Кинезиологические игры в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников
статья

Гайдабура Елена Павловна

В статье дается краткое определение кинезиологии и кинезиологических упражнений. Приводятся несколько простых упражнений для развития мозга через движения, которые очень полезно применять на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gaydabura_e.p._kineziologicheskie_uprazhneniya.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Кинезиологические игры в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников»

Автор: Е.П. Гайдабура, педагог дополнительного образования, методист ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»

Аннотация: В статье дается краткое определение кинезиологии и кинезиологических упражнений. Приводятся несколько простых упражнений для развития мозга через движения, которые очень полезно применять на занятиях с детьми дошкольного возраста.

В этом учебном году я стала включать в содержание занятий по подготовке детей к школе кинезиологические упражнения. Это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие головного мозга, что способствует активизации мыслительной деятельности.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения, то есть наука о развитии головного мозга через движение. Это достаточно молодое и малоизвестное научное направление. Оно возникло в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, нейрофизиология, психология, педагогика). Но, как мы знаем, «новое – это хорошо забытое старое». Такие упражнения были популярны еще в Древних Греции и Риме, кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. «Рука является вышедшим
наружу головным мозгом», -
писал Кант.

В 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном была разработана Программа "Гимнастика Мозга". Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как "неспособных к обучению". В 1987 г. результаты «Гимнастики мозга» были оценены экспериментально. Каждый ученик делал упражнения «Гимнастики мозга» по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании. В России «Гимнастики мозга» впервые появилась в 1988 г. в медицине. Потом элементы этой программы стали использовать в коррекционной педагогике, а сейчас такие упражнения включены в программы по ментальной арифметике, скорочтению и другим современным методикам.

Кинезиологические упражнения решают следующие задачи: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие ментальных способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления. «Гимнастика мозга - ключ к развитию способностей ребёнка», а Сухомлинский В.А. писал: «Ум ребенка находится на его пальцах».

Как мы знаем, мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария. Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Таким образом выполняя пересекающиеся упражнения мы активизируем связь между полушариями.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. 
Виды кинезиологических упражнений: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения,  для релаксации, для мелкой моторики. Множество кинезиологических упражнений можно найти в интернете.

Упражнения настраивают на работу, повышают внимательность, концентрацию. Поэтому я начинаю занятие с кинезиологических упражнений, а так же использую их на физкультминутках. При этом надо следить, чтобы упражнения выполнялись правильно. Чем быстрее и синхроннее выполняются упражнения, тем быстрее «заводится» мозг.

Очень полезно делать кинезиологические упражнения с дошкольниками, они влияют в первую очередь на развитие мелкой моторики, а соответственно развивается речь ребенка. Дети с удовольствием играют в такие игры. Я советую родителям заниматься такими упражнениями с детьми каждый день.

Вот некоторые кинезиологические упражнения на мелкую моторику:

1. "Ухо - нос"

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

2. «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками делаются симметричные движения. Следующий этап: левая рука делает движения начиная с мизинца, а правая начиная с указательного пальца.

3. «Кулак-ребро-ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь). Затем делаем разные движения обеими руками.

4. «Симметричные рисунки» 

Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начи-нать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребеноксмотрел во время «рисования» на свою руку). В последствии можно рисовать цифры, разные цифры левой и правой рукой. Это уже «ассиметричные рисунки».

5. «Бычок – козочка»

Правой рукой делаем «бычка» - указательный и мизинец прямые (твердые, как рожки), остальные пальцы в кулачок. Левой рукой делаем «козочку» - прямые указательный и средний. Затем хлопок и меняем руки. Со временем увеличиваем темп. Сначала можно тренироваться и делать одинаковые движения обеими руками.

Библиография:

1. Голомазов С. В. Кинезиология точностных действий человека. - М: СпортАкадемПресс. - 2003.

2. Любимова Н. Кинезиология, или природная мудрость тела /  Наталья Любимова. – Санкт-Петербург, «Невский проспект». – 2005.

3. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М.: Эксмо. – 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников

Занятие по теме "Путешествие по городу Нижневартовску" направлено на развитие мышления, восприятия, умения действовать по образцу, воображения. зрительной памяти, воспитание  чувства взаимоподдер...

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Материал содержит разьяснительную записку, дидактические игры....

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Консультация для родителей с конкретными примереми нескольких дидактических игр....

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через дидактические игры

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через дидактические игры...

Консультация для воспитателей Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Консультация содержит разъяснительный материал  по проведению дидактических игр на развитие интеллектуальных способностей детей....

Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. «Танграм»

В данной статье представлена история появления такой игры как "Танграм", описание составляющих геометрических фигур, примерные задания для детей....

«Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры».

laquo;Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры»....