ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДЕТСКОМУ ДОРОЖНО ТРАНСПОРТНОМУ ТРАВМАТИЗМУ
методическая разработка
Тематические прогулки, организованная образовательная деятельность, работа с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_dou_po_pdd.docx | 35.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
« Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает» Леонардо да Винчи
Обеспечение безопасности движения стало актуальной государственной проблемой. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. Эту задачу успешно решают педагоги нашего детского сада.
Наше дошкольное образовательное учреждение работает по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Детский сад проводит работу в области обучения детей дошкольного возраста поведению на дорогах и правилам дорожного движения согласно программе и региональным стандартам г. Владимира.
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Маленькие дети- особая категория пешеходов и пассажиров. Зачастую виновниками дорожно- транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенном месте, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны участвовать и родители, и дошкольные учреждения, а в дельнейшем конечно же школа. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что дет. сад. является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется убучению детей правилам дорожного движения.
Цель нашей работы: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге,
- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);
- отслеживать уровень знания и умений детей в начале и конце учебного года;
- применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах;
- формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми;
- воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными;
- использовать возможность ДОУ и материально-технический потенциал для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
Предметно-развивающая среда ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения соответствует нормативным требованиям. За последнее время приобретено: обучающие дидактические игры, методические пособия, набор картин «Как Буратино учился улицу переходить», набор плакатов с изображением дорожных знаков, набор «рубашек» с изображением дорожных знаков, машин, жезлы и т.д. для организации игр по ПДД. В работе с детьми используются современные информационные технологии.
В детском саду созданы все условия для работы по обучению дошкольников основам безопасному поведению детей на дорогах. В каждой группе оборудован специальный уголок, где имеются:
- знаки дорожного движения – демонстрационные и раздаточные,
- макеты машин,
- модели светофоров,
- полки с играми, игрушками,
- макет микрорайона,
- магнитная доска с набором дорожных знаков и машин,
- дидактические игры,
- стенды для работы с родителями.
На территории детского сада создан автомобильный городок с разметкой. Приобретены детские велосипеды, коляски с куклами, руками воспитателей и родителей с детьми изготовлены макеты различных светофоров, зданий микрорайона.
Систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения мы начинаем с младшей группы по принципу «от простого к сложному». В разных возрастных группах мы решаем конкретные задачи.
Принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. Воспитание общей культуры поведения начинаем в младших группах, на третьем году жизни ребенка. В течение года дети научились различать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. Воспитатели первой младшей группы проводили с детьми наблюдения за различными видами транспорта. Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе имеются книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости».
Во второй младшей группе мы продолжаем работу по расширению представлений об окружающем мире; учим понимать и употреблять понятия: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко. Воспитатели этой группы организуют и постепенно направляют познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Детей знакомим с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Дети узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах. Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер.
Большое внимание в ознакомлении детей 4-х лет с некоторыми правилами дорожного движения мы отводим прогулкам. Темы и содержание их намечали в соответствии с программой «От рождения до школы» и учетом окружающих условий. Дети наблюдали за движением транспорта и пешеходов, узнали, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, научились узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем. Например, в светофоре загорелся зеленый свет - и лишь после этого люди стали переходить дорогу. В течение года прогулки периодически повторялись для того, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения. В средней группе воспитатели продолжают работу по развитию ориентировки в окружающем. Воспитатели познакомили детей с трудом водителей некоторых видов транспорта, рассказывали им о назначении желтого сигнала светофора, объясняли правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара, переходить дорогу только по переходу, при зеленом сигнале светофора, знакомили детей со словами «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход».
В своей работе с детьми воспитатели широко применяли дидактические игры («Назови, о чем я расскажу», «Научим кукол правилам для пешеходов», «Кто быстрее», «Сложи светофор», «Разрезанные картинки») и др. С их помощью учили детей умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закрепили знания сигналов светофора, правила для пешеходов.
Дети участвовали в праздниках по ПДД («Зеленый огонек», «Путешествие Незнайки в городе»), в которых воспитатели стремились воспитывать у детей чувство радости, интереса, желания участвовать в играх на ориентирование в пространстве, исполнять песни по ПДД, разыгрывать дорожные сценки, участвовать в веселых стартах, подвижных и дидактических играх.
В старшей группе представления детей уточняются и дополняются. На экскурсиях и нелепых прогулках воспитатели закрепляли представления детей о проезжей части. Их познакомили с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров. С правилами дорожного движения дети знакомятся на занятиях, прогулках и экскурсиях, а также в автогородке ДОУ, в котором обозначены перекрестки, тротуары, остановка транспорта, установлены светофоры, дорожные знаки.
В группах много настольных игр, которые сделаны руками детей совместно с воспитателем. В играх и развлечениях дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным. Чтобы повысить интерес к дорожной азбуке, для детей этой группы проводились такие конкурсы, викторины, соревнования, развлечение «Путешествие по городу Светофорику», досуг «Знаки разные нужны, знаки разные важны», КВН «Азбука улиц и дорог». Очень много используется на занятии и в свободное от занятий время художественной литературы: чтение книги О. Тарутина «Для чего нам светофор?», отрывок из книги Дорохова «Зеленый, желтый, красный», стихотворение Михалкова «Моя улица» и др.
В подготовительной к школе группе по ознакомлению с правилами дорожного движения мы организуем так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях, прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.
Работа по обучению детей «Дорожной грамоте» проводится не только на НОД, но и в повседневной жизни. Для закрепления полученных знаний в ходе НОД, мы организуем экскурсии и прогулки к светофору, в комнату безопасности ГИБДД. Здесь дети непосредственно на практике знакомятся, как переходить улицу, как работает светофор и на какой сигнал светофора разрешается переходить дорогу, закрепляют знания правил пешеходов и пассажиров. Старшие дошкольники показывают театрализованные представления, сценки, разучивают песни, стихи, пословицы, принимают участие в разработке и реализации различных познавательных программ.
Работа с родителями.
В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку. В этих целях мы широко используем:
- информационные стенды для родителей, папки-передвижки;
- родительские собрания, беседы с участие психолога, инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц;
- семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров);
- деловые игры и тренинги;
- «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
- устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;
- совместные праздники и развлечения;
- выпуск стенгазеты для родителей.
Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения, именно руками родителей были изготовлены красочные костюмы для агитбригады, созданы и установлены макеты машин. Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге. На базе ДОУ проводятся мастер-классы, открытые занятия, развлечения, викторины, дни открытых дверей.
Рекомендации родителям младших дошкольников
Ваш ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!
Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и, используя ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.
Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного.
В этом возрасте ваш малыш должен знать:
• на дорогу выходить нельзя;
• дорогу переходить можно только со взрослым, держась за руку. Вырываться нельзя;
• переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
• пешеходы – люди, которые идут по улице;
• когда мы едем в автобусе, троллейбусе, трамвае, нас называют пассажирами;
• машины бывают разные – это транспорт. Машинами управляют шоферы (водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога, мостовая);
• когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, поручень;
• чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться сигналу светофора: Красный свет – движенья нет. А зеленый говорит: “Проходите, путь открыт!”
Рекомендации родителям старших дошкольников
Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.
Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним о прочитанном.
На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее.
Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.).
Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила
Ходить по тротуару следует с правой стороны.
Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться.
Переходить дорогу полагается только шагом.
Необходимо подчиняться сигналу светофора.
В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручни), чтобы не упасть.
Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки.
Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.
Играть можно только во дворе
За годы работы налажены тесные связи с работниками ГИБДД города Владимира. Представители данных организаций проводят регулярные встречи с детьми, сотрудниками, родителями наших воспитанников. К ним готовимся заранее – в процессе прогулок наблюдая за дорожным движением, закрепляя знания правил поведения на улице. Встреча – это лишь часть общей работы по формированию у детей представлений о безопасности движения на дорогах. Они бывают на занятиях, развлечениях, на прощание инспектора ГИБДД дарят детям календари по тематике «Дорожное движение» или светоотражающие в темноте «логотипы», после встречи дети рисовали на темы «Безопасность движения», «Опасные игры на улице». Затем организуются выставки детских работ, посещают дни открытых дверей, выступают на родительских собраниях, знакомят родителей со статистикой дорожных происшествий, родители задают вопросы, на которые получают исчерпывающие ответы.
Воспитатели активно участвуют в городских, региональных, всероссийских конкурсах, представляют педагогический опыт, публикуют педагогические статьи и методические пособия.
В планах на будущее, мы бы хотели усовершенствовать автогородок ДОУ: пополнить детским транспортом (автомобилями, велосипедами, самокатами). Пополнить библиотеку литературой по правилам дорожного движения, дорожными знаками, специальными атрибутами для сюжетно-ролевых игр.
Организация работы с педагогами
Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге, необходимо научить его безопасному поведению. Первым учителем, который может помочь решить эту задачу, должен стать воспитатель детского сада. Однако, чтобы педагог смог доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания, требуется специальная подготовка воспитателя. Для ее реализации заведующий МДОУ совместно со старшим воспитателем организуют следующие формы работы с сотрудниками:
Инструктаж по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; тематические семинары, семинары-практикумы, консультации, конференции; обучение на проблемных тематических курсах; изучение методического инструментария; организация деловых игр, конкурсов, выставок, мастер-классов; показ открытых занятий; Работа с педагогами
При организации в ДОУ работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в задачи старшего воспитателя входит обеспечение методической поддержки педагогов. Старшему воспитателю необходимо обратить внимание педагогов на следующие моменты:
при ознакомлении детей с правилами дорожного движения следует устанавливать связь между всеми разделами программы;
проводить работу систематически, постепенно усложняя программные требования от группы к группе, учитывая способности детей;
воспитывать в детях самостоятельность, умение применять в повседневной жизни знания, полученные на занятиях.
Педагогам необходимо знать правила дорожного движения для пешеходов и требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте.
Требования к передвижению с группой детей
Группу детей разрешается водить только по тротуару или левой обочине не более чем в два ряда, в сопровождении трех взрослых. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов.
Переходить улицу разрешается только в местах, где имеются линии или указатели, или на перекрестках по линии продолжения тротуаров. При этом воспитатель, дойдя до середины проезжей дороги, поднятым красным флажком предупреждает водителей транспорта о колонне детей, переходящих улицу, до тех пор, пока дети не пройдут.
Рекомендуется для организованного перехода улицы с детьми младшего дошкольного возраста использовать цветную веревочку, за которую по обе ее стороны держатся дети.
Езда на велосипедах по улицам и дорогам разрешается лицам с 14 лет. Дети до 14 лет должны кататься во дворах, на игровых площадках под присмотром взрослых.
Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий. Детей следует размещать в таком месте, где группа не мешала бы движению и могла наблюдать нужные на данной экскурсии объекты.
Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности. Так, для каждой возрастной группы составляется примерный перечень НОД в который входят ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование.
Целевые прогулки
Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения.
Так, организуя целевые прогулки в младшей группе (один раз в два месяца), воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые машины, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей.
Тематика целевых прогулок:
Младшая группа:
• знакомство с улицей;
• наблюдение за работой светофора;
• наблюдение за транспортом;
• пешеходный переход.
Средняя группа:
• знакомство с улицей;
• наша улица;
• сравнение легкового и грузового автомобилей;
• наблюдение за светофором.
Старшая группа:
• улица;
• правила поведения на улице;
• наблюдение за транспортом;
• прогулка пешехода;
• переход;
• перекресток;
• наблюдение за работой светофора;
• наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
• прогулка к автобусной остановке.
Подготовительная группа:
• улицы и перекрестки;
• правила дорожного движения;
• наблюдение за работой светофора;
• наблюдение за движением машин и работой водителя;
• наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
• значение дорожных знаков;
• знакомство с местом остановки пассажирского ¬транспорта;
• пешеходный переход (подземный и наземный);
• островок безопасности.
Программа целевых прогулок в средней группе становится более широкой. Проводятся они также один раз в два месяца. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными правилами дорожного движения, со словами: “проезжая часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”.
В старшей группе целевые прогулки организуются один раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.
На целевых прогулках в подготовительной группе (один раз в месяц) дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
Целевая прогулка “Наблюдение за работой светофора”
Вторая младшая группа
Цель: наблюдение за светофором.
Ход прогулки: пройти с детьми к месту наблюдения и предложить посмотреть, как в круглых окошечках светофора вспыхивают огоньки. Подчеркнуть, что зажигаются огоньки не все сразу, а по очереди. Когда загорается красный свет, идти через дорогу нельзя. При зеленом разрешается переход. Вопросами уточнить, как дети поняли информацию. Спросить, почему нельзя переходить дорогу на красный свет.
– Послушайте стихотворение:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно,
Свет зеленый говорит:
“Проходите, путь открыт!”
(С. Михалков)
Рассказать детям, где находится светофор, что сигнал светофора останавливает машины и дает возможность людям перейти дорогу. Уточнить, на какой свет движутся машины и пешеходы. В заключение обобщить: светофоры управляют движением, пропуская поочередно транспорт и пешеходов.
Подготовительная группа
Цель: закрепить знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах. Воспитывать умение детей правильно реагировать на сигналы светофора.
Ход прогулки: вместе с детьми пройти к перекрестку, который регулируется светофором, загадать загадку:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
Понаблюдать за движением транспорта и работой светофора. Обратить внимание детей на то, что на перекрестке очень оживленное движение: мчатся машины, спешат люди. Отметить, что именно здесь стоит светофор – он регулирует дорожное движение.
–?Все водители и пешеходы должны действовать согласно правилам. Каким?
Выслушав ответы детей, прочитать стихотворение:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно,
Свет зеленый говорит:
“Проходите, путь открыт!”
Желтый свет предупрежденье –
Жди сигнала для движенья.
(С. Михалков)
Предложить детям вспомнить, какие есть светофоры (транспортные и пешеходные), чем они похожи (и у транспортного, и у пешеходного светофора загораются красный и зеленый “огоньки”, они регулируют движение) и чем отличаются (транспортные светофоры регулируют движение автомобилей, троллейбусов, трамваев, а также пешеходов. У транспортных светофоров три “глаза”. Пешеходные светофоры предназначены для регулирования движения только пешеходов. В отличие от транспортных, они попеременно светятся красными и зелеными “огоньками”. На красном фоне светофора светится силуэт стоящего человечка, на зеленом – шагающего).
–О каком светофоре говорится в этом стихотворении? (О транспортном.)?
–А какой светофор стоит на нашем перекрестке? (Транспортный и пешеходный)
Перечень НОД в группах
Первая младшая
-рассматривание игрушечного грузового автомобиля.
-рассматривание автобуса (картинка).
-рассматривание картины “Улица города”
-рисование “Зебра на дороге”.
-лепка “Светофор”.
-рисование «Светофор, Дорожки, Вагончики, машина»
Вторая младшая
-рассматривание грузового автомобиля.
-рассматривание картины “Улица города”.
-сравнение автобуса и автомобиля (игрушки).
-заучивание стихотворения Я. Пишумова “Машины”.
-заучивание отрывка из стихотворения А. Северного “Светофор” 1.
Рисование “Вагончики метро”, “Светофор”, “Колеса к вагончикам”, “Наша улица”.
Аппликация “Светофор”, “Автобус”.
Лепка “Светофор” (на силуэте), “Колеса большие и маленькие”
“Дорожки”.
“Ворота широкие и узкие”.
“Улица” (дома и дороги)
Средняя группа
-рассматривание пассажирского и грузового транспорта.
-сравнение автобуса и троллейбуса.
-беседа с рассматриванием иллюстраций “На чем ездят люди”.
-беседа “Что я видел, когда шел в детский сад”.
“Какие бывают машины?” (беседа).
-заучивание стихотворения Р. Фархади “Светофор”.
-чтение рассказа И. Серякова “Улица, где все спешат”
Аппликация “Грузовая машина”, “Автобус”.
Рисование “Грузовая машина”, “Машины на дороге”
“Мост для транспорта”.
“Трамвайчик”.
“Автобус” (из бумаги)
Старшая группа
-рассматривание картины “Улица города”.
-беседа с решением проблемных ситуаций.
“Школа пешеходных наук” (итоговое комплексное занятие) 1.
Рисование “Улица города”, ¬“Регулируемый перекресток”, “Дорожные знаки”, “Автобус с флажками едет по улице”.
Аппликация “На нашей улице”, “Какие бывают грузовые автомобили”, “Троллейбус” 1.
“Мосты для разного вида транспорта”.
“Светофор” (из бумаги).
“Улица города” (из строительного материала)
Подготовительная группа
-рассказ воспитателя “Служебный транспорт”.
-беседа по картине “Машины на мосту”.
-беседа “На чем люди ездили и ездят”.
-беседа “Улица города”.
-чтение рассказа Н. Носова “Автомобиль”.
-пересказ рассказа “Санки”.
“Правила дорожного движения” (итоговое комплексное занятие) 1.
Рисование “Служебные машины”, “Автобус и троллейбус”, “Мы едем в автобусе по городу”, “Нарисуй любой вид транспорта”.
Аппликация “Транспорт”, -“Вырежи и наклей любой вид транспорта”, “Автобус и троллейбус”.
Коллективная работа “Улица, на которой стоит детский сад” (рисование и аппликация)
“Наша улица”.
“Грузовые машины”.
“Станции метро”
Выводы.
Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.
Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приёмов и средств, позволили сформировать у ребёнка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создать модели поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Занятие по развитию речи в старшей группе.
Беседа по картине “Улица города”
Задачи занятия: закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины. Учить выслушивать ответы товарищей не перебивая.
Ход занятия:
1.
Беседа. Предложить детям рассмотреть картину, задать следующие вопросы:
–
Какой транспорт едет по улице?
–
Где можно ходить пешеходам?
–
Кто стоит посередине улицы? Прежде чем ответить, послушайте загадку:
Посмотри, силач какой,
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
(Инспектор ДПС)
Дети отгадывают загадку. Воспитатель уточняет, как они догадались, и продолжает беседу:
–
Покажите, где стоит инспектор ДПС. За чем он наблюдает?
–
Как он регулирует движение?
–
Какие машины вы видите на улице?
–
Зачем нужны грузовые машины?
После этого дети по предложению воспитателя рассказывают о видах транспорта, изображенных на картинке (автобусе, трамвае, троллейбусе).
2.
Игра “Инспектор ДПС”.
Цель: научить ориентироваться в пространстве, закрепить правила перехода через дорогу с регулировщиком.
Ход игры: часть детей – пешеходы, другие – водители (у них в руках рули, на груди – эмблемы с изображением машин); один ребенок – инспектор ДПС (регулировщик), у него в руках жезл. Регулировщик стоит боком к пешеходам, пешеходы идут, а машины в это время стоят. Регулировщик поворачивается боком к машинам, они едут, пешеходы стоят. Регулировщик поднимает руку вверх – и машины, и пешеходы приготовились. Дети меняются ролями, игра повторяется.
Занятие по ознакомлению с художественной литературой
в подготовительной группе
1.Чтение рассказа Н. Носова “Автомобиль”.
Задачи занятия: учить внимательно слушать литературное произведение, понимать его смысл. Закрепить знания о разных частях машины, о правилах поведения на дороге. Учить детей правильно понимать изображенную ситуацию, мотивированно оценивать поступки героев рассказа.
Ход занятия: воспитатель предлагает детям послушать рассказ “Автомобиль”, который написал Н. Носов.
После чтения рассказа провести беседу о прочитанном:
-О чем спорили мальчишки, когда увидели автомобиль?
-Почему ребята решили покататься на машине?
-Почему милиционер остановил машину?
-Как вы думаете, мальчики поступили правильно? Оцените их поступок.
2. Проведение физкультминутки.
3.Ознакомление детей с малыми фольклорными формами – загадками.
Задачи занятия: Уточнить представления детей о жанровых особенностях и назначении загадок, учить понимать и правильно отгадывать загадки.
Ход занятия: Воспитатель обращается к детям:
– Дети, вы любите отгадывать загадки? Скажите, что такое загадка. Чем она отличается от рассказа, стихотворения? (Выслушать ответы детей.)
– Загадки бывают разные. Но в любой загадке предмет не называется, и нужно самому догадаться, о чем идет речь. Попробуйте отгадать (Воспитатель загадывает загадку и просит детей объяснить, как они отгадали.):
Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется,
По дороге он несется.
(Автомобиль)
Спозаранку за окошком –
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
(Трамвай)
Что такое, отгадай:
Не автобус, не трамвай,
Не нуждается в бензине,
Хоть колеса на резине.
(Троллейбус)
Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)
Под землей огни горят.
Под землей дворцы стоят.
Под землею чудо мчится.
Сядь – и можешь прокатиться.
(Метро)
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь.
(Светофор)
Два братца убегают,
Два – догоняют.
Как их зовут?
(Колеса машины)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад « Сказка» представляет опыт работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма на районный этап...
Опыт работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма
Опыт работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в подготовительной к школе группе МБДОУ №11 "Яблонька"...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА МКДОУ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
Жизнь и здоровье человека является наивысшей ценностью. Государство берет на себя ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Одной из составляющих общей б...
ОПЫТ РАБОТЫ МАДОУ детский сад №124 г.Калининграда ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА И ВОСПИТАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ Образовательная область «Безопасность»
ОПЫТ РАБОТЫ МАДОУ детский сад №124г.КалининградаПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГОДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА И ВОСПИТАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВ...
Опыт работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в МДОУ «Детский сад № 4 «Калинка» комбинированного вида» г. Валуйки.
Безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. На этапе дошкольного возраста одна из наиболее важных задач для ребёнка – научиться ...
Методическая разработка по теме: Организация работы по профилактике детского-дорожно-транспортного травматизма опыт работы ГБДОУ детский сад № 10 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка по проведение педагогического совета в дистанционной форме для воспитателей ДОУ по теме: "Организация работы по профилактике детского-дорожно-транспортного травматизма опы...
Опыт работы «Формы и методы работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма и создание отряда ЮИД «Светофорик»
Опыт работы «Формы и методы работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма и создание отряда ЮИД «Светофорик»...