НОД «Чистота – залог здоровья!»
опыты и эксперименты (младшая группа)
Методическая разработка социально - педагогической направленности, область Познавательное развитие, для детей 3-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 104.5 КБ |
![]() | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад с. Бакчара»
Методическая разработка НОД
по познавательному развитию,
социально - экологической направленности.
«Чистота – залог здоровья!»
Участники:
Дети 2 младшей группы (3 -4-х лет)
Автор:
Михайлова Татьяна
Александровна,
воспитатель
Бакчар 2019г.
Содержание
- Введение ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- с.3
- Основная часть----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- с.3 - 10
- Цель___________________________________________________________________________________________________ с.3
- Задачи_________________________________________________________________________________________________ с.3
- Словарная работа_______________________________________________________________________________________ с.3
- Интеграция образовательных областей___________________________________________________________________ с.3 - 4
- Предшествующая работа________________________________________________________________________________ с.4
- Методы и приёмы_______________________________________________________________________________________с.4
- Материал и оборудование________________________________________________________________________________с.4
- Предполагаемый результат______________________________________________________________________________ с.4
- Технологическая карта НОД_____________________________________________________________________________с.5 - 10
3. Заключительная часть--------------------------------------------------------------------------------------------------------с.10
- Вывод________________________________________________________________________________________________ с.10
- Литература___________________________________________________________________________________________ с.10
1 Введение
Проблема экологического воспитания детей была и остаётся одной из злободневных проблем. Особую актуальность она приобрела в наши дни, в дни технического прогресса и всеобщей компьютеризации. Дети мало общаются с природой, поэтому не замечают её красоты и многообразия. Природа – это материя, которую можно увидеть услышать и принять детской душой. В период дошкольного детства закладываются основы духовных качеств человека, происходит становление его как личности, формируются зачатки экологической культуры и социальной значимости. Поэтому очень важно именно в дошкольный период пробудить в ребёнке желание познать секреты природы, привить любовь к ней и научить созидать, а не разрушать.
Чтобы этот процесс для ребёнка стал интересным, незабываемым и понятным я стала включать в непосредственно образовательную деятельность современные технологии, методы и приёмы обучения: экспериментально-исследовательскую деятельность, мнемотаблицы, логоритмику и т.д. Дети с большим желанием участвуют в таких мероприятиях образовательного характера и поддерживают интерес к происходящему на протяжении всей деятельности.
У ребят формируются такие интегративные качеств как любознательность, познавательная активность, самостоятельность, настойчивость, а также зачатки социальной культуры и социальной зрелости.
2.Основная часть
Цель: Формирование первичных экологических знаний детей о природном явлении дожде и значение воды в жизни человека и природы.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с процессом образования природного явления – дождь.
- Воспроизвести в памяти детей уже известные свойства воды: цвет, вес, температура.
- Уточнить знания о значении воды в природе и жизни человека.
Развивающие:
- Развивать умение действовать по заданному алгоритму вместе с взрослым.
- Развивать познавательную активность, в процессе экспериментирования.
- Обогащать словарный запас детей
- Активизировать речевую активность
Воспитательные:
- Воспитывать у детей культурно – гигиенические навыки, желание быть чистым, аккуратным.
- Закреплять навыки порядка действий при умывании.
- Уточнять предназначение и значимость туалетных принадлежностей (мыло, полотенце)
- Воспитывать бережное отношение к воде.
- Видеть красоту природных явлений – непосредственно дождя.
Словарная работа: облако, туча; тяжёлая, лёгкая; холодная, горячая, тёплая; микробы; капля - капли - капельки; дождь – дождик.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие.
- формирование целостной картины мира, расширение представлений о природных явлениях (дождь, лужи), о здоровье человека.
2. Социально – коммуникативное развитие.
-Закрепление элементарных общепринятых норм и правел поведения в быту и общественной жизни. Развитие желания доверительного общения со сверстниками и взрослыми.
3. Речевое развитие.
- Формирование навыков речевого общения в бытовых ситуациях. Обогащение активного словаря детей. Развитие умения составлять рассказ с помощью мнемотаблицы.
4. Физическое развитие.
- Развитие мелкой и крупной моторики детей. Закрепление гигиенических навыков, формирование предпосылок к потребности в здоровом образе жизни.
5. Художественно – эстетическое развитие.
- Развитие умений видеть прекрасное в природе и природных явлениях.
Предшествующая работа:
Опыты с водой: «Свойства воды»; наблюдения за небом, облаками, тучами, дождём из окна группы, лужами; дидактическая игра «На что похоже облако?»; чтение произведений: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе». Беседы: «Помощница вода», «Кто пьёт водичку?» по содержанию прочитанных произведений.
Методы и приёмы:
Логоритмика, сюрпризный момент «Приход бабушки Федоры», экспериментальная деятельность для наглядности: «Превращение облака в дождевую тучу», «Мыло – враг микробам», Игровая разминка «Где живёт дождь», Игра «Капля раз…», мнемотаблица «Формирование гигиенических навыков», художественное слово, беседа с детьми.
Материал и оборудование:
По количеству детей: губки для мытья посуды синего цвета, по 2 тарелочки с водой, ватные палочки, чашечка с жидким мылом, салфетки.
1 таз с тёплой водой, 1 таз с холодной водой, перец, 2 полотенца, жидкое мыло, мнемотаблица «Формирование гигиенических навыков», магнитная доска, Кукла – бабушка Федора, запись разминки «Малышарики»,
Предполагаемый результат:
- Называют основные свойства воды и её значение в жизни природы и человека.
- Понимают простейший механизм образования дождя как природного явления.
- Желают соблюдать правила личной гигиены и испытывают потребность в здоровом образе жизни.
- Задают вопросы взрослым, по интересующим их темам, стремятся узнать новое, пытаются искать информацию путём наблюдений, опытов, экспериментов.
-Испытывают потребность в оказании помощи, нуждающимся в ней.
Технологическая карта НОД
№ | Этап НОД Структурные компоненты деятельности | Ход НОД | |||
Цель | Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Ритуал приветствия Логоритмика «Малышарики» Сюрпризный момент ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ деятельностный этап Постановка проблемного вопроса Логоритмическая разминка «Где живёт дождь» Эксперимент «Превращение облака в дождевую тучу» Мнемотаблица «Порядок мытья рук» Гигиенические процедуры. «Моем бабушку Федору» Русский фольклор. Игра – физминутка Эксперимент «Мыло – враг микробам» ЗАКЛЮЧИТЕЛЬ НАЯ ЧАСТЬ Рефлексия Подведение итога деятельности ИТОГ: | Создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе, предоставление детям возможности поприветствовать друг друга с помощью вербальных и невербальных средств общения, создание доброжелательной, спокойной атмосферы в коллективе Создание ситуации неожиданности, правдоподобности. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимулирование интереса к ней. Активизация мыслительных процессов детей Донесение до детей технологии образования дождя как природного явления через физические упражнения с словесным сопровождением. Создание для детей нагляднообразного процесса превращения облака в тучу и выпадения осадков в виде дождя как природного явления, через экспериментально-исследовательскую деятельность. Привитие гигиенических навыков и ответственного отношения к собственному здоровью. Создание непринуждённой атмосферы, усиление значимости водных процедур через художественное слово. Создание раскрепощенного настроения и возможности в физической активности через совместную игровую деятельность. Создание наглядного образа убегающих микробов от мыла, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Выявление наиболее действенных методов и приёмов работы, что усвоили и что нужно закрепить. Обобщение ответов детей и подведение к логическому завершению деятельности, а так же стимулирование детского интереса к познавательным процессам в дальнейшем развитии. | Приглашает ребят встать в круг В: Доброе утро ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас с вами ждут увлекательные игры, эксперименты и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! А теперь давайте поприветствуем друг друга. Солнышко проснулось Новый день на дворе. Сколько надо нового Узнать детворе. Малышарики, малышарики Приходите поскорей – малышарики. Ничего такого, То, что нос не дорос. Главное про всё на свете Выдать вопрос. Малышарики, малышарики, Приходите поскорей – малышарики. Раздаётся стук в дверь, приходит кукла – бабушка Федора В: Здравствуй, бабушка Федора, почему ты такая расстроенная? Такая грязная? Что случилось? Воспитатель делает вид, что выслушивает Федору. В: Ребята, Бабушка Федора говорит, что у неё случилась беда. От неё убежала вся посуда и всё, что было в доме. Пока бабушка догоняла их, испачкалась, потому, что упала в лужу. Она просит прощения у посуды и уговаривает её вернуться, обещает всегда мыть её и беречь. Но посуда ответила, что вернётся только тогда, когда Федора сама станет чистой. Бабушка просит нас о помощи. Ребята, поможем Федоре? В: А скажите, откуда же у нас появляются лужи, в которых мы можем испачкаться? В: А где прячется дождик? В: Видишь, Бабушка Федора, дождик прячется в тучках, а из тучек капельками выпадает на землю и образуются лужи. В. Мы сейчас с вами попробуем сами разобраться, как получается дождик. Но сначала разомнёмся: Лёгенькое облачко по небу гуляло, Лёгенькое облако речку увидало. Опустилось облако к речке голубой, Искупалось облако прямо с головой. Превратилось облако в тучу голубую, Понесла водичку прямо над землёю. Прохудилась туча, над деревней нашей, И полила дождиком, чтоб всё было краше! В: Молодцы ребята, мы с вами размялись и рассказали бабушке от куда берётся дождь а теперь вместе с Федорой пройдём за столы и попробуем разобраться как облачко превращается в дождевую тучу. В: У нас на столе лежат губки – это облака. Возьмите их в руку и скажите, какие они сухие или мокрые, лёгкие или тяжёлые? В: Значит наши облака лёгкие и сухие. В: А в тарелочках у нас вода, это – реки, моря, океаны из которых облачко набирает капельки воды. Опускаем в воду свои облака. Набираем водичку, наше облако наполняется и превращается в тучку. Затем поднимается вверх. Какой стала наша туча. В: Да, действительно, туча стала тяжёлая, потому, что вода имеет вес. От тяжести воды, тучка прохудилась, и пошёл дождь. (Нажимают на губку) Вот такой замечательный у нас получился дождик. Положите губки на стол и вытрите руки салфеткой. В: Ребята, а какие капельки бывают у дождя? В: Вот Бабушка Федора, мы показали тебе, откуда берутся лужи. В: Ребята, а как вы думаете, вода приносит вред или пользу всему живому на земле? Для чего она нужна? В: Да, действительно, вода играет огромное значение в жизни человека и природы. В: А вот теперь мы должны помочь Бабушке Федоре вымыть ручки, помыть лицо, чтобы посуда к ней вернулась. Но сначала вспомним порядок действий при умывании и мытье рук. В: А теперь поможем умыться Федоре. Ребята, у нас с вами есть два тазика с водой. Потрогайте воду в тазиках. В синем тазике какая вода, а в белом? Какой ещё может быть вода? Какой водой будем мыть нашу бабушку? Почему? В: Но для закаливания организма люди используют и холодную воду. Мы с вами об этом поговорим в следующий раз. А сейчас вспомним, что будем использовать при умывании кроме воды? И для чего. Вместе с детьми моет бабушку Федору. Даёт возможность поучаствовать всем детям. В: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. В: Посмотрите ребята, какая бабушка стала чистая и весёлая И она хочет с нами поиграть. Давайте пройдём на ковёр и встанем в круг Капля – раз, капля – два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом – Всё бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои откроем, От дождя себя укроем. (проводится 2 раза) В: Ну вот и поиграли. Ребята, а с помощью чего мы с вами сделали Бабушку Федору такой чистой? В: Да, мыло, наш помощник, оно убивает вредных микробов. А вы хотите увидеть, как микробы боятся мыла? В: Тогда проходите за столы и присаживайтесь. В: Ребята в чашечках чистая вода, которой мы умываемся. А вот в воду попали микробы. Сыпет каждому ребёнку в тарелочку с водой немного молотого перца из перечницы В: Нам нужно от них избавиться. Давайте макнём ватную палочку в жидкое мыло и опустим в середину тарелочки с микробами. В: Что произошло с микробами? В: Значит, лучший помощник воды, в поддержании чистоты, это что? В: А, что мы можем посоветовать Федоре, чтобы посуда её простила и к ней обязательно вернулась? В: А сейчас, нам пора прощаться с Федорой, её ждёт грязная посуда. Я предлагаю подарить Бабушке вот этот кусочек мыла, чтобы она могла помыть посуду и всегда держать свой дом и себя в чистоте и порядке. Чтобы вновь не произошло беды. Бабушка Федора уходит. В: Ну вот, ребята, и ещё один день мы с вами провели с пользой. Помогли Бабушке Федоре, да и сами узнали что-то для себя новое и интересное. Что вам сегодня понравилось, запомнилось, чем бы вы хотели поделиться с друзьями, родителями. Даёт возможность высказаться всем желающим. В: И в завершении нашей работы хочу прочитать вам гимн чистоте, так – как «Чистота залог здоровья!» Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок, И густой гребешок! Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться, В ушате, в корыте, в лохани, В реке, ручейке, в океане, И в бане и в ванне, Всегда и везде – Вечная слава воде! В: Спасибо за работу! | Дети встают в круг вместе с воспитателем выполняют движения под музыку -Поднимают руки вверх, потягиваются. -Руки на поясе приседают с поворотами туловища. -Подпрыгивают на месте, руки на поясе. -Держатся за голову и покачивают ей. -Грозят пальчиком. -Подпрыгивают на месте, руки на поясе. Д: Да, Поможем! Д: Лужи появляются, когда тает снег или идёт дождик. Д: В тучках. Дети встают в круг -Поднимают руки вверх, образуют облачко, и кружатся на носочках. -Изображают волну руками. -Плавно приседают и опускают руки. - Как - будто брызгают на себя водой. -Поднимаются, изображают тяжёлую тучу. -Бегут по кругу, изображая тучи. -Останавливаются, приседают опускают руки вниз. -Стучат пальчиками о пол. Выпрыгивают вверх, радуясь красоте. Проходят и садятся за столы с подготовленным материалом для опыта. Сжимают и разжимают сухие губки. Д: Они лёгкие и сухие. Д: тяжелая, мокрая. Нажимают на губку Д: Большие, маленькие, теплые, холодные. Д: Пользу. Ответы детей. Проговаривают порядок мытья рук и умывания с помощью мнемотаблицы. Обследуют воду в тазиках. Д: В синем тазу вода холодная, а в белом тёплая. Будем мыть бабушку тёплой водой, чтобы она не простудилась.
Д: Мыло - чтобы убить микробов. Полотенце – чтобы вытереть тело. Помогают воспитателю мыть и вытирать Бабушку Федору Встают в круг, Федору садят на стульчик в центре круга. -показывают поочерёдно ладошки. -сводят ладони вместе. -Бегут по кругу -приседают, изображают крышу над головой. Д: С помощью воды и мыла. Д: Да. Проходят за столы. выполняют вместе с воспитателем Д: Они разбежались. Д: Мыло. Д: Помыть её с мылом. Прощаются с Бабушкой Федорой Ответы детей. | 1 мин 1 мин 1 мин 0,5 мин 2 мин 3мин 3 мин 3 мин 3 мин 2мин 0,5 20мин |
3.Заключительная часть.
Вывод: Непосредственно образовательная деятельность, организованная на основе наглядно действенных методов и приёмов воспринимается детьми с огромным желанием и интересом. Дети являются активными участниками всего образовательного процесса, поддерживают интерес к происходящему на протяжении всей работы. У них закладываются такие интегративные качества как любознательность, настойчивость, выдержка и формируются зачатки социальной культуры и социальной зрелости.
Литература.
1 .Бережнова С.В., Киреева Л.Г. «Формирование экологической культуры дошкольноков». -
Чайкина Е.С. «Моя первая энциклопедия». – Минск: «Харвест», 2010. - 240 с.
- Болушевский С.В. «Самая полная энциклопедия научных опытов»/ С.В. Болашевский, В.Г. Зарапин, Е.И. Михаленко и др. – М.: Эксмо, 2014.
- Чайкина В. С. «Моя первая энциклопедия». – Минск: «Харвест», 2010.
- Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ». – М.: «Сфера», 2008.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День здоровья "Чистота -залог здоровья"
Развлечение для детей средних и старших групп...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-607019-1586153548.jpg)
Будем здоровы! Практический материал для реализации задач формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей в ДОУ. часть I "Чистота-залог здоровья"
Материалы, представленные в пособии, систематизированы в соответствии с разделами программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и безоп...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/10/picture-1217379-1581333382.jpg)
Проект по здоровью в 1 младшей группе «Чистота – залог здоровья»
Цель проекта.Создать условия для формирования культурно – гигиенических навыков у детей. Донести до родителей значимость формирования культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуж...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-842010-1478099759.jpg)
Конспект досуга в рамках Дня здоровья в подготовительной к школе группе Тема: «Чистота – залог здоровья»
- Способствовать закреплению знаний детей о культурно-гигиенических навыках и применении их на практике- Закрепить правила чистоты и порядка, прививать желание к аккуратности и чистоте....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/18/picture-1290693-1605706978.jpg)
Проект по здоровью в I младшей группе "Чистота - залог здоровья"
Одна из важнейших областей это «здоровье». Всем известна поговорка «Чистота - залог здоровья». А как же приучить детей к чистоте, быть опрятными и аккуратными?Все мы знаем, что...
Неделя здоровья «Чистота-залог здоровья!»
проведение недели здоровья в первой младшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/30/picture-210338-1706643363.jpg)
Беседа о здоровье для старших дошкольников на тему "Чистота — залог здоровья"
Цель: формирование культурно - гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:• Расширить знания детей о культурно-гигиенических навыках;• Дать детям ...