Практика внедрения нормативов ГТО в ДОУ (бег на лыжах)
статья (подготовительная группа)

Тавендина Ольга Егоровна

Практика внедрения нормативов ГТО в ДОУ (бег на лыжах)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

                         Практика внедрения нормативов ГТО в ДОУ  

(бег на лыжах)

О.Е. Тавендина

МАДОУ «Лукоморье»,

г. Ноябрьск

Современные дети сильно отличаются от поколения своих родителей и еще сильнее:  от бабушек и дедушек. Никогда, в истории человечества дети не сидели столько времени в добровольной неподвижности -  как в наше - время прогресса и высоких технологий. И виной тому всевозможные электронные устройства: планшеты, телефоны, компьютер и т.д. А в условиях мегаполиса прогулки и игры во дворе сведены к минимуму, как и общение с родителями, занятых на работе. К сожалению, современные дети  не отличаются отменным физическим и психическим здоровьем. У них недостаточно сформированы потребности в занятиях физической культурой, уже в дошкольном возрасте дети имеют зависимость от электронных игр, а родители зачастую не являются приверженцами ЗОЖ.

Поэтому очень важно находить  такие методы и приемы обучения воспитанников, которые бы способствовали развитию двигательных навыков с задействованием  всех сенсорных каналов восприятия и переработки информации.

Почему ГТО стоит прививать, именно, начиная с дошкольного возраста?

Да, потому что именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Физическое развитие ребенка – это, прежде всего двигательные навыки. Координацию движений определяют развитием мелкой и крупной  моторики. Только создав постоянную двигательную базу можно достичь успеха в введении нормативов ГТО и в подготовке на следующую, школьную ступень освоения физических навыков и нормативов ГТО. Ведь именно в дошкольный период, период интенсивного роста и созревания, закладываются основы здоровья: умственного, нравственного и физического развития, формируется личность человека.

Также, при выборе видов двигательной активности необходимо учитывать готовность каждого ребенка к данным упражнениям, а для этого они должны быть достаточно вариативны, т.е. быть способными к упрощению и усложнению. Занятия спортом, как и занятия физическими упражнениями должны приносить ребенку радость. Не стоит стремление к победе ставить главной целью во всех игровых заданиях, подвижных играх. Главное в них- физическая подготовка, воспитание командного духа, доброжелательности, взаимовыручка, умение вести себя достойно в стрессовой ситуации.

В чем же заключаются нормативы для самых юных?

Принять участие в новом комплексе может практически любой желающий, начиная с 6 летнего возраста.

 В программу 1 Ступени (возрастная группа от 6 до 8 лет) входят следующие испытания тесты: (челночный бег 3*10 или бег на 30м; смешанное передвижение на 1000м; подтягивание из виса на высокой перекладине или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см. или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу; наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье; прыжок в длину с места, метание теннисного мяча в цель (6 м); поднимание туловища из положения лежа на спине; бег на лыжах или смешанное передвижение на лыжах по пересеченной местности 1 км; плавание (25 м))

Комплекс упражнений для дошкольников построен так, чтобы детям самим было интересно его выполнять, а не делать упражнения только потому, что этого от них требует инструктор. Ведь, уже с самого раннего возраста любимыми занятиями детей являются бег, прыжки, плавание, метание, всевозможные висы и т.д. Поэтому выполнение таких видов упражнений не только способствуют развитию ребенка, но и доставляют массу удовольствия во время прохождения испытания.

 Государственная программа ГТО, возрождаемая в стране нацелена на развитие массового спорта, воспитание у детей правильного отношения к своему здоровью.

В данной статье хочу поделиться опытом работы по подготовке детей дошкольников к одному из испытаний, входящих в программу ГТО (1 Ступени ) Бег на лыжах.

 В систему работы детского сада включены оздоровительные мероприятия разного характера, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья. Совокупно сочетаются методы профилактики и медицинской реабилитации, основанные на организации системной работы, включающее в себя: дыхательную гимнастику, утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры, оздоровительный бег, витаминотерапию, проведение «Дней здоровья», спартакиад, праздников и развлечений оздоровительной направленности. Для профилактики плоскостопия и нарушения осанки систематически используются физические упражнения, специально подобранные и разработанные инструктором по физической культуре. Спортивный зал оснащен спортивным оборудованием в соответствии с ФГОС. Образовательная деятельность проходит по расписанию 3 раза в неделю.  Две в спортивном зале, третья проводится на улице. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений (май – октябрь), а так же образовательная деятельность по лыжной подготовке (ноябрь – апрель) расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками. На спортивной площадке детского сада прокладывается и накатывается «лыжня», что позволяет проводить образовательную деятельность в соответствии с программными требованиями.

Формирование культуры здорового образа жизни, желание заниматься физкультурой и спортом у дошкольников невозможно без примера взрослых, окружающих их. Поэтому педагоги, родители, дети участвуют в совместных проектах, спортивных квестах, семинарах-практикумах, флэш-мобах, тематических досугах и развлечениях. Совместные субботние и воскресные прогулки на городские катки и в центр лыжного спорта.    Сформированная в ДОУ система физкультурно-оздоровительной работы, взаимодействие с родителями и социумом в данном направлении позволили сформировать у дошкольников и их родителей интерес к занятиям физкультурой и спортом, осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья, ведению здорового образа жизни и готовность к сдаче норм ГТО. Как результат системы целостной работы по внедрению комплекса ГТО ежегодно принимаем активное участие в проектах, соревнованиях, проводимых на уровне города среди дошкольных учреждений, которые способствуют формированию навыков здорового образа жизни. Главные задачи участия в различных мероприятиях - развитие интереса к спортивным играм-соревнованиям, развитие ловкости, быстроты, умение играть в команде, вырабатывание здорового духа соперничества, воспитание коллективизма и взаимопомощи. Так на протяжении нескольких лет в «МАУ Центр лыжного спорта» в рамках проведения городского спортивного фестиваля дошкольных учреждений, с целью развития, популяризации одного из видов зимних олимпийских игр, а также внедрения программы ГТО в ДОУ (1 ступень), пропаганды здорового образа жизни и привлечения родителей к организации спортивного досуга детей проводятся ежегодные соревнования по лыжам. Мы живем в регионе, где с ноября по апрель можно заниматься зимними видами спорта. В основном все дошкольные образовательные учреждения оснащены современным лыжным оборудованием и инвентарем для проведения образовательной деятельности с детьми по лыжной подготовке, поэтому с каждым годом количество участников данных соревнований   только растет. Настроение участников соревнований всегда особенно празднично, по восторженным глазам детей видно, они реально чувствуют себя настоящими спортсменами, большую роль в этом играет место проведения мероприятия, спортивная экипировка, профессиональная судейская коллегия, лучшие болельщики – родители и особенно присутствие представителей СМИ. Как и в большом спорте среди участников определяются победители в личном и командном первенствах. После проведения пятых юбилейных гонок, как организатор данных соревнований, предложила внести некоторые усложнения в программу данного мероприятия. А именно: соревнования проводятся в течении двух дней, по результатам первого дня соревнований, помимо команд победителей и призеров в смешанной эстафете «Гонка лидеров», предлагается поучаствовать еще трем командам показавшим лучшее время в общем зачете (по протоколу) По результатам второго дня  так же определяются победители и призеры данной гонки, у инструктора по физической культуре, участвующих в гонке команд есть прекрасная возможность проанализировать  уровень подготовки своих воспитанников и определиться для прохождения нормативных испытаний ВФСК ГТО по данному виду. Эти солнечные апрельские деньки всегда остаются яркими в памяти всех участников и победителей лыжных гонок. А праздник стал приятной доброй традицией для воспитанников дошкольных учреждений города Ноябрьска -  будущих покорителей спортивного Олимпа, а так же подготовительным этапом следующей ступени освоения и сдачи нормативов ГТО.

Используемая литература

1.        Нормативы испытаний (тестов) ВФСК ГТО (1 ступень)

2.        Журнал «Обруч», №5 – 2008г.

3.        Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д,2009. – 320 с.

4. Эльконин Д. Б. Психология игры. — 4-е изд. — М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Т.Н. ДЕВЯТОВОЙ

Обобщение опыта по внедрению парциальной программы Т.Н.Девятовой "Звук-волшебник"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОТРЕНИНГА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ НОРМАТИВОВ ГТО В ДО

В статье говорится  о  важности нахождения  таких методов и приемов обучения воспитанников, которые бы способствовали развитию двигательных навыков с задействованием  всех сенсорны...

Статья о практике внедрения «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности детей в старшей группе

Статья о практике внедрения «Доски выбора»для развития инициативы и самостоятельности детей в старшей группе...

ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ИДЕЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТСКОГО САДА

В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Все понимают, что человек не любящий Отечество не многого стоит. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культ...

Информационный практико – ориентированный проект «Методическое сопровождение внедрения ФОП ДО в практику работы дошкольного образовательного учреждения»

Разработка модели и механизма управления перехода дошкольного образовательного учреждения на ФОП, ориентированной на мотивацию к изменению профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта п...