Мои ресурсы внутри меня. Арт-терапевтический тренинг для педагогов ДОУ
методическая разработка

Тютикова Жанна Александровна

Данный арт-терапевтический тренинг направлен на повышение профессионального мастерства педагогов через обучение их возможностям применения элементов арт - терепевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния собственного, воспитанников и их родителей. В ходе мероприятия педагоги имеют возможность отработать навыки по приобретению практического опыта в области арт - терапевтических технологий для возможного использования в своей работе и приобретению положительного настроя на процессы личностного и профессионального саморазвития и самопознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 7 «Дарование»

Мои ресурсы внутри меня

Арт-терапевтический тренинг для педагогов ДОУ

Юрга

2020

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов через возможности применения элементов арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния собственного, воспитанников и их родителей.

Задачи:

1. Создать положительный эмоциональный настрой на групповую работу.

2. Расширить представления  педагогов о возможностях арт-терапевтических технологий и применением возможных их элементов в условиях ДОУ.

3. Способствовать развитию профессионально - творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

1. Снятие психоэмоционального напряжения, раскрепощение участников.

2. Приобретение практического опыта в области арт - терапевтических технологий для возможного использования в своей работе.

3. Наличие положительного настроя на процессы личностного и профессионального саморазвития и самопознания.

Оборудование: лист ватмана, набор цветных маркеров, на разносе карточки желтого, красного, синего и зеленого цвета, бубен, колокольчик, листы бумаги А4, шаблоны герба (для каждого участника), наборы цветных карандашей.

Ход тренинга

1. Введение в тему и раскрытие формы работы (15-20 мин)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня у нас с Вами арттерапевтический тренинг «Мои ресурсы внутри меня».

Наша сегодняшняя встреча является одним из мероприятий, посвященных профилактике эмоционального выгорания педагогов. Так как понимание и умение жить в ресурсном состоянии – когда достаточно сил, энергии, средств, мотивации для достижения любой цели, само по себе является профилактикой СЭВ.

Кроме этого, мне бы хотелось познакомить Вас с возможностями и особенностями арт - терапевтических технологий, элементы которых вы могли бы применять в своей работе с детьми и родителями. 

Термин «Арт-терапия» (art – искусство, art therapy – терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния. Широкое использование арт-терапии на сегодняшний день обусловлено не только её эффективностью, но и отсутствием побочных эффектов, а также возможностью применения для самых разных групп, в том числе и для детей. Важно знать, что результаты творчества участников никогда не подвергаются профессиональной оценке: в ходе работы никто никогда не оценивается, как художник или как скульптор или как певец. Методы арт-терапии очень просты в освоении, не требует никаких дополнительных художественных навыков и доступны каждому. Они прекрасно помогают справиться со стрессом, страхами и тревогами, негативными эмоциями, развивают образное мышление, улучшают работу мозга (являются прекрасным профилактическим средством от различных заболеваний).

Форму тренинга я тоже выбрала не случайно. Так как именно такая организация работы позволит нам максимально через практическую отработку материала погрузиться в тему и процессы самопознания и саморазвития. Этому способствуют следующие преимущества данной формы работы:

  • Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем
  • Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм. По сути дела в группе моделируется - ярко, выпукло - система человеческих взаимоотношений и взаимосвязей
  • Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти - то же самое.
  • В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного «психологического полигона», где можно 7 раз попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.
  • В группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то. Возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания.
  •  Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого. Этот эффект не возникает при индивидуальной работе. Создавая дополнительные сложности для тренера, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов.
  • Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания. Иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.
  •  Групповая форма предпочтительней и в экономическом плане: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна).

Участники обсуждают и принимают правила групповой работы, которые прописывают и зарисовывают на листе ватмана (Приложение 1).

2. Практическая часть

1. Упражнение «Цвет моего состояния» (5-10 мин)

Участникам предлагается прислушаться к себе и выбрать на разносе карточку того цвета, который соответствует актуальному состоянию. Ведущий знакомит участников со значением цвета: красный, желтый, ленный, синий и знакомит участников с возможностями цветотерапии в повседневной жизни. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального состояния и развития человека. Цвет может исцелять и восстанавливать, стимулируя глубокие уровни нашего сознания. Учитывая, что каждый цвет уникален, воздействие его тоже уникально. Не думайте, что цветотерапия не наносит вред.Если неправильно выбрать цвета, то можно заразить человека унынием, а от этого он станет более подвержен стрессам и болезням.

Цветотерапия предлагает воздействовать с помощью цвета на определенные проблемы, вызванные неправильным режимом питания, воздействием токсичных веществ, эмоциональным перенапряжением, ненадлежащим уходом. Вибрации цвета способны разблокировать вашу энергию и улучшить общее состояние. 

Мы с Вами, уважаемые коллеги, можем научиться осознанно использовать цвета в своей жизни  для того чтобы  в нашей душе були нотки радости, спокойствия и равновесие. 

 2. Рисунок «Мой герб»(15 - 20 мин)

Сообщение: Во второй половине XV века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями. Основой герба служит щит. И не зря: щит — это защита, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб.

Для этого вы получите листы с основой герба (Приложение 2). Он разделен на пять частей.

В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего.

Во второй — место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно.

В третьей — самое большое свое достижение.

В четвертой — трех человек, которым вы можете доверять.

Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков.

А в пятой напишите три слова, которые хотели бы услышать о себе.

Время на работу — 15 минут.

Участникам дается время на создание собственного герба. По желанию участники рассказывают о том, что у них получилось.

Обсуждение участников.

- Каждому из вас надо помнить, что, герб который вы изготовили, поможет вам:

— когда вам скучно, вспомнить те дела, которыми можно заняться;

— когда одиноко, подумать о тех людях, к которым вы можете прийти и поделиться своими мыслями;

— стать более уверенными, вспомнив свои достижения, и задуматься о том, чего еще вы можете достигнуть;

— мысленно представив то место, в котором вам уютно и хорошо, отдохнуть и успокоиться;

— когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.

3. Упражнение «Ассоциации» (10 - 15 мин)

Группа делится на пары. Каждый участник на листе бумаги рисует на своего партнера ассоциации (если бы он был цветком, посудой, драгоценностью, деревом, то каким?). Когда ассоциации готовы, можно с их помощью представить своего партнера.

Обсуждение участников.

4. Упражнение «Парное рисование» (10-15 мин)

Группа делиться по парам (участники объединяются в пары с новым партнером), каждой паре раздается по листу бумаги и наборы карандашей.

Инструкция: «Сейчас Вам необходимо будет нарисовать на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Начинаем по сигналу».

Обсуждение и выставка работ.

Участники делятся своими впечатлениями;

- выбирают самую гармоничную, самую необычную, самую конфликтную работу;

- авторы работ отвечают на вопросы: что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне о том, что именно будут рисовать и т.д.;

- обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования, ошибки;

- предлагаются варианты  избегания конфликтов, непонимания, трудностей договориться.

5. Упражнение - разминка  «Моечная машина» (5 - 7 мин)

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний - «сушилкой». «Машина», сообщая свою марку проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить — обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

6. Упражнение «Рисунок по кругу» (10-15 мин)

Участники рассаживаются по кругу на стульях, у каждого в руках карандаш и подготовленный заранее лист бумаги, который расположен  вертикально и делится на 3 части, и затем 1 и 3 часть заворачиваются вовнутрь подобно конверту.

Инструкция: «Сейчас мы с вами вместе создадим фантастическое существо. 1-й участник рисует голову, передает лист 2-му участнику и тот рисует тело, не смотря на голову. Затем передает 3-му участнику и тот рисует ноги. Передает 4-му участнику, который разворачивает лист, придумывает имя существу и небольшую историю о нем».
По сигналу ведущего начинается рисование. Когда фантастические существа готовы, у них есть имена и истории, проводится выставка с обсуждением и комментариями.

7. Медитация «Очищение моей души» (15-25 мин)

Звучит релаксационная музыка.

Настрой участников на расслабление через дыхательную технику.

- Представьте себя на берегу моря…, рассмотрите все, что Вас окружает ….,  

Вы идете по песчаному берегу …, чувствуете его тепло …, чувствуете, как Ваши ноги проваливаются  в песок … как их касаются прибрежные волны … Рассмотрите море …берег…. И вот Вы видите, как перед Вами стоит лодка…Она здесь оказалась не случайно…, её там оставили специально…

Прислушайтесь сейчас к себе…. Почувствуйте, что Вас тяготит, беспокоит, мешает вам в настоящий момент… Это могут быть какие - то состояния, переживания…,  это могут быть какие - то ситуации…, обстоятельства ….

У Вас есть сейчас несколько минут для того чтобы сложить в эту лодку все, что Вас беспокоит и тяготит …., у Вас есть замечательная возможность очистить и освободить свою душу от того, что Вам мешает…, что Вас тяготит…

Теперь…  лодка наполненная грузом Ваших проблем начинает оплывать от берега … проводите ее взглядом … вдаль в сторону горизонта….

Почувствуйте, как легко, приятно и радостно становиться внутри Вас…

Почувствуйте, как с каждым вдохом Вы наполняетесь радостью и легкостью… Ваши плечи распрямляются…, настроение поднимается…. С каждым выдохом внутри Вас укрепляется Ваша самооценка, уверенность и настрой на достижения….

Сейчас на счет три Вы откроите глаза и вернетесь обратно в музыкальный зал, внутри себя сохраните чувство очищения, освобождения, уверенности и самоценности.

Ритмично:

- Раз: пальцы рук сжались в кулаки, ноги почувствовали пол.

- Два: по спине пробежал холодок и спина немного напряглась.

- Три: Вы медленно открываете глаза…., медленно возвращаетесь назад в комнату… Обязательно вытягиваете вверх руки, вдох…, вытягивайте позвоночник…, выпрямляйте и вытягивайте ноги…. носочки ног. Выдох и расслабились… (3 раза растягивание и расслабление).

Инструкция: возьми листы бумаги и выразите цветом, образом то новое состояние, которое у Вас появилось после внутреннего очищения и освобождения.

Обсуждение:

- Поделитесь, пожалуйста, уважаемые коллеги, как Вам было в этом упражнении? Что удалось, что не получилось, что чувствовали? Какой образ у Вас возник по окончанию упражнения?

Список литературы

1. Анджелис, Б. Как придать своей жизни больше любви и смысла / Б. Анджелис. – М.: Эксмо, 2006. – 320 с.

Интернет ресурс:

1. © Самопознание.ру. Читать далее: https://samopoznanie.ru/articles/ob_art-terapii_dlya_teh_kto_ne_verit_v_art-terapiju/#ixzz6HCPwaSy3

2. http://library35.tendryakovka.ru/wp-content/uploads/2014/01/trening_biblio.pdf

Приложение 1

Правила работы в группе

1. Здесь мы общаемся «на ты». Это создает дружескую, доверительную атмосферу. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

2. Бейджи. Не все еще помнят, как кого зовут и чтобы не путаться, давайте поможем друг другу.

3. Правило пунктуальности (Правило «00»). Хотя я его уже давно не ввожу. И в первые 30 минут тренинга всегда делаю какой-то интересный, но не обязательный процесс. Чтобы всем хотелось прийти вовремя. Ведь опаздывать все равно будут. А если правило есть, то оно не должно нарушаться. Второй вариант – ровно вовремя закрывать дверь. И тогда опоздавшие смогут войти только после перерыва.

4. Выключайте, пожалуйста, звук мобильных телефонов. Это иногда сильно отвлекает всю группу.

5. Правило указательного пальца. Если участники заметили, что обсуждение превратилось в бардак, звучат выкрики с места, никто никого не слушает… тогда заметивший участник может встать и поднять вверх указательный палец (при этом не говоря ни слова). Каждый, кто заметил человека, стоящего с поднятой вверх рукой с указательным пальцем, тоже встает, вытягивает вверх руку с указательным пальцем, при этом тоже замолкает. И так до тех пор, пока не стихнут все голоса. Только не стоит этим пользоваться тренеру. В данном случае инициатива должна исходить только от участников.

6. В эфире одна станция (закон микрофона) – то есть одновременно говорит только один человек. Не перебиваем, внимательно друг друга слушаем. Если в группе с этим большие проблемы, можно «придумать маркер». Говорит только тот, у кого в руках маркер.

7. Правило вытянутой руки. Некоторые люди отличаются «долгоговорением». Если чей-то монолог затянулся, участники имеют право вытянуть вперед руку, тем самым показывая, что предмет разговора ясен. Пожалуйста, будьте осторожны с этим правилом. Как правило, в итоге руку начинают вытягивать те, кто как раз и склонен к долгоговорению.

8. Правило я-говорения (я-высказывания). Свою точку зрения излагаем от первого лица: «я считаю, я думаю, я чувствую…». Говорим за себя, не следует говорить за всю группу. Не «мы думаем…», а «я думаю», иначе получается, что ответственность перекладывается на кого-то. Говорим о себе от первого лица.

9. Правило личной активности. Тренинг от слова «тренировка». Тренинг - это личная тренировка каждого. Мы все читали много книг, но секрет успеха не в знании, а в умении применять. Мало посмотреть, как это делают другие. Важно сделать самому. Как в настоящем спортзале, где у кого-то цель – 20 отжиманий, а другого – 120, разные уровни могут быть в группе. Это не значит, что первому нужно уделять больше внимания, чем второму. Тренинг – это не уравнивание уровней участников. Тренинг – это личная тренировка каждого. Только от каждого из вас зависит, насколько эффективной данная тренировка будет лично для вас.

10. Правило конфиденциальности. Любые обсуждения людей и событий на группе возможны только в рамках этой группы.

11. Правило грамотной обратной связи. Говорим не о человеке, а о его поступке, выражаем свое отношение к действиям (ты замахнулся, мне это не понравилось).

12. Правило предложение в участники (добровольцы) только себя. Недопустимо на вопрос: «кто хочет выйти для примера» ответить «пусть Вася…».

13. Правило актуального общения. Это правило тренинга подразумевает, что все общение в его рамках должно быть подчинено принципу «здесь и сейчас»: обсуждаются актуальные, теперешние мысли, чувства и проблемы, возникающие в группе.

14. Правило персонификации высказываний. Любое высказывание про участника группы адресуется ему лично. Не «Некоторым товарищам» и не «Таким, как Алексей», а лично Алексею.

15. Иногда требуется вводить (проговаривать) правило «СТОП». Это право участника в любой момент «выйти из игры». Некоторым участникам важно знать, что если им станет тяжело, например, быть откровенными, делиться личными переживания, они всегда могут сказать СТОП.

Приложение 2

Мой герб

C:\Users\Админ\Desktop\1169310_1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чудеса внутри меня". Занятие с валеологическим содержанием для детей подготовительной группы.

На занятии дети в доступной и занимательной форме узнают новые сведения о строении своего организма и о необходимости бережного к нему отношения....

"Чудеса внутри меня: внутренние органы". Занятие с валеологическим содержанием для детей подготовительной группы

Занятие содержит опыты и эксперименты ,помогающие детям лучше разобраться в понятии "внутренние органы"....

тренинг для педагогов с использованием арт-терапевтических методов

Данный тренинг разработан при участии педагога-психолога и музыкального работника. Он направлен на предотвращение эмоционального выгорания у педагогогов во время учебного года, а так же на развитие тв...

Методическая разработка арт-терапевтический тренинг "На пути к цели" (для психологической поддержки педагогов, участвующих в конкурсах педагогических достижений"

Цель тренинга: создание условий для психологической поддержки педагогов-участников конкурса педагогических достижений К в номинации «Воспитатель ДОУ»Задачи: создавать условия для осознания...

Арт-терапевтический тренинг для педагогов ДОУ «Все цвета радуги»

Каждый человек хочет чувствовать себя сильным, энергичным и уверенным в себе. У каждого есть свои желания и цели, которые он бы хотел реализовать в жизни. Учеба, работа, отношения, семья, воспитание д...

Тренинг для педагогов тема: «Ресурс педагога»

Цель: активизировать личностные ресурсы.Задачи:подвести педагогов к осознанию своих ресурсов, поиску источников восстановления, вдохновения;извлечение из памяти ресурсных воспоминаний....