Методика формирования основ безопасности у дошкольников.
статья

Голикова Людмила Николаевна

Работая в соответствии c ФГОС ДО решать содержание образовательной области «Социально - коммуникативное развитие" необходимо через интеграцию всех образовательных областей, организацию самостоятельной детской деятельности, создание развивающей предметно-пространственной среды и взаимодействия с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методика формирования основ безопасности у дошкольников.

Для системной работы по ОБЖ с дошкольниками в воспитательно-образовательном процессе я использую программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность», где дан материал, с помощью которого у детей появляется потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях. Она разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования, реализует шесть основных направлений:

  • ребенок и другие люди;
  • ребенок и природа;
  • ребенок дома;
  • здоровье ребенка;
  • эмоциональное благополучие ребенка;
  • ребенок на улицах города 

и нацеливает на специальную работу по ознакомлению дошкольников с различными опасными ситуациями в их жизни и правилами безопасного поведения. 

Цель моей деятельности – формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

В своей работе использую разнообразные эффективные формы работы с детьми по данной теме:

- комплексные занятия;

- беседы;

- ознакомление с художественной литературой;

- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;

- развлечения, досуги;

- игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);

- экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;

- наблюдения;

- эксперименты и опыты;

- игровые тренинги;

- «минутки безопасности»;

- моделирование заданных ситуаций;

На практике убедилась, что литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Примером для детей служат литературные произведения:

сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка». - Б. Житков «Пожар». - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др.

Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры.

Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций.

Основным средством ознакомления детей с правилами безопасности в быту считаю дидактические игры оформленные мной: «Четвертый лишний», «Хорошо - плохо», «Если случится беда?», «Что нужно для пожарного щита?» и др.

Игры дают возможность:

  • познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
  • учить различать потенциально опасные предметы;
  • сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
  • познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считаю ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.

При изучении с дошкольниками правил дорожного движения следует учитывать три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:

  • ребенок – пешеход;
  • ребенок – пассажир городского транспорта;
  • ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

Работу по формированию основ безопасности у детей провожу, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике за пределами дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод в формировании основ безопасного поведения дошкольников

Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях....

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, как часть многоаспектного явления социального развития, методом моделирования

Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является  средством и  результатом  социализации. Социальное развитие – многоаспектно...

формирование основ безопасности у дошкольников в познавательно-речевой деятельности на основе интеграции образовательных областей ФГТ

Ребенок живет в огромном мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях. И ему, чтобы не растеряться, необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обе...

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность"

ull; дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подго...

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3-5 лет «Моя безопасность»

Дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с разли...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников МБДОУ "Детский сад №28 «Надежда" «СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников МБДОУ "Детский сад №28 «Надежда" «СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»...