Картотека подвижных игр по лексическим темам
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Картотека подвижных игр по лексическим темам в подготовительной группе
Лексическая тема «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы».
№1.
«Снежная баба».
Игра проводится на улице. Вылепив снежную бабу, дети становятся вокруг неё, берутся за руки и, двигаясь то в одну сторону, то в другую говорят:
Мороз, мороз,
Через дуб перерос,
Через дуб перерос,
Бабу снежную привёз.
Баба, баба, беляком
Получай-ка снега ком!
Забрасывают снежную бабу снежками, пока не разрушат её.
Лексическая тема «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы».
№2.
«Снежная баба».
«Снежная баба» выбирается по считалке, она сидит, дремлет у конца площадки. Дети двигаются от конца площадки к «снежной бабе». Идут, притопывая, делая акцент на начало каждой фразы:
Бабка снежная стоит,
Ночью дремлет, днями спит,
Вечерами тихо ждёт,
Ночью всех пугать идёт.
На эти слова «снежная баба» «просыпается» и догоняет детей. Кого поймает, тот становится «снежной бабой».
Лексическая тема «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы».
№3.
«Мороз Красный Нос».
На противоположных сторонах площадки обозначают два «дома», в одном из них располагаются играющие. По считалке выбирают водящего – «Мороз Красный Нос». Онговорит:
Я Мороз Красный Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
После этих слов дети перебегают через площадку в другой «дом». «Мороз» догоняет их и старается «заморозить» (коснуться рукой). «Замороженные» останавливаются на том месте, где их настиг «Мороз», и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают нового «Мороза» и игра начинается заново.
Лексическая тема «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы».
№4.
«Дед Мороз».
По считалке выбирается «Дед Мороз» и встаёт в центр нарисованного круга. Его окружают остальные участники игры, берутся за руки и, передвигаясь влево и вправо, приговаривают:
Дед Мороз, Дед Мороз
Через дуб перерос,
Через дуб перерос,
Прикатил подарков воз:
Морозы трескучие,
Снега сыпучие,
Ветры завьюжные,
Метели дружные.
Холод-стужу напустил,
На реке мост намостил
После этих слов дети разбегаются, а «Дед Мороз» их ловит. До кого дотронется, тот считается «замороженным» (идёт в круг и там стоит неподвижно). Другие играющие могут его «разморозить». Они бросают «замороженному» снежок, а тот, поймав его, должен попасть им в «Деда Мороза», который старается увернуться. Играют до тех пор, пока в кругу не соберётся 5 «замороженных» или любое оговоренное число участников.
Лексическая тема «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы».
№5.
«Два Мороза».
Играющие выбирают двух «морозов»: «Мороз Красный Нос» и «Мороз Синий Нос». На противоположных сторонах площадки отмечаются два «дома». «Морозы» становятся в середине, а остальные игроки находятся на одной стороне площадки за линией «дома». Оба«Мороза» обращаются к ребятам со словами:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые.
- Я Мороз Красный Нос
(указывает на себя)
- Я Мороз Синий Нос.
(указывает на себя).
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все игроки им отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
После этих слов играющие бегут на другую сторону площадки за линию «дома». Оба«мороза» ловят играющих и «замораживают» перебегающих. Кого «заморозили» - остаются стоять на месте. Затем «морозы» опять обращаются к играющим, а те, ответив, перебегают обратно в «дом», выручая по дороге «замороженных»: дотрагиваются до них рукой. Те, кого выручили, присоединяются к остальным ребятам. Так играют несколько раз. Затем выбирают новых водящих. В конце игры отмечается, какой «мороз» сумел заморозить больше ребят.
Лексическая тема «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы».
№6.
«Метелица».
Играющие встают парами в круг. Игроки в каждой паре, сцепившись руками (под локоть, стоят друг к другу боком. Пары поочерёдно кружатся и говорят:
Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится,
Тот заметелится!
Слова повторяются до тех пор, пока играющие кружатся.
Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы».
№1.
«Кострома».
(Кострома (костра, кострика) – часть стеблей льна, конопли после обработки). «Кострома»сидит на стуле. Дети ходят вокруг неё и поют:
Кострома, кострома!
Государыня моя, Кострома!
У Костромушки кисель с молоком,
Ещё с прибылью блины с творогом.
После каждого исполнения куплета песни дети останавливаются полукругом и обращаются к«костроме», которая во время пения показывает, как надо прясть, мотать клубочки, вязать и т. п.
- Здорова ли, Кострома?
- Здоровенькая!
- Что ты делаешь?
- Кудельку пряду! (Кострома показывает, как надо прясть)
Пение куплета.
- Здорова ли Кострома?
- Здоровенькая.
- Что делаешь Кострома?
- Клубочки мотаю.
Пение куплета.
- Здорова ли Кострома?
- Здоровенькая!
- Что делаешь?
-Вязанье вяжу!
Пение куплета.
- Здорова ли Кострома?
- Здоровенькая!
- Что делаешь?
- Плачу! Пальчики отбила!
Пение куплета.
- Здорова ли Кострома?
- Здоровенькая!
- Что делаешь?
- Вас ловлю!
После этих слов «кострома» бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.
Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы».
№2.
«Челнок».
Играющие встают двумя шеренгами. Дети одной шеренги поднимают руки и образуют«воротца». Затем они начинают говорить:
Бежит маленький бесок,
Суётся в частенький лесок,
В кусточек ныряет,
Хвосточек теряет.
Во время этих слов дети другой шеренги проходят под «воротцами», подражая движению ткацкого челнока между нитками. Затем встают друг против друга. Один из играющих говорит:
В первый раз вышивали светел месяц со лунами.
Светел месяц со лунами, с частыми звёздами.
Во второй раз вышивали красно солнце со лучами,
Красно солнце со лучами, с тёплыми облаками.
В третий раз вышивали чисто поле со кустами,
Чисто поле со кустами, с рыскучими зверями.
В четвёртый раз вышивали сине море со волнами,
Сине море со волнами, с белыми кораблями.
Серёдку украшали светло-синими цветами.
И, бросая на середину заранее приготовленные цветы, заканчивают игру.
Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы».
№3.
«Лень».
Один из играющих изображает «лень», он садится на землю. Его спрашивают:
- Тепло ли тебе, Лень?
- Не тепло!
Ему говорят:
Не одеть ли нам его?
Не обуть ли нам его?
Как с молодца кафтан,
Со старушки сарафан,
С молодицы-то платок,
С красной девушки венок.
Участники игры изображают, как они одевают «лень». Затем опять спрашивают:
- Что ты, Лень, сидишь?
- Пить-есть хочу.
- Что же тебе надобно?
- Яства боярские, питья государские!
Затем говорят:
Поскачи—попляши, Лень, тогда дадим пить-есть!
«Лень» встаёт и пляшет.
Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы».
№4.
«Ермак».
Играющие садятся в ряд, перед ними ходит выбранный по считалке «Ермак». На голове у него колпак. «Ермак» переговаривается с сидящими:
- Где вы были?
- В твоём саду.
- Что вы делали?
- Ягодки брали.
- Во что вы брали?
- В твой колпак.
После этих слов дети встают со своих мест и говорят:
Ермак, Ермак,
Скинь колпак,
Переколпачим его так:
Туда угол, сюда угол,
Посерёдке кисть,
По затылку – хлысть!.
«Ермак» убегает, все его ловят. Кто первым поймает и наденет на себя колпак, тот становится «Ермаком».
Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы».
№5.
«Колпачок».
В центре круга сидит водящий. Все ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили…
После этих слов все бегут к центру, приподнимают вверх водящего, ставят его на ноги и опять образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:
…Танцевать заставили.
Водящий с закрытыми глазами кружится.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого хочешь.
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним.
Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы».
№6.
«Что у нас на ногах?».
Каждый из играющих выбирает какое-нибудь название (тапки, сапоги, носки, туфли т т. д.).
Водящий говорит:
- Барыня спрашивает туфли.
Играющий, загадавший слово «туфли», должен отвечать:
- Здесь.
Так называется всё, что надевают на ноги. Когда ведущий перечислит, что знает, он говорит:
- Барыня спрашивает, всё что есть.
После этих слов играющие должны поменяться местами, а кто не успевает, становится водящим. Игра начинается снова.
Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы».
№7.
«В клубок».
Дети выстраиваются в ряд и берутся за руки. Вперёд всех становится самый высокий из игроков, называемый «столбом». Он должен стоять неподвижно. Остальные цепочкой, словно нитка вокруг клубка, обвиваются вокруг «столбца» и приговаривают:
Я по горенке шла,
Клубок ниток нашла.
Клубок маленький,
Нитки аленькие.
Клубок катится,
Нитка тянется.
Клубок доле, доле, доле,
Нитка боле, боле, боле.
Нитка дольше всех,
Перевертов шесть!
Когда стоящего «столбом» все «обовьют», последний участник начинает двигаться в обратном направлении, и «клубок» разматывается.
Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы».
№8.
«Ленты тянутся».
Играющие по считалке выбирают ведущего, выстраиваются за ним по цепочке и берут друг друга за руки. Ведущий идёт неторопливым шагом, увлекая за собой игроков. При этом всеприговаривают:
Я по травке шла,
По муравке шла,
Клубок ниток нашла.
Клубок катится,
Ленты тянутся.
Тут и речка протекла,
Речка тиновая,
Вся рябиновая.
А рябинушки густы,
Клубок катится в кусты.
Я за ленту взялась,
Моя лента порвалась.
Постепенно ведущий убыстряет шаги, переходя на бег. На бегу участники игры описывают разнообразные фигуры: ведут цепь змейкой, делают сложные повороты, идут по кругу и т. д. Некоторые из детей не успевают за быстрыми движениями цепи, изменениями направлений и падают. Со словами «моя лента порвалась!» цепочка разрывается. На этом игра заканчивается.
Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы».
№9.
«Иголка и нитка».
Один из играющих – «иголка». За ним цепочкой, взявшись за руки, выстраиваются не более пяти игроков, они изображают «нитку». Все остальные участники игры встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Все поют:
Бежит свинка, золотая спинка,
Носик стальной, хвостик льняной.
Сквозь холст проходит, конец себе находит,
А где пробегает, узор оставляет!
Во время исполнения игрового припева «иголка» устремляется в ворота, быстро обегает пары, меняет направление – снуёт туда и обратно. Кто из детей не поспевает и сбивается с шага, того заменяет игрок, стоящий в паре, а неудачник встаёт на его место. Заканчивая игру, двое игроков, идущих вслед за «иголкой», поднимают руки, и она (не отнимая своей руки) проходит под ним, образуя «узел».
Лексическая тема «Зима».
№1.
«Снежная баба».
Игра проводится на улице. Вылепив снежную бабу, дети становятся вокруг неё, берутся за руки и, двигаясь то в одну, то в другую сторону говорят:
Мороз, мороз,
Через дуб перерос,
Через дуб перерос,
Бабу снежную привёз.
Баба, баба, беляком
Получай-ка снега ком!
Забрасывают снежную бабу снежками, пока не разрушат её.
Лексическая тема «Зима».
№2.
«Снегири»
- координация речи с движением; развитие общих речевых навыков.
Вот на ветке, посмотри, Опущенными руками хлопают себя по бокам.
В красных майках снегири. Показывают грудку руками.
Распушили пёрышки, Мелко потряхивают кистями опущенных рук.
Греются на солнышке.
Головой вертят, Повороты головой влево-вправо.
Улететь хотят. Бегут по кругу, взмахивая руками.
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»
Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...
Картотека подвижных игр по лексическим темам в средней группе.
Подвижная игра имеет большое значение как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, прыжки, равновесие, а также некоторые специальн...
Картотека подвижных игр по лексическим темам в подготовительной группе
Подвижная игра, как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование подвижной игры в занятии помогают повысить работоспособность детей, сня...
Картотека подвижных игр по лексическим темам для детей 5-7 лет
Картотека подвижных игр по лексическим темам для детей 5-7 лет (Осень, птицы, наш детский сад,игрушки, моя семья, одежда и обувь, овощи и фрукты, лес и деревья, профессии, посуда, дикие и домашние жив...
Картотека подвижных игр, игр малой подвижности, считалок по лексическим темам для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности (ОНР)
Картотека подвижных игр, игр малой подвижности, считалок по лексическим темамдля детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности (ОНР)...
Картотека подвижных игр, игр малой подвижности, считалок по лексическим темам для детей 5-7 лет группы компенсирующей направленности (ОНР)
Картотека подвижных игр, игр малой подвижности, считалок по лексическим темам для детей 5-7 лет группы компенсирующей направленности (ОНР)...
Методическая разработка. Картотека дидактических и подвижных игр по лексической теме "Осень"
Игра, как известно, основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Специалисты отмечают, что игра в определенной мере вляется одним из способов познания окружающего мира. Представленные игры на...