здоровьесберегающие технологии
методическая разработка

Долова Ольга Владимировна


 

Суть здоровьесберегающих технологий.

Здоровье – самое ценное, что есть у человека. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает здоровье как одно из главных предпосылок для обеспечения полноценного проживания ребенком всех этапов детства, так как в последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. 

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технологии проектной деятельности

  • технология исследовательской деятельности

  •  информационно-коммуникационные технологии;

  • личностно-ориентированные технологии;

  • технология портфолио дошкольника и воспитателя;

  • игровая технология;

  • технология «ТРИЗ» и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolniki_i_ih.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольники и их   возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит масштабный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

В то же время, это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому игнорирование вопросов сохранения и укрепления здоровья ребенка, его субъектной позиции могут привести к тяжелым, необратимым последствиям в будущем. Поэтому так очевидна значимость формирования основ здорового образа жизни у детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Во взаимодействии друг с другом они дают ребенку определенный социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения маленького ребенка в мир, сохраняя и развивая его индивидуальные особенности: направленность интересов и способностей, возможности здоровья и др.

Важнейшим фактором воздействия на здоровье и развитие ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Взаимодействие подразумевает воздействие поведения, мнения, действий, родителей, педагогов и детей друг на друга в процессе совместной деятельности по формированию у детей основ здорового образа жизни, приобщения их к физической культуре. Взаимодействие предусматривает равную активность и равную степень взаимовлияния. Взаимодействие в этом смысле тождественно взаимной поддержке.

В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, задача формирования основ здорового образа жизни решается, начиная с младшего возраста. Обязательным условием ее реализации, по нашему мнению, является создание в группе единого образовательно-оздоровительного пространства для воспитателей, медицинских работников, воспитанников и их родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, в рамках которого родители являются непосредственными и активными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Чтобы процесс создания единого образовательно-оздоровительного пространства являлся целенаправленным и результативным, нами были определены следующие задачи в работе с семьей:

1. Изучение каждой семьи, определение уровня подготовленности родителей к совместному с педагогами решению задачи формирования основ здорового образа жизни у детей.
2. Мотивация родителей к совместной работе детского сада и семьи по вопросам сохранения, укрепления здоровья детей.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью ознакомления с психофизиологическими особенностями младшего дошкольного возраста, задачами образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» Программы.
4. Обучение практическому опыту взаимодействия с ребенком младшего дошкольного возраста по приобщению его к здоровому образу жизни.
5. Распространение положительного опыта семейного воспитания здорового ребенка.

Нами были определены основополагающие принципы совместной работы:

1. Единство - предполагает отличную ориентацию воспитателя и родителей в целях и задачах воспитания здорового ребёнка: когда родители ознакомлены с основным содержанием, методами и приёмами реализации о.о. «Здоровье» и «Физическая культура», а воспитатель использует лучший опыт семейного воспитания в оздоровительно-образовательном процессе.
2. Систематичность и последовательность работы - отражается в перспективном планировании в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в данной группе.
3. Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье - учет уровня здоровья и развития ребёнка, степени осведомленности родителей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь воспитателя и родителей - подразумевает не только взаимную доброжелательную критику, но и укрепление авторитета воспитателя в семье, а родителей - в детском саду.
На наш взгляд, целесообразно всю работа воспитателя по взаимодействию с семьей осуществлять по следующим направлениям:

1) Информационно-аналитическое

Цели и задачи: изучить степень осведомленности родителей по проблеме;

Определить особенности контингента детей (по уровню здоровья, физ. подготовленности, степени сформированности основ ЗОЖ).

Формы и методы: анкетирование членов семей, беседы, патронаж на дому; мониторинговые исследования по части охраны и укрепления здоровья воспитанников.

2)Мотивационное

Цели и задачи: установить эмоциональный контакт между воспитателями, родителями и детьми; заинтересовать родителей вопросами формирования основ ЗОЖ у своего ребенка; вызвать у родителей осознанное стремление участвовать в совместной деятельности д/с по данной проблеме.

Формы и методы: самостоятельное оформление паспортов здоровья;

оформление фотовитрин, выпусков семейных газет по теме воспитания здорового ребенка; встречи с интересными людьми (мед. и пед. работники, представители семей, имеющий интересный опыт семейного воспитания и т.п.); совместное создание и использование рекламных слоганов, агитационных плакатов; посещение физкультурно-оздоровительных мероприятий детей групп старшего возраста.

3)Просветительское

Цели и задачи: познакомить с особенностями психофизиологического развития младших дошкольников; задачами программы; повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей.

Формы и методы: наглядные формы (буклеты, памятки, стенды и др.);

организация педагогической библиотеки по теме; индивидуальные беседы;

консультации (групповые и индивидуальные); деловые игры;

круглые столы; открытые мероприятия для родителей; мастер-классы;

презентация опыта семейного воспитания в разных формах; встречи с интересными людьми; клуб педагогов и родителей; интернет-копилка семейного опыта; родительские собрания.

4) Практическое

Цели и задачи: дать практические способы приобщения детей к ЗОЖ с учетом возрастных особенностей детей и задач программы.

Формы и методы: организация выставок семейных творческих работ;

изготовление нетрадиционных пособий и атрибутов для физкультурно-оздоровительной работы с детьми; участие в досуговых мероприятиях; гостевание в группе; совместная образовательная деятельность детей, родителей и воспитателей (непосредственное участие в образовательном-оздоровительном - совместные дид. и подвижные игры, физ.упражнения, минутки здоровья и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...