Консультация для воспитателей "Народные игры в детском саду"
консультация
Подвижные народные игры для детей - ценнейшее средство всестороннего воспитания личности ребенка. Задача взрослых - дать ребенку возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры, почувствовать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_igry_v_detskom_sadu.docx | 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Народные игры в детском саду»
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего мира.
Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогали и помогают до сих пор физическому развитию (вырабатывается выносливость, сила, ловкость), становлению личностных качеств (воспитывается чувство ответственности, навыки самоконтроля). В народных играх ребёнок знакомится с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, знакомой окружающей среды, приобщается к наследию прошлого.
Подвижные народные игры для детей — ценнейшее средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Задача взрослых (родителей, педагогов) — дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры, почувствовать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр.
Эти игры можно использовать в различных видах деятельности дошкольников: на занятиях, прогулках, самостоятельной деятельности детей, при проведении праздников, развлечений в детском саду и семье.
Привлекательным моментом организации народных игр в системе дошкольного образования становится то, что они не требуют специального игрового оборудования. Целью многих игр является реализация развлекательной функции: шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями и жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр для детей. Доброжелательный смех взрослых, товарищей, участвующих в игре, действует на ребёнка сильнее, чем наказания или замечания. Во время прогулок, семейных праздников, повседневного общения эти игры незаменимы.
Необходимость соблюдения правил требует от участников игры (взрослых и детей) партнерских отношений, что способствует укреплению эмоциональных контактов, формированию коммуникативных навыков. Взрослые вносят в совместные игры смех, шутки. Они могут быть организаторами игры. Однако надо стремиться, чтобы все играющие побывали в роли водящего.
Совместные игры с близкими взрослыми — огромная радость для ребёнка. Однако нельзя играть до пресыщения. Если интерес к игре ослабевает, её необходимо закончить. А заканчивая игру, оставлять детям радостную перспективу: «Мы поиграем в следующий раз». Иногда можно забыть игру на неделю, две, три, месяц. Когда подзабытая игра возвращается, она приобретает прелесть новизны.
В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры-забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов». Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, физически укрепляют ребёнка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. В чём же преимущество использования русских народных подвижных игр?
Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках с детьми можно поиграть в игру «Краски». Детям она очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, диалог «монаха» и «продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Вот одна из таких зазывалок:
Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные!
Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила.
Русские народные игры можно разделить по видам движений: игры с бегом, прыжками, метанием. Некоторые из них можно проводить как в теплое, так и в холодное время года. Есть также народные игры малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Литература:
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
Макшанцева Е.Д. Детские забавы. – М., 1991.
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. – М., 1999.
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М., 2001.
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. – М., 2001.
Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя - дефектолога. «Строительные игры в детском саду».
Строительные игры в детском саду – это один из видов продуктивной деятельности и основа воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте.Становление конструктивной деятельности начинается с воспитани...
Конспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду. Малые Олимпийские игры в детском саду.
Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культурыКонспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду.Малые Олимпийские и...
Хороводные игры в детском саду.Практический материал для всех возрастов детского сада (средний, старший, подготовительный)
Хороводные игры для развития коммуникативных навыков, певчевских и танцевальных....
Дошкольник учится играя. Сюжетно-ролевые игры в детском саду Консультация для воспитателей
Дошкольник учится играя. Сюжетно-ролевые игры в детском саду...
консультация " Что такое игра в детском саду"
Материал для родителей...
Консультация для воспитателей «Полевая кухня, штаб и квест-игра в «Полевая кухня, штаб и квест-игра в детском саду, или Как по-новому организовать День Победы с дошкольниками» март 2021 г.
Проведите в этом году праздник в честь Дня Победы в детском саду по-новому. Предложите педагогам организовать мероприятие в форме интерактивной военно-полевой игры с элементам...
консультация " Организация сюжетной игры в детском саду"
Игра занимает центральное место место в жизни дошкольника. Сюжетная игра имеет большое значение для психологического значения детей....
- Мне нравится (1)