«Снятие психоэмоционального напряжения у старших дошкольников»
статья (подготовительная группа)
Укрепление физического и психического здоровья дошкольников является приоритетной задачей в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
snyatie_psihoemotsionalnogo_napryazheniya.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт- Петербургское государственное автономное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15 Колпинского района С- Пб.»
Воспитатель первой квалификационной категории:
Маркова Марина Викторовна
1. Введение
1.1 Цель разработки и актуальность.
Цель нашей разработки состоит в сохранении и укреплении психического здоровья детей.
В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Это проявляется у дошкольников в эмоциональной неустойчивости, враждебности, агрессивности, тревожности, замкнутости, это осложняет взаимодействие ребенка с окружающим миром.
Поэтому так важно уделять больше внимания снятию психоэмоционального напряжения у детей. Не случайно укрепление физического и психического здоровья дошкольников и является приоритетной задачей в работе с детьми.
Чтобы расти и развиваться ребенку нужна атмосфера доброжелательности, любви, защищенности для формирования базового доверия к миру. Ощущение своей нужности, уверенность в себе, сопричастность к происходящему, позитивный настрой способствуют устойчиво-положительному и комфортно-эмоциональному состоянию ребёнка. В связи с этим, мы решили, что наша разработка будет посвящена этой теме.
1.2. Части педагогической разработки
Педагогическая разработка состоит из 4-х частей:
- Наметить в работе с детьми то, что вызывает у них наибольший положительный отклик и помогает расслабиться или переключиться.
- Выделить уголки в группе, которые больше всего привлекают детей чем-либо, а также оснастить остальные уголки тем, что может заинтересовать детей.
- Пополнение предметно-развивающей среды (мы постарались затронуть каждый уголок группы).
- Сделать вывод о том, что в нашей разработке получилось лучше всего, а что нуждается в доработке.
1.3. Целевая аудитория разработки.
Данную разработку могут использовать в своей работе не только воспитатели, специалисты, но и родители старших дошкольников.
2. Снятие психоэмоционального напряжения у старших дошкольников.
В группе в каждой игровой зоне есть условия для снятия психоэмоционального напряжения из подручных материалов.
- Для создания эмоционального комфорта обстановки в группе, для сохранения и укрепления психического здоровья необходим «Центр уединения и релаксации». Это место, где ребенок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любыми предметами или игрушкой. Центр обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного прибывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. Даже кратковременное прибытие в «центре уединения» улучшает эмоциональное состояние. Дети отвлекаются и забывают отрицательные переживания. Таким образом, в группе появился переносной, складной «Домик – палатка», внутри которого есть подушка с пайетками. Благодаря им появляется возможность рисовать, менять цвет и проявлять фантазию. Этот уголок так и притягивает к себе возможностью остаться наедине с собой и выразить свои эмоции.
1.2 В уголке природы есть контейнер с пеком и с целым горохом, которые используются только совместно с воспитателем. В горох прячется большое количество маленьких фигурок, среди которых надо найти весёлые или просто улыбающиеся.
С песком мы играем по запросу детей на разные темы (море, лес и его жители, животные жарких стран и т.д.), и дети любят просто рисовать ладошками или пальчиками на песке. Песок также даёт возможность выразить своё состояние. Здесь также есть коробочка с целыми грецкими орехами. С их помощью можно делать простое упражнение для снятия напряжения и улучшения работы всего организма. Помимо снятия нервного напряжения, данный способ помогает улучшить работы внутренних органов и развить моторику рук. Упражнение заключается во вращении двух орехов одновременно в одной ладони. При вращении необходимо придавать некоторые усилия, как бы мять орехи во время вращения. Таким образом вы не только активируете работу внутренних органов, но и снимаете напряжение.
1.3 Уголок речевого развития
В этом уголке у нас появился альбом с детскими фотографиями, на которых дети испытывают какие-то положительные эмоции (катание на лошади, прыгание на батуте, объятия с любимыми людьми и т.д.). Просматривание и рассказ по фотографии о своих эмоциях очень поднимает детям настроение.
Так же мы используем дудочку для развития речевого дыхания в целях снятия психоэмоционального напряжения с помощью попеременного напряжения-расслабления голосовых связок.
1.4 Уголок театрализации
Здесь появились маски разных животных, в которых у детей есть возможность изображать какую-то эмоцию, а остальные ребята угадывают по глазам и губам, какое у них настроение. Если ребенок грустен, обижен, недоволен, то ему предлагается изобразить противоположную эмоцию.
В этот же уголок мы с детьми сделали 2 короны для мальчиков и для девочек. Кто её надевает, тот превращается в царевну «Несмеяну» или царевича Елисея, которых надо рассмешить с помощью мимики и жестов.
1.5 Уголок математики
Нами было замечено, что дети на занятиях математикой дети, когда утомляются, начинают взаимодействовать со счетными палочками, проявляя фантазию. Теперь мы используем их не только для счёта, но и для того, чтобы дети могли с их помощью сбросить негативные эмоции.
Кроме того, здесь появился домик картонный с окошками, в каждом их которых лежит записочка с приятным заданием (например, обними друга или подругу, нарисую любимую игрушку и т.д.)
1.6 Уголок творчества
В нашей группе появилась интересная коробочка, в которой дети находят нарисованные лица мальчиков и девочек, которые надо дополнить глазками, носиком и ротиком. Ребенок может найти похожего на себя по прическе и по своим ощущениям дорисовать личико.
Проделанная работа по теме позволяет сделать следующие выводы:
- Благодаря релаксационным играм и упражнениям дети выражают себя, ощущают чувство безопасности, развивают коммуникативные способности и получают ценный опыт принятия и поддержки. Такое взаимодействие развивает способности к проявлению инициативы и самостоятельности, концентрации внимания.
- Результаты проведённой работы в течении года показали положительную динамику в развитии эмоциональной сферы и к концу учебного года привели к эмоциональному благополучию в группе.
- Считаю, что проведенная работа, направленная на снятие психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста принесла ожидаемый результат.
Литература
- Бабенкова Е.А. (Федорова О.М. соавтор) «Игры которые лечат»2017г.
- Веракса А.Н. «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника» 5-7 лет. 2014г.
- Гарнова, Сапожникова «Игры с песком» 5-7 лет. 2018г.
- Калинина Т.В. «Пальчиковые игры и упражнения» 2-7 лет. 2017г.
- Михина Е.Н. «Развивающие игры» 2-7 лет. 2017г.
- Черняева А.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы 5-7лет» 2017г.
- Шиманская Виктория «Краски эмоций» 5-7 лет. 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Снятие психоэмоционального напряжения дошкольников посредством куклотерапии
Куклотерапия является одним из средств, позволяющим стимулировать ребенка, снижать эмоциональное напряжение. ...
Использование музыки и релаксации для снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников
Над данной темой я начала работать для того, чтоб помочь детям быстрее адаптироваться в детском с...
Игры на снятие эмоционального напряжения для старших дошкольников.
Материал содержит большое количество игр на снятие агрессии, нервного напряжения, расстройства. Проведение таких игр в группах успокоит детей, создаст благоприятную дружескую обстановку, избавит от ли...
Методическая разработка по теме "Эмоциональное напряжение" Картотека игр на снятие эмоционального напряжения у старших дошкольников.
Эмоциональные игры в детском саду направленные на снятие агрессии, помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее»...
игры и упражнения для снижения психоэмоционального напряжения у старших дошкольников
игры и упражнения для снятия мышечных зажимов и снижения психоэмоционального напряжения у старших дошкольников...
Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и снятию психоэмоционального напряжения у младших дошкольников
Основные компоненты системы работы, примеры практического материала....