaem_psihicheskoe_zdorove_detey.docx | 340.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27»
Всероссийский конкурс «Где здоровье, там и я. Со здоровьем мы друзья!»
Номинация конкурса:«Свободная тема»
Здоровьесберегающие технологии. Сохраняем психическое здоровье детей.
Авторы:
Толмачева Юлия Валерьевна, педагог-психолог,
Сахарова Алла Клавдиевна, музыкальный руководитель
г. Северск
В настоящее время термин «здоровье» имеет разноплановые характеристики. Наряду с физическим здоровьем большое внимание уделяется «психическому здоровью» (Б.С. Братусь, 1988).
Под психическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Психический компонент здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе становления личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных потребностей, замыслов и целей.
Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.
В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывалнедостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов:познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.
Цель: сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройств психики
Задачи:
-обучение языку тела;
-снятие мышечного напряжения;
- понижение эмоционального напряжения;
-дать представления, что между мыслями, эмоциями и чувствами существует связь;
- приобретение навыков ауторелаксации;
- приобщение детей к классической музыке.
Для достижения максимального эффекта от полного мышечного расслабления включаем фоном специально подобранные музыкальные произведения.
Основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы воспитательно – образовательного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих технологий являются общеметодические принципы:
1. Сознательности – нацеливает на формирование у дошкольника понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения; осознавая оздоровительное воздействие, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
2. Активности – предполагает высокую степень инициативы и творчества.
3. Систематичности и последовательности – предполагает непрерывность процесса.
4. «Не навреди!»
5. Постепенности.
6. Доступности и индивидуализации – учитывает индивидуальные особенности детей.
7. Цикличности – предполагает повторяющуюся последовательность.
8. Оздоровительной направленности – нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения.
Структура организации образовательной деятельности:
1. Аутогенная тренировка – вхождение (погружение) в занятие:
- блок релаксационных упражнений,
- мобилизация детей на интересную работу.
2. Основная часть: медитация, музыкотерапия (релаксация), косвенное внушение, самомассаж.
3. Аутогенная тренировка – выход из игры:
- музыкотерапия (повышает настроение, формула психологической устойчивости),
- установка на спокойное расслабленное состояние в группе.
Участники проекта: дети подготовительных групп (№14 и №15) и старшей группы (№17)
Количество занятий в неделю: 1 раз
Часть | Релаксационные упражнения | Музыкотерапия |
1-3 занятия | ||
вводная | «Свеча на именинном пироге», «Штангист», «Шалтай – Болтай» | |
основная | Медитация, самомассаж | К. Сен- Санс «Лебедь» |
заключительная | установка на спокойное расслабленное состояние в группе | |
4-6 занятия | ||
вводная | «Осенний лист», дыхательные упражнения с «листом», «Игра с листиком» (мимическая гимнастика) | |
основная | Медитация, самомассаж | Моцарт Концерт №21 для фортепиано с оркестром, часть2 |
заключительная | установка на спокойное расслабленное состояние в группе | Вивальди «Осень» |
7-9 занятия | ||
вводная | «Рубим дрова», «Игра со снежинкой» (мимическая гимнастика), «Шалтай-Болтай» | |
основная | Медитация, самомассаж | И .- С. Бах. Air (Оркестровая сюита Ре-мажор №3) |
заключительная | установка на спокойное расслабленное состояние в группе | Д. Маликов. Алтай. |
10-12 занятия | ||
вводная | «Насос и мяч», «Выстрел пружинки» | |
основная | медитация | И.-С. Бах. Прелюдия и фуга До-мажор 1 том ХТК |
заключительная | установка на спокойное расслабленное состояние в группе | Ф. Шопен. Прелюдия Ля-мажор. |
13-15 занятия | ||
вводная | «Снеговик», перекрестные движения (кинезиология) | |
основная | медитация | Д. Маликов. Дельфины |
заключительная | установка на спокойное расслабленное состояние в группе | М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» (фрагмент) |
Встреча длится 15 минут. Педагоги групп отмечают, что после этих занятий дети стали более спокойными, уравновешенными, их легче активизировать на другой вид деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Как сохранить психическое здоровье ребенка в семье"
На современном этапе развития общества жизненный уровень большинства населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очере...
Как сохранить психическое здоровье в современной жизни
Рекомендации по сохранению психического здоровья в современном ритме жизни...
Консультация для родителей "Как сохранить психическое здоровье дошкольника"
Психика ребенка дошкольного возраста характеризуется повышенной ранимостью и легкой истощаемостью. Многие воздействия окружающего мира могут оказаться для него сверхсильными и явиться причиной нервных...
Консультация для родителей. "Как сохранить психическое здоровье ребенка"
Работа с родителями по здоровьесбережению детей - дошкольников....
Консультация для родителей "Деятельность дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста".
Деятельность дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста....
Консультация для родителей "Как сохранить психическое здоровье детей"
Консультация для родителей "Как сохранить психическое здоровье детей"...
Как сохранить психическое здоровье детей.
Консультация для родителей...