Здоровье сберегающие технологии в музыкальном воспитании в младшей группе
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Оздоровительная работа с детьми является приоритетным направлением в работе многих дошкольных образовательных организаций. Педагоги внедряют новые технологии сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.
Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровье сберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.
Доступность. Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных организаций.
Музыкально-оздоровительная работа в детском образовательном учреждении — это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи:
• Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровье сберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь.
- Формировать начала музыкальной культуры.
- Совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
- Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Воспитательные задачи:
- Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
- Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОО.
- Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
Оздоровительные задачи:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- С помощью здоровье сберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
- Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
• Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
• Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
• Повышение уровня речевого развития.
• Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).
• Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_sberegayushchie_tehnologii_v_muzo_mladshaya_gruppa.docx | 63.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях во второй младшей группе
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Оздоровительная работа с детьми является приоритетным направлением в работе многих дошкольных образовательных организаций. Педагоги внедряют новые технологии сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.
Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровье сберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.
Доступность. Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных организаций.
Музыкально-оздоровительная работа в детском образовательном учреждении — это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи:
• Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровье сберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь.
- Формировать начала музыкальной культуры.
- Совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
- Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Воспитательные задачи:
- Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
- Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОО.
- Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
Оздоровительные задачи:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- С помощью здоровье сберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
- Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
• Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
• Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
• Повышение уровня речевого развития.
• Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).
• Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
Организация здоровье сберегающей среды в ДОУ
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей, воспитания, обучения и оздоровления в МАДОУ «Детский сад № 13» создаются необходимые условия в музыкальном зале, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории ДОУ.
Условия ДОО для развития музыкальных и творческих способностей детей, укрепления их психофизического здоровья
Помещения | Процессы | Участники |
Музыкальный зал | Утренняя гимнастика. Музыкальные занятия. Индивидуальные занятия. Праздники, досуги, развлечения | Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
Групповая комната | Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках. Индивидуальная работа с детьми | Дети, воспитатели, музыкальный руководитель |
Территория детского сада | Праздники, развлечения. Музыкально-физкультурные праздники. Спортивные праздники и развлечения | Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, родители |
Помещения ДОУ оснащаются соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.
Гигиенические требования к музыкальному залу:
• В ДОО должен быть просторный музыкальный зал для музыкальных занятий и проведения праздничных утренников, детских спектаклей, развлечений и т. д.
• Полы в зале должны быть гладкие, нескользкие, плотно пригнанные, без щелей и дефектов.
• Стены музыкального зала гладкие и имеют невоспламеняемую отделку светлых тонов, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.
• Музыкальный зал должен быть достаточно освещен, в зимнее время утеплен радиаторами со съемными решетками.
• Помещение должно регулярно проветриваться в отсутствие детей, тщательно убираться 2 раза в день влажным способом.
Этапы реализации системы музыкально- оздоровительной работы в ДОУ
1-й этап Организационный | Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий |
2-й этап Диагностический | Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье |
3-й этап Практический | Перспективное планирование музыкальных занятий с учетом результатов диагностики. Музыкальные занятия с использованием здоровье сберегающих технологий, пальчиковые и речевые игры с музыкой, комплексы игрового массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений |
4-й этап Обобщающий | Исследование результатов практической деятельности |
Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях
Основная форма музыкальной деятельности в ДОО — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Виды занятий - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровье сберегающих технологий.
Песенки- распевки
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики развития певческих способностей детей, способствуют правильному функционированию дыхательной системы дошкольников.
Песенки- инсценировки
Песенки- инсценировки способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных, расширяют кругозор и пр.
В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Такие упражнения укрепляют голосовые связки детей, готовят их к пению.
Игровой массаж
Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Галанова, С. и Е. Железновых (аудиопособие из серии «Музыка с мамой») повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, деятельность вестибулярного аппарата. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Речевые игры
Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия
Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОО. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОО в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровье сбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Использование в работе по музыкальному воспитанию здоровье сберегающих технологий дает свои результаты. Дети реже болеют, меньше пропускают занятия и лучше усваивают материал программы.
Планирование здоровье сберегающих технологий в младшей группе
Месяц | Содержание | Номер приложения |
Сентябрь | Песенка- распевка: «Здравствуй» | 1 (8) |
Дыхательная гимнастика: «Пузырики» | 2 (1) | |
Песенка- инсценировка: «Наши ручки», «Мошка» | 3 (1,2) | |
Игровой массаж: «Ёжик» | 4 (1) | |
Пальчиковая игра: «Пальчики» | 5 (1) | |
Речевая игра: «Дождик» | 6 (1) | |
Музыкотерапия | 7 | |
Октябрь | Песенка- распевка: «Здравствуй, Небо!» | 1 (1) |
Дыхательная гимнастика: «Насосик» | 2 (2) | |
Песенка- инсценировка: «Кубики», «Паровозик», «Едем- едем» | 3 (3,4,5) | |
Игровой массаж: «Капуста» | 4 (3) | |
Пальчиковая игра: «Грибы» | 5 (2) | |
Речевая игра: «Нил- река» | 6 (2) | |
Музыкотерапия | 7 | |
Ноябрь | Песенка- распевка: «Собрались все дети в круг» | 1 (2) |
Дыхательная гимнастика: «Говорилка» | 2 (3) | |
Песенка- инсценировка: «Ножки», «Бычок», «Котенок» | 3 (6,7,8) | |
Игровой массаж: «Лошадка» | 4 (7) | |
Пальчиковая игра: «Каравай» | 5 (3) | |
Речевая игра: «Кошка и шарик» | 6 (3) | |
Музыкотерапия | 7 | |
Декабрь | Песенка- распевка: «Вот и собрался наш круг» | 1 (6) |
Дыхательная гимнастика: «Самолет» | 2 (4) | |
Песенка- инсценировка: «Ослик», «Дятел» | 3 (9,10) | |
Игровой массаж: «Пёрышко» | 4 (2) | |
Пальчиковая игра: «Прятки» | 5 (4) | |
Речевая игра: «Считалка» | 6 (4) | |
Музыкотерапия | 7 | |
Январь | Песенка- распевка: «Пусть утро будет ясным!» | 1 (5) |
Дыхательная гимнастика: «Мышка и мишка» | 2 (5) | |
Песенка- инсценировка: «Щеночек», «Машина», «Часы» | 3 (12,13, 14) | |
Игровой массаж: «На саночках» | 4 (4) | |
Пальчиковая игра: «Ёлочка» | 5(5) | |
Речевая игра: «Мы идём» | 6 (5) | |
Музыкотерапия | 7 | |
Февраль | Песенка- распевка: «Здравствуй, солнце золотое!» | 1 (7) |
Дыхательная гимнастика: «Ветерок» | 2 (6) | |
Песенка- инсценировка: «Мишка», «Два кота», «Зайка» | 3 (16,17, 18) | |
Игровой массаж: «Барабан» | 4 (5) | |
Пальчиковая игра: «Семья» | 5(6) | |
Речевая игра: «Дом» | 6 (6) | |
Музыкотерапия | 7 | |
Март | Песенка- распевка: «С добрым утром!» | 1 (9) |
Дыхательная гимнастика: «Курочки» | 2 (7) | |
Песенка- инсценировка: «Гуси», «Ворона» | 3 (19,20) | |
Игровой массаж: «Гусь и лиса» | 4 (8) | |
Пальчиковая игра: «Белка» | 5 (7) | |
Речевая игра: «Ладушки» | 6 (7) | |
Музыкотерапия | 7 | |
Апрель | Песенка- распевка: «Давайте порадуемся» | 1 (4) |
Дыхательная гимнастика: «Пчёлка» | 2 (8) | |
Песенка- инсценировка: «Дождик», «Две чашечки» | 3 (15,21) | |
Игровой массаж: «Жирафы» | 4 (6) | |
Пальчиковая игра: «Мышонок» | 5 (8) | |
Речевая игра: «Птички» | 6 (8) | |
Музыкотерапия | 7 | |
Май | Песенка- распевка: «Солнышко» | 1 (3) |
Дыхательная гимнастика: «Косим траву» | 2 (9) | |
Песенка- инсценировка: «Лошадка», «Лягушка» | 3 (22,11) | |
Игровой массаж: «Улиточка» | 4 (9) | |
Пальчиковая игра: «Сорока- ворона» | 5 (9) | |
Речевая игра: «Красота» | 6 (9) | |
Музыкотерапия | 7 |
Приложение 1.
Картотека приветствий
- «Здравствуй, Небо!»
Здравствуй, Солнце!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Земля!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, планета Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья!
(Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
- «Собрались все дети в круг»
Собрались все дети в круг(встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
- «Солнышко»
Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками верх, встают на ноги)
Яркие лучики нам протяни.
(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)
Ручки мы вложим
(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)
В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.
(Кружатся парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем дружно в кружок
(образовывают круг)
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко снами по кругу идет.
(Идут по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки,
(хлопают в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки.
(Идут быстрым шагом)
Солнышко скрылось, ушло на покой
(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)
Мы же на место сядем с тобой
(тихо, спокойно садятся на свои места)
- «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами
- «Пусть утро будет ясным!»
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
— Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
Здравствуй, солнышко родное,
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем
И ладошки и сердца.
6. «Вот и собрался наш круг»
Вот и собрался наш круг.
Руку дал другу друг.
Люда дала руку Леше,
А Леша дал руку Ване …..
(про каждого ребенка по кругу)
Вот и собрался наш круг.
(покачать руками вместе)
7. «Здравствуй, солнце золотое!»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
8. «Здравствуй»
Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг — берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.
9. «С добрым утром!»
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Приложение 2.
Картотека дыхательной гимнастики для младших групп.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Малыш делает глубокий вдох через нос, надувает «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вопросы задаёт воспитатель, дети отвечают.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу - жу (делает поворот вправо)
Жу- жу- жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6. ВЕТЕРОК .
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Наклонится, свободно свесить руки-«крылья» и опустить голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямится, поднять руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Показать детям как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим...)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Ноги на ширине плеч, руки опущены. Произнося «зу- зу» дети машут руками: влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
Приложение 3.
Песенки-инсценировки Е. Железновой
- «Наши ручки»
Наши ручки отмываем: вот так, вот так
Наши ручки поднимаем: вот-так, вот-так
Наши ручки опускаем: вот-так, вот-так
И за спинку убираем: вот-так, вот-так
- «Мошка»
Села мошка на ладошку, посиди еще немножко
Посиди, не улетай
Улетела .. Ай!
- «Кубики»
Мишка с кубиком идет, желтый кубик нам несет
Уронил он кубик-Ой!
Принеси теперь другой
И т.д.
- «Паровозик»
Паровозик чух- чух- чух, поезд мчится во весь дух 2 раза
Чух- чух, чух- чух
А колесики стучат, тук-тук говорят 2раза
Тук-тук
- «Едем-едем»
Едем-едем на лошадке, но-но-но
Рады- рады все ребятки, но-но-но
Рады-рады прокатится, но-но-но
Звонко цокают копытца, но-но-но
- «Ножки»
Ножки-ножки: вы куда бежите? 2раза
Мы по кочкам, по кочкам, по маленьким пенечкам
И в ямку бух
Все 3 раза
- «Бычок»
К нам идет бычок
Рыженький бочок
Ножками шагает
Головой кивает
Скучно одному, и мычит он му- ууу.
- «Котенок»
К нам пришел котенок-маленький котенок
Мяу-мяу-мяу
С детками играет, песни распевает
Мяу-мяу-мяу.
- «Ослик»
Наш длинноухий ослик по комнате идет
Хвостом красивым машет и песенку поет
Иа-иа-иа-иа.
Все 3 раза
- «Дятел»
Мы в лесу слыхали стук
Дятел клювом тук-тук-тук.
(Стучим пальчиком по ладошке)
- «Лягушка»
Вот лягушка по дорожке
Скачет вытянувши ножки
Ква-ква, ква-ква, ква-ква
Вот из лужицы на кочку
И за мошкою вприскочку
Ква-ква, ква-ква, ква-ква
Больше есть ей не охота,
Прыг опять в свое болото
Ква-ква, ква-ква, ква-ква.
- «Щеночек»
Говорит щеночек ам
Деткам кашу не отдам 2 раза
Эту кашу я съем сам
Ам-ам-ам.
Посмотрите этот песик, в лапы спрятал черный носик.
Претворяется что спит, на ребяток не глядит 2раза
Вот ребята подбежали, косточку у пса забрали
Ну Барбос скорей вставай, на того кто взял-полай 2 раза
- «Машина»
Сидим с шофером рядом би-би-би
Помочь шоферу надо би-би-би
Машинам всем и людям би-би-би
Бибикать громко будем би-би-би.
- «Часы»
Тик-так, тик-так часы стучат
Тик-так, тик-так нам говорят
Когда обедать, когда спать
Когда пора идти гулять
Тик-так, тик-так, тик-так.
- «Мишка»
Мишка ложечкой звенит -наших деток веселит
Динь-динь-динь 4 раза
Мишка в дудочку дудит, наших деток веселит
Ду-ду-ду 4 раза
Мишка в барабан стучит, наших деток веселит
Бам-бам-бам 4 раза
- «Два кота»
Та-та два кота, два ободранных хвоста
Первый кот в чулане, все усы в сметане
Кот второй полез в подвал и мышонка там поймал.
- «Зайка»
В поле на пригорке заинька сидит
Свои ушки греет, ими шевелит
Зайка за капустой в огород пошел
Там кочан капусты заинька нашел
В поле на пригорке заинька сидит
Свои ушки греет, ими шевелит.
- «Гуси»
Гуси-гуси, га-га-га
Есть хотите?- Да-да-да!
Хлеба с маслом? - Нет-нет-нет!
А чего вам? - Нам конфет!
- «Ворона»
Вот ворона полетела, кар-кар
Вот она на землю села, кар-кар
Поклевала-поклевала, кар-кар
Громко-громко закричала: кар-кар.
Все 2 раза
- «Две чашки»
Мы две чашки берем бим-бом
Мы две ложки берем бим-бом
Вместе с мамой вдвоем бим-бом
Мы звеним и поем бим-бом
Мы сидим за столом бим-бом
Скоро чай мы попьем бим-бом
Как допьем молочко бим-бом
Мы сыграем потом бим-бом.
- «Лошадка»
Зацокали копыца цок-цок-цок
Скачи-скачи лошадка скок-скок-скок
Тебя ладошкой хлопну хлоп-хлоп-хлоп
Скорей беги лошадка гоп-гоп-гоп
Звенит наш колокольчик дон-дон-дон
И слышен громкий-громкий звон-звон-звон
Идет-идет лошадка топ-топ-топ
А вот кроватка наша стоп-стоп-стоп.
Приложение 4.
Картотека игрового массажа
- «Ёжик»
Катится колючий ежик нет не головы не ножек. Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда-сюда, мне щекотно, да- да- да. Уходи колючий еж в темный лес где ты живешь! | Движения с массажным мячиком по тексту. |
- «Пёрышко»
Смотрите, смотрите, что я принесла! Смотрите, какое перо я нашла Оно по ладошке тихонько ползёт Сначала по кругу, а после вперед. По ручке оно до плеча доползает, И шейку оно очень нежно ласкает. Куда полетит - интересный вопрос. Перо прилетело на маленький нос! Потом эти ушки перо гладить хочет, Одно и другое немножко щекочет Но пёрышку надо теперь отдыхать, Оно улетает в карман полежать. | Движения ( с перышком из бумаги, раскрашено) по тексту. |
- «Капуста»
(1) Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим Мы всех просим не зевать и немножко помогать. (2) Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим, Мы всех просим не зевать и немножко помогать. (3) Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим Мы всех просим не зевать и немножко помогать. (4) Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим, Мы всех просим не зевать и немножко помогать. | 1 - лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву 2 – попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней 3 - нажимаем осторожно ладонью с небольшим вращением 4 - легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев |
4. «На саночках»
Подмели метлищей - стал двор чище, Поскребли лопаткой- стал двор гладкий, Снег собрали в кучу - сделали кручу, И на кручу санки покатились сами. Побежали дети скоро-скоро, Притащили саночки на гору. Съехали с кручи, въехали в кручу, А на горку сани потащились сами. | Движения по тексту. |
5. «Барабан»
(1) По тебе стучать я стану, как стучат по барабану, И по *спинке постучу столько, сколько захочу (2) Я скачу, скачу галопом, я стучу, стучу с пришлёпом, Барабаню тут и там по утрам и вечерам. Тук, тук, туки, туки, стук, стук, стуки, стуки. (3) Кот не любит барабан, залезает под диван. | (*И по ручке, и по ножке, и по пяткам ) 1 – похлопывать спинку (ручку/ножку/пятки) одной рукой 2 – похлопывать двумя руками 3 – сделать попутку переступая пальцами одной руки забраться за шиворот или за пазуху малыша |
6. «Жирафы»
(1)У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (2)У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. | Хлопаем по всему телу ладонями. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. Щипаем себя, как бы собирая складки. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. |
- «Лошадка»
Вот бежит лошадка, Сделана из ватки, Она кашки не ест, молочка не пьёт, Только скачет взад-вперёд, Взад-вперёд, взад-вперёд. | Всеми пальцами одной руки быстро постукивать – «бежать» под музыку по спинке и по ручкам ребёнка |
- «Гусь и лиса»
Пошла однажды лиса на лужок (1). А на лужке гусь травку щиплет (2). Обрадовалась лиса и говорит: - Я сейчас тебя съем! А гусь отвечает: - Дай мне сначала поесть досыта. - Ладно, - говорит лиса, - ешь. Сначала гусь щипал травку с одной кочки: - Щип-щип-щип, щип-щип-щип (3). А потом с другой кочки: - Щип-щип-щип, щип-щип-щип (4). А потом то с одной кочки, то с другой: - Щип-щип, щип-щип (5). Щипал, щипал, щипал, щипал, а потом взмахнул крыльями - и улетел! (6) | 1 – перебираем пальцами по спине*. 2 ,3,4,5 – щипаем пальцами спину*. 6 – машем руками. |
- «Улиточка»
Жила-была на грядке маленькая улиточка. Она ползала с листочка на листочек (1) и грызла то салат, то капусту (3). Кузнечик спросил её: - Хочешь прыгать кто дальше? - Я не умею прыгать - сказала улиточка, и кузнечик ускакал (4). Потом к улиточке подлетела пчела (5). - Будешь собирать со мной мёд? - спросила она. - Я не умею летать – ответила улиточка, и пчела улетела (6). И тут к улиточке подползла другая улиточка (7) и спросила: - Будешь ползать со мной наперегонки? И они стали ползать наперегонки (8). | 1, 7, 8 – скользящим движением поглаживаем спину 3 – щипаем спину 4 – поочередно похлопываем пальцами обеих рук по спине 5, 6– водим пальцем по спине, жужжим |
Приложение 5.
Картотека пальчиковых игр
- «Пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять, Будут пальчики играть. Раз, два, три, четыре, пять, Я их буду догонять. Раз, два, три, четыре, пять, Убежали не догнать! Ч-ч-ч… | Разжимать и сжимать пальчики в кулачок. Сжать кулачок. Приставить пальчик к губам. |
- «Грибы»
В тёмном лесу Стоят дубы. Вырастают там грибы. Раз, два, три, четыре, пять, Мы пойдем их собирать. | Поднять руки над головой, пальцы растопырены. Соединить руки над головой. Накрывают правой ладонью кулачок левой руки. Ритмичные хлопки. Сложить ладони корзиночкой. |
- «Каравай»
Валяй, валяй каравай, Пришёл к Дуне дед Бабай. Давай, Дуня, Тесто, Приторочим К месту. Шу-у-выль, В печку на лопаточку. | Имитировать движения замешивания теста. Хлопать. Топать. Хлопать. Топать. Протянуть руки вперед перед собой. |
- «Прятки»
В прятки пальчики играли И головки убирали. Разбежались кто куда, Не найти их никогда. | Сжимать и разжимать кулачки. Спрятать руки за спину. |
- «Ёлочка»
Посмотри: на ёлочке Очень колкие иголочки. От низа до макушки Висят на ней игрушки- Звездочки и шарики, Яркие фонарики. | Сложить ладошки вместе. Показать низ и верх. Сложить две руки, словно шарик. Крутить «фонарики». |
- «Семья»
Этот пальчик- дедушка. Этот пальчик- бабушка. Этот пальчик- папочка. Этот пальчик- мамочка. Этот пальчик- это я. Это вся моя семья. | Поочередно загибать пальчики (можно заменить именами родственников в ласкательной форме). Растопырить пальцы, поднять руки вверх. |
- «Белка»
Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому… | Разгибать поочерёдно все пальчики, начиная с большого. |
- «Мышонок»
Этот мышонок в норке сидит, Этот мышонок в поле бежит, Этот мышонок колосья считает, Этот мышонок зерно собирает, Этот мышонок кричит: «Ура, все собирайтесь, обедать пора!» | Разгибать поочерёдно все пальчики. |
- «Сорока- ворона»
Сорока-ворона кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Он сено не косил, Корову не доил, Тесто не месил, И печку не топил. | Чертить пальцем круги по ладошке. Загибать пальцы по одному, начиная с мизинца. Подёргать большой палец. Разгибать пальцы по одному; здесь можно придумывать свои причины, по которым последний пальчик не получил каши. |
Приложение 6.
Картотека речевых игр
- «Дождик»
Дождик бегает по крыше, Кап, кап, кап! То сильней идёт, то тише, Кап, кап, кап! Лучше дома посидим, Кап, кап, кап! И в окошко поглядим, Кап, кап, кап! Дождь пройдет, и мы опять Побежим с тобой играть! | Говорить ритмично текст. Хлопки. Говорить ритмично текст. Топать. Говорить ритмично текст. Хлопки. Погрозить пальцем. Шлепать по коленкам. Покружиться. Выполнять «пружинку». |
- «Нил- река»
Крокодил вчера спросил: -Где найти, скажите, Нил? И ответили мартышки: -Почитайте лучше книжки. Это знают даже дети, Нил- река и течёт из далека. | Шлёпать по коленям. Хлопать в ладоши. Подпрыгивать на месте. В воздухе показать волнообразные движения руками. |
- «Кошка и шарик»
Надувала шарик кошка И потрогала немножко. Шарик лопнул- бах, бах! И сказала кошка: «Ах!» | Иллюстрировать движениями текст. Поцарапать руками перед собой. Топнуть. Хлопнуть. |
- «Считалка»
На заборе три тетери, Три сороки прилетели, Три отважных воробья, Выходи и ты, и я. | Хлопать. Топать. Шлёпать по коленям. Посчитаться в парах. |
- «Мы идём»
Мы идём пешком, пешком, А потом идём гуськом. А потом бежим бегом, Остановка: бом, Бом! | Шагать ритмично. Идти на согнутых ногах. Ускорить движение. Хлопнуть на слово: бом. Топнуть. |
- «Дом»
На опушке дом стоит, На дверях замок висит, За дверями стоит стол, Вокруг дома частокол. - Тук, тук, тук, Дверь открой! - Заходите, я не злой! | Сложить ладони домиком над головой. Сомкнуть ладони в замок. Накрыть правой ладошкой кулак левой руки. Ладони вертикально, пальцы растопырены. Постучать кулаком о кулак. Развести руки в стороны. |
- «Ладушки»
Едем, едем к бабе, к деду. Ладушки, ладушки! В гости едем мы к обеду. К дедушке, к бабушке! Будет чай с пирогом, Будет крынка с молоком. Вся семья вместе И душа на месте! | Хлоп- топ, хлоп- топ. Хлопки. Хлоп- топ, хлоп- топ. Хлопки. Стряпать колобки руками. Хлоп- топ, хлоп- топ. Погладить себя по голове. Показать большой палец. |
- «Птички»
Птички в гнёздышке сидели И на улицу глядели. Песенку пропели И тихо улетели. | Сложить руки в замок. Вращать по кругу большими пальцами. Раскрывать и закрывать «клювики». Помахать «крылышками». |
- «Красота»
Тра- та- та! Тра- та- та! Вот какая красота! Солнце в гости к нам идёт, С нами водит хоровод. Веселится и играет, Всех собою согревает! | Хлопать. Топать. Размахивать поднятыми вверх руками. Взяться за руки друг с другом. Хлопать в парах. Обняться. |
Приложение 7.
Список музыкальных произведений,
рекомендуемых для проведения музыкотерапии
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности:
Классические произведения:
1. Бах И. «Прелюдия до мажор».
2. Бах И. «Шутка».
3. Брамс И. «Вальс».
4. Вивальди А. «Времена года».
5. Гайдн И. «Серенада».
6. Кабалевский Д. «Клоуны».
7. Кабалевский Д. «Петя и волк».
8. Лядов А. «Музыкальная табакерка».
9. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада».
10. Моцарт В. «Турецкое рондо».
11. Мусоргский М. «Картинки с выставки».
12. Рубинштейн А. «Мелодия».
13. Свиридов Г. «Военный марш».
14. Чайковский П. «Детский альбом».
15. Чайковский П. «Времена года».
16. Чайковский П. «Щелкунчик» (отрывки из балета).
17. Шопен Ф. «Вальсы».
18. Штраус И. «Вальсы».
19. Штраус И. «Полька "Трик-трак"».
Детские песни: •
1. «Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский).
2. «Бу-ра-ти-но» (из к/ф «Буратино», Ю. Энтин, А. Рыбников).
3. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).
4. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старока-
домский).
5. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).
6. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).
7. «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).
8. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский, Б. Савельев).
9. «Колокола» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Е. Крылатов).
10. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника»,
Ю. Энтин, Г. Гладков).
11. «Лучики надежды и добра» (ел. и муз. Е. Войтенко).
12. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев).
13. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков).
14. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).
15. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков).
16. «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего», Ю. Эн-тин, Е. Крылатов).
17. «Танец утят» (французская народная песня).
Музыка для пробуждения после дневного сна
Классические произведения:
1. Боккерини Л. «Менуэт».
2. Григ Э. «Утро».
3. Дворжак А. «Славянский танец».
4. Лютневая музыка XVII века.
5. Лист Ф. «Утешения».
6. Мендельсон Ф. «Песня без слов».
7. Моцарт В. «Сонаты».
8. Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов».
9. Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке».
10. Сен-Сане К. «Аквариум».
11. Чайковский П. «Вальс цветов».
12. Чайковский П. «Зимнее утро».
13. Чайковский П. «Песня жаворонка».
14. Шостакович Д. «Романс».
15. Шуман Р. «Май, милый май!».
Музыка для релаксации
Классические произведения:
1. Альбиони Т. «Адажио».
2. Бах И. «Ария из сюиты № 3».
3. Бетховен Л. «Лунная соната».
4. Глюк К. «Мелодия».
5. Григ Э. «Песня Сольвейг».
6. Дебюсси К. «Лунный свет».
7. Колыбельные.
8. Римский-Корсаков Н. «Море».
9. Свиридов Г. «Романс».
10. Сен-Сане К. «Лебедь».
11. Чайковский П. «Осенняя песнь».
12. Чайковский П. «Сентиментальный вальс».
13. Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор».
Литература
- Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения-Волгоград:Учитель,2011-204с.
- Буренина А. И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошколь¬ного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
- Галянт И.Г. Музыкальное развитие детей 2-8 лет:метод.пособие для специалистов ДОО/И.Г.Галянт.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2017.-120 с.:ил.-(Радуга).
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа разви¬тия.) - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
- Интернет:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/10/kartoteka-palchikovyh-igr
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/01/21/kartoteka-utrennih-privetstviy
http://songspro.ru/17/Sergey-i-Ekaterina-Jeleznovy-Igrovoy-massaj/tekst-pesni-Loshadka
https://vk.com/doc24006698_47980833?hash=c35c03b3e981188239&dl=9346edb8cb207f100b
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/10/06/muzykoterapiya-dlya-detskogo-sada
https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/1692940
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДЕТСКИМ САДОМ И ШКОЛОЙ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ»
Школьное обучение никогда не ...
Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях
Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях...
Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: 1.Валеологические песенки-распевки. 2.Дыхательная гимнастик...
Здоровье сберегающие технологии в музыкальной образовательной деятельности «Путешествие в волшебный лес» Подготовительная группа.
Музыкальный руководитель:. Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас! За окном холодно, уже мороз щиплет наши щёки. А у нас в детском саду тепло и уютно! У меня сегодня такое хорошее настроение! ...
"Здоровье сберегающие технологии на музыкальном занятии" Для детей подготовительной группы
« ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ».« ОХ и АХ»...
Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях во второй младшей группе (планирование)
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформироват...
Творческий проект по здоровье сберегающим технологиям «Малыши – крепыши» в первой младшей группе
Образовательная область:Вид деятельности: проектнаяВозрастная группа: первая младшаяТип проекта: познавательный, творческий, спортивный.Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья де...