Проект «Ялгора» по развитию представлений дошкольников о достопримечательностях Карелии
проект (подготовительная группа)
Мы живем, учимся, отдыхаем в России, которая объединила в своей многонациональной семье традиции, обычаи, фольклор и быт разных народов. Проблема сохранения собственной идентичности, неповторимого и уникального облика родного края в современных условиях приобрела особую актуальность. Так важно, чтобы вопросы обеспечения привлекательности культурных достояний не лежали на плечах отдельных специалистов, а были бы неотъемлемой частью личной гражданской позиции каждого россиянина. Обращая во внимание важность своевременной работы по развитию представлений у подрастающего поколения о достопримечательностях Карелии, нами был разработан и успешно реализован проект «Ялгора».
Тема актуальна не только в этом. Принимая во внимание приоритетные виды детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская), мы предусмотрели их реализацию в нашем мероприятии. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, который строится на взаимодействии ребенка с взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Источником, питающим сюжетно-ролевую игру детей, является окружающий их мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Главной особенностью сюжетно-ролевой игры считается наличие в ней воображаемой ситуации, которая в свою очередь складывается из сюжета и ролей. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (дети договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.) в то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например: мамы и дочки, врача и пациента, т. д.).
Таким образом, педагогическая целесообразность этой сюжетно –ролевой игры заключается ещё и в создании условий для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также предоставления возможности каждому воспитаннику проявить индивидуальность.
Цель проекта: приобретение детьми в процессе сюжетно-ролевой игры социального опыта и первоначальных представлений об отличительных особенностях деятельности людей, вовлеченных в развитие карельской достопримечательности - горно-лыжного парка «Ялгора».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Ялгора»
по развитию представлений дошкольников
о достопримечательностях Карелии
Пояснительная записка.
Мы живем, учимся, отдыхаем в России, которая объединила в своей многонациональной семье традиции, обычаи, фольклор и быт разных народов. Проблема сохранения собственной идентичности, неповторимого и уникального облика родного края в современных условиях приобрела особую актуальность. Так важно, чтобы вопросы обеспечения привлекательности культурных достояний не лежали на плечах отдельных специалистов, а были бы неотъемлемой частью личной гражданской позиции каждого россиянина. Обращая во внимание важность своевременной работы по развитию представлений у подрастающего поколения о достопримечательностях Карелии, нами был разработан и успешно реализован проект «Ялгора».
Тема актуальна не только в этом. Принимая во внимание приоритетные виды детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская), мы предусмотрели их реализацию в нашем мероприятии. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, который строится на взаимодействии ребенка с взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Источником, питающим сюжетно-ролевую игру детей, является окружающий их мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Главной особенностью сюжетно-ролевой игры считается наличие в ней воображаемой ситуации, которая в свою очередь складывается из сюжета и ролей. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (дети договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.) в то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например: мамы и дочки, врача и пациента, т. д.).
Таким образом, педагогическая целесообразность этой сюжетно –ролевой игры заключается ещё и в создании условий для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также предоставления возможности каждому воспитаннику проявить индивидуальность.
Цель проекта: приобретение детьми в процессе сюжетно-ролевой игры социального опыта и первоначальных представлений об отличительных особенностях деятельности людей, вовлеченных в развитие карельской достопримечательности - горно-лыжного парка «Ялгора».
Задачи:
- стимулировать двигательную активность детей на свежем воздухе;
- прививать интерес к местным достопримечательностям;
-познакомить детей с трудом взрослых, вовлеченных в развитие карельской достопримечательности - горно-лыжного парка «Ялгора».
Целевая аудитория: Дети 5-6 лет (25 воспитанников), родители детей.
Авторы: Старший воспитатель Орехова Анна Александровна; воспитатели Скалацкая Марина Сергеевна и Часовенная Оксана Александровна,
Тип проекта: педагогический, ролево-игровой.
Продолжительность проекта: 2 месяца – январь, февраль.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Условия реализации: Данная образовательная деятельность относится к социально-коммуникативному направлению развития и реализуется по средствам интеграции образовательных областей: речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие, а также детских видов деятельности (игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы). Проект «Ялгора» реализуется в несколько этапов с участием детей и родителей через ряд мероприятий, в том числе финальной организованной образовательной деятельностью – сюжетно-ролевую игру с одноименным названием.
Предполагаемый итог реализации проекта:
1. Обогащение знаний и проявление интереса детей о местных достопримечательностях, об истории олимпийских игр, зимних видах спорта, зимних играх.
2. Освоение детьми главных правил безопасности жизнедеятельности.
План проекта.
Проект сюжетно-ролевой игры «Ялгора» реализуется в несколько этапов:
Этап – подготовительный.
На этом этапе нами была проведена следующая работа с родителями и детьми старшей группы:
1.1.Беседа с детьми: «Зимние виды спорта». Рассматривание иллюстраций с изображением спортсменов зимних видов спорта.
Цель: Выявить имеющиеся знания у детей о зимних видах спорта, зимних спортивных играх, об их пользе для здоровья (выход детей на проблему).
1.2.Чтение художественной литературы: А.Прокофьев «Как на горке, на горе», С.Чёрный «Мчусь, как ветер на коньках», А.Введенский «Вся земля в снегу», Н.Нищева «Мы бежим с тобой на лыжах», Е,Бухтеева «Я лечу на снегокате», И.Морева «Зарядка и простуда», Е.Бухтеева «Пойдём играть в хоккей», Н.Носов «На горке».
1.3. Рассказ воспитателя на тему «Зимние Олимпийские игры».
Цель: Формировать у детей представления об Олимпийских играх, как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей.
1.4.Беседа с детьми на тему «Безопасность на прогулке зимой».
Цель: Повторить вместе с детьми правила поведения на прогулке зимой, выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.
1.5. Пополнение центра развивающих игр новой дидактической игрой «Зимние виды спорта».
1.6. Создание предметно-развивающей среды и совместное с родителями изготовление атрибутов, необходимых для сюжетно-ролевой игры: табличка с изображением названия «Ялгора», аптечка и медицинский халат, флажки, табличка «Скорая помощь».
1.7.Размещение в родительском уголке и на страничке в закрытой группе «В Контакте» информационно - иллюстративного материала по теме: Сюжетно – ролевая игра «Ялгора».
1.8. Размещение рекомендаций родителям о «Маршруте выходного дня» с посещением горнолыжного центра «Ялгора».
1.9. Беседа с детьми по полученным впечатлениям от поездки с родителями на горнолыжный центр «Ялгора».
Этап – основной проходил на участке детского сада во время дневной прогулки.
Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своему желанию выбирали роль и партнеров по игре, сами устанавливали игровые правила, следили за их выполнением. Воспитатели регулировали взаимоотношения под контролем воспитателей.
На этом этапе в течение нескольких дней мы проигрывали с детьми игровые ситуации и диалоги разных фрагментов сюжетно-ролевой игры «Ялгора»:
- «Приезд отдыхающих (детей) в горнолыжный центр». Дети приехали на автобусе в горнолыжный центр. Их встретил администратор, познакомил с расположением активной зоны отдыха (каток, гора), кафе, пункта медицинской помощи (травпункт), пунктом проката (лыжи, снегокат, коньки, ледянки). Дети по желанию разбились на небольшие подгруппы. Одна подгруппа детей отправилась кататься с горки, другая подгруппа детей отправилась на спортивный участок кататься на лыжах.
- «Пункт проката». Отдыхающие подходят к пункту проката и по личным предпочтениям берут на прокат инвентарь (лыжи, снегоход, ледянки или коньки). Администратор пункта проката «заполняет» квитанцию, выдает посетителям инвентарь, квитанцию, получает деньги. Отдыхающие могут сдавать инвентарь и получать другой.
-«Оказание медицинской помощи». На горке упал один из отдыхающих. Спасатели (инструктор) наблюдал за отдыхающими и первым подошел к пострадавшему. По звонку на мобильный телефон приехал доктор, обследовал пострадавшего, оказал ему первую медицинскую помощь. Спасатель и доктор помогли пострадавшему доехать до травпункта. Доктор продолжил лечение пострадавшего в медпункте.
- «В кафе». Повара и кондитеры готовятся встретить посетителей кафе. Готовят выпечку, салаты, горячий чай и кофе. После катания посетители (дети) отправились в кафе. Там они вступают в ролевой диалог с кассиром.
- «Горнолыжный центр». Посетители (отдыхающие) с использованием спортивного инвентаря и оборудования под наблюдением инструктора - спасателя катаются с горы на снегоходе, ледянках, на ровной площадке - на лыжах и коньках.
3. этап – заключительный.
Организация и проведение во время дневной прогулки на участке детского сада сюжетно-ролевой игры «Ялгора».
Роли: администратор и посетители (отдыхающие) горнолыжного центра «Ялгора», инструктор-спасатель, доктор, администратор пункта проката спортивного инвентаря, кассир, пекарь-кондитер кафе, водитель автобуса и «Скорой помощи».
Итоги реализации проекта:
1. Обогащение знаний детей о местных достопримечательностях, об истории олимпийских игр и зимних видах спорта.
2. Проявление интереса к игре и спорту в детском саду.
3. Освоение детьми главных правил безопасности жизнедеятельности
4. Пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией.
5. Привлечение родителей в образовательный процесс.
Выводы, которые сделали дети, на этапе завершения проекта:
- хороший и безопасный отдых на лыжах возможен там, где очень много людей заняты его благоустройством;
- есть отличия от организованного отдыха в парке и самостоятельной прогулкой на лыжах по самостоятельно проложенной лыжной тропе в зимнем лесу;
- спуск на лыжах с горы отличается от ходьбы на лыжах по горизонтальной поверхности.
- спуск с горы с высоты птичьего полета позволяет любоваться красотой просторов Заозерья.
Список литературы:
1. Вохринцева С. В. «Физическое развитие детей. Дидактический материал. Зимние виды спорта» - Страна Фантазий, 2012 г.
2 . Кучма И.И. «Олимпийские игры в детском саду», ИТД «Корифей», 2011г.
Список детской художественной литературы:
- Введенский А. «Вся земля в снегу»;
-Бухтеева Е. «Я лечу на снегокате», «Пойдём играть в хоккей»;
- Морева И. «Зарядка и простуда»;
-Нищева Н. «Мы бежим с тобой на лыжах»;
- Носов Н. «На горке»;
- Прокофьев А.«Как на горке, на горе»;
- Чёрный С. «Мчусь, как ветер на коньках».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений о достопримечательностях родного
Формирование представлений о достопримечательностях родного города у детей 4-5 лет посредством продуктивной деятельности...
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет техно...
Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет техно...
Представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие представлений об истории цивилизации и культуре древней мордвы у старших дошкольников в процессе использования метода проектов»
Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют к людям высокие требования. Люди хотят знать о мире, истории цивилизации все больше, понимать языки, ориентироваться в исто...
Проект педагогической технологии развития представлений детей о садово-парковом ансамбле Петергофа
Система методик ознакомления дошкольников с садово-парковым ансамблем Петергофа....
НОД Познавательное развитие "Экскурсия в Малые Карелы"
Дети знакомятся с традициями и бытом родного края через виртуальную экскурсию....
Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Карелия – мой край родной»
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из...