Картотека пальчиковых игр
картотека (старшая группа)

Николаева Елена Николаевна

Данная картотека включает в себя подборку пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам. материал взят из сети Интернет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наша группа

  1. «В нашей группе все друзья»

В нашей группе все друзья.

(ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший – это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

  1. Дружба

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Подушечки всех пальцев одновременно дотрагиваются друг до

друга)

Раз, два, три, четыре, пять

(Соединяем одноименные пальцы большой с большим и т. д.)

Начинай опять считать

(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять

(Поочередное касание)

Мы закончили считать.

(Встряхиваем опущенные внизу кисти рук)

Семья

  1. «Как у нас семья большая»

      Как у нас семья большая

Да весёлая.

(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,

(загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,

(загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются.

(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются.

(загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.

(загнуть мизинцы)

  1. «Семья»

Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! (Загибают пальцы обеих рук, начиная с большого)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
Два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!

Золотая осень

  1. «Осенние листья»

Раз, два, три,

      Четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«шагают» по столу средними и указательными пальчиками)

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(спокойно укладывают ладони на стол)

  1.      2. «Хлеб»

 Рос сперва на воле в поле, (Дети слегка покачивают руками,)

 Летом цвел и колосился, ( поднятыми вверх.)

 А потом обмолотили, (Постукивают кулаками друг о друга.)

 Он в зерно вдруг превратился. (Выполняют упражнение «Пальчики  здороваются)              

Из зерна – в муку и тесто, (Сжимают и разжимают кулаки.)

 В магазине занял место. (Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)

 Вырос он под синим небом, (Поднимают руки вверх)

 А пришел на стол к нам – хлебом. (Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх)

Жизнь людей в деревне. Урожай

  1. «Урожай»

           (Поочередно загибать пальцы.)

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры,

А на грядке у Филата

Много разного салата.

У бабушки Феклы

Четыре грядки свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две гряды картошки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Поможем урожай собрать.

  1. «Компот»

Будем мы варить компот,

(левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание)

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

(загибают пальчики начиная с большого)

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.

(опять «варят» и «помешивают»)

Угостим честной народ.

(развести руки в стороны)

Лес в жизни человека и животных

  1. «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом (загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое двустишие)

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом, (удары ладонями и кулачками поочередно)

Всем тепло, уютно в нем.

  1. «Шишка»


Шишка, ты вкусна, толста (сцепить указательные пальцы)

И прекрасна для клеста. (перецепить пальцы)

А снегирь, стряхнув снежинки, («смахнуть снег» с тыльной стороны кисти.)

Поклюет зимой рябинки. (пальцы правой руки согнуть в щепоть – «клюв» и поклевать чуть согнутую левую ладонь – «гроздь рябины»)

 

Времена года.

Календарь  

  1. «Зима»

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

          (Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять

Бабу снежную слепили.

          (имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили,

         (Крошить «хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались.

        (Вести указ-м пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись.

       (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли,

      (Отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли.

     (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щуку)

  1. «Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

 (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

 Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с

указательного, по ладони левой руки)

Но где же снежинки? В ладошке вода!

(На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать)

Куда же исчезли снежинки? Куда?

(На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...

Как видно, ладошки мои горячи.

(Мелкие потряхивания расслабленными ладонями)

Новогодние праздники

  1. «Новый год»


Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, (Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (Фонарики)
Вот сверкают льдинки, (Сжимать и резко разжимать кулаки поочередно)
Кружатся снежинки. (Легко и плавно двигать кистями)
В гости Дед Мороз идет, (Пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать, (Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, затем меняем)
Будем пальцы загибать: (по очереди массажируем каждый палец)
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

  1. «Новогодние игрушки»

Праздник приближается, елка наряжается.

(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.)

Мы развешали игрушки: бусы, шарики, хлопушки.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.

(Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».)

Путешествие на Север

  1. «Кто на Севере живёт»

Кто на Севере живет? Кто там,  ест и кто там пьет?
(
Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)
 Звери необычные, к холоду привычные.
 («Замок», меняя положение пальцев)
Вот песец из норки смотрит,
(
Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»)
Белый мишка важно ходит,
(
Пальчики «шагают»)
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан
(
Ладони «лодочкой» двигаются вперед)
Гордый северный олень
(
Кисти рук скрещены, пальцы рук раздвинуты)
Грузы возит целый день. (Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

  1. «Белые медведи»

Белые медведи мороза не боятся,

Нравится им в море ледяном купаться.

Не страшны им в Арктике

клыкастые моржи,

 На рыбу и тюленей охотятся они.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.

Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.

Кто в море живёт

  1. «Кто живёт в море»

Жил да был один дельфин, (перед грудью, плавные движения влево – вправо)

Два конька дружили с ним. (ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх – вниз)

Приплывали к ним киты, (руки сложены накрест, взмахи ладонями.)

И акула, и моржи.

Те учили их считать: (сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.  (ладони сложены

  1. «Краб»

В синем море краб идёт (Ладони тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы направить вниз, переплести (лапки краба), раздвинуть ладони. Большие пальцы обеих рук направить к себе - голова краба)

Быстро лапками гребёт (Быстрыми движениями пальцев показывают, как краб гребёт лапками)

Тихо краб идёт по дну,

Ищет он себе еду. (Краб идёт на лапках-пальчиках сначала в одну сторону, затем в другую)

Про самых любимых

  1. «Мамин день»

Первые подснежники (подушечки пальцев обеих рук сомкнуты, ладони округлены)

Я в руках несу. (сжать обе руки в кулак)

Нежные цветочки (пальцы лодочкой, запястья прижаты друг к другу)

Маме подарю. (вытянуть руки вперед, не меняя положения кистей)

Будь всегда красивой, (развести руки в стороны)

Нежной, как цветы! (пальцы лодочкой)

Хорошо, что рядом (соединить ладони, прижать)

Есть со мною ты! (вытянуть руки вперед ладонями)

  1. «Наши мамы»

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети! 
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
Повар, милиционер, 
Швея, кондуктор и учитель, 
Врач, парикмахер и строитель – 
Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)

Весна. Прилёт птиц

  1. «Птицы прилетают»


С наступлением весны, (пальцы расставлены, ладони перекрещены)
Птицы прилетают. (большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы.
 (пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются)
А грачи у лужицы (ладони раскрыты, соединены чашечкой)
Шумной стайкой кружатся. (круговые движения кистями рук)
Журавли летят торопятся, (пальцы расставлены, ладони перекрещены) 
А малиновка и дрозд, (большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Занялись устройством гнезд. (пальцы рук в замок ладони открыты)

  1. «С юга птицы прилетели!»


Прилетел к нам скворушка- (поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж- (снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками)
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели! (указательным и большим пальцами сделать « клюв» — « птицы поют»)

День космонавтики

  1. «Космонавтом хочешь стать?»

Космонавтом хочешь стать?
Сильным быть и ловким?
Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки –
Значит можно начинать. (выполнять движения по тексту)

  1. «Полёт в космос»

 Раз, два, три, четыре, пять – (по одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетел отряд. (соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)
Командир в бинокль глядит, (пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, (загибают пальчики обеих рук)
Большую желтую луну. 

  1. «Комета»

В космосе сквозь толщу лет (сжимают и разжимают пальцы рук.)
Ледяной летит объект. (поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.)
Хвост его-полоска света, (к кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост»)
А зовут объект комета. (сжимают и разжимают пальцы рук.)

Москва – столица России

  1. «Москва»

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

(хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

(поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.

(сгибать, разгибать пальчики)

  1. «Улицы Москвы»

По Москве люблю гулять

Люблю я улицы считать (Гуляют пальчики обеих рук)

Тверская – раз (Загибают)

Солянка – два

Варварка – три

Дубки – четыре.

Моховая, Беговая,

Боровая и Лесная,

Тихая, Таманская,

Летняя, Таганская.

Правила дорожного движения

  1. «Постовой»

Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте). 

  1. «Дорожных правил очень много»

Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)

                         

Картотека    пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возрастаhttps://hrupovayulya.ucoz.net/pictures/0_1335a5_2bd57dd2_orig.png

Жизнь людей в деревне. Ферма

  1. «Бурёнушка» 

Дай молочка, Бурёнушка, (Показывают, как доят корову)

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из пальчиков)

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем даёт здоровье (Снова «доят»)

Молоко коровье.

  1. «Я в деревне отдыхаю…»


Я в деревне отдыхаю, (руки на столе ладошками вниз, разводить и соединять

пальцы правой руки)
Всех зверей домашних знаю: (разводить и соединять пальцы левой руки)
Кролик, лошадь и коза, (называя животное, поднимать и удерживать на весу

каждый палец правой руки, начиная с большого)
Кот, корова и свинья. (поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой руки, а затем левой, начиная с большого)
А еще баран с овцой,
Да верный пес – (поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки)
Помощник мой. (большой палец правой руки поднять вверх, указательный

согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу) – «собака».

Кто во что одет.

Одежда человека

  1. «Обувь»


Посчитаем в первый раз, (попеременные хлопки ладонями)
Сколько обуви у нас. (удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
 (на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Да ещё ботинки.
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.

  1. «Это чья рубашка?»

Это чья рубашка – (сжимают и разжимают пальцы)

Белые горошины? (складывают пальцы, образуя «горошину»)

Бабушка старалась, (движения, напоминающие шитье иглой)

Шила для Алешеньки.

Это чей сарафан (сжимают и разжимают пальцы)

С белыми ромашками?

Бабушка старалась, («шьют» иголкой)

Шила для Наташеньки.

 Новогодние праздники.

Ёлка напряжается  

  1. «На ёлке»

Мы на ёлке веселились,                           (Ритмичные хлопки в ладоши)

И плясали, и резвились.                              (Ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз                            («шагают» средним и указательным) 

Нам подарки преподнёс.                               (Пальцами обеих рук по столу)

Дал большущие пакеты,                               («рисуют» руками большой круг)

В них же – вкусные предметы:                     (Делают ритмичные хлопки)

Конфеты в бумажках синих,                        (Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого)

Орешки рядом с ними,                                

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

  1. «Елочка»

Перед нами елочка: (переплести пальцы обеих рук)

Шишечки, иголочки, (сжимают кулачки, выставляют указательные пальчики)

Шарики, фонарики, (округляют пальцы, соединяют подушечки пальцев)

Зайчики и свечки, (пальцы сжать в кулачок, выставив вверх указательный и средний)

Звезды, человечки. (складывают ладони вместе, разводят пальцы).

Зимние игры и развлечения

  1. «Зимние забавы»


Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок»)
Птичек крошками кормили («кормим птичек»)
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели («едим суп»), 
Спать легли (ладошки под щечку). 

  1. «Лыжники»


Мы бежим с тобой на лыжах (дети «скользят» трут ладонями по столу (на лыжах)
Снег холодный лыжи лижет
А потом – на коньках, («бегут» на коньках: ребром ладони трут об стол) 
Но упали мы. Ах! (хлопок)
А потом снежки лепили, (показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, другая) 
А потом снежки катили, (катят воображаемый комок)
А потом в ребят кидали («кидают» друг в друга)
И домой побежали (указательным и средним пальцем имитируют бег)

Уральские сказы

  1. «Левая кошечка»

(Сложить руки ладонями, пальцы прижаты друг к другу)

У кошечки нашей есть десять котят.

(Покачивать руками, не разъединяя их)

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два тонких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых и самых красивых.

(Постукивать друг о друга соответствующими пальцами от большого к мизинцу)

  1. «Правая кошечка»

(Большими и указательными пальцами пощипывать ногтевые фаланги пальцев от большого к мизинцу. После первого двустишия сменить руки)

Кусается сильно котёнок-глупыш.

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кышь!»

Про храбрых и отважных


1. «Пограничник»


Пограничником я буду, (сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих руках)
Чтоб границы защищать, (соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших)
И страна могла спокойно (разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев)
Крепким сном ночами спать. (соединять все пальцы обеих рук по очереди с большим)

  1. «На параде»

Как солдаты на параде, (сжимаем, разжимаем кулачки)
Мы шагаем ряд за рядом, 
Левой — раз, левой — раз, (хлопки в ладоши)
Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки 
Громче и быстрей!

Камни и их свойства

  1. «Греем камни»

Наши пальчики устали, (сжимаем пальчики)

Мы сейчас их разомнём (трём)

Взяли камешки (взяли воображаемые камешки)

Друг о друга трём. (трём)

Стали камни вдруг горячими

Мы их на место отнесём. («положили»)


2. «Мальчик строит дом»

Мальчик строит дом. (постукивают кулачками один о другой)

Он увлечен своим трудом:

Из камня мальчик строит дом. («домик» -соединить подушечки пальцев под углом)

Сердитый ветер налетел, (покачивают руками над головой)

Шел град, но дом остался цел. (стучат пальцами одной руки по ладони другой)

Лил дождь, был гром –

Не рухнул дом! («домик»)

Спорт. История ОИ

  1. «Спортсмены»

Чтоб болезней не бояться, (поднимают руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны)
Надо спортом заниматься.
Играет в теннис — теннисист,
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет — футболист,
В хоккей играет — хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист. (сгибают пальцы в      кулачок, начиная с мизинца.)

  1. «Велосипед»


Две педали крутят ноги, (раскрытыми ладонями выполняем круговые движения)
Мчат колеса по дороге (вращаем согнутыми в локтях руками)
Я рулю, куда хочу -
Влево, (имитируем, что держим руль и поворачиваем в лево)
Вправо покачу. (вправо)
То вперед, (кулачками обеих рук совершаем круговые движения)
А то назад (назад)
Нажимаю тормоза (обеими ладонями жмем на стол)

Вода

   1. «Кап-кап»

- Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.

- Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль.

- Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.

- И в море большое-большое-большое впадает…

- А с моря в жару пар поднимается,

- К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.

(Тучку изображают сцепленные над головой руки.)

- Кап-кап

(Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.)

(Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам)

(Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать).

(Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.)

(Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.)

  1. «Море волнуется»

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

На месте волна замри.

(Сцепить пальцы обеих рук и совершать колебательными движения кистям)

Мы живём на Урале

  1. «Край родной»

Здравствуй, солнце золотое! (потянуться, растопырив пальцы)
Здравствуй, небо голубое! (помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок! (волнообразные движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок! (показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)
Мы живём в одном краю – всех я вас приветствую! («Обнимашки»)

  1. «Я по городу хожу»

Я по городу хожу, (Ходьба на месте)

Я про город расскажу.

Поликлинники, аптеки, (Сгибают пальцы на обеих руках)

Магазины, заводы и библиотеки.

Много здесь жилых домов (Разжимать по очереди пальцы)

И деревьев, и цветов.

Паровоз, бассейн, музей, (Стучать пальчиком о пальчик)

Город нужен для людей. (Хлопки)

Жизнь людей в городе

  1. «Наш город»

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

(«шагают» пальчиками по столу)

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

(загибают поочередно пальчики, начиная с большого).

  1. «Мой город»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке)

В город выйду погулять (загибают пальцы на левой руке)

Вдоль по улице иду, (разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке)

Во все стороны смотрю. (разгибают пальцы на правой руке)

Как красиво все кругом, (загибают пальцы на левой руке)

В моем городе родном! (загибают пальцы на правой руке)

https://i.pinimg.com/736x/27/6d/db/276ddbac3d25e840d33be3327ced6e3a--clipart-yo.jpg

Картотека    физкультминуток для детей старшего дошкольного возраста

Весёлая ярмарка. Хохлома

  1. «Мы – матрёшки»

Мы — красавицы матрешки, (разжимают кулачки, шевелим пальчиками)

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена, два — Милаша, (загибают поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого)

Мила – три, четыре — Маша

Маргарита — это пять.

Нас нетрудно сосчитать. (разжимают кулачки 2 раза)

  1. «Лошадки»

Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой,
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.

(Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед, то левой, то правой рукой, с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев)

Кто во что одет.

Животные

  1. «Ёжик» (с массажными мячами)


Мы нашли колючий шарик,
Нам его не удержать.
Шарик крутится в ладошках,
Шарик хочет убежать.
(дети крутят между ладонями массажные мячи)
Шарик наш живой и теплый,
На кого же он похож?
(смотрят на мяч, держа его в ладонях)
Прыгнул шарик на дорожку —
Оказалось…это еж!
(дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу)

  1. «Лиса»


Лиса, лисонька, красавица,
Всем она очень нравится.
(потирают руки)
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
(растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их)
По лесу важно бродит,
(«ходят» пальцами по столу)
Страх на зайцев наводит.
(стучат кулаками по столу)

Новогодние праздники.

Дед Мороз и Санта-Клаус

  1. «Подарки»

Дед Мороз принес подарки: («шагают» пальчиками по столу)

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка. (На каждое название подарка загибают по одному пальцу: сначала на правой, потом на левой руке)

  1. «Дед Мороз»

Этот пальчик – Дед Мороз. (руки сжать в кулачки, выставив вверх большие пальцы)

У него есть красный нос, (поочередно отгибают из кулачков указательные пальцы)

Есть седая борода. (отгибают средние пальцы)

Очень ждем его всегда! (делают ладонями подзывающие движения)

Со Снегуркой он придет («шагают» пальчики по столу)

И подарки принесет. (хлопают в ладоши)

Колядки

  1. «Печка»

Ой, ты, печка – сударыня, (растирают ладони)

Помоги нам, боярыня,

Ты свари, испеки, («варят кашу»)

Обогрей, освети,

Полечи и спаси, (гладят ладони)

В дом богатство неси! (раскрывают ладони)

  1. «Снежок»


Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики) 
Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней) 
Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга) 
Раз – подбросим, («подбросить», посмотреть вверх) 
Два – поймаем. («ловят», приседают) 
Три – уроним (встают, «роняют») 
И … сломаем! (топают)

Путешествие на Юг

  1. «В жарких странах»

Если в жаркую страну, я случайно попаду,

(сжимать и разжимать пальцы в кулаки)

То увижу там шакала,

(соединить все пальцы обеих рук с большими образуя «бинокль», поднести к глазам)

Кенгуру, гиппопотама, обезьяну, тигра, льва.

(поочередно загибать пальцы одновременно на обеих руках)

Крокодила и слона.

(сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак)

Хорошо живётся им –

(сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак)

Не бывает снежных зим!

(хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны)

  1. «Саванна»

Тигр, жираф, огромный слон, (На каждое название животного загибают по одному пальцу, начиная с мизинца)

Зебра, пума, и бизон,

Два шакала, бегемот, руки. (К концу стихотворения, назвав льва, дети сжимают все пальцы в кулаки.)

Он стоит разинув рот.

А над ними — царь зверей.

Назови его скорей!

Посуда


    1. «Посуда»


Девочка Иринка порядок наводила. (поочерёдно соединяют большой палец с остальными)
Девочка Иринка кукле говорила: 
«Салфетки должны быть в салфетнице, 
Масло должно быть в маслёнке,
Хлебушек должен быть в хлебнице, 
А соль? Ну, конечно, в солонке! 


    2. «Посуда»


Мы в новом магазине посуду покупали: (руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять)
Тарелки, блюдца, чашки (поднимать поочередно пальцы правой руки)
На полках выбирали.
Красивую кастрюлю, молочник и солонку,
Набор ножей и вилок
, (поднимать поочередно пальцы левой руки)
Шумовку и масленку.

  1. «Помощница»

Я тарелки разложу, (переворачивать ладони вверх-вниз)

Ложки, вилки положу. (согнуть пальцы, образуя «ковшик», перевернуть руки ладошками вниз, пальцы в стороны, постучать ладошками по столу)

Маме помогаю, (соединить ладошки друг с другом)

На стол я накрываю. (левую сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь правой руки)

Здравствуй, солнышко!

Весна

  1. «Весна»

Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки)

Два – капель, (согнуть безымянный палец)

Три – сосульки тают. (согнуть средний палец)

Март прошел, идет апрель, (согнуть указательный палец)

Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица»)


   2. «Солнышко»

- Утро красное пришло,

- Солнце ясное взошло.

- Стали лучики светить

- Малых деток веселить.

(пальчики разгибаются по одному)

- Прилетели тучки

- Спрятались лучики.

(пальчики прячутся в кулачок)

Пожарная безопасность

  1. «Мы – пожарные»

На машине ярко – красной

(Двумя руками имитируем езду на машине «крутим руль»)

Мчимся мы вперёд.

(Ритмично щёлкаем пальцами рук)

Труд тяжёлый и опасный

(Энергично потираем ладонь о ладонь вертикально)

Нас, пожарных, ждёт.

(Скрещивают руки на груди и ритмично похлопываем по плечам скрещенными руками)

Вой пронзительный сирены

(Ритмично покачивают головой)

Может оглушить.

(Указательные пальцы обеих рук подносим к ушам, ритмично постукиваем)

Будем и водой, и пеной.

(Ритмично «выбрасываем» пальцы из сжатого кулака)

Мы пожар тушить.

(Ритмично постукивают кулачками друг о друга)

  1. Спички опасны!

Спички опасны,
Их только тронь
 — (дети грозят пальчиком)

Сразу появится
Яркий огонь!
 (поднимают руки вверх, шевелят
пальчиками)

Сначала маленький, (руки перед собой)

А потом большой, большой! (руки вверх, шевелят пальчиками)

Подул ветерок (дуют)

И огонь погас. (опускают руки)

Моя страна – Россия

  1. «Моя страна»


Посмотрю на карту я вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля. (поочерёдно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера, горы, реки и моря. 
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя!(прикладывают руки к груди)

  1. «Российская семья»

Живут в России разные народы (Массаж пальцев рук)
С давних пор,
Одним – тайга по нраву,
Другим – родной простор.
Каждого народа язык свой
и наряд (Руки вперед, пальцы соединить)
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Одни – рыбак с рожденья, (Ладони имитируют плаванье рыбки)
Другой – оленевод (Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой)
Один кумыс готовит, (Круговое поглаживание живота рукой)
Другой готовит мед. (Тыльной стороной ладони вытирают рот)
Одним милее осень (Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями)
Другим – милей весна (Приседают, поглаживают «траву»)
А Родина – Россия («Домик»)
У нас у всех одна. (Берутся за руки)

Скоро лето


   1. «Лето наступает»

Вот и лето наступает (последовательно соединять пальцы обеих рук с большими,

начиная с мизинцев.)

Всех на отдых приглашает (соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

Будем плавать, загорать (круговые движения кистями, «солнце»)

И на даче отдыхать («домик»)


  2. «Лето по полю гуляло»

Лето по полю гуляло. («шагают» пальцы по столу)

Лето шило-вышивало (загибают пальцы по одному)

Луг – цветами,

Лес – листами,

День – лучами,

Ночь – звездами.

Наш детский сад.

Встреча после лета

  1. «Повар готовил обед»

Повар готовил обед, (Ребром ладони стучат по столу).

А тут отключили свет. (Загибают большой палец на левой руке).

Повар леща берет (Загибают большой палец на левой руке).

И опускает в компот (Загибают указательный палец).

Бросает в котел поленья, (Средний)

В печку кладет варенье. (Безымянный)

Мешает суп кочерыжкой, (Мизинец)

Угли бьет поварешкой.  (Разводят руками)

Сахар сыплет в бульон.

И очень довольный он!

  1. «Маленькая учительница»

Девочка Иринка

Порядок наводила,

Девочка Иринка

Кукле говорила:

«Салфетки должны

быть в салфетнице,

Масло должно

Быть в маслёнке,

Хлебушек должен

Быть в хлебнице,

А соль?

Ну, конечно, в солонке!» (Поочерёдно соединяем пальчики правой и левой рук)

Цель: создание условий для развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста

Цель: создание условий для непродолжительного динамического отдыха детей во время проведения образовательной деятельности



Предварительный просмотр:

Наша группа

  1.  «Детский сад»

Детский сад, детский сад,

Он всегда ребятам рад.

(хлопки на каждое слово)

Буду в садике играть

(показ жеста «ку-ку» - спрятаться)

И конструктор собирать,

(пальцы кистей соприкасаются)

И игрушки за собой убирать.

(руки движутся вправо-влево)

Буду бойко танцевать

(приседание)

И лепить, и рисовать,

(имитировать лепку, рисование)

Буду песни каждый день напевать.

(руки сложить «замком» перед собой)

  1. Девочки и мальчики

Девочки и мальчики прыгают, как мячики

(после слов выполняют прыжки под музыку),

Ручками хлопают

(хлопки три раза),    

Ножками топают

(топают три раза),

Глазками моргают                    

(ритмичное зажмуривание глаз),        

После отдыхают                    

(приседают, руки свободные).

Семья

  1. «Моя семья»

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)

  1. «Семейная зарядка»

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

(Дети выполняют соответствующие движения.)

Золотая осень

  1. «Листики»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть)

  1.      2. «Золотая осень»

 

По утрам морозы. (дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх,)
В рощах желтый листопад. (плавные движения над головой влево-вправо)
Листья около березы (медленно приседают,)
Золотым ковром лежат. (делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)
В лужах лед прозрачно-синий.  (встают, плавно разводят руки в стороны)
На листочках белый иней. (поднимаются на носочки, руки вверх)

Жизнь людей в деревне. Урожай

  1. «Удивляемся природе»

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. (потягивания—руки в стороны.)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт. (правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой —

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. (приседания.)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. (потягивания — руки в стороны.)

Мы её не будем трогать —

Обожглись уже немного. (потягивания — руки вперёд.)

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки. (дети садятся.)

  1. «Огород у нас в порядке»

Огород у нас в порядке –

Мы весной вскопали грядки. (движения по тексту)

Мы пололи огород,

Поливали огород.

В ленках маленьких не густо

Рассадили мы капусту. («сажают»)

Лето все она толстела, (показывают руками круг перед собой)

Разрасталась вширь и ввысь. (руки через стороны вверх)

А теперь ей тесно белой, (руки разведены в стороны)

Говорит – посторонись! (отталкивающие движения руками)

Лес в жизни человека и животных

  1. «Вот под ёлочкой зелёной»

Вот под елочкой зеленой

(Встали.)

Скачут весело вороны:

(Прыгаем.)

Кар-кар-кар!

(Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Целый день они кричали,

(Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали:

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар!

(Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают

(Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают:

(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Кар-кар-кар!

(Тихо.)

  1. «В лесу всё тихо»


В лесу темно, все спят давно.
(Дети изображают спящих.) 
Все птицы спят... 
Одна сова не спит, 
Летит, кричит.
 
(Дети делают взмахи руками.) 
Совушка - сова, 
Большая голова. 
На суку сидит, 
Головой вертит.
 
(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.) 
Во все стороны глядит, 
Да вдруг как полетит.
 
(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.

Времена года.

Календарь  

  1. «Я мороза не боюсь»

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз, (Присели.)

Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)

Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

  1. «Зима»


Мы погреемся немножко, (Натираем плечи)
Мы похлопаем в ладошки, (Хлопаем в ладоши)
Ножками потопаем (Топаем на месте)
И себя похлопаем. (Хлопаем по коленям)

Новогодние праздники

  1. «Новый год»


С новым годом! С новым годом! (кланяются друг другу)

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Он из леса мимоходом (идут по кругу)

Елку нам уже принес.

На верхушке выше веток (поднимают руки вверх)

Загорелась, как всегда, (опускают руки)

Самым ярким, жарким светом (поднимают руки и скрещивают их над головой)

Пятикрылая звезда.

  1. «Наряжали ёлку звери»

Наряжали звери елку, (изображают по выбору животных)

Помогал зайчонок волку. (делают движения, словно наряжают елку)

Белочка и ежик

Потрудились тоже.

К елочке несли корзины, (идут по кругу)

В них грибочки да рябина,

Яблочки на диво. (показывают «подарки»)

Будет ель красива.

Путешествие на Север

  1. «Пингвины»

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)

  1.  «Кто на Севере живёт»

По ледяной пустыне

Медведица идет (идут по кругу вперевалочку, медленно)

За нею медвежата

Торопятся вперед (убыстряют шаг)

Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)

Повсюду снег и лед (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)

По полыни холодной

За нерпой морж плывет (идут, делают гребки руками)

Бегут, спешат олени,

Им виден путь едва (руки скрестили над головой – «рога», бегут, высоко поднимая колени)

Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)

Полярная сова.

Кто в море живёт

  1. «А над морем мы с тобою»


Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
 (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
 (Дети делают плавательные движения руками.)

  1. «Море»

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

  1. «Море волнуется»

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, на месте замри! (Присели.)

Про самых любимых

  1. «Мамин день»

Чей сегодня день рожденья? (пожимают плечами)

Для кого пекут пирог?

Для кого расцвел весенний, (руки над головой, изображают цветок)

Первый мартовский цветок?

Для кого, для кого? (руки на поясе)

Догадайтесь сами.        

И пирог, и цветок (руки перед собой)

Мы подарим маме. («дарят» воображаемой маме)

  1. «Мама»

Мама дочь свою качает, (дети качают воображаемую куклу)

Плачет доченька: «Уа». (прижимают руки к щекам и качают головой)

Ручки хочет поднимать (поднимают руки вверх)

И совсем не хочет спать. (руки под щеку и отрицательно качают головой)

Молочка мы ей согреем (мешают ложкой в воображаемой кастрюле)

И в бутылочку нальем, (переливают воображаемое молоко)

Покачаем понежнее (качают )

И в кроватку отнесем. (наклоняются и опускают руки)

Весна. Прилёт птиц

  1. «Грачи»

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)

  1. «Перелётные птицы»


Птички прыгают, летают (дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся) 

День космонавтики

  1. «Космонавт»

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете. (Потягивания — руки вверх.)

А внизу леса, поля —

Расстилается земля. (Низкий наклон вперёд, руки разводятся в стороны.)

 

  1. «Ракета» 

А сейчас мы с вами, дети, (Дети маршируют)

Улетаем на ракете.

На носки поднимись, (Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их)

А потом руки вниз. (Опускаются руки)

Раз, два, три, потянись. (Тянутся)

Вот летит ракета ввысь! (Бегут по кругу).

Москва – столица России

  1. «Москва»

Столица нашей Родины – Москва

уки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки)

Ехать очень долго – дня два. 

(поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх)

С высокой, главной башней, 

(подняться на носки, поднять)

С курантами на ней 

(руки вверх, потянуться)

И с площадью огромной, 

(развести руки в стороны на уровне груди)

С названием скромным, 

(руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд)

Зовётся она Красной 

И смотрится прекрасно.

Музеев там не перечесть, 

(согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук)

Театры, памятники есть. 

(загнуть левой рукой два пальца правой руки)

Поедим в гости мы к друзьям, 

(руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки)

Чтоб рассказать об этом вам. 

(согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх)

Правила дорожного движения

  1. «Постовой»

Постовой стоит уперто (Дети ходят на месте).
Машет людям: Не ходи! (Дети размахивают руками по сторонам).
Тут машины едут прямо (Руки вытягивают перед собой)
Пешеход, не торопись!
Наконец-то улыбнулся
 (Дети кладут руки на пояс и улыбаются).
Разрешает нам идти (Шагают на месте).
Эй, машины, вы постойте (Хлопают в ладоши).
Теперь дайте нам пройти! (Ритмично шагают на месте).

  1. «Светофор»

Воспитатель демонстрирует детям разные цвета светофора.
Красный свет предупреждает:
Стой! Не вздумай, не ходи!
 (Дети стоят на месте)
Желтый свет напоминает:
Жди сигнала, не иди.
 (Дети хлопают в ладоши).
Вот зеленый появился, он открыл дорогу нам:
Двигайтесь вперед, ребята!
  (Дети шагают на месте).                             

Жизнь людей в деревне. Ферма

  1. «Бегал по двору щеночек»

Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)

Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)

Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)

Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

  1. «Кролики»

 Мы на ферме побывали (дети идут по кругу, держатся за руки)
Белых кроликов видали.
Шустренькие кролики (бегают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков)
То ложились, (ложатся)
То кружились (кружатся)
В проволочном домике.
Лапками стучали (хлопают в ладоши)
Весело пищали. (топают ногами)
Мы зверькам (идут по кругу, взявшись за руки)
Не травки жесткой-
Клеверу достанем…
Вырастайте (прыгают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков)
С нежной шерсткой,

С круглыми хвостами.


Кто во что одет.

Одежда человека

  1. «Всё в порядке»

Вот заходит Мойдодыр,

(ходьба на месте)

У меня с ним только мир.

(сжимают одну ладонь другой)

Рубашка чистая висит

(руки поднять вперёд и опустить вниз)

И майка впереди зашита.

(сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)

Он пальцем больше не грозит,

(грозят пальцем, повороты головой в стороны)

Что пальто на месте не висит.

(руки поднимают вверх и опускают вниз)

Шорты, брюки и халат

(загибают по очереди пальцы)

В шкафу на вешалке висят.

(поднимают руки и опускают вниз)

Сарафан, костюм, жилет –

(поочерёдно загибают пальцы)

Чище в гардеробе нет.

(голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

  1. «Туфельки»

Туфельки нарядные, (правая нога вперед на носок)

Туфельки парадные, (левая нога вперед на носок)

Лаковые, с ремешком, (правая нога вперед на пятку)

И подошва с каблучком. (левая нога вперед на пятку)

Туфли Маше в самый раз (руки на поясе, «пляшут»)

Можно выходить на пляс.

 Новогодние праздники.

Ёлка напряжается  

  1. «Ёлка»

Наша ёлка велика (круговое движение руками),

Наша ёлка высока (встать на носочки),

Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),

Достаёт до потолка (потянуться).

Будем весело плясать. Эх, эх, эх!

Будем песни распевать. Ля-ля-ля!

Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

  1.  «Ёлочка»

Ждут красавицу колючую (рисуют руками елочку)

В каждом доме в декабре. («дом»)

На ветвях зажгут фонарики, («фонарики»)

Искры брызнут в серебре. (руки над головой, пальцы оттопырены)

Сразу станет в доме празднично, (берутся за руки, становятся в хоровод)

Закружится хоровод.

Дед Мороз спешит с подарками –

Наступает Новый год! (идут с воображаемым мешком)

Зимние игры и развлечения

  1. «Зима»

Мы зимой в снежки играем, мы играем.      

(имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.            

(шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим.                

(пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим.  

(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурку лепим мы, лепим мы.                  

(соответствующие движения)              

Гостью-зиму любим мы, любим мы.              

(развести руки в поклоне и поставить на пояс)

  1.  «Снеговик»

 Давай, дружок, смелей, дружок,                    

(Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком)

Кати по снегу свой снежок.                        

Он превратится в толстый ком,                    

(«Рисуют» руками большой круг)

И станет ком снеговиком.                       

(«Рисуют» снеговика из трех комков)

Его улыбка так светла!                               

(Широко улыбаются)

Два глаза, шляпа, нос, метла.                 

(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка —                     

(Медленно приседают)

Увы! — и нет снеговика.                (Разводят руками, пожимают плечами)

Уральские сказы

  1. «Горные хребты»

Дети выполняют движения руками:

Складывают руки над головой домиком

Сгибают руки в локтях (показывают мышцы)

Складывают кисти рук в замок, на голову

Руки над головой домиком

Указательный палец к губам

Делают движения руками над головой из стороны в

сторону

Движение рук по направлению сверху вниз

Имитация поднятия по канату вверх

Складывают руки над головой домиком

Горы, выстроившись в рад,

Как богатыри стоят.

На них шлемы ледяные,

Горя мощные, седые,

Тайну вечности хранят.

Ветры шквальные лютуют.

Сходят снежные лавины,

Все же смельчаки штурмуют

Неприступные вершины!

Про храбрых и отважных


       1. «Стойкий оловянный солдатик»

Наклонитесь все вперед,

А потом наоборот.

Влево, вправо наклонитесь,

Наклоняйтесь, не ленитесь!

На одной ноге  постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Руки ты прижми к груди,

Да смотри, не упади!

Руки вверх, руки  в  бок,

И на месте- скок, скок, скок!

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом…

Марш на место не спеша.

2«На параде»

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой — раз, левой — раз,

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладошки —

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки

Громче и быстрей! (Ходьба на месте.)

Камни и их свойства

  1. «Гора и камешки»

Стоит гора – старушка- До небес макушка, (Дети поднимаются на носки.)

Ее ветер обдувает, (Обмахивают себя кистями рук.)

Ее дождик поливает. (Встряхивают кистями рук.)

Стоит гора, страдает (Прикладывают ладошки к щекам.)

Камешки теряет. (Качают головой.)

И каждый день, и каждую ночь (Дети разбегаются и присаживаются.)

Катятся, катятся камешки прочь. (На корточки возле столов.)


2. «Горные хребты»

Дети выполняют движения руками:

Складывают руки над головой домиком

Сгибают руки в локтях (показывают мышцы)

Складывают кисти рук в замок, на голову

Руки над головой домиком

Указательный палец к губам

Делают движения руками над головой из стороны в

сторону

Движение рук по направлению сверху вниз

Имитация поднятия по канату вверх

Складывают руки над головой домиком

Горы, выстроившись в рад,

Как богатыри стоят.

На них шлемы ледяные,

Горя мощные, седые,

Тайну вечности хранят.

Ветры шквальные лютуют.

Сходят снежные лавины,

Все же смельчаки штурмуют

Неприступные вершины!

Спорт. История ОИ

  1. «Вновь у нас физкультура»

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. 
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

  1. «Зарядка»

Каждый день по утрам

делаем зарядку.

Очень нравится нам

делать по порядку:

Весело шагать,

весело шагать.

Руки поднимать,

руки опускать.

Руки поднимать,

руки опускать.

Приседать и вставать.

приседать и вставать.

Прыгать и скакать,

прыгать и скакать.

Вода

  1. «Тихо плещется вода»


Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке.
 (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда.
 (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
 (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок.
 (Дети садятся.)

  1. «Теплоход» 

От зеленого причала (Шаг вперед, руки опущены)

Оттолкнулся теплоход.                        

Раз, два - (Два шага назад)

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед (Два шага вперед)

Раз, два -                                                

И поплыл, поплыл по речке, (Руки вытянуты вперед и сомкнуты –

Набирая полный ход. это нос теплохода; движения по кругу мелкими шажками).

Мы живём на Урале

  1. «Край родной»


В моём краю горы-высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы - ребята вот такие! (Имитируют руками, показывая размер)

  1. «Я по городу хожу»

Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)
Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)
Люблю считать. (шевелят пальчиками)
Площадь – раз, (загибают пальчики по — одному, начиная с большого)
А «Дом торговли» — два,
Три – фонтан-удалец,
Четыре – Ледовый наш дворец.
Пять – по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю.
Шесть – на стадион хожу,
Там с коньками я дружу.
Семь – конечно, детский сад,
Сюда хожу пять дней подряд.
Восемь – детская площадка,
Здесь качели и лошадка.
Девять – «Фантик» магазин,
Много ярких там витрин.
Десять – это школа, дети!
Узнаешь там про все на свете!
Очень любим мы наш город (поочередно переставляем кулачки)
Он, красив, хотя и молод! (хлопки) 

Жизнь людей в городе

  1. «Наш город»

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

(шагают на месте)

Светофоры и машины, (поворот головы влево)

Ярмарки и магазины, (поворот головы вправо)

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты. (потянулись и присели)

  1. «Едем на машине по городу»

Едем, едем на машине (имитируют движения рулем)

Нажимаем на педаль (ногу сгибают, вытягивают)

Газ включаем, выключаем (воображаемый рычаг к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль (приставляют ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли (руки в локтях сгибают перед собой)

Вправо, влево. Чистота! (наклоняют руки влево, вправо)

Волосы ерошит ветер (над головой шевелят пальцами)

Мы – шоферы хоть куда! (поднимают вверх большой палец руки)

Весёлая ярмарка. Хохлома

  1. «Мы – матрёшки»

Хлопают в ладошки (Хлопок в ладоши перед собой)

Дружные матрешки. (Повторить хлопки еще раз.)                        

На ногах сапожки, (Правую ногу вперед на пятку, левую ногу)

Топают матрешки. (Вперед на пятку, руки на пояс, затем в И.П.)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны вправо – влево).

Всем знакомым поклонись. (Наклон головы вперед с поворотом туловища)

Девчонки озорные, (Наклоны головы вправо-влево)

Матрешки расписные.        (Наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула)

В сарафанах наших пестрых  (Повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз)

Вы похожи словно сестры.                         

Ладушки, ладушки, (Хлопок в ладоши перед собой)

Веселые матрешки. (Хлопок по парте, повторить еще раз)

  1. «Лошадки»

Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой,
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.

(Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед, то левой, то правой рукой, с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев)

Кто во что одет.

Животные

  1. «Ёжик»

Вот свернулся ёж в клубок
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся.
Ёжик встал и потянулся.
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Выше, выше, высоко.
Прыгать на носках легко.
Вот мы встали, подышали,
Урок дальше продолжали.

  1. «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Новогодние праздники.

Дед Мороз и Санта-Клаус

  1. «К нам пришёл Дед Мороз»

К нам пришёл Дед Мороз. (Делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость.)
Он игрушек, и хлопушек,
И конфет нам принёс! (Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями.)
Он добрый у нас,
Он весёлый у нас,— (Делают шаг с притопом, одновременно хлопают)
Возле ёлочки зелёной
Сам пошел с нами в пляс. (Шагаем на месте) 

  1. «Мороз Красный нос»

Ой, Мороз Красный нос,
Мы тебя все знаем.
 (Хлопки в ладоши.)
И тебя, Дед Мороз,
Радостно встречаем
. (Руки на поясе, наклоны туловища вперед.)
Ой, Мороз Красный нос,
 Песню запеваем
. (Хлопки в ладоши.)
И тебя в хоровод
 К детям приглашаем.

(Приседания.)
Ой, Мороз Красный нос,
Бей сильней в ладоши!
 (Хлопки в ладоши.)
А у нас веселей Затанцуют ножки! (Прыжки на месте.)
Я, Мороз Красный нос,
С белой бородою.
 (Хлопки в ладоши.)
Ущипну, так до слез,
Не шути со мною.
 (Топание ногами.)
Для чего, почему (Хлопки в ладоши.)
Должен я сердиться?
(Приседания.)
Я пришел к вам, друзья, (Прыжки на месте.)
Чтобы веселиться! (Хлопки в ладоши.)

Колядки

  1. «Погреемся»


Мы погреемся немножко, (Натираем плечи)
Мы похлопаем в ладошки, (Хлопаем в ладоши)
Ножками потопаем (Топаем на месте)
И себя похлопаем. (Хлопаем по коленям)

    2.  На дворе у нас мороз»

На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам )
Чтобы носик не замерз, ( топают ногами)
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (Потягивания — руки в стороны).
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте с высоким подниманием колен).
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем ( Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места.)

Путешествие на Юг

  1. «Мартышки»

 (дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем ,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

  1. «Мама слониха»

Мама-слониха топает тихо (шагают тихо),

А слоненок Ромка топает громко (шагают, высоко поднимая колени). Топает, пляшет (пляшут вприсядку), Хоботочком машет (машут рукой).

Посуда


    1. «Посуда»


К нам пришла Федора,

(ходьба на месте)

Не хозяйка, а умора,

(руку согнуть в локте, провести тыльной стороной ладони по лбу)

Выпачкала всю посуду,

(поочерёдно потереть ладонь о ладонь)

А потом кричит: «Не буду!».

(руки согнуты в локтях, ладони вверх, повороты головы вправо- влево)

Кофейник, чайник и стакан,

(наклоны головы в стороны)

Давно не видывали кран,

(наклоны головы вперёд)

Сахарница, блюдце, вилка,

(наклоны головы в стороны)

Ковш, молочник и бутылка,

(наклоны головы вперёд)

Бокал, маслёнка, самовар,

Как будто приняли загар.

(«вытирают» лицо ладонями в стороны)

Блюдо, перечница, солонка

(наклоны головы в стороны)

Плачут в углу тихонько.

(«собирают слёзы» в ладошку)

Скорей бежим к водице,

(бег на месте)

Чтобы попить, умыться.

(«вытирают» лицо ладонями вверх – вниз)

Здравствуй, солнышко!

Весна

  1. «Весна»

Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки)

Два – капель, (согнуть безымянный палец)

Три – сосульки тают. (согнуть средний палец)

Март прошел, идет апрель, (согнуть указательный палец)

Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица»)


   2.  «Медведь весной проснулся»

Медведь весной проснулся (далее движения по тексту),

Потянулся, улыбнулся,

Повертелся, огляделся,

Почесался, причесался.

Наклонился,

Водой из ручья умылся

(тянутся вверх на носках, руки в стороны. Далее движения по тексту).

Нарядился

И пошел по лесу

Куролесить.

Берегись, лесной народ,

Зверь голодный идет!

(ходьба по-медвежьи.)

Пожарная безопасность

  1.  «Пожарная машина»

Вот пожарная машина. (Дети бегу по кругу, руки в стороны.)

На пожар стрелой летит.

Мы на месте, остановка (Останавливаются)

Что случилось? Где горит?  (Смотрят направо – налево, прикладывая то правую, то левую ладонь козырьком ко лбу)

Пламя высоко взлетает!  (Поднимают руки над головой)

Дыма черного клубы!  («Рисуют» двумя руками круги в воздухе перед собой)

Искры в воздухе сверкают! (Закрывают лицо ладонями.)

Все за дело! Шланг тяни!  (Машут рукой в направлении к себе, «тянут шланг»)

Шланг мы дружно размотали. (Согнутыми в локтях руками и сжатыми в кулак пальцами изображают разматывающий шланг)

Ну, огонь, теперь держись! (Грозят огню пальцем)

Бьет струя воды тугая. («Держат в руках шланг, заливая огонь»)

Пламя, гаснет, потухает… (поднимают руки над головой и, постепенно опускают их, присаживаются.)

Без подмоги обошлись!  (Встают на ноги, «вытирают рукой пот со лба»)

Даже детям стало ясно, (Грозят пальцем.)

Что с огнем шутить опасно!

Если вдруг опять беда, (Прикладывают телефонную трубку к уху» «01» звони всегда! )

Моя страна – Россия

  1. «Моя страна»


В нашей стране горы-высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы - ребята вот такие! (Имитируют руками, показывая размер)

  1. «Моя Родина»

Нет на свете родины красивей  (шагают на месте)

Боевой страны богатырей. (изображают «богатыря»)

Вот она, по имени Россия, (шагают на месте, разводят руки в стороны)

От морей простерлась до морей.

Скоро лето


   1. «На речке»

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это — брасс.

Одной, другой — это кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

(Выполняем движения по тексту.)


  2. «Видишь, бабочка летает»

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

Наш детский сад.

Встреча после лета

  1. «Вечер в садике»

Вечером девочка Мила (Шагаем на месте.)

В садике клумбу разбила, (Прыжки на месте.)

Брат ее мальчик Иван (Приседания.)

Тоже разбил... стакан! (Хлопаем в ладоши.)

  1.  «Маша – растеряша»

Ищет вещи Маша,

(поворот в одну сторону)

Маша растеряша

(поворот в другую сторону, в исходное положение)

И на стуле нет,

(руки вперёд, в стороны)

И под стулом нет,

(присесть, развести руки в стороны)

На кровати нет,

(руки опустили)

Под кроватью нет.

Вот какая Маша,

(наклоны головы влево-вправо, «погрозить» указательным пальцем)

Маша растеряша!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...