Здоровьесберегающие технологии
картотека (старшая группа)

Кочеткова Кристина Тамирлановна

Нетрадиционные             способы логопедического массажа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_massazh.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ          ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №33

Подготовила учитель-логопед Кочеткова К.Т.

        Нетрадиционные         способы логопедического массажа

  •   Самомассаж ладоней бытовыми щетками, расческами  для волос, ипликатором Кузнецова, массажными колесиками Ляпко.

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

 

  • ·        Упражнения с мячами для тренировки кисти рук.

Ребенку дается мяч продолговатой (яйцевидной)формы, мягкий и приятный на ощупь. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог, после каждой строчки смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка умнее!

  

  • ·        Прищепочный массаж.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно кусаем ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После каждого двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою, малыш!

- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!».

Жук летит,

Жуж-ж-ж-ж-жит,

Жуж-ж-ж-ж-жит,

И усами шевелит!

В. Цвынтарный

 

  • ·        Массаж ладоней бигудями-липучками.

Прокатывание бигудей-ежиков между ладонями с проговариванием стихотворных текстов из пальчиковой гимнастики.

 

  • Массаж пальцев рук с помощью мячиков с шипами и обычными попрыгунчиками, грецкими орехами (каштанами).

«Фокусник» - упражнение с мячом-попрыгунчиком. Совмещает в себе развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложенных слов. Движения выполняются по тексту.

За рукой  и под рукой,

Из-под кисти на покой.

Над рукою он кружит,

От нее теперь бежит.

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

Перед грудью пронесу.

Сзади спрячу, потрясу.

Из-за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу.

Мяч снаружи, мяч внутри,

По руке качу – смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой –

Вот я фокусник какой!


«Мяч – ежик» - упражнение с мячом с шипами. Движения по тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь – последний трюк:

Мяч летает между рук!

(мяч между ладоней)

(смена рук)

(соответственно)

(смена рук)

(сжимаем мяч)

(смена рук)

(соответственно)

(смена рук)

(перебрасывание мяча

из руки в руку)

Птичка

Птичка веток набрала. (2 раза)

Крепко гнездышко свила,

И снесла яичко

Умница-синичка.

Ты яичко покатай,

Но из рук не выпускай.

Очень хрупкое оно,

Так у птиц заведено.

Дети касаются мячиком каждого пальца правой, затем левой руки. Сводят обе ладони «гнездышком» вместе с мячиком («яичком»). Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Колючий ёжик

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошки бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да, да.
Уходи колючий ёж в тёмный лес,

Где ты живёшь!


Шарик между ладошками вперед, назад.

Шарик между ладошками круговые движения по ладони.

Движения по пальцам правой руки, затем левой.

Пускаем по столу и ловим подушечками пальцев.

«Китайские шары» - упражнение проводится с парой каучуковых мячиков (грецких орехов или каштанов). Ребенок кладет их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-ой строчки – смена рук.

Вы видали циркача?

Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

Катать два каштана (ореха) между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Я катаю свой орех,

Чтобы был круглее всех

  • Массаж лицас помощью мелких мячиков-ежиков. 

Массаж используется в логопедической работе с детьми у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Основные цели массажа:

  • нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
  • уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
  • снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
  • увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
  • активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
  • формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

 Массаж лица и пальцев рук с помощью зубных щеток.

Массаж должен быть нежесткой зубной щеткой. Щетки индивидуальны и тщательно обрабатываются мылом после использования. Самое главное: ребенку не должно быть больно!

Этапы массажа:

  • поглаживание – легкое, затем более интенсивное;
  • разминание – щетка прижимается к коже и, не сдвигаясь по поверхности, вращательными движениями разминает глубже лежащие ткани;
  • вибрация – похлопывание щеткой

Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

Заканчивается массаж поглаживанием массируемых мест (мышц лица и пальцев рук).

  • ·        Массаж ладоней  и пальцев рук при помощи массажных мячиков Су-Джок.

Метод Су-джок терапии основывается на традиционной акупунктуре и характеризуется эффективностью, безопасностью и простотой.  На ладони человека находится множество биологически активных точек, воздействуя на которые  можно влиять на соответствующий этой точке орган человека,  то есть можно опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга. Су-джок также используют и при плохой подвижности пальчиков. Этот метод улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку. 

Массаж  проводится при  помощи массажных шариков в комплекте с массажными  металлическими кольцами,  в сочетании со словесными играми и упражнениями по коррекции звукопроизношения.

Массаж Су-джок шариками - с помощью шариков можно предложить детям массировать ладони и пальцы рук, прокатывая шарик между ладоней и  проговаривая при этом такие слова:

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

На клубочек ты похож.

На спине иголки

Очень-очень колкие.

Хоть и ростом ёжик мал,

Нам колючки показал,

А колючки тоже

На ежа похожи.

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ежик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки

Прокатывать "ежика" по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задержаться  на подушечке каждого  пальчика.

Массаж пальцев эластичным кольцом дети поочередно одевают массажные кольца на каждый пальчик  и одновременно проговаривают слова пальчиковой гимнастики:

Мальчик-пальчик,

Где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

-С этим братцем щи варил,

-С этим братцем кашу ел,

-С этим братцем песни пел.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево – как хочу.

Сверху – левой, снизу – правой,

Я его катаю, браво.

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы друзей идем искать!

Этот мальчик под кроватью,

Этот мальчик под диваном,

Этот мальчик под столом.

Этот мальчик за углом,

Этот мальчик встал у стенки,

У него дрожат коленки.

Под счет дети надевают массажное колечко  на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...