Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ культуры здоровья и начальных представлений о ЗОЖ по ФГОС ДО
статья

Бокина Татьяна Петровна

Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы  формирования у дошкольников основ культуры здоровья и начальных представлений о ЗОЖ по ФГОС ДО

Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества. Демографическая ситуация в нашей стране  складывается неблагоприятным образом. Важно не только родить ребенка, но и вырастить его здоровым, заложить фундамент здоровья, потому что в будущем этот ребенок тоже станет родителем и генетически передаст своему ребенку свое здоровье. Поэтому проблема укрепления здоровья детского населения и формирования культуры здоровья не может рассматриваться в обществе в свете популярности или не популярности. От ее решения зависит будущее нации и государства, поэтому она актуальна всегда.

Ключевыми принципами « Стратегии развития воспитания  в Российской Федерации на период до 2025 года», является реализация основополагающего права каждого ребёнка « жить и воспитываться в семье, сбережение здоровья каждого ребёнка, формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни». В «Стратегии» отмечается, что у значительной части детей дошкольного возраста обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. В « Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», большое внимание уделяется задаче развития у детей представлений о здоровье и ЗОЖ, воспитания здоровьесберегающего поведения. Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. По данным совместных исследований сотрудников НИИ гигиены и НИИ возрастной физиологии РАО в дошкольном возрасте всего около 5,6 % детей можно назвать абсолютно здоровыми (I группа здоровья), 23-26 % имеют хронические заболевания (III группа здоровья), остальные ослабленное здоровье (II группа здоровья). Исследования М.В.Антроповой показали, что наблюдается  достаточно высокий процент детей с функциональными отклонениями, в структуре которых на первом месте по числу случаев и частоте стоят  заболевания носоглотки, нарушения осанки и зрения. Выявлена тенденция к увеличению числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения от младшего к старшему дошкольному возрасту, тогда как считается, что заболеваемость к старшему дошкольному возрасту снижается. По данным Минздрава России нарушение осанки до поступления в ДОУ отмечается у 24,5 % детей; у детей, посещающих ДОУ, дефекты осанки наблюдаются в 6 лет у 66,6 % , а в 7 лет -86,4%. Подчеркивается, что чаще всего это является следствием определенными нарушениями режима дня, негативной  практики увеличения умственной и физической нагрузки воспитанников детского сада, учебных занятий, требующих напряжения и относительно малоподвижной позы. Это вызывает у детей переутомление, невротизацию, отражается на состоянии здоровья и эмоциональном благополучии. Продолжительное  сидение при слабом опорно-двигательном аппарате приводит к нарушению осанки, а это, в свою очередь, оказывает неблагоприятное влияние на работу сердечно-сосудистой, дыхательной систем, органов зрения. В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в этом возрасте происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. В ДОУ для этой работы складываются исключительно благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенка построен правильно, на научных принципах, последовательность режимных процессов, их длительность, рациональное питание, двигательный режим, закаливание – их проведение формирует у ребенка привычки ЗОЖ. Однако необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность этих процедур для здоровья и осознанно и активно их использовал в повседневной жизни не только в ДОУ, но и дома, а в будущем и в период обучения в школе. В программных документах по дошкольному воспитанию, утвержденных Министерством образования («Концепции содержания непрерывного образования дошкольное и начальное звено», «Программе воспитания и обучения в детском саду», программах «Детство», «Радуга»), большое внимание уделяется задаче развития у детей представлений о ЗОЖ и воспитания здоровьесберегающего поведения. Во всех этих документах большое внимание уделяется не только вопросу формирования гигиенической культуры, но и физической культуры, а также обеспечения социально-эмоционального благополучия. Поэтому относительно детей дошкольного возраста посещающих ДОУ можно говорить о формировании у них культуры здоровья. Под «культурой здоровья ребенка» понимается совокупность трех компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека; знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Таким образом, приобщение дошкольников к ЗОЖ можно представить в следующей последовательности: ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ → ПРАКТИЧЕ-СКИЕ УМЕНИЯ → НАЧАЛЬНАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Детство – период познания. Ребёнок в этом возрасте исследователь, первооткрыватель, философ. Он хочет познать всё, он готов учиться всегда. Перед педагогами стоит задача осознать значимость этого периода в жизни человека и понять, что воспитывать ребёнка нужно с учётом закономерностей развития и природной индивидуальности. Первые представления о здоровье формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников основ культуры здоровья и начальных представлений о ЗОЖ .

Всемирной организацией здравоохранения принято следующее общее определение «здоровье – состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». В отечественной педиатрии принято определение «здоровье дошкольника» - это не только отсутствие болезней, но и соответствие возрастным нормативам уровня физического и нервно-психического развития. Под «здоровым образом жизни» в медицинской литературе  понимают поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной популяции. Здоровый жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом. Основные компоненты здорового образа жизни: правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, развитие дыхательного аппарата, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Под «культурой здоровья ребёнка» понимается совокупность трёх компонентов:

-осознанного отношения к здоровью и жизни человека;

-знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;

-валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.Учёный Г.М Соловьёв выделил пять основных направлений воспитания культуры здорового образа жизни:

-формирование знаний и интеллектуальных способностей;        

-мотивационно-ценностных ориентаций;

-физической культуры;

-социально-духовных ценностей;

-приобщение к оздоровительной деятельности.

Главным результатом культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешним воздействиям. На формирование системы знаний и умений в области познания ребёнком самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые и возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни у детей. Формируя у дошкольников основы  культуры здоровья и начальных  представлений о ЗОЖ,  позволит воспитать физически развитых, психологически здоровых, социально-благополучных детей.

Исходя из этого, можно предположить, что формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ у детей дошкольного возраста будет успешным, если:

-создать условия в дошкольном учреждении для формирования  у  детей дошкольного возраста основ ЗОЖ  в процессе ежедневной образовательной деятельности.

-использовать разнообразные виды образовательной  деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья  у детей  дошкольного возраста;

- работу по формированию основ ЗОЖ у  детей строить таким образом, чтобы ребёнок был не только объектом, но и активным участником образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ культуры здоровья дошкольников

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудн...

«Формирование основ культуры здоровья у старших дошкольников»

Здоровье детей и его состояние относиться к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В публикациях последних лет подчеркива...

Выпускная работа на тему: «Формирование у дошкольников основ культуры здоровья и ценностей ЗОЖ по ФГОС ДО»

Материал о формировании у детей основ культуры здоровья, о развитии представлений о ЗОЖ в конспекте современных требований ФГОС ДО. Включает в себя актуальность проблемы, особенности воспитания, основ...

"Формирование основ культуры здоровья дошкольников"

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка.  Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача ко...

«Формирование основ культуры здоровья дошкольников»

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка....

Методическая разработка «Формирование у дошкольников основ культуры здоровья и начальных представлений о ЗОЖ»

Данная работа посвящена одной из актуальных проблем педагогики – формировании у дошкольников основ культуры здоровья и начальных представлений о ЗОЖ.Под ЗОЖ мы понимаем активную деятельность люд...