У природы нет плохой погоды.
проект (подготовительная группа)
Данный материал содержит исследовательский проект. Дети подготовительной группы, в процессе наблюдений за солнцем, дождём, облаками, ветром решили изготовить приборы – помощники для наблюдений, чтобы показать изменения, происходящие в окружающей природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_pogody.docx | 193.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - «ДЕТСКИЙ САД №80»
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА БАРНАУЛА
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОГОДЫ С ПОМОЩЬЮ ПРИБОРОВ - ПОМОЩНИКОВ
Исследовательская работа
(Краткосрочный проект)
У Природы нет плохой погоды
Выполнила: Мезенцева
Оксана Викторовна,
воспитатель
2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
- Актуальность исследования..................................................................4
- Цель и задачи, гипотеза, объект, предмет………………………….4
- Предполагаемые результаты…………….…………………………..5
- Методы исследования………………………………………………….5
- Этапы исследовательской деятельности…………………………..6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….10
РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………………………10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..11
«Солнце радует, дождик освежает,
ветер бодрит, снег наполняет сердце
весельем: не бывает плохой погоды,
а есть только разновидности хорошей».
Джон Раскин
- ВВЕДЕНИЕ
С давних времён люди предсказывали народным приметам для того, чтобы определить, когда сеять пшеницу или высаживать рассаду растений.
В настоящее время для этого есть специальные приборы на метеостанции и люди, метеорологи, которые сообщают погоду.
Сегодня можно узнать погоду не только на предстоящий день, но и на последующие дни.
Кому и зачем это надо?
Для тех, кто за рулём, надо знать какую резину обувать, какую жидкость заливать. Тем, кто любит отдых на природе, не помешает знать, стоит ли брать тёплые вещи или плащ от дождя. А те, кто женится, отменить свадьбу из –за ливневого дождя или сильного мороза.
И нашим папочкам и мамочкам очень важно нарядить нас в детский сад.
А как надо? По погоде.
Так что же такое погода и от чего она зависит?
АКТУАЛЬНОСТЬ
Как показать детям изменения, происходящие в окружающей природе?
Конечно, в процессе наблюдений за солнцем, дождём, облаками, ветром.
- Каждый день наблюдать?
- Не интересно.
- Изготовим приборы – помощники для наблюдений.
- Здорово как интересно!
Заинтересовать детей в происходящих вокруг природных явлениях.
ЦЕЛЬ
Научиться определять погоду, используя для этого специальные самодельные приборы и составлять прогноз погоды.
ЗАДАЧИ
- Используя литературу, узнать, кто определяет погоду и с помощью каких приборов;
- Изготовить приборы – помощники: ветровой детектор, барометр, термометр, осадкомер, гигрометр;
- Организовать систему наблюдений за погодой с помощью уличного термометра и приборов помощников;
- Научиться предсказывать, прогнозировать погоду на последующий день и использовать прогноз в своей деятельности.
ГИПОТЕЗА
Если мы изобретем приборы – помощники для определения погоды, то нам будет интересно наблюдать за погодой, и мы сможем прогнозировать её.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Погода
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Температура воздуха, атмосферное давление, сила ветра, количество осадков, влажность.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Рассматривание и анализ литературы;
- Наблюдения;
- Беседа;
- Предметное моделирование (приборы - помощники);
- Исследовательская деятельность - опыты;
- «фотозарисовки»;
- Творческие проекты
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Дети приобретут навыки использования приборов для наблюдения за погодой;
- Будут иметь представления о температуре воздуха, атмосферном давлении, силе ветра, количестве осадков, влажности;
- Посадят цветы – барометры (клевер, фиалка, мать – и –мачеха, одуванчик, мальва), для предсказывание погоды;
УЧАСТНИКИ
Кукушкин Кирилл, 6лет 6 месяцев
Таранов Дима, 7 лет
Зубова Лелея, 6лет 5 месяцев
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Шаг 1. Философы.
Что такое погода?
Этот вопрос мы задавали ребятам в группе. Их ответы были похожие – это ветер, дождь, солнце, пасмурно, ясно, тепло, холодно. Мы обратились за помощью к Оксане Викторовне и узнали, что существует целая наука о погоде – метеорология, которая с помощью специальных приборов изучает погоду и сообщает людям прогноз.
Термометр барометр осадкомер
Ветровой детектор гигрометр
Учёные – гидрометеорологи, используя специальные приборы, делают сложные анализы, расчёты и передают их в главный Гидрометеоцентр, где учёные обрабатывают данные и делают прогноз.
Дома с мамами и папами, а в детском саду с Оксаной Викторовной мы перелистали все книжки, энциклопедии, в которых была информация о погоде. Мы узнали, что и дошкольники могут изготовить приборы (ветровой детектор, барометр, термометр, осадкомер, гигрометр) своими руками, научиться с ними, обращаться и с их помощью наблюдать за погодой на территории детского сада.
Помощником в работе стал народный календарь, который есть в нашей группе. И каждый день он рассказывает нам о приметах:
- Если на крышах длинные сосульки- к продолжительной весне.
- Если весна с первых дней разгульна, не застенчива - обманет, верить нечего.
- Если кучевые облака к вечеру исчезают – к хорошей погоде.
- Небо в барашках снег приносит.
- Заря пурпурного цвета – к снегу, к метели.
- Золотая зоря – к хорошей погоде.
- Облака плывут высоко – к хорошей погоде.
- Если дождь крупный капает – скоро перестанет.
Шаг 2. Изобретатели
Подобрав нужный материал, мы принялись за изготовление самодельного оборудования для наблюдений за погодой.
- Осадкомер – прибор для измерения уровня осадков (снега и воды), изготавливается из любой подручной емкости, на которую наносятся деления (условные мерки). В зимнее время собранный в дождемер снег заносится в теплое помещение и измеряется в жидком состоянии.
Осадкомер поможет нам более точно определить погоду в нашей местности. Для изготовления прибора мы разрезали верхнюю часть пластиковой бутылки. Перевернули отрезанное горлышко вверх тормашками и вставили его в основную часть бутылки. Острые края обернули липкой лентой. В переднюю часть прибора закрепили линейку. Осадкомер вынесли на улицу и поставили на открытое место. Чтобы прибор не перевернулся от ветра, мы его оградили кирпичами. Результаты наблюдений за выпавшими осадками мы записывали в дневник наблюдений.
- Барометр – прибор для определения атмосферного давления. Чем оно выше, тем меньше вероятность дождя.
Для изготовления барометра нам понабился воздушный шарик, стеклянная банка, соломинка для питья, резинка, зубочистка и клейкая лента.
Сначала мы отрезали кончик воздушного шара и плотно натянули его на горлышко банки. Затем прочно резинкой закрепил шарик на банку. С помощью клейкой ленты Кирилл прикрепил зубочистку к одному концу соломинки. Другой её конец Дима закрепил клейкой лентой на натянутом на банке воздушном шарике. Соломинка с зубочисткой будет служить указательной стрелкой барометра. Лелея на картонном прямоугольнике, нарисовала в верхней его части солнце, а в нижней облако и закрепила его.
Если стрелка поднималась (высокое давление = хорошая погода), если стрелка опускалась (низкое давление = плохая погода). Если давление среднее, возможны осадки.
- Ветровой детектор - прибор для измерения силы ветра.
Синоптики с помощью Шкалы Бофорта определяют силу ветра, а мы соорудили несложный прибор - ветровой детектор. Для этого мы использовали длинный шест, бельевая тонкая веревка, папирусная бумага, писчая бумага, фольга, тонкий картон, толстый картон и дырокол. Дима и Лелея отрезали от картона, бумаги и фольги полоски одинакового размера. С помощью дырокола сделали на одном конце каждой полоски отверстие. Кирилл прочно привязал полоски к шесту. Самую легкую полоску привязал у верхушки, а самую тяжелую – у основания.
От легкого ветерка в воздухе трепетала папирусная бумага, зато сильный ветер приводил в движение даже толстый картон.
- Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.
Для изготовления гигрометра нам понадобились: 2 сосновые шишки и прочная веревка. Шишки закрепили на веревке и подвесили там, где на наш гигрометр не падали осадки. Установили и стали наблюдать.
- Термометр - прибор для измерения температуры воздуха.
Когда погода меняется, воздух становится теплее или холоднее.
Температура показывает нам, насколько сильно нагрет или
охлажден тот или иной предмет. Этот прибор мы приобрели в магазине.
У нас возник вопрос: как правильно его разместить?
Если его поставить на солнечную сторону или в тень,
то термометр будет показывать неправильную температуру воздуха.
А чтобы показания были верными, мы придумали будку (коробка).
Шаг 3. Исследователи
Приборы изобретены, как они работают и что с их помощью можно определить, мы знаем.
Теперь самое главное – испробовать всё на практике.
Проводим наблюдение за погодой в определённой последовательности, в одно и то же время суток (утром в 11.00).
- Определить температуру воздуха.
- Измерить количество осадков с помощью осадкомера.
- С помощью барометра определить атмосферное давление.
- Ветровой детектор покажет силу ветра.
- Гигрометр определить влажность воздуха.
- Показания вносили в дневник наблюдений.
- Сообщаем детям в группе прогноз на следующие дни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОД:
Гипотеза подтвердилась. Мы изобрели приборы – помощники для определения погоды. С интересом наблюдали и учились прогнозировать погоду на следующий день.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Мы скоро уходим в школу, и нам бы хотелось, чтобы наши начинания в прогнозировании погоды продолжались детьми старшей группы. Может быть, дополнились приборами - помощниками и создание метеоплощадки с размещением на ней специального оборудования.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
- Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.
- Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
- Рыжова Н.А. «Воздух невидимка» Москва: lewka – press, 1998г.
- «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.
ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОГОДОЙ
ДАТА | ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА | АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ | КОЛИЧЕСТВО ОСАДКОВ | СИЛА ВЕТРА | ВЛАЖНОСТЬ | ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | ФАКТИЧЕСКАЯ ПОГОДА |
10.03 | - 8 | ЯСНО | НЕТ | СЛАБЫЙ | |||
11.03 | - 5 | ОБЛАЧНО | НЕТ | СРЕДНИЙ | |||
12.03 | 0 | ЯСНО | НЕТ | СЛАБЫЙ | |||
13.03 | 0 | ЯСНО | НЕТ | СЛАБЫЙ | |||
14.03 | + 5 | ОБЛАЧНО | ДОЖДЬ | СЛАБЫЙ | ВДАЖНО | ||
17.03 | + 3 | ЯСНО | НЕТ | СЛАБЫЙ | |||
18.03 | + 4 | ЯСНО | НЕТ | СЛАБЫЙ | |||
19.03 | + 6 | ЯСНО | НЕТ | СЛАБЫЙ | |||
20.03 | + 2 | ОБЛАЧНО | НЕТ | СЛАБЫЙ | |||
21.03 | + 4 | ЯСНО | НЕТ | СРЕДНИЙ | |||
24.03 | + 2 | ОБЛАЧНО | НЕТ | СРЕДНИЙ | |||
25.03 | + 5 | ЯСНО | НЕТ | СЛАБЫЙ | |||
26.03 | + 6 | ЯСНО | НЕТ | СРЕДНИЙ | |||
27.03 | + 9 | ОБЛАЧНО | НЕТ | СРЕДНИЙ | |||
28.03 | + 2 | ОБЛАЧНО | НЕТ | СИЛЬНЫЙ | |||
31.03 | + 10 | ЯСНО | НЕТ | СЛАБЫЙ | |||
1.04 | + 22 | ЯСНО | НЕТ | СЛАБЫЙ | |||
2.04 | + 24 | ЯСНО | НЕТ | СЛАБЫЙ | |||
3.04 | + 14 | ЯСНО | НЕТ | СЛАБЫЙ | |||
4.04 | + 14 | ЯСНО | НЕТ | СРЕДНИЙ | |||
7.04 | + 14 | ОБЛАЧНО | НЕТ | СИЛЬНЫЙ | |||
8.04 | + 10 | ОБЛАЧНО | НЕТ | СИЛЬНЫЙ | |||
9.04 | + 14 | ОБЛАЧНО | НЕТ | СИЛЬНЫЙ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "У природы нет плохой погоды"
Методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания, плсвященного формированию у детей экологической культуры...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"
Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
У природы нет плохой погоды
Даются рекомендации родителям по наблюдению за природой...
Занятие художественно-эстетического направления на тему "У природы нет плохой погоды" в старшей группе МДОУ
1. Рассматривание картин: И.Остроухов "Золотая осень", А.Грицай "Прошёл лёгкий дождь", К.Крыжицкий "Ранний снег".2. Игра "Эхо".3. Физминутка "Листья осенние".4. Чтение стихов: А.Плещеев "Осень наступи...
Беседа по экологии "У природы нет плохой погоды..."
Цель: расширение представлений о разнообразии погоды Сибири. Формирование умения сравнивать погоду в разное время года, используя метеорологические термины.Работа над словарем: температура, термометр,...
Конспект Дня Здоровья:"У природы нет плохой погоды".
В этом году на День Здоровья была дана такая тема:"У природы нет плохой погоды". При создании конспекта постаралась, чтоб занятие было насыщенное, интересное. Учитывала здоровьесберегающие технологии....