Релаксационные игры и упражнения (буклет).
картотека

НАзарук Александра Сергеевна

Представлены разные виды релаксационных игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon relaksatsiya_buklet.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РЕЛАКСАЦИЮ.

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, смягчение эмоционального дискомфорта, нормализация мышечного тонуса.Упражнения предлагаются в игровой форме. Тексты для психорелаксации должны соответствовать возрастному восприятию, не содержать отрицание «не» и слов, вызывающих дискомфорт. Взрослый произносит текст спокойным, доброжелательным голосом, в медленном темпе.

Существуют разные релаксационные игры:

1. игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;

2. игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой;

3. игры с прищепками – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки;

4. игры - «усыплялки», колыбельные.

1. Игры на основе нервно-мышечной релаксации.

«Муравей»
Процедура проведения. Все дети и взрослый сидят на ковре. Ведущий: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим - вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз.)

«Мороженое»
Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. Ведущий: «Вы - мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела...»

«Поймай бабочку»
Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать - выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

 «Холодно - жарко»
Ведущий: «Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам - греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер...» (Дети повторяют действия.)

 «Самолет летит, самолет отдыхает»
Ведущий предлагает ребятам полетать. Но сначала они должны превратиться в быстрые самолетики. Дети поднимают руки, как крылья, напрягают их (потому что нужны сильные крылья, чтобы самолетик летел). Стоя на месте, дети изображают самолетики (смысл упражнения в том, чтобы напрягать и расслаблять руки), жужжат «моторами», двигают «крыльями», затем опускают их расслабленными - самолетики прилетели, крылья устали и хотят отдохнуть.

 «Шишки»
Процедура проведения. Ведущий говорит: «Вы - медвежата, а я мама- медведица. Я буду бросать вам шишки (ведущий имитирует соответствующее движение). Вы будете их ловить (ведущий показывает, что надо сделать) и с силой сжимаете в лапах». Дети играют. Ведущий: «Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела - лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам...».

 «Лимон»
Ведущий предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулаке, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок.

2. Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.

«Согреем бабочку»
Дети сидят в кругу на стульях. Ведущий показывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки. Бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

«Воздушный шарик»
Ведущий: «У меня в руках воздушный шарик. Посмотрите, как я буду его надувать (
надувает настоящий воздушный шарик, а затем сдувает его). А сейчас мы представим, что воздушный шарик находится у нас в животе и мы должны его надуть. Положите руку на живот. Шарик  сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем животик, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте ручкой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик.

«Часики»
Процедура проведения.Ведущий: «Ребята, а вы видели часики?
У кого они есть? А хотите, мы сегодня с вами будем показывать часики? Встаньте прямо, ножки слегка расставьте так, чтобы машина между ними могла проехать, руки опустите. Мама часики завела, и они стали тикать: «Тик-так!».  Размахивайте прямыми руками вперед и назад. Устали часики, остановились, отдыхают... Мама снова завела часики, и они снова стали тикать».
Монотонные движения руками и сжимание мышц кистей рук затормаживают отрицательные эмоции!

3. Игры с прищепками

 «Интересный разговор»
У детей в каждой руке по прищепке. Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста:
Лягушонок: «Квак-квак!»
А утенок: «Кряк-кряк!»
Все сказали, все спросили,
Хорошо поговорили!

 «Крокодил»
Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста:
В зоопарке воробей пообедал у зверей,
А зубастый крокодил чуть его не проглотил. (Дети повторяют слова и движения)

4. Игры - «усыплялки», колыбельные.
Необходимо сопровождать «усыплялку» или колыбельную поглаживаниями ручек, ножек, спинки, волос, лба и бровей. Все эти действия нужны для того, чтобы выработать у детей условный рефлекс на засыпание. Если взрослый делает это правильно, то дети буквально на глазах расслабляются.

«Малышам всем спать пора»
Все ребята лежат в кроватях, педагог нежным голосом начинает напевать, сопровождая поглаживаниями слова колыбельной. Повторяет несколько раз, пока все дети не получат нежное поглаживание от него:

Нашим пальчикам спать пора,
Нашим ручкам спать пора,
Нашим глазкам спать пора,
И волосикам спать пора.
Нашим ножкам спать пора,
И животику спать пора,
Спинке тоже спать пора,
Лобику тоже спать пора.
Малышам всем спать пора!

«Ложимся спать» (игра с куклой)
Педагог собирает всех детей вокруг игрушечной кроватки, берет куклу и говорит: «Всем ребяткам пора спать. И кукла Катя сейчас будет ложиться спать. Надо раздеться. Вот платьице, колготки. Ложимся в кроватку. Приятных снов, Катюша». Педагог обращается к детям: «А теперь и наши ребята будут ложиться спать. Только сначала нужно раздеться».

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ

ИГРЫ

МАДОУ ЦРР Д/С №133

Подготовила Назарук А.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Релаксационные игры и упражнения

Картотека релаксационных игр и упражнений для детей...

Релаксационные игры и упражнения для работы с тревожными детьми.

В детском саду наряду с гиперактивными, агрессивными и конфликтными детьми встречаются и очень тревожные дети. Такие дети отличаются постоянным беспокойством, тревожностью, раздражительностью, нарушен...

Релаксационные игры и упражнения.

В материале описано значение релаксационных игр и упражнений. Представлены разные виды упражнений с кратким описанием....

Методическая разработка "Релаксационные игры и упражнения для детей раннего возраста в период адаптации"

Методическая разработка "Релаксационные игры и упражнения для детей раннего возраста в период адаптации"...

Релаксационные игры и упражнений по психогимнастике для детей дошкольного возраста перед сном.

Умене расслабиться помогает некоторым детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому даетс...

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ...

релаксационные игры и упражнения в работе с детьми

Релаксационные игры для коррекционно-развивающей работы с детьми...