Презентация "Охрана зрения детей в ДОО"
презентация

Наливкина Юлия Михайловна

В презентации дается описание зрительной гимнастики для глаз на основе методики Базарного, Аветисова. Расказывается как использовать зрительные офтальмотренажеры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zritelnaya_gimnastika.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №22» Центрального района г. Воронежа Охрана зрения детей в ДОУ. Подготовила: Воспитатель Наливкина Ю.М.

Слайд 2

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы. Чаще всего самыми распространенными диагнозами являются дальнозоркость с косоглазием, дальнозоркий астигматизм, близорукость, амблиопия. Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности. Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями групп для профилактики зрения, и родителями.

Слайд 3

Обязательным компонентом коррекционной работы по охране и гигиене зрения детей в ДОУ являются: использование зрительных офтальмотренажеров ; тренировочные упражнения для глаз, основанные на авторских методиках Э.С. Аветисова, В.Ф. Базарного; игровая зрительная гимнастика.

Слайд 4

Работа со схемами и малыми офтальмотренажерами . Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые , закругленные, спиральные. Очень нравится детям прослеживать глазами «запутанные» линии. На схемах изображаем какие-либо цветные фигуры: овал, восьмерку, волну, спираль, ромб и т.д. Толщина линии - примерно 1 см. Плакаты размещаем выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте (над доской, на боковой стене) и предлагаем «походить» глазами по линиям, а при повторном выполнении упражнения «побегать» глазами. Можно предложить детям игровой сюжет: «Едем в гости по разным дорожкам», «Катаемся на машине», «Ищем дорогу в лесу» и т.д. На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись и без нее. Упражнения со схемами проводим в положении сидя или стоя. Педагог предлагает детям занять удобную позу, сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох, после чего зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути, затем проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижной). Упражнение повторяем 5-6 раз.

Слайд 5

«Помоги животным» «Волшебный лабиринт» Детям предлагается провести различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту, или проследить за указкой воспитателя. Этот тренажер можно повесить на стену, а также можно поставить на уровне ребенка и предложить ему пройтись по дорожке пальцами или карандашом. Такой тренажер развивает не только глазодвигательные функции, но и мелкую моторику рук. Эту гимнастику лучше всего проводить при индивидуальной работе с ребенком. Она направлена на развитие мелкой моторики рук и глазодвигательных функций. Картинки меняются в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность окружающей среды.

Слайд 6

Работа с бусинами. Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус. Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов. Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить.

Слайд 7

Работа со шнуровкой. В играх на шнуровку можно развивать глазомер, внимание, зрительно - моторную координацию, укреплять пальцы рук и кисть, что в свою очередь влияет на развитие головного мозга и пространственного ориентирования, на становление речи.

Слайд 8

Варианты проведения тренировочных упражнений для глаз. Упражнения со зрительными стимулами (предметами). На кончике указки прикрепляем яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т.д.) и предлагаем вместе с ним отправиться в путешествие: обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила: работают глаза, голова неподвижна. Воспитатель перемещает указку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх-вниз, влево вправо, покружились» и т.д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении упражнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами. «Птичка» Летели птички, (Прослеживание глазами за птичкой по кругу.) Как они летели, (Вправо-влево.) Все люди глядели. Как они садились. (Вверх-вниз.) Все люди дивились. «Лошадка» Мы поскачем (Прослеживание на лошадке глазами за предметом.) Вправо-влево. (Вправо-влево.) Вверх-вниз. (Вверх-вниз.)

Слайд 9

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ ПО МЕТОДИКЕ Э.С. АВЕТИСОВА Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости) Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз. Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд. Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты. Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза. Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Слайд 10

Группа вторая (для укрепления мышц) Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз. Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз. Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз. Упражнение 4 . Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз. Группа третья (для улучшения аккомодации) В этой группе упражнения выполняются из положения стоя. Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз. Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз. Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз. Упражнение 4 . Его называют «Метка на стекле». Находясь в 30-35 сантиметрах от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 миллиметров, затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой-либо объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня — 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять не только двумя, но и одним глазом 2-3 раза в день.

Слайд 11

Одним из эффективных тренажеров для глаз считается тренажер В. Ф. Базарнова . Данный тренажер в виде цветных контуров должен располагаться на потолке или высоко на стене и дети должны водить глазами по цветным контурам, горизонтали и вертикали.

Слайд 12

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состояние зрения детей с косоглазием и амблиопией.

Полезная информация для родителей детей, имеющих нарушение зрения....

Как сохранить зрение детей.

В статье рассказывается об основных офтальмо - гигиенических требованиях. Материал презназначен для родителей, педагогов....

Берегите зрение детей. ЗОЖ

Консультация для педагогов ДОУ и родителей...

Охрана и гигиена зрения детей

Нагрузка на глаза у современного ребенка огромна. Телевидение, компьютер, сотовый телефон и многое другое губительно сказывается на зрении маленького человека. Не секрет, что в детском саду и дома дет...

Проблемы развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (дети с амблиопией и косоглазием)

Аннотация: статья посвящена проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Положительный эффект достигается посредством игр, направленных на закрепление навыков, полученн...

Консультации для родителей детей с нарушениями зрения «ЗАЩИТА ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основная цель деятельности стоящая перед педагогами и родителями по охране зрения – это реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного детства не только в дошкольном учреждении, ...