Картотека пальчиковых игр
картотека (старшая группа)
Данная картотека включает в себя подборку пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам. материал взят из сети Интернет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_pechat_kartoteka.docx | 169.13 КБ |
Картотека физминуток для старшего дошкольного возраста | 57.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Наша группа
Детский сад, детский сад, Он всегда ребятам рад. (хлопки на каждое слово) Буду в садике играть (показ жеста «ку-ку» - спрятаться) И конструктор собирать, (пальцы кистей соприкасаются) И игрушки за собой убирать. (руки движутся вправо-влево) Буду бойко танцевать (приседание) И лепить, и рисовать, (имитировать лепку, рисование) Буду песни каждый день напевать. (руки сложить «замком» перед собой)
Девочки и мальчики прыгают, как мячики (после слов выполняют прыжки под музыку), Ручками хлопают (хлопки три раза), Ножками топают (топают три раза), Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз), После отдыхают (приседают, руки свободные). | Семья
Кто живет у нас в квартире? Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.) Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.) Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.) Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.) Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.) Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.) Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.) Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)
Осенью, весною, (Дети выполняют соответствующие движения.) | Золотая осень
Мы листики осенние, На ветках мы сидим. (присесть) Дунул ветер - полетели, Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) И на землю тихо сели. (присесть) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (легкий бег по кругу) Закружились, полетели И на землю тихо сели. (присесть)
По утрам морозы. (дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх,) | |
Жизнь людей в деревне. Урожай
Мы стоим на огороде, Удивляемся природе. (потягивания—руки в стороны.) Вот салат, а здесь укроп. Там морковь у нас растёт. (правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.) Поработаем с тобой, Сорнякам объявим бой — С корнем будем выдирать Да пониже приседать. (приседания.) У забора всем на диво Пышно разрослась крапива. (потягивания — руки в стороны.) Мы её не будем трогать — Обожглись уже немного. (потягивания — руки вперёд.) Все полили мы из лейки И садимся на скамейки. (дети садятся.)
Огород у нас в порядке – Мы весной вскопали грядки. (движения по тексту) Мы пололи огород, Поливали огород. В ленках маленьких не густо Рассадили мы капусту. («сажают») Лето все она толстела, (показывают руками круг перед собой) Разрасталась вширь и ввысь. (руки через стороны вверх) А теперь ей тесно белой, (руки разведены в стороны) Говорит – посторонись! (отталкивающие движения руками) Лес в жизни человека и животных
Вот под елочкой зеленой (Встали.) Скачут весело вороны: (Прыгаем.) Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.) Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.) Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.) Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.) Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.) И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.) Кар-кар-кар! (Тихо.)
Времена года. Календарь
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.) С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.) Подойдет ко мне мороз, (Присели.) Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.) Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.) Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
Новогодние праздники
Здравствуй, Дедушка Мороз! Он из леса мимоходом (идут по кругу) Елку нам уже принес. На верхушке выше веток (поднимают руки вверх) Загорелась, как всегда, (опускают руки) Самым ярким, жарким светом (поднимают руки и скрещивают их над головой) Пятикрылая звезда.
Наряжали звери елку, (изображают по выбору животных) Помогал зайчонок волку. (делают движения, словно наряжают елку) Белочка и ежик Потрудились тоже. К елочке несли корзины, (идут по кругу) В них грибочки да рябина, Яблочки на диво. (показывают «подарки») Будет ель красива. Путешествие на Север
Идут себе вразвалочку, Ступают вперевалочку Пингвин-папа, Пингвин-мама И сынишка пингвинишка В черном фраке и манишке. (имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)
По ледяной пустыне Медведица идет (идут по кругу вперевалочку, медленно) За нею медвежата Торопятся вперед (убыстряют шаг) Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками) Повсюду снег и лед (повороты с вытянутой рукой вправо-влево) По полыни холодной За нерпой морж плывет (идут, делают гребки руками) Бегут, спешат олени, Им виден путь едва (руки скрестили над головой – «рога», бегут, высоко поднимая колени) Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны) Полярная сова. Кто в море живёт
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.) Про самых любимых
Чей сегодня день рожденья? (пожимают плечами) Для кого пекут пирог? Для кого расцвел весенний, (руки над головой, изображают цветок) Первый мартовский цветок? Для кого, для кого? (руки на поясе) Догадайтесь сами. И пирог, и цветок (руки перед собой) Мы подарим маме. («дарят» воображаемой маме)
Мама дочь свою качает, (дети качают воображаемую куклу) Плачет доченька: «Уа». (прижимают руки к щекам и качают головой) Ручки хочет поднимать (поднимают руки вверх) И совсем не хочет спать. (руки под щеку и отрицательно качают головой) Молочка мы ей согреем (мешают ложкой в воображаемой кастрюле) И в бутылочку нальем, (переливают воображаемое молоко) Покачаем понежнее (качают ) И в кроватку отнесем. (наклоняются и опускают руки) Весна. Прилёт птиц
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
День космонавтики
В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. (Потягивания — руки вверх.) А внизу леса, поля — Расстилается земля. (Низкий наклон вперёд, руки разводятся в стороны.)
А сейчас мы с вами, дети, (Дети маршируют) Улетаем на ракете. На носки поднимись, (Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их) А потом руки вниз. (Опускаются руки) Раз, два, три, потянись. (Тянутся) Вот летит ракета ввысь! (Бегут по кругу). Москва – столица России
Столица нашей Родины – Москва (руки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки) Ехать очень долго – дня два. (поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх) С высокой, главной башней, (подняться на носки, поднять) С курантами на ней (руки вверх, потянуться) И с площадью огромной, (развести руки в стороны на уровне груди) С названием скромным, (руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд) Зовётся она Красной И смотрится прекрасно. Музеев там не перечесть, (согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук) Театры, памятники есть. (загнуть левой рукой два пальца правой руки) Поедим в гости мы к друзьям, (руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки) Чтоб рассказать об этом вам. (согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх) Правила дорожного движения
Постовой стоит уперто (Дети ходят на месте).
Воспитатель демонстрирует детям разные цвета светофора. | Жизнь людей в деревне. Ферма
Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте) Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны) Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту) Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)
Мы на ферме побывали (дети идут по кругу, держатся за руки) Кто во что одет. Одежда человека
Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте) У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой) Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз) И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой) Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны) Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз) Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы) В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз) Сарафан, костюм, жилет – (поочерёдно загибают пальцы) Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)
Туфельки нарядные, (правая нога вперед на носок) Туфельки парадные, (левая нога вперед на носок) Лаковые, с ремешком, (правая нога вперед на пятку) И подошва с каблучком. (левая нога вперед на пятку) Туфли Маше в самый раз (руки на поясе, «пляшут») Можно выходить на пляс. Новогодние праздники. Ёлка напряжается
Наша ёлка велика (круговое движение руками), Наша ёлка высока (встать на носочки), Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки), Достаёт до потолка (потянуться). Будем весело плясать. Эх, эх, эх! Будем песни распевать. Ля-ля-ля! Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!
Ждут красавицу колючую (рисуют руками елочку) В каждом доме в декабре. («дом») На ветвях зажгут фонарики, («фонарики») Искры брызнут в серебре. (руки над головой, пальцы оттопырены) Сразу станет в доме празднично, (берутся за руки, становятся в хоровод) Закружится хоровод. Дед Мороз спешит с подарками – Наступает Новый год! (идут с воображаемым мешком) Зимние игры и развлечения
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков) По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени) И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях) На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях) И снегурку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения) Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Давай, дружок, смелей, дружок, (Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком) Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, («Рисуют» руками большой круг) И станет ком снеговиком. («Рисуют» снеговика из трех комков) Его улыбка так светла! (Широко улыбаются) Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу) Но солнце припечет слегка — (Медленно приседают) Увы! — и нет снеговика. (Разводят руками, пожимают плечами) Уральские сказы 1. «Горные хребты» Дети выполняют движения руками: Складывают руки над головой домиком Сгибают руки в локтях (показывают мышцы) Складывают кисти рук в замок, на голову Руки над головой домиком Указательный палец к губам Делают движения руками над головой из стороны в сторону Движение рук по направлению сверху вниз Имитация поднятия по канату вверх Складывают руки над головой домиком Горы, выстроившись в рад, Как богатыри стоят. На них шлемы ледяные, Горя мощные, седые, Тайну вечности хранят. Ветры шквальные лютуют. Сходят снежные лавины, Все же смельчаки штурмуют Неприступные вершины! Про храбрых и отважных
Наклонитесь все вперед, А потом наоборот. Влево, вправо наклонитесь, Наклоняйтесь, не ленитесь! На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Руки ты прижми к груди, Да смотри, не упади! Руки вверх, руки в бок, И на месте- скок, скок, скок! Носом вдох, а выдох ртом. Дышим глубже, а потом… Марш на место не спеша. 2«На параде» Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом, Левой — раз, левой — раз, Посмотрите все на нас. Все захлопали в ладошки — Дружно, веселей! Застучали наши ножки Громче и быстрей! (Ходьба на месте.) Камни и их свойства
Стоит гора – старушка- До небес макушка, (Дети поднимаются на носки.) Ее ветер обдувает, (Обмахивают себя кистями рук.) Ее дождик поливает. (Встряхивают кистями рук.) Стоит гора, страдает (Прикладывают ладошки к щекам.) Камешки теряет. (Качают головой.) И каждый день, и каждую ночь (Дети разбегаются и присаживаются.) Катятся, катятся камешки прочь. (На корточки возле столов.)
Дети выполняют движения руками: Складывают руки над головой домиком Сгибают руки в локтях (показывают мышцы) Складывают кисти рук в замок, на голову Руки над головой домиком Указательный палец к губам Делают движения руками над головой из стороны в сторону Движение рук по направлению сверху вниз Имитация поднятия по канату вверх Складывают руки над головой домиком Горы, выстроившись в рад, Как богатыри стоят. На них шлемы ледяные, Горя мощные, седые, Тайну вечности хранят. Ветры шквальные лютуют. Сходят снежные лавины, Все же смельчаки штурмуют Неприступные вершины! Спорт. История ОИ
Вновь у нас физкультминутка,
Каждый день по утрам делаем зарядку. Очень нравится нам делать по порядку: Весело шагать, весело шагать. Руки поднимать, руки опускать. Руки поднимать, руки опускать. Приседать и вставать. приседать и вставать. Прыгать и скакать, прыгать и скакать. Вода
От зеленого причала (Шаг вперед, руки опущены) Оттолкнулся теплоход. Раз, два - (Два шага назад) Он назад шагнул сначала. А потом шагнул вперед (Два шага вперед) Раз, два - И поплыл, поплыл по речке, (Руки вытянуты вперед и сомкнуты – Набирая полный ход. это нос теплохода; движения по кругу мелкими шажками). Мы живём на Урале
Реки глубокие, Степи широкие, Леса большие, А мы - ребята вот такие! (Имитируют руками, показывая размер)
Люблю по городу шагать, (шагают по кругу) Жизнь людей в городе
Мы по городу шагаем, Много видим, называем: (шагают на месте) Светофоры и машины, (поворот головы влево) Ярмарки и магазины, (поворот головы вправо) Скверы, улицы, мосты, И деревья, и кусты. (потянулись и присели)
Едем, едем на машине (имитируют движения рулем) Нажимаем на педаль (ногу сгибают, вытягивают) Газ включаем, выключаем (воображаемый рычаг к себе, от себя) Смотрим пристально мы вдаль (приставляют ладонь ко лбу) Дворники счищают капли (руки в локтях сгибают перед собой) Вправо, влево. Чистота! (наклоняют руки влево, вправо) Волосы ерошит ветер (над головой шевелят пальцами) Мы – шоферы хоть куда! (поднимают вверх большой палец руки) | Весёлая ярмарка. Хохлома
Хлопают в ладошки (Хлопок в ладоши перед собой) Дружные матрешки. (Повторить хлопки еще раз.) На ногах сапожки, (Правую ногу вперед на пятку, левую ногу) Топают матрешки. (Вперед на пятку, руки на пояс, затем в И.П.) Влево, вправо наклонись, (Наклоны вправо – влево). Всем знакомым поклонись. (Наклон головы вперед с поворотом туловища) Девчонки озорные, (Наклоны головы вправо-влево) Матрешки расписные. (Наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула) В сарафанах наших пестрых (Повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз) Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, (Хлопок в ладоши перед собой) Веселые матрешки. (Хлопок по парте, повторить еще раз)
Вот помощники мои, Кто во что одет. Животные
Вот свернулся ёж в клубок
Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки, вверх, Шевелитесь, пальчики, – Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Волк озирается кругом, И мы головки повернем. Теперь садимся тише, тише – Притихнем, словно в норках мыши. Новогодние праздники. Дед Мороз и Санта-Клаус
К нам пришёл Дед Мороз. (Делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость.)
Ой, Мороз Красный нос, Колядки
На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам ) Путешествие на Юг
(дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении) Мы - веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем , Гримасы все состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три!
Мама-слониха топает тихо (шагают тихо), А слоненок Ромка топает громко (шагают, высоко поднимая колени). Топает, пляшет (пляшут вприсядку), Хоботочком машет (машут рукой). Посуда
(ходьба на месте) Не хозяйка, а умора, (руку согнуть в локте, провести тыльной стороной ладони по лбу) Выпачкала всю посуду, (поочерёдно потереть ладонь о ладонь) А потом кричит: «Не буду!». (руки согнуты в локтях, ладони вверх, повороты головы вправо- влево) Кофейник, чайник и стакан, (наклоны головы в стороны) Давно не видывали кран, (наклоны головы вперёд) Сахарница, блюдце, вилка, (наклоны головы в стороны) Ковш, молочник и бутылка, (наклоны головы вперёд) Бокал, маслёнка, самовар, Как будто приняли загар. («вытирают» лицо ладонями в стороны) Блюдо, перечница, солонка (наклоны головы в стороны) Плачут в углу тихонько. («собирают слёзы» в ладошку) Скорей бежим к водице, (бег на месте) Чтобы попить, умыться. («вытирают» лицо ладонями вверх – вниз) Здравствуй, солнышко! Весна
Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки) Два – капель, (согнуть безымянный палец) Три – сосульки тают. (согнуть средний палец) Март прошел, идет апрель, (согнуть указательный палец) Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица»)
Медведь весной проснулся (далее движения по тексту), Потянулся, улыбнулся, Повертелся, огляделся, Почесался, причесался. Наклонился, Водой из ручья умылся (тянутся вверх на носках, руки в стороны. Далее движения по тексту). Нарядился И пошел по лесу Куролесить. Берегись, лесной народ, Зверь голодный идет! (ходьба по-медвежьи.) Пожарная безопасность
Вот пожарная машина. (Дети бегу по кругу, руки в стороны.) На пожар стрелой летит. Мы на месте, остановка (Останавливаются) Что случилось? Где горит? (Смотрят направо – налево, прикладывая то правую, то левую ладонь козырьком ко лбу) Пламя высоко взлетает! (Поднимают руки над головой) Дыма черного клубы! («Рисуют» двумя руками круги в воздухе перед собой) Искры в воздухе сверкают! (Закрывают лицо ладонями.) Все за дело! Шланг тяни! (Машут рукой в направлении к себе, «тянут шланг») Шланг мы дружно размотали. (Согнутыми в локтях руками и сжатыми в кулак пальцами изображают разматывающий шланг) Ну, огонь, теперь держись! (Грозят огню пальцем) Бьет струя воды тугая. («Держат в руках шланг, заливая огонь») Пламя, гаснет, потухает… (поднимают руки над головой и, постепенно опускают их, присаживаются.) Без подмоги обошлись! (Встают на ноги, «вытирают рукой пот со лба») Даже детям стало ясно, (Грозят пальцем.) Что с огнем шутить опасно! Если вдруг опять беда, (Прикладывают телефонную трубку к уху» «01» звони всегда! ) Моя страна – Россия
Реки глубокие, Степи широкие, Леса большие, А мы - ребята вот такие! (Имитируют руками, показывая размер)
Нет на свете родины красивей – (шагают на месте) Боевой страны богатырей. (изображают «богатыря») Вот она, по имени Россия, (шагают на месте, разводят руки в стороны) От морей простерлась до морей. Скоро лето
К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе — раз, это — брасс. Одной, другой — это кроль. Все, как один, плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. (Выполняем движения по тексту.)
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками) Наш детский сад. Встреча после лета
Вечером девочка Мила (Шагаем на месте.) В садике клумбу разбила, (Прыжки на месте.) Брат ее мальчик Иван (Приседания.) Тоже разбил... стакан! (Хлопаем в ладоши.)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...