«Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе организованной образовательной деятельности»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Материалы, которыне напоминают о необходимости ипсользования физкультминуток и динамических пауз в ходе образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Оздоровительная работа | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №22 «СОЛНЫШКО»
Г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе организованной образовательной деятельности»
Выполнила:
педагог
дополнительного
образования
Шепелева О. М.
Мичуринск 2020
Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе организованной образовательной деятельности
На сегодняшний день обучение детей в детском саду осуществляется в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности.
Такой подход позволяет сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс более эффективным, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности – игре.
К физической культуре мы приобщаем ребёнка постоянно, ежечасно, ежеминутно. Она пронизывает всю его жизнь, все виды деятельности, отдых. На занятиях и в повседневной жизни мы развиваем природную потребность ребёнка в движении, не подавляя её.
Любая организованная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжёлой нагрузкой на организм дошкольников. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на её эффективность.
По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время организованной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.
Поэтому, чтобы создать положительные эмоции и повысить интерес к обучению, необходимо включать двигательно-оздоровительные моменты (физкультурные минутки и физкультурные паузы).
Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых.
Динамические паузы выполняют следующие функции:
- Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
- Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
- Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
- Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
- Обучающая – даёт новые знания, умения, навыки, и закрепляет их.
- Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
- Коррекционную – «исправляет» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
Динамические паузы мы используем и в организованной образовательной деятельности, и в режимных моментах.
Требования к динамическим паузам, физкультминуткам:
- они должны проводиться на начальном этапе утомления (8-10 мин. занятия), так как более позднее их проведение не даёт желаемого эффекта;
-так же физкультминутку можно использовать, когда следует провести переход между этапами работы на одном занятии, когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую;
- продолжительность не более 1-2 минут,
-динамическая пауза, физкультминутка должна органично вписываться в ход образовательной деятельности, иметь тематическую связь с ним, создавать необходимую атмосферу, снижающую напряжение; чем максимально ближе приближена физкультминутка к теме занятия, тем дети лучше усваивают материал.
Физкультминутка это – кратковременное мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность.
Физкультминутка дает возможность воспитателям и педагогам играть с детьми и, вместе с тем развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления
Так на ООД по формированию математических представлений можно использовать физкультминутки для закрепления порядкового или количественного счёта, величины и т.д. На ООД по развитию речи можно использовать физкультминутки в упражнениях по звукопроизношению.
Например:
ча –ча- ча, печка очень горяча (3 хлопка, руки вперёд).
Чи-чи-чи , печёт печка калачи(3хлопка, руки в стороны)
чу-чу-чу, будет всем по калачу (3хлопка по коленям, руки вперёд),
чо-чо-чо, осторожно: горячо! (3 хлопка, руки за спину).
В роли физкультминутки используются скороговорки.
Сорок сорок для своих сорочат.
Сорок сорочек просрочены в срок-
Сразу поссорились сорок сорок.
Эффективны физкультминутки ООД по развитию речи, ознакомлению с окружающим.
Часто физкультминутка планирует выход из-за стола организованной группой:
Гуси серые летели,
Да летели, да летели (Взмах руками в такт словам.)
И присели, посидели, (Приседание.)
Да и снова полетели, (Взмах руками.)
За столы тихонько сели.
Динамическая пауза для профилактики переутомления на ООД интеллектуального цикла. В зависимости от вида деятельности может включать в себя элементы гимнастики, различные упражнения и т.д.
Дыхательные упражнения
Целесообразность введения дыхательных упражнений, которые проводятся в увлекательной игровой форме, обусловлена тем, что в результате их использования, осуществляется полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом. Тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Считается, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребёнка-дошкольника.
«Обнимашки»
Исходное положение: стоя, руки перед собой
На счет 1 – руки — в стороны, вдох; 2 – ребенок обхватывает свои плечи руками, выдох.
«Хомячок»
Предложите ребенку изобразить хомячка, надув щечки и пройтись так 10 шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таки образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы вынюхивая новую еду для наполненных щечек. Повторите несколько раз.
Гимнастика для глаз
“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Упражнения с движениями рук, их энергичным сжиманиям и разжиманием, потряхиванием кистей и физкультминутки можно применять на ООД по рисованию, лепке, аппликации.
При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. На занятиях ООД по развитии речи использование массажа рук и пальцев оказывает благотворное влияние на развитие внимания и мелкой моторики. Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, дети лучше усваивают такие понятия, как «выше», «ниже», «лево», «право», разучивают счет, да и просто улучшается настроение. Благодаря такому массажу активизируется «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях, такую технику массажа еще используем на занятиях ООД по ФЭМП. Регулярное повторение упражнений оказывает благотворное влияние на речь, повышает подвижность и гибкость кистей рук, что помогает успешно овладевать навыками письма. Упражнения улучшают циркуляцию крови.
Пальчиковая гимнастика
Использование в содержании ООД пальчиковой гимнастики обусловлено недостаточным развитием мелких групп мышц у дошкольников. В результате кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Функция руки оказывают большое стимулирующее влияние на деятельность детского мозга, психику дошкольника. Поэтому выполняя пальчиками различные упражнения, развивается не только речь, но и подготавливается рука ребёнка к его дальнейшему обучению в школе. Пальчиковая гимнастика проводиться в рифмованной стихотворной форме и увлекательный характер. Дети с удовольствием запоминают.
«Фруктовая ладошка»
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос.
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик-ананас,
Фрукт для вас и для нас.
(поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Показывают ладошками вокруг и на себя).
После некоторой паузы дети приступают к выполнению изобразительной деятельности.
Артикуляционную гимнастику и массаж лица используем на занятиях по развитию речи и по познавательному развитию. Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц. Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, что оказывает успокаивающее, расслабляющее воздействие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей, сокращают мышцы.
Релаксационные упражнения.
При использовании релаксационных приёмов как компонента заключительной части ООД стараемся придерживаться постепенного перехода в состояние расслабления. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабиться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
В результате использования релаксаций происходит психомышечная тренировка, тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции, развитие воображения, образного мышления, снятие психоэмоционального напряжения, успокоение и организация возбужденных детей. Создается позитивный фон настроения.
Релаксация «Цветочек»
Ход: Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как «цветочек растет и тянется к солнышку». Затем последовательно уронить кисти, изображая, что «солнышко спряталось, и головка цветка поникла», расслабить предплечья, согнув руки в локтях - «стебелек сломался», и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени - «цветочек завял».
Релаксация «Сосулька»
Ход: Из положения «сидя на корточках» медленно подниматься вверх, представив, что сосулька «растет», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело, — сосулька «выросла». После команды: «Солнышко пригрело и сосулька начала таять» медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, — «сосулька растаяла и превратилась в лужу». Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.
Помните:
-упражнения должны быть занимательными, хорошо знакомы детям;
- необходимо обеспечить разные по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно, результативность.
Но нужно учитывать, что не все занятия требуют введения физкультминутки как обязательного элемента. Например, на занятиях по музыкальному воспитанию нет необходимости включать физкультминутки, такие занятия, насыщены движениями, песнями, которые не дают детям уставать, а, наоборот, бодрят их, повышают эмоциональный настрой детей на работу.
Физкультминутка нужна на занятиях по обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, требующих большой усидчивости и внимания детей.
Таким образом, все двигательно-оздоровительные моменты направлены на развитие и укрепление психического и физического здоровья ребёнка.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
При этом в каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровье сберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.
Правильно организованные двигательно-оздоровительные моменты в ходе непосредственно организованной деятельности способствует умственному, физическому и психическому развитию ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация двигательно-оздоровительной работы в ходе режимных моментов
В движении заложены огромные возможности физического, творческого, художественного потенциала личности....
Консультация для воспитателей "Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе образовательной деятельности"
Консультация для воспитателей "Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе обрзовательной деятельности"...
««Организация двигательно - оздоровительных моментов в ходе ООД»
В материале подробно описывается применение различных здоровьесберегающих (двигательно-оздоровительных) моментов в ходе ООД. Это могут быть подвижные и хороводные игры, пальчиковые игры, физкуль...
Доклад "Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе НОД"
Доклад " Организация двигательно- оздоровительных моментов в ходе НОД"...
Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе НОД
Консультация для педагогов ДОУ...
Выступление на методическом обьединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе образовательной деятельности".
Обучение является составной частью целостного педагогического процесса, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности....
Организация двигательно – оздоровительных моментов в ходе занятий
Организация двигательно – оздоровительных моментов в ходе занятий...