«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО» (диссеминация опыта)
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)

Безрукова Галина Сергеевна

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

1. Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры (то есть обучить ребенка умению сохранять и развивать свое здоровье), как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

2. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ (то есть, это категория, интегрирующая (объединяющая) личностные и профессиональные качества, определяющие здоровьесберегающий стиль поведения педагога и эффективную деятельность по формированию здорового образа жизни дошкольников) и валеологическому просвещению родителей через информационные памятки, буклеты, а так же проведение бесед.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, невозможно решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

 Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

1. организация рационального питания;

2. медико-профилактическая работа с детьми и родителями  (беседы с родителями о ЗОЖ, публикация о ЗОЖ на информационных стендах группы) ;

3. соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

4. комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

1. Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;

2. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

3. Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;

4. Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;

5. Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в

соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

6. Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через

систему спортивно-оздоровительной работы;

7. Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.(слайд 5)

 

 

Современные здоровьесберегающие педагогические технологии

 

Виды

здоровьесберегающих

педагогических

технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

 

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

 

Ритмопластика

 

 

 

 

Не раньше чем через 30 мин. после

приема пищи, 2 раза в неделю по 30

мин. со среднего возраста

Обратить внимание на

художественную ценность, величину физической нагрузки и ее

соразмерность возрастным

показателям ребенка

Инструктор по

ФИЗО, музыкальный

руководитель,

педагоги ДОУ

Динамические

паузы

(физкультминутки)

 

 

Во время занятий, 2-5 мин., по мере

утомляемости детей во всех

возрастных группах

Рекомендуется для всех детей в

качестве профилактики утомления.

Могут включать в себя элементы

гимнастики для глаз, дыхательной

гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Педагоги ДОУ

Подвижные и спортивные игры

 

 

 

 

Как часть физкультурного занятия,

на прогулке, в групповой комнате -

малой и со средней степенью

подвижности.

Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подбираются в соответствии с

возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Инструктор по

ФИЗО, педагоги ДОУ

Релаксация

 

 

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и

целей, педагог определяет

интенсивность технологии.

Для всех возрастных групп.

Можно использовать спокойную

классическую музыку (Чайковский,

Рахманинов), звуки природы.

Инструктор по

ФИЗО, педагоги

ДОУ, психолог

 

Технологии

эстетической

направленности

 

 

Реализуются на занятиях

художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.

Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по

программе ДОУ, а также по

специально запланированному

графику мероприятий. Особое

значение имеет работа с семьей,

привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ

Гимнастика

пальчиковая

 

 

 

Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами

Все педагоги ДОУ, логопед

 

 

 

 

 

 

Гимнастика для глаз

 

Ежедневно по 3-5 мин. в любое

свободное время; в зависимости от

интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать

наглядный материал, показ педагога

Все педагоги ДОУ

Гимнастика

дыхательная

В различных формах физкультурнооздоровительной работы с младшего возраста

Обеспечить проветривание

помещения, педагогу дать детям

инструкции об обязательной гигиене

полости носа перед проведением

процедуры

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пробуждения

 

Ежедневно после дневного сна, 5-10

мин. во всех возрастных группах.

Форма проведения различна:

упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.

Педагоги ДОУ

Оздоровительный бег

Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке

Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

 

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

 

Физкультурное

занятие

 

 

 

2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные

группы. Ранний возраст - в групповой комнате или физ.зале - 10 мин.

Младший возраст- 15-20 мин.,

средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает

ДОУ. Перед занятием необходимо

хорошо проветрить помещение

Инструктор по

ФИЗО, педагоги ДОУ

Проблемноигровые

(игротренинги и

игротерапия)

 

 

 

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Психолог, педагоги

ДОУ

Коммуникативные игры

 

1-2 раза в неделю по 30 мин. со

старшего возраста

Занятия строятся по определенной

схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия

рисованием, лепкой и др.

Психолог, педагоги

ДОУ

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Педагоги ДОУ

Самомассаж

В зависимости от поставленных

педагогом целей, сеансами либо в

различных формах физкультурнооздоровительной работы с младшего возраста

Необходимо объяснить ребенку

серьезность процедуры и дать детям

элементарные знания о том, как не

нанести вред своему организму

Инструктор по

ФИЗО, педагоги ДОУ

3. Коррекционные технологии

Технологии

музыкального

воздействия

В различных формах физкультурнооздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах

Используются в качестве

вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения

эмоционального настроя и пр.

Педагоги ДОУ,

музыкальный

руководитель

Технологии воздействия цветом

 

 

Как специальное занятие 2-4 раза в

месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ.

Правильно подобранные цвета

снимают напряжение и повышают

эмоциональный настрой ребенка

 

 

 

 

 

 

 

Педагоги ДОУ,

психолог

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30

мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным

методикам в малых группах по 6-8

человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Педагоги ДОУ,

психолог

Сказкотерапия

 

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со

старшего возраста

Занятия используют для

психологической терапевтической и

развивающей работы. Сказку может

рассказывать взрослый, либо это

может быть групповое рассказывание,

где рассказчиком является не один

человек, группа детей, а остальные

дети повторяют за рассказчиками

необходимые движения.

Педагоги ДОУ,

психолог

 

 

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.

2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками

специализированных групп.

3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс

ДОУ.

4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию

здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;

6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

 

Десять золотых правил здоровьесбережения:

 

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

     Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, п...

Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Методическая разработка на тему:  «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...