"Народные забавы"
методическая разработка (старшая группа)
Методическая разработка "Народные забавы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 33.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 «Василек» Республика Коми город «Инта»
Методическая разработка
«Народные забавы»
Актуальность темы:
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей –обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.
Очень часто педагоги испытывают большие трудности в общении с родителями. Как сложно было достучаться до пап и мам, как нелегко объяснить им, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, ведь семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его физическое развитие.
Одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является развитие новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников. Прежде всего, необходимо ответить на важные вопросы: «Как заинтересовать родителей?» «Как сделать работу эффективной?» «Какие новые формы взаимодействия необходимо разработать?».
В решении этих вопросов возникло противоречие между педагогическими знаниями родителей, их участием в физическом развитии и воспитании ребенка и обновлением содержания дошкольного образования.
Это и позволило определить цель работы: разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка. Для реализации поставленной цели мы решили повышать компетентность родителей в вопросах сохранении и укреплении здоровья детей через инновационные формы сотрудничества с родителями, а именно русские народные подвижные игры. Ведь русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на физическое укрепление детей, воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства.
Проблема:
1. Как заинтересовать родителей в сотрудничестве по сохранению и укреплению здоровья детей.
Цель: Совершенствовать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, через инновационные формы сотрудничества с родителями.
Образовательные задачи:
1. Привлечь семьи воспитанников к участию в совместных мероприятиях, организуемых в детском саду (городе).
2. Создавать условия для включения родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр.
3. Закреплять и совершенствовать основные виды движений (ходьба, бег, метание, прыжки).
4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья через русские народные игры.
5. Продолжать знакомить детей с русскими народными играми.
Развивающие задачи:
1. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей (бег, метание, прыжки, ходьба по узкой дорожке).
2. Развивать умение выполнять правила в подвижных играх.
3. Способствовать появлению спортивных увлечений.
4. Развивать чувство ритма, внимание и ориентацию в пространстве.
5. Развивать и совершенствовать психофизические качества (силу, ловкость, выносливость, быстроту).
Воспитательные задачи:
1. Прививать интерес к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть.
3. Повышать компетентности родителей в вопросах физического воспитания.
Коррекционные задачи:
1. Совершенствовать функции формирующегося организма, развитие двигательных навыков, и пространственной координации.
2. Развивать умение ориентироваться в реальной действительности в соответствии со зрительными возможностями.
3. Развивать умение определять с помощью зрения расположение предметов относительно себя и пространственные отношения между собой и другими детьми.
Предварительная работа:
1. Выставка изобразительных работ родителей с детьми «В гостях у сказки».
2. Информационный материал для родителей «Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников», «Подвижные игры с художественным словом».
3. ООД «Мы живём в России».
4. Русские народные подвижные игры «Верёвочка», «Бабка Ёжка костяная ножка». «Перетяни верёвку», «Плетень», «Солнышко-вёдрышко», «Мосток», «Дедушка Мазай», «У медведя во бору», «Ловушка», «Гуси – лебеди», «Золотые ворота».
5. Вечера чтение русских народных сказок.
6. Работа с аудиокнигами.
7. Совместные подвижные игры с детьми и родителями.
8. Слушание детских русских народных песен.
9. Спортивный досуг «Народные забавы».
Ход:
1. Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!
Принимаем мы гостей со всех волостей!
2. Заходите, проходите,
На наше убранство поглядите!
3. Проходите, поспешайте!
Скорее место занимайте!
Сам не займешь – соседу достанется!
4. Гости дорогие, милости просим!
Позабавим, а денег не спросим!
5. Русская душа гостю рада!
Гость в дом – хозяину отрада!
Алёнушка: Чтобы дальше поиграть надо ручки, ножки нам размять.
Игра «Как у дяди Трифона».
Как у дяди Трифона (Дети водят хоровод)
Было семеро детей,
Было семеро детей,
Было семь сыновей.
Ничего они не пили, не ели, (Дети идут в другую сторону)
Друг на друга все глядели,
Разом делали вот так… (Дети повторяют движения, которые показывает ведущий)
Движения: притопы с махом руки над головой (два круга в одну и в другую сторону); руки на пояс, ножка вперёд; повороты, руки на поясе; похлопывание по стопе; прыжки; бег на месте.
Звучит песня «Песня грустной Бабы Яги», появляется грустная Баба Яга.
Баба Яга: Ой, где это я? Ой, незадача! Того гляди совсем заплачу.
Алёнушка: Не надо плакать бабушка, не надо плакать милая. Собрались мы здесь со всем честным народом поиграть в русские народные игры, может быть ты с нами.
Баба Яга: А что вы меня не боитесь? (НЕТ) А что такое «Поиграем» и с чем это «Поиграем» едят. Со сметаной?
Алёнушка: Поиграем – это значит, дружно повеселимся, побегаем, попрыгаем, свою удаль покажем.
Баба Яга: Очень хочу с вами поиграть.
Баба Яга: Запуталась я в какой то паутине, это мой друг паучишка, по всему дому её наплёл. Может вы, и с ней игру знаете?
Алёнушка: Конечно бабушка, да ещё, какую интересную. (Баба Яга даёт верёвку играющему) Возьми, красна девица, будь добра.
Алёнушка:
Эй, дружок, не робей.
Подходи поскорей,
Здесь не будем мы скучать,
Будем весело играть.
Игра «Мосток»
Дети образуют круг, в середине стоит паучок с веревкой и руке. Это — «паучок». Все поют:
Паучок паутинку
Зацепил за травинку,
А потом за листок:
Получился мосток.
С начала пения «паучок» один конец веревки отдает кому-либо из стоящих в круге, а другой — стоящему на против. По окончании пения дети, у которых в руках веревка, присаживаются на корточки, натягивая веревку.
Остальные дети со словами «По мосточку пойдем, в гости к солнышку придем» переходят по «мосту». Отмечаются те игроки, кто ни разу не оступился и не упал в «речку».
Алёнушка: Какие молодцы, никто ножки не оступился, никто ножки не промочил. Предлагаю поиграть в игру «Верёвочка»
Баба Яга: Можно я, можно я!!! Вот эту игру я знаю. Давайте дружно скажем слова:
Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лен высок,
Прыгайте как можно выше.
Можно прыгать выше крыши.
(Баба Яга берет веревку и ведёт ее под ногами играющих, остальные прыгают через веревку.)
Баба Яга: Какие ловкие, ох какие прыгучие!
Алёнушка: Хочешь Бабулечка Ягулечка, мы тебя самой весёлой русской народной забаве обучим.
Баба Яга: Хочу, хочу, хочу.
Метание снежков. (Метают дети, потом родителям предложить)
Алёнушка: Правой, левой ручкой конем, а кто в ёлку попадёт, сразу силу обретёт.
Баба Яга. Мамочки и папочки, отдохните, посидите на ваших деток поглядите (обращается к детям). Русские народные игры знаете, а русские народные сказки знаете? Вот я вам сейчас загадки загадаю.
(Загадки и зрительная гимнастика, надо найти глазами картины отгадки).
1. Удивительный народ! Вместе вышли в огород, Вот друг друга держат крепко, Потянули…Вот и… («Репка»)
2. По тропинке он катился, Своей удалью хвалился, Да попался на носок. Ам, и съеден… («Колобок»)
3. Разбойники белые! Вот беды наделали: В деревню прилетали и мальчика украли. Только смелая сестра всё равно его нашла. Помогли ей печка, Яблонька и речка. («Гуси-лебеди»)
4. Жизнь её не весела: На болоте век жила. Прилетела к ней стрела, Но Иванушка пришел, со стрелой её нашел. («Царевна-лягушка»).
5. Она его кормила кашей. Он ни капельки не съел, На болото улетел. Угощал её окрошкой, Не отведала ни крошки и ушла к себе в леса. Это сказка… («Журавель и лиса»)
6. Ах, ты Петя – простота,
Сплоховал немножко;
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Петушок – золотой гребешок)
Баба Яга: Какие умненькие, какие начитанные ребятишки, девчонки и мальчишки.
Алёнушка: (подзывает родителей)
Тай, тай, налетай,
Порезвись и поиграй!
Всех в игру мы приглашаем,
Никого не обижаем
А того кто не придёт,
Мигом кошка заберёт.
Алёнушка: У нас ещё одна игра для тебя есть «Солнышко-ведрышко».
Мы считалку знаем:
Раз, два, три, четыре -
Кошку грамоте учили,
Не писать, не читать,
А за мышками скакать.
Выбирают водящего — «солнце». Остальные встают в хоровод и поют:
Гори, солнце, ярче —
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна — милее.
На две первые строчки песенки играющие идут хороводом. На следующие две подходят ближе к «солнцу» и делают поклон. Затем «солнце» говорит: «Горячо» и догоняет детей. (Пойманные игроки идут к Алёнушке).
(оканчивается игра, со словами «Стоп игра»). Играют 2 раза.
Баба Яга: Уффф, забегали бабушку – старушку, отдышаться не могу.
Алёнушка: Давайте поможем Бабушке Яге отдышаться, правильно можно сказать «восстановить дыхание». (Дыхательная гимнастика). «Гуси летят».
Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в стороны. На выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука «гу-у-у». Повторить несколько раз.
Баба Яга (ходит бурчит под нос песенку и звучит запись песенки «Тень, тень потетень»)
Баба Яга: Чего это за плетень какая-то? Вы не знаете?
Алёнушка: (София) Плетень, это ограда, которая вокруг твой избушки стоит. Но мы ещё и игру такую знаем.
Игра «Плетень» (звучит тихая русская народная песня «Тень, тень, потетень)
Играющие стоят шеренгами, у четырех стен, взявшись за руки. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на своё место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги. После поклонов играющие расходятся по всему залу (ходьба не натыкаясь друг на друга по залу). Как музыка заканчивается все бегут на свои места и строятся шеренгами. Соответственно взявшись за руки. Выигрывает та шеренга, которая первая построится. (игра повторяется 2 раза).
Алёнушка: Какие вы все дружные. Быстрее и сообразительнее вас никого не видела.
Баба Яга: Как весело. Вот это добры молодцы, вот это красны девицы. Спасибо, что старушку уважили, повеселили. За то, что вы такие быстрые, ловкие, я вас тоже повеселю.
Музыкальная игра «Я лечу».
Баба Яга: Не хочется мне уходить, но надо спешить. Приду с Бабой Ёмой коми играм научите? Со своим котом играть побегу, а вам подарочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Грибы и ягоды: народная забава, еда или лекарство?"
Вряд ли вы над этим задумывались когда-либо, но грибы и ягоды, столь привычные в летний период, можно назвать самыми непонятными из продуктов питания. Вы все еще считаете, что ягоды – это сплошные вит...
Весенние народные забавы
Сценарий...
сценарий развлечения "Народные забавы"
сценарий развлечения "Народные забавы"...
Конспект по физической культуре сюжетного типа "Русские народные забавы" для подготовительной группы.
Цель: формирование у детей представления о русских забавах; приобщение детей к традициям русских народных игр.Задачи:1. формировать у детей представление о русских забава...
Сценарий праздника – соревнования «Русские народные забавы» (Финальные соревнования для родителей двух групп)
Цель: пропаганда здорового образа жизни. Определение сильнейшей команды.Задачи: - использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников;-способствовать психологиче...
Консультация для родителей "Грибы и ягоды: народная забава, еда или лекарство?"
Грибы и ягоды: народная забава, еда или лекарство? Вряд ли вы над этим задумывались когда-либо, но грибы и ягоды, столь привычные в летний период, можно назвать самыми непонятными из продуктов питания...
Сценарий русского народного праздника "Народные забавы" для детей дошкольного возраста
Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Народные забавы» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры. Предлагаемый сцена...