Проект «Ялгора» по развитию представлений дошкольников о достопримечательностях Карелии
проект (подготовительная группа)

Орехова Анна Александровна

     Мы живем, учимся, отдыхаем  в  России, которая объединила в своей многонациональной семье традиции, обычаи, фольклор и  быт разных народов. Проблема сохранения собственной идентичности, неповторимого и уникального  облика родного края в современных  условиях приобрела особую актуальность. Так важно, чтобы вопросы  обеспечения привлекательности  культурных достояний не лежали на плечах отдельных специалистов, а были бы неотъемлемой частью  личной гражданской позиции каждого россиянина. Обращая во внимание важность своевременной работы по  развитию представлений  у подрастающего поколения о достопримечательностях Карелии, нами был разработан и успешно реализован проект «Ялгора».

      Тема актуальна не только в этом. Принимая во внимание приоритетные виды детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская), мы предусмотрели их реализацию в нашем мероприятии. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

        Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, который строится на взаимодействии ребенка с взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Источником, питающим сюжетно-ролевую игру детей, является окружающий их мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Главной особенностью сюжетно-ролевой игры считается наличие в ней воображаемой ситуации, которая в свою очередь складывается из сюжета и ролей. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (дети договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.) в то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например: мамы и дочки, врача и пациента, т. д.).

       Таким образом, педагогическая целесообразность этой сюжетно –ролевой игры заключается ещё и  в создании условий для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также предоставления возможности каждому воспитаннику проявить индивидуальность.

Цель проекта: приобретение детьми в процессе сюжетно-ролевой игры  социального опыта и первоначальных представлений об отличительных особенностях деятельности людей, вовлеченных в развитие  карельской  достопримечательности - горно-лыжного  парка «Ялгора».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Ялгора» 

по развитию представлений дошкольников

о достопримечательностях Карелии

Пояснительная записка.

     Мы живем, учимся, отдыхаем  в  России, которая объединила в своей многонациональной семье традиции, обычаи, фольклор и  быт разных народов. Проблема сохранения собственной идентичности, неповторимого и уникального  облика родного края в современных  условиях приобрела особую актуальность. Так важно, чтобы вопросы  обеспечения привлекательности  культурных достояний не лежали на плечах отдельных специалистов, а были бы неотъемлемой частью  личной гражданской позиции каждого россиянина. Обращая во внимание важность своевременной работы по  развитию представлений  у подрастающего поколения о достопримечательностях Карелии, нами был разработан и успешно реализован проект «Ялгора».

      Тема актуальна не только в этом. Принимая во внимание приоритетные виды детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская), мы предусмотрели их реализацию в нашем мероприятии. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

        Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, который строится на взаимодействии ребенка с взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Источником, питающим сюжетно-ролевую игру детей, является окружающий их мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Главной особенностью сюжетно-ролевой игры считается наличие в ней воображаемой ситуации, которая в свою очередь складывается из сюжета и ролей. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (дети договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.) в то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например: мамы и дочки, врача и пациента, т. д.).

       Таким образом, педагогическая целесообразность этой сюжетно –ролевой игры заключается ещё и  в создании условий для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также предоставления возможности каждому воспитаннику проявить индивидуальность.

Цель проекта: приобретение детьми в процессе сюжетно-ролевой игры  социального опыта и первоначальных представлений об отличительных особенностях деятельности людей, вовлеченных в развитие  карельской  достопримечательности - горно-лыжного  парка «Ялгора».

Задачи:

- стимулировать двигательную активность детей на свежем воздухе;

- прививать интерес к местным достопримечательностям;

-познакомить детей с трудом взрослых, вовлеченных в развитие  карельской  достопримечательности - горно-лыжного  парка «Ялгора».

 Целевая аудитория: Дети 5-6 лет (25 воспитанников), родители детей.

Авторы: Старший воспитатель Орехова Анна Александровна; воспитатели Скалацкая Марина Сергеевна  и Часовенная Оксана Александровна,

Тип проекта: педагогический,  ролево-игровой.

Продолжительность проекта: 2 месяца – январь, февраль.

Образовательные области:  социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Условия реализации: Данная образовательная деятельность относится к социально-коммуникативному  направлению развития и реализуется по средствам  интеграции образовательных областей: речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие, а также детских  видов  деятельности (игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы). Проект «Ялгора»  реализуется в несколько этапов с участием детей и родителей через ряд мероприятий, в том числе финальной  организованной образовательной деятельностью – сюжетно-ролевую игру с одноименным названием.

Предполагаемый итог реализации проекта:

1. Обогащение знаний и проявление интереса детей о местных достопримечательностях, об истории олимпийских игр, зимних видах спорта, зимних играх.

2. Освоение детьми главных правил безопасности жизнедеятельности.

План  проекта.

Проект сюжетно-ролевой игры «Ялгора» реализуется в несколько этапов:

Этап – подготовительный.

На этом этапе нами была проведена следующая работа с родителями и детьми старшей группы:

 1.1.Беседа с детьми: «Зимние виды спорта». Рассматривание иллюстраций с изображением спортсменов зимних видов спорта. 

Цель: Выявить имеющиеся знания у детей о зимних видах спорта, зимних спортивных играх, об их пользе для здоровья (выход детей на проблему).

1.2.Чтение художественной литературы: А.Прокофьев «Как на горке, на горе», С.Чёрный «Мчусь, как ветер на коньках», А.Введенский «Вся земля в снегу», Н.Нищева «Мы бежим с тобой на лыжах», Е,Бухтеева «Я лечу на снегокате», И.Морева «Зарядка и простуда», Е.Бухтеева «Пойдём играть в хоккей», Н.Носов «На горке».

1.3. Рассказ воспитателя на тему «Зимние Олимпийские игры».

Цель: Формировать у детей представления об Олимпийских играх, как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей.

1.4.Беседа с детьми на тему «Безопасность на прогулке зимой».

Цель: Повторить вместе с детьми правила поведения на прогулке зимой, выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.

1.5. Пополнение центра развивающих игр новой дидактической игрой «Зимние виды спорта».

1.6. Создание предметно-развивающей среды и совместное с родителями изготовление атрибутов, необходимых для сюжетно-ролевой игры: табличка с изображением названия «Ялгора», аптечка и медицинский халат, флажки, табличка «Скорая помощь».

1.7.Размещение в родительском  уголке и на страничке  в закрытой группе «В Контакте»  информационно - иллюстративного материала по теме:  Сюжетно – ролевая игра «Ялгора».

1.8. Размещение рекомендаций родителям о «Маршруте выходного дня» с посещением  горнолыжного центра «Ялгора».

1.9. Беседа с детьми по полученным впечатлениям от поездки с родителями на горнолыжный  центр «Ялгора».

Этап – основной проходил на участке детского сада во время дневной прогулки.

Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своему желанию выбирали  роль и партнеров по игре, сами устанавливали игровые правила, следили за их выполнением. Воспитатели регулировали  взаимоотношения под контролем воспитателей.

На этом этапе в течение нескольких дней мы  проигрывали с детьми игровые ситуации и диалоги разных фрагментов  сюжетно-ролевой игры «Ялгора»:

- «Приезд отдыхающих (детей)  в горнолыжный центр». Дети приехали на автобусе в горнолыжный центр. Их встретил администратор, познакомил  с расположением  активной зоны отдыха (каток, гора), кафе, пункта медицинской помощи (травпункт),  пунктом проката (лыжи,  снегокат, коньки, ледянки). Дети по желанию разбились на небольшие подгруппы. Одна подгруппа детей отправилась кататься с горки, другая подгруппа детей отправилась на спортивный участок кататься на лыжах.

- «Пункт проката». Отдыхающие подходят к пункту проката и по личным предпочтениям берут на  прокат  инвентарь (лыжи, снегоход, ледянки или коньки). Администратор пункта проката «заполняет» квитанцию, выдает посетителям инвентарь, квитанцию, получает деньги.  Отдыхающие могут сдавать инвентарь и получать другой.

 -«Оказание медицинской помощи». На горке упал один из отдыхающих.  Спасатели  (инструктор) наблюдал за отдыхающими и первым подошел к пострадавшему. По звонку на мобильный телефон приехал доктор, обследовал пострадавшего,  оказал ему первую медицинскую помощь. Спасатель и доктор  помогли пострадавшему доехать до травпункта. Доктор продолжил лечение пострадавшего в медпункте.  

 -  «В кафе». Повара и кондитеры готовятся  встретить посетителей кафе. Готовят выпечку, салаты, горячий чай и кофе. После  катания  посетители  (дети) отправились в кафе. Там они вступают в ролевой диалог с кассиром.

- «Горнолыжный центр». Посетители (отдыхающие) с использованием спортивного инвентаря и оборудования  под наблюдением инструктора - спасателя катаются с горы на снегоходе, ледянках, на ровной  площадке - на лыжах и коньках.

3. этап – заключительный.

Организация и проведение во время дневной прогулки на участке детского сада  сюжетно-ролевой  игры «Ялгора».

Роли: администратор  и посетители (отдыхающие) горнолыжного центра «Ялгора», инструктор-спасатель, доктор, администратор пункта проката спортивного инвентаря, кассир, пекарь-кондитер кафе, водитель автобуса и «Скорой помощи».

Итоги реализации проекта:

 1. Обогащение знаний детей о местных достопримечательностях, об истории олимпийских игр и зимних видах спорта.

2. Проявление интереса к игре и спорту в детском саду.

3. Освоение детьми главных правил безопасности жизнедеятельности

4. Пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией.

5. Привлечение родителей в образовательный процесс.

Выводы, которые сделали дети, на этапе завершения проекта:

- хороший и безопасный  отдых на лыжах возможен там, где очень много людей   заняты его благоустройством;

- есть отличия от организованного отдыха в парке и самостоятельной прогулкой на лыжах по  самостоятельно проложенной  лыжной тропе в зимнем лесу;

- спуск  на лыжах с горы отличается от  ходьбы на лыжах по  горизонтальной поверхности.

- спуск  с горы с высоты птичьего  полета позволяет любоваться красотой просторов Заозерья.  

Список литературы:

1. Вохринцева С. В. «Физическое развитие детей. Дидактический материал. Зимние виды спорта» - Страна Фантазий, 2012 г.

2 . Кучма И.И. «Олимпийские игры в детском саду», ИТД «Корифей», 2011г.

Список детской художественной литературы:

- Введенский А. «Вся земля в снегу»;

-Бухтеева Е. «Я лечу на снегокате», «Пойдём играть в хоккей»;

- Морева И. «Зарядка и простуда»;

-Нищева Н. «Мы бежим с тобой на лыжах»;

- Носов  Н. «На горке»;

- Прокофьев А.«Как на горке, на горе»;

- Чёрный С. «Мчусь, как ветер на коньках».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о достопримечательностях родного

Формирование представлений о достопримечательностях родного города у детей 4-5 лет посредством продуктивной деятельности...

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие представлений об истории цивилизации и культуре древней мордвы у старших дошкольников в процессе использования метода проектов»

Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют к людям высокие требования. Люди хотят знать о мире, истории цивилизации все больше, понимать языки, ориентироваться в исто...

Проект педагогической технологии развития представлений детей о садово-парковом ансамбле Петергофа

Система методик ознакомления дошкольников с садово-парковым ансамблем Петергофа....

НОД Познавательное развитие "Экскурсия в Малые Карелы"

Дети знакомятся с традициями и бытом родного края через виртуальную экскурсию....

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Карелия – мой край родной»

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из...