Роль прогулки в развитии детей
консультация

Шумихина Юлия Валерьевна

Значение, цели и задачи прогулок в детском саду

..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rol_progulki.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Роль прогулки в развитии детей дошкольного возраста».

 «День, проведённый ребёнком без прогулки,

потерян для его здоровья»

                                                           Г.А. Сперанский  

Обязательным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ является прогулка.

Цель прогулки: укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Значение:

При правильной организации прогулок происходит интеграция образовательных задач всех образовательных областей, что обеспечивает целостность образовательного процесса, непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов и способностей; дает возможность показывать ребенку мир во всем его многообразии, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы его личности. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для его здоровья и физического развития.

На прогулке необходимо интегрирование всех образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи, которые решаются на прогулке:

ОО «Физическое развитие»:

  1. Заниматься закаливанием детского организма, способствуя повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
  2. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
  3. Укреплять мышечную систему и повышать жизненный тонус.
  4. Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности
  5. Оптимизировать двигательную активность детей; учить преодолевать препятствия, формировать двигательные умения и навыки в разных видах упражнений.
  6. Развивать интерес к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
  7. Развивать физические качества: ловкость, подвижность, смелость, выносливость, быстроту и координацию движений.

ОО «Познавательное развитие»:

  1. Обогатить впечатления и знания детей об окружающем мире: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д.
  2. Учить детей наблюдать, за сезонными изменениями в природе, подмечать связи между различными явлениями, устанавливать элементарную зависимость, делать простейшие обобщения.
  3. Развивать наблюдательность, любознательность и познавательную мотивацию, мышление и воображение, внимание и память детей.
  4. Развивать способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира
  5. Знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. Воспитывать любовь к Родине.
  6. Формировать первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, материале, звучании; причинах и следствиях.
  7. Формировать представления о многообразии предметного окружения.

ОО «Речевое развитие»:

  1. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
  2. Развивать связную речь – диалогическую и монологическую; формировать словарь.
  3. Использовать художественное слово: загадки, приметы, пословицы, поговорки, стихи.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

  1. Знакомить детей с трудом взрослых, с его значением для жизни детей, формировать позитивную установку к различным видам труда, воспитывать желание трудиться.
  2. Формировать первичные представления о безопасном поведении в быту, на природе, на дороге; осознанно относиться к выполнению правил безопасности.
  3. Воспитывать трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе.
  4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
  5. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми и общения с ними, умения договариваться и самостоятельно решать конфликты.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

  1. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира.
  2. Развивать эмоциональный отклик на красоту природы, умение воспринимать обилие красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость.

Чтобы эти задачи всецело решались, прогулки должны быть правильно организованны и продуманны.

Требования к продолжительности прогулки. 

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки до обеда после проведения образовательной деятельности и вечерней – после полдника или ужина. Время выхода детей на прогулку определяется режимом дня каждой возрастной группы. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна. Согласно требованиям СанПиН, для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Прогулки полезны в любую погоду. Главное одевать ребенка соответственно погодным условиям.

При температуре ниже минус 15°С и скорости ветра более 7м/с продолжительность прогулки сокращается.

Планирование прогулки (содержание).

При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.

При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Виды прогулок (по месту проведения):

- на участке детского сада;

- пешеходные прогулки за пределы участка детского сада (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров).

Виды прогулок (по содержанию):

- традиционная;

- тематическая;

- целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка детского сада);

- экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц);

- поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).

Каждый ребёнок маленький исследователь он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, наблюдение, экспериментирование и детский труд занимают на прогулке особое место.

Структура прогулки:

  • Наблюдение.
  • Двигательная активность: подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения.
  • Труд детей на участке.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Самостоятельная игровая деятельность.

Во время прогулки можно выделить 5 основных компонентов:

1. Наблюдения. Во время прогулки взрослый обращает внимание детей на окружающую природу, на погодные изменения, на труд в природе. Это существенно расширяет кругозор ребенка. Ведь можно наблюдать за птицами, за опадением листьев, за цветением растений, за звуками природы. Можно выбрать один объект, например, посадить свое дерево и наблюдать за его ростом, за природными изменениями в нем (почки, листочки, листопад).

2. Трудовая деятельность. Приобщать ребенка к труду в природе – одна из задач воспитания. Какими видами труда может заниматься маленький человечек во время прогулки? Главное помнить, что труд для ребенка должен быть посильным! Это может быть подметание веранды, уборка дорожек от снега, пополнение песочницы песком, полив и окучивание растений. Трудовую деятельность на прогулке можно разделить на индивидуальную или коллективную.

3. Подвижные игры и упражнения на прогулке. Ни что так не закаляет организм ребенка, как двигательная активность на открытом воздухе. Организовать детей на подвижную игру не составит большого труда – они с удовольствием будут играть все вместе и сами предлагать различные, уже знакомые и любимые, подвижные игры.

4. Индивидуальная работа. Во время прогулки педагог проводит индивидуальную работу с детьми. В чем она заключается? Воспитатель знает, какие есть проблемы в развитии того или иного ребенка и постоянно пытается помочь ему в их решении. Можно подозвать ребенка к себе и вместе с ним, например, совершенствовать какое-либо физическое движение, которое не получалось у него, развивать счетную деятельность и др.

5. Самостоятельная деятельность детей. Это деятельность, где ребенок может подключить фантазию и свои интересы. Пообщаться с друзьями или побыть один.

Как видим, прогулка у детишек должна быть насыщенная и интересна.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 25 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

Создание условий для эффективного проведения прогулки.

  1. Стационарное оборудование на участке детского сада.
  2. Выносной материал: для игр в песочнице, игрушки, атрибуты для подвижных и спортивных игр, инструменты для труда и т.д.
  3. Спортивная площадка.

Окончание прогулки. 

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование, организуется совместная деятельность по приведению прогулочного участка в порядок, тем самым решаются задачи ОО «Социально-коммуникативного развития» (п. 2.6 ФГОС ДО) (формирование позитивных установок к различным видам труда). И организованно возвращаются в группу.

В организации процесса подготовки к прогулке и возвращения с прогулки принимает участие младший воспитатель.

Заключение.

Прогулка имеет большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка. Здесь как нигде детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей не все дошкольники сами могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью. Чтобы правильно организовывать наблюдения и труд детей на прогулке, воспитатель должен постоянно пополнять свои знания о растениях и животных, владеть методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда, двигательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Роль прогулки в развитии основных движений детей"

Работа с детьми по физическому воспитанию на прогулке в нашем ДОУ....

Роль прогулки для развития ребенка

Памятка разработана для родителей, чтобы объяснить значимость прогулок с детьми....

Консультация для родителей. Роль прогулки в здоровье детей.Одежда и обувь в весенний период.

доступным средством закаливания детского организма.Совместные прогулки с родителями, экскурсии, игры и спортивные развлечения на воздухе укрепляют здоровье детей. Междутем, во многих семьях прогулки в...

Консультация для родителей. Роль прогулки в здоровье детей.Одежда и обувь в весенний период.

Консультация для родителей.  Роль прогулки в здоровье детей. Одежда и обувь в весенний период.Большое значение для здоровья ребенка имеет прогулка на свежем воздухе. Прогулка является первым и на...

Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни" «Роль прогулки для здоровья детей. Одежда и обувь в весенний период».

Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное о...

Роль прогулки для развития детей в ДОУ

Прогулки на свежем воздухе крайне полезны. Выделить немного времени для этого важно в любом возрасте. И если заставить себя сложно, то стимул появится после ознакомления с информацией о том, как свежи...