Консультация + презентация "Музыкотерапия"
консультация
Консультация + презентация "Музыкотерапия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст консультации "Музыкотерапия" | 25.87 КБ |
Презентация к консультации "Музыкотерапия" | 893.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1 слайд
Терапевтическое воздействие музыки известно с древних времен. Древняя медицина была тесно связана с религией, философией, мифологией и искусством, особенно с музыкой. Умение петь и играть на музыкальных инструментах было одной из обязанностей врача. О целебной силе музыки мы находим упоминание в трудах древнегреческих ученых и философов. Платон предлагал лечить ревматизм пением и игрой на музыкальных инструментах. Пифагор утверждал, что музыка помогает человеку поддерживать внутреннюю гармонию. Аристотель считал, что музыка влияет на освобождение от эмоционального напряжения и психологического надлома. Врач Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для возбужденной фантазии и лекарство для мозга» - В. Шекспир.
2 слайд
В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. В ДОУ приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в жизни ДОУ одним из наиболее эффективных методов и перспективных направлений является музыкотерапия.Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
3 слайд
Термин «музыкальная терапия», или «музыкотерапия», имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Для этого не надо быть музыкантом – достаточно включить музыку.
Музыкотерапия в дошкольном учреждении - это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Она дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.
4 слайд
Французский врач-отоларинголог Альфред Томатис пришел к удивительному открытию - ухо предназначено не только для того, чтобы слышать, но и чтобы питать энергией разум и тело.Клетки мозга работают как маленькие батарейки-аккумуляторы. Они заряжаются с помощью энергии звуков. Томатис отмечает, что, когда наш мозг «хорошо заряжен», мы можем достигать большей концентрации, организовываться, запоминать в течение длительных периодов времени почти без напряжения, человек не испытывает недостатка энергии, необходимой для созидания, работы воображения и творчества. Большинство детей с хорошим музыкальным слухом получают множество «звуковой энергии» и редко испытывают недостаток сил или чувство депрессии. Гиперактивные дети, которые постоянно двигаются, могут «зарядить» свой мозг через вестибулярные действия.
5 слайд
Опытным путем удалось установить, что человеческий организм в большинстве случаев «откликается» на музыку, подстраиваясь под ее темп, что сказывается на частоте пульса, дыхании, кровообращении, работе внутренних органов и желез секреции. Музыка, воспринимаемая ухом, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
6 слайд
Различают несколько основных форм музыкотерапии:
Рецептивная (пассивная) музыкотерапияотличается тем, что ребенокне принимает в сеансе активного участия. Ему предлагается прослушать различные музыкальные произведения, либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья.
Активная музыкотерапия основана на работе с музыкальным материалом, такой как игра на детских музыкальных инструментах и пении.Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации ребенка. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.
Интегративная музыкотерапия задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы. Музыкальный ритм движения улучшает осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду и направление.
7 слайд
Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки), дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая этого процесса. Эта форма музыкотерапии оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу, позволяя проводить развивающий эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психофизиологического состояния ребенка. Кроме того, дыхательная музыкотерапия прекрасно снимает стрессы, развивает у детей внешний и внутренний слух. Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, или порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность.
8 слайд
После многочисленных экспериментов ученые пришли к выводу, что при нервных расстройствах, повышенной возбудимости, склонности к истерикам и капризам наиболее благоприятное воздействие на ребенка оказывает музыка Моцарта. Если проводить сеансы музыкотерапии ежедневно по 20-30 минут, то уже через 7-10 дней ребенок начнет вести себя более взвешенно и адекватно.
9 слайд
Один из приемов музыкотерапии – это «Музыкальная аптека». Данные упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления. При выполнении данных упражнений важно отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции. Например:
1. Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гипоактивных детей, муз. М. Равеля «Болеро»);
2. Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей, муз. Д. Шостаковича из фильма «Овод»);
3. Упражнение, формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни» (муз.Ж. Бизе «Юношеская симфония», танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И Кальмана);
4. Упражнение, формирующее отношение к миру (муз. Ф. Шопена «Ноктюрн»).
При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. Мажорные (веселые) мелодии помогают уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. При эмоциональных проблемах, для снятия стресса или активизации эмоциональной сферы личности ребенка, необходимо прослушивание записи шумов природы: звуки моря, леса, грозы, птиц и др.Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается. Следовательно, занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Таким образом, музыкотерапия – это действенный метод регуляции эмоционального благополучия дошкольников
10 слайд
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие как музыкальных, так и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:
- Валеологические (здоровьесберегающие) распевки;
- Дыхательная гимнастика;
- Артикуляционная гимнастика;
- Оздоровительные упражнения;
- Игровой массаж;
- Пальчиковые игры;
- Речевые игры.
11 слайд
Исходя из вышесказанного, следует вывод: при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции, желание общаться друг с другом. Выполнение режимных моментов с использованием музыкотерапии прививает навыки расслабления, развивает нравственно-коммуникативные качества, создает положительный эмоциональный фон. Современные методы здоровьесбережения на занятиях в ДОУ помогают обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, выявить и развить способности и творческий потенциал каждого ребенка.
Литература:
- Ворожцова О. А. «Музыка и игра в детской психотерапии» - М., 2004г.
- Любан-Плоцца Б., Побережная Г., Белов О. «Музыка и психика» - К., 2002г.
- Шушарджан С. В. «Музыкотерапия и резервы человеческого организма» - М., 2008г.
- Завьялов В. Ю. «Регулятивный музыкальный тренинг и музыкальная терапия для детей и подростков» - К., 2010г.
- Интернет - ресурсы
- Википедия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В ДОУ одним эффективных методов и перспективных направлений является музыкотерапия В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой» Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм .
Большинство детей с хорошим музыкальным слухом получают множество «звуковой энергии» и редко испытывают недостаток сил или чувство депрессии . Ухо человека предназначено не только для того, чтобы слышать, но и чтобы питать энергией разум и тело.
Музыка и физиология Спокойное классическое произведение способно погрузить ребенка в состояние, близкое к медитации, во время которого его организм начинает работать в замедленном режиме
Формы музыкотерапии Рецептивная (пассивная) музыкотерапия Активная музыкотерапия Интегративная музыкотерапия
Дыхательная музыкотерапия Дыхательная гимнастика под музыку прекрасно снимает стрессы, развивает у детей внешний и внутренний слух .
Эффект Моцарта Если проводить сеансы музыкотерапии ежедневно по 20-30 минут, то уже через 7-10 дней ребенок начнет вести себя более взвешенно и адекватно
«Музыкальная аптека» При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка.
Здоровьесберегающие технологии Валеологические (здоровьесберегающие) распевки; Дыхательная гимнастика; Артикуляционная гимнастика; Оздоровительные упражнения; Игровой массаж; Пальчиковые игры; Речевые игры.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми раннего возраста"
Восприятие различных звуков, ритмов, мелодий оказывает психологическое и физиологическое воздействие на человеческий организм.Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в про...
Презентация "Музыкотерапия как средство снятия психоэмоционального напряжения и агрессии у дошкольников"
материал наглядно обосновывает эффективность музыкотерапии для коррекции нарушений психоэмоциональной сферы дошкольников...
презентация " Музыкотерапия, как один из методов психокоррекции."
Существует множество способов воздействия на человека, но, вне всякого сомнения. музыка на протяжении многих веков остаётся одним из самых значимых методов психологической коррекции....
Презентация "Музыкотерапия как средство сохранения и укрепления психического и физического здоровья воспитанников" 29.11.2018г.
Презентация для педагогов ДОО...
презентация "Музыкотерапия как одна из здоровьесберегающих технологий"
семинар-практикум для педагогов...
Презентация "Музыкотерапия"
семинар-практикум для педагогов...
Презентация «Музыкотерапия – как эффективная технология оздоровления дошкольников»
Презентация об эффективной коррекции психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста посредством музыки...