«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре»
консультация (средняя группа)
Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.
Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и сознания себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.
Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аистёнок»
Мастер –класс для родителей
«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре»
Подготовила воспитатель – Крупская Ю.М.
2019г.
Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.
Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и сознания себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.
Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.
Ребенок должен играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор.
Ребенок как губка впитывает поэзию народного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша, а каждое поэтическое движение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.
Какие же цели и задачи мы ставим, знакомя дошкольников с народными играми?
Цель:
• Приобщать детей к истокам отечественной культуры на основе устного фольклора и русских народных подвижных игр.
• Наполнить жизнь детей художественно-эстетическим, патриотическим и духовно-нравственным содержанием.
Задачи:
• Развивать интерес детей к устному народному творчеству и подвижным играм.
• Способствовать развитию творческих задатков детей на традиционном фольклорном материале.
• Совершенствовать двигательные навыки, умение согласовывать свои действия с другими детьми, соблюдать правила игр.
• Воспитывать нравственные качества: честность, взаимовыручку, дружелюбие.
• Обогащать образно-эмоциональную сферу ребёнка, познание разнообразных жизненных явлений через использование подвижных игр и русского народного фольклора.
Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собиралась детвора вечером на деревенской улице, водили хороводы, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.
Сегодня нам взрослым надо помнить, что игра для детей – не просто отдых, а наука, которая может приносить радость. И поэтому относиться к игре надо очень серьезно, не забывая, что каждое движение, каждое слово, звук и зрительный образ в детском возрасте формируют человеческое сознание.
Роль взрослого, прежде всего, состоит в том, чтобы ознакомить детей с игрой, наглядно продемонстрировать определенные действия, выучить с детьми песню, слова, соответствующие танцевальные движения и следить за соблюдением правил игры.
Дети любят играть, так как в игре, прежде всего каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться. Поэтому для нас, педагогов, важен девиз: «Ни дня без игры!».
Народные детские игры имеют и такую особенность: игре предшествует игровой зачин. Речь идет о всем с детства знакомой «считалке». Она как бы вводит в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизацией детей, подобно присказке, которая вводит в сказки. Стоит понаблюдать начало детской игры, как бросается в глаза какая-то таинственная возня, в которой заинтересованы все дети и только после которой они начинают настоящую игру. Это дети «считались». Общеизвестны такие считалки:
Кады-бады
Налей воды
Корове пить,
Тебе водить.
Катился горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
«Считалки» занимают большое место в детском фольклоре, в них своеобразно проявляется словесное детское творчество. Здесь мы находим и плясовые ритмы, и подражание различным шумам и игру словом, звуком, образующие игровой зачин.
Сейчас я познакомлю вас с русскими народными играми, которые я применяю в своей работе. Иногда слышишь разговоры взрослых о том, что дети не хотят играть или игра бывает непродолжительной, у детей пропадает интерес. Я попробую доказать, что это не так. Если ребенок заинтересован, то играть можно продолжительное время.
Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры. По необходимости, в игре использую различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, русские народные костюмы.
Русские народные игры можно разделить на:
Интеллектуальные Эти игры воспитатель применяет как часть занятия, разминку, заполняет ими промежуток между занятиями, в конце прогулки, перед приемом пищи. Очень любят эти игры и взрослые, поэтому эти игры очень кстати на праздниках, досугах, викторинах, развлечениях, родительских собраниях.
Игра считалась законченной, когда все дети находили и аккуратно надевали свою обувь.
игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры этого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо»,» Хромая лиса», «Филин и пташки». «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Ящерица», «Хромой цыпленок», «Оса» и их различные варианты.
--С историческим наследием русского народа знакомят игры, где дети знакомятся с бытом, укладом русского народа., с народными праздниками, применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. К ним относятся такие народные игры: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка». «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты. Такие игры проводятся на праздниках, развлечениях, посиделках, досугах, концертах.
А сейчас, уважаемые коллеги я предлагаю Вам окунуться в мир русских народных игр, превратиться в детей и немного поиграть.
Игра-забава «Под моею крышей»
Под моею крышей собралися мыши, кто не успеет убежать, я того за палец цап!
Под ладошку водящего ставится пальчик играющих, на последние слова ,нужно успеть убрать пальчик.
Игра «Башмачки»
А вот игра «Башмачки» развивает у детей аккуратность, быстро и правильно обуваться, (часто малыши неправильно надевают обувь). Суть игры состоит в том, что дети снимают свою обувь и составляют с другой обувью, чтобы не очень легко было отыскивать пару. Затем все вместе проговаривают текст;
Вот сидит малыш
До чего же хорош
До чего же хорош -
Ну, а ножки то босы!
Раз, два, три,
К башмакам беги!
Игра «Кукушка»
Игру начинают со среднего возраста (4-5 лет). С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга. Ему завязывают платком глаза.
Цель игры: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость.
Материалы: платок.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют:
К нам кукушка в огород
Прилетела и поет.
Ты кукушка не зевай
Кто кукует отгадай.
Дети останавливаются. Воспитатель показывает на того, кто
будет куковать. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен
угадать по голосу. Тот, чей голос узнали, становится водящим.
«Петух»
Все играющие встают в круг и берутся за руки. Игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку:
Тух – тух
Ту – ру- рух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами хвост с узорами.
Во дворе стоит громче всех кричит!
Петух: Ку – ка – ре – кууу!
Все разбегаются, петух ловит детей, пойманный становится петухом.
«Мышки и кот Васька»
Наши мышки танцевали- пи-пи-пи
Мышки ножку выставляли пи-пи-пи
Мышки в ладушки играли –пи-пи-пи
Мышки в бубен ударяли-пи-пи-пи,
Что-то мышки увидали и от страха задрожали,
Это вышел Васька кот, он мышей сейчас найдет.
Дети убегают в домики(на стульчики, если на улице можно начертить круги- домики)
Заключение.
-Уважаемые коллеги, в завершить мастер-класс хочется известным
изречением: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь,
как и чем играют его дети. Многое из того, что было характерно
для быта русского народа, с веками исчезло, но кое - что
сохранилось лишь в детских играх.
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник
радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни
людей, поэтому наша с Вами задача, как педагогов, сделать этот
вид деятельности частью жизни детей в детском саду, тем самым
сохраняя наши народные традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Методы и приемы проведения русских народных игр....
«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Мастер – класс на тему«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуреи традициям русского народа»...
Консультация для воспитателей по теме: «Русские народные игры как средство приобщения ребенка к национальной культуре и традициям русского народа».
Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревнователь...
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»....
Презентация «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
laquo;Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»...
Проект "Русские народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры"
Проект разработан в рамках регионального компонента "Наш дом - Южный Урал"...