Закаливание детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Закаливание стоп.
Хождение босиком – прекрасная закаливающая процедура.
Как и все виды физической тренировки, закаливание ходьбой босиком должно быть постепенным и систематическим. Начинать лучше всего с хождения в теплой комнате по ковру или половику, затем – по деревянному полу. Для занятий очень хорошо использовать специальные резиновые коврики с шиповым рифлением. Каждое утро вместе с ребенком можно начинать зарядку с ходьбой босиком на этом коврике – это отличное тонизирующее средство. В дальнейшем, используя этот коврик, можно перейти к бегу на месте и прыжкам.
Однако все это ни в коей мере не заменит радости ходьбы босиком по земле или траве. При выборе грунта для хождения босиком следует учитывать, что различные его виды (по температурному и механическому раздражению) действует на организм по-разному. Мягкая трава, теплый песок, дорожная пыль, комнатный ковер действуют успокаивающе, в то время как горячий песок или асфальт, острые камни, хвойные иголки или шишки возбуждают нервную систему. Для укрепления мышц стопы, поддерживающих ее свод в нужном положении, особенно полезно ходить босиком по скошенной траве, песку, опавшей хвое.
Для хождения босиком по естественному грунту в холодное время года рекомендуется изготовить ящик длиной 100 см., шириной 60 см, высотой 15 см. Ящик заполняется промытой речной галькой и устанавливается в комнате с температурой воздуха 18-20* С. После хождения босиком необходимо обмыть ступни ног водой комнатной температуры с мылом и выполнить 2-3 минутный массаж (разминание пальцев и подошв ног).
Достичь хороших результатов в закаливании и профилактике функциональной недостаточности стоп позволяет систематическое обтирание стоп.
Эту процедуру можно проводить не только здоровым, но и ослабленным детям. Обтирание стоп проводят рукавичкой из фланели, смоченной водой. Обтирание начинают с температуры воды 32-33* С, постепенно снижая ее на 1* С каждые 2-3 дня и доводя до 15-16* С. Сразу же после обтирания одной стопы ее растирают до легкого покраснения сухим мягким полотенцем и приступают к обтиранию другой.
Температура воздуха в помещении, где проводятся водные закаливающие процедуры, а также в зимнее время года температура воздуха должна быть выше на 2-4*С. Начальная и конечная температура воды в холодное время года также должна быть выше на 2-4*С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Закаливание стоп.
Хождение босиком – прекрасная закаливающая процедура.
Как и все виды физической тренировки, закаливание ходьбой босиком должно быть постепенным и систематическим. Начинать лучше всего с хождения в теплой комнате по ковру или половику, затем – по деревянному полу. Для занятий очень хорошо использовать специальные резиновые коврики с шиповым рифлением. Каждое утро вместе с ребенком можно начинать зарядку с ходьбой босиком на этом коврике – это отличное тонизирующее средство. В дальнейшем, используя этот коврик, можно перейти к бегу на месте и прыжкам.
Однако все это ни в коей мере не заменит радости ходьбы босиком по земле или траве. При выборе грунта для хождения босиком следует учитывать, что различные его виды (по температурному и механическому раздражению) действует на организм по-разному. Мягкая трава, теплый песок, дорожная пыль, комнатный ковер действуют успокаивающе, в то время как горячий песок или асфальт, острые камни, хвойные иголки или шишки возбуждают нервную систему. Для укрепления мышц стопы, поддерживающих ее свод в нужном положении, особенно полезно ходить босиком по скошенной траве, песку, опавшей хвое.
Для хождения босиком по естественному грунту в холодное время года рекомендуется изготовить ящик длиной 100 см., шириной 60 см, высотой 15 см. Ящик заполняется промытой речной галькой и устанавливается в комнате с температурой воздуха 18-20* С. После хождения босиком необходимо обмыть ступни ног водой комнатной температуры с мылом и выполнить 2-3 минутный массаж (разминание пальцев и подошв ног).
Достичь хороших результатов в закаливании и профилактике функциональной недостаточности стоп позволяет систематическое обтирание стоп.
Эту процедуру можно проводить не только здоровым, но и ослабленным детям. Обтирание стоп проводят рукавичкой из фланели, смоченной водой. Обтирание начинают с температуры воды 32-33* С, постепенно снижая ее на 1* С каждые 2-3 дня и доводя до 15-16* С. Сразу же после обтирания одной стопы ее растирают до легкого покраснения сухим мягким полотенцем и приступают к обтиранию другой.
Температура воздуха в помещении, где проводятся водные закаливающие процедуры, а также в зимнее время года температура воздуха должна быть выше на 2-4*С. Начальная и конечная температура воды в холодное время года также должна быть выше на 2-4*С.
Следует отметить, что любое закаливание необходимо проводить так, чтобы ребенок радовался, улыбался, ждал. Кроме того, большую роль при проведении любых закаливающих процедур играют эмоциональное состояние взрослого и его отношение к проводимым мероприятиям.
Примерный перечень упражнений дыхательной гимнастики
для часто и длительно болеющих детей.
«Часики»
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.
Размахивая прямыми руками вперед и назад,
произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз.
«Трубачи»
Сидя на стуле, кисти рук сжать в трубочку,
поднять вверх. Медленный выход с громким
произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф».
Повторить 4-5 раз.
«Помаши крыльями, как петух»
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить.
Поднять руки в стороны, а затем похлопать
ими по бедрам. Выдыхая, произносить
«ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз.
«Каша кипит»
сидя на стуле, одну руку положить на живот,
другую на грудь. Втянуть живот и набрать
воздух в грудь – вдох, опустить грудь
(выдыхая воздух) и выпятить живот – выдох.
При выдохе громкое произнесение звука
«ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
«Насос»
Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль
туловища. Вдох, затем наклон туловища
в сторону. Выдох, руки скользят, при
этом громко произносить «с-с-с-с!»
выпрямление – вдох, наклон в другую
сторону с повторением звука. Повторить
6-8 раз.
«Паровозик»
Ходить по комнате, делая попеременные
движения руками и приговаривая
«чух-чух-чух».
Повторять в течение 20-30 сек.
«На турнике»
Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку
держать в обеих руках перед собой.
Поднять палку вверх, подняться на носки
– вдох, палку опустить назад на лопатки
– длинный выдох с произнесением звука
«ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
«Партизаны»
Стоя, палка (ружье) в руках. Ходить,
высоко поднимая колени. На 2 шага –
вдох, на 6-8 шагов- выдох с произнесением
слова «ти-ш-ш-ш-ше».
Повторять в течение 1,5 минут.
«Регулировщик».
Стоя, ноги расставить на ширину плеч,
одну руку поднять вверх, другую
отвести в сторону. Вдох носом, затем
поменять положение рук с удлиненным
выдохом и произнесением звука
«р-р-р-р-р». Повторить 4-5 раз.
«Летят мячи»
Стоя, руки с мячом поднять вверх.
Бросить мяч от груди вперед. Произнести
при выдохе длительное «у-х-х-х».
Повторить 5-6 раз.
«Вырасти большой»
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки
вверх, хорошо потянуться, подняться на
носки – вдох. Опустить руки вниз, опуститься
на всю ступню – выдох. Произнести
«у-х-х-х-х». Повторить 4-5 раз.
«Лыжник»
Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через
нос с произнесением звука «м-м-м-м-м».
Повторять 1,5 -2 минуты.
«Маятник»
Стоя, ноги расставить на ширину плеч,
алку держать за спиной на уровне
нижних углов лопаток. Наклонять
туловище в стороны. При наклоне – выдох
с произнесением звука «т-у-у-у-х-х-х».
Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.
«Гуси летят»
Медленная ходьба по комнате. На
вдох – руки поднять в стороны, на
выдох – опустить вниз с произнесением
длительного звука «г-у-у-у».
Повторять 1-2 минуты.
«Семафор»
Сидя, ноги сдвинуть вместе. Поднять
руки в стороны и медленно их опустить
вниз с длительным выдохом и
произнесением звука «с-с-с-с-с».
Повторить 3-4 раз.
Комплекс упражнений для развития носового дыхания.
1.Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через другую (и наоборот).
2.Вдох одной ноздрей (другая прижата), выдох другой (первая прижата).
3.Вдох медленный ртом, толчкообразный выдох носом.
4.Вдох и выдох через сомкнутые губы. (углы рта растянуты).
5.Сомкнув губы надуть щеки, после чего, прижав кулак и к щекам, медленно выдавить воздух через сжатые губы.
6.Вдох носом. На выдохе медленно произнести звук «м-м-м».
Комплекс упражнений для развития носового дыхания.
1.Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через другую (и наоборот).
2.Вдох одной ноздрей (другая прижата), выдох другой (первая прижата).
3.Вдох медленный ртом, толчкообразный выдох носом.
4.Вдох и выдох через сомкнутые губы. (углы рта растянуты).
5.Сомкнув губы надуть щеки, после чего, прижав кулак и к щекам, медленно выдавить воздух через сжатые губы.
6.Вдох носом. На выдохе медленно произнести звук «м-м-м».
Комплекс упражнений для развития носового дыхания.
1.Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через другую (и наоборот).
2.Вдох одной ноздрей (другая прижата), выдох другой (первая прижата).
3.Вдох медленный ртом, толчкообразный выдох носом.
4.Вдох и выдох через сомкнутые губы. (углы рта растянуты).
5.Сомкнув губы надуть щеки, после чего, прижав кулак и к щекам, медленно выдавить воздух через сжатые губы.
6.Вдох носом. На выдохе медленно произнести звук «м-м-м».
Комплекс упражнений для развития носового дыхания.
1.Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через другую (и наоборот).
2.Вдох одной ноздрей (другая прижата), выдох другой (первая прижата).
3.Вдох медленный ртом, толчкообразный выдох носом.
4.Вдох и выдох через сомкнутые губы. (углы рта растянуты).
5.Сомкнув губы надуть щеки, после чего, прижав кулак и к щекам, медленно выдавить воздух через сжатые губы.
6.Вдох носом. На выдохе медленно произнести звук «м-м-м».
Контрастные ножные ванны
(методика проведения).
Применяются при частых простудных заболеваниях у детей старше 1,5-2 лет.
Перед ребенком ставят два таза с водой. Воды наливают столько, чтобы она достигла середины голеней. В одном тазу температура воды 37-38*С (теплая), в другом – вода прохладная, 25-26*С (для детей ослабленных и часто болеющих-33-34*С). Ребенок поочередно погружает ноги в теплую и прохладную воду. Начинают с теплой воды, а заканчивают холодной. Время воздействия теплой воды -1-2 минуты. Холодной 5-10 секунд. Начинать следует с 3-5 погружений, в дальнейшем число погружений увеличивают до 9-11. Температура воды остается неизменной (возможно повышение до 40*С). Температура прохладной воды понижается на 1*С в неделю. Конечная температура – 18-20*С.
Затем ноги растирают полотенцем до легкого покраснения.
Данная методика закаливания может использоваться круглогодично.
Контрастные воздушные ванны в домашних условиях
(методика проведения)
Проснувшись раньше, чем обычно, и укрыв ребенка одеялом, мама открывает фрамугу или окно и доводит температуру в спальне до +15-14*С. Одновременно в соседней комнате включается обогреватель, и температура повышается до +22*С. Далее, под веселую музыку, проводится подвижная игра с ребенком, который в трусах, майке (через 2-3 недели без неё) и сандалетах на босую ногу перебегают из прохладной комнаты в теплую и обратно в течение 3-6 минут. Такие контрастные воздушные ванны проводятся круглогодично с постепенным увеличением разницы температур в комнатах до 15-20*С. Летом в одной из комнат устраивается сквозное проветривание или используются вентиляторы с регулируемой температурой воздушного потока.
Систематическое проведение таких процедур в дополнение к ежедневным прогулкам повышает устойчивость организма ребенка к сквознякам, к продолжительным охлаждениям и перегреваниям.
После перенесенного острого заболевания к закаливающим процедурам приступают не ранее чем через неделю после выписки.
Наиболее рационально сочетать закаливание воздушными ваннами с физическими упражнениями.
Дыхательная гимнастика.
1.И.п.: сидя на стуле, руки на коленях, ладонями вниз. Выпрямить ноги в коленях, руки, поднять вверх, вдох носом. Вернуться в и.п.- выдох ртом. Повторить 3-4 раза.
2. И.п.: сидя на стуле, руки согнутые в локтях, плечах. Локти поднять –вдох, сидя нагнуться – выдох. Повторить 4-5 раза.
3. И.п.: сидя на стуле, руки на коленях, ладонями кверху. Сжать кулаки, голову слегка запрокинуть – вдох носом, вернуться в и.п. – выдох ртом. Повторить 3-4 раза.
4.И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Руки через стороны вверх – вдох носом, через стороны вниз – выдох ртом. Повторить 6-8 раз.
5. И.п.: то же. Руки вперед вверх – вдох носом, руки вниз назад, присед – выдох ртом. Повторить 4-5 раз.
6.И.п.: то же. Руки в стороны на высоту плеч, поворот туловища в сторону – вдох носом, вернуться в и. п. – выдох ртом. Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.
7.И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Выполнять наклоны в стороны. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Дыхание произвольное.
8.И.п.: то же. Руки в стороны на высоту плеч -вдох, руками обхватить ногу, согнутую в колене и прижатую к груди -выдох. Повторить по 3 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система закаливания детей старшего дошкольного возраста
старшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/06/picture-362356-1386356790.jpg)
Закаливание детей старшего дошкольного возраста
Закаливание, как средство повышения защитных сил организма, возникло в глубокой древности. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/23/picture-951207-1506151407.png)
Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего возраста.Задачи: Познакомить родителей с комплексом мероприятий по закаливанию детей раннего возраста.По...
Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста
Рекомекндации родителям по закаливанию детей раннего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/05/picture-681470-1675612299.jpg)
Закаливание детей раннего возраста Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста .
Закаливание детей раннего возрастаРекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возрастаЦель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/01/picture-1132040-1554118014.jpg)
"Закаливание детей старшего дошкольного возраста"
Закаливание, как средство повышения защитных сил организма, возникло в глубокой древности. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/19/picture-1280082-1603112514.jpg)
Закаливание детей старшего дошкольного возраста
Закаливание детей старшего дошкольного возрастаСентябрь«Зайчики и белочки»...