Организация работы с родителями по укрепления здоровья детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Галина Ивановна Кузьмина

Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. В детском саду созданы все необходимые условия для охраны и укрепления здоровья воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы с родителями по укрепления здоровья детей раннего возраста в рамках родительского клуба

На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. В детском саду созданы все необходимые условия для охраны и укрепления здоровья воспитанников. Усилия работников дошкольного учреждения направлены на оздоровление, сохранение и укрепление здоровья, всестороннему развитию личности, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений в соответствии с индивидуальными особенностями, развитие двигательных способностей, накопление элементарных знаний о физической культуре; создание условий для реализации потребности в двигательной активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни, обеспечение физического и психического благополучия каждого ребенка – дошкольника и осуществляются совместно с родителями. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

Теорией и практикой доказано, что успехов в укреплении здоровья дошкольников, их полноценном развитии, оптимизации двигательной активности можно добиться только при наличии единой системы физического воспитания в детском саду и семье.

Не секрет, что многие родители считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, развиваться. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Какие инновационные подходы необходимо найти?

Поэтому организация деятельности семейного клуба была определена инновационной формой работы по укреплению здоровья детей.

Физкультура играет важную роль в формировании всех систем и функций организма, во всестороннем развитии ребенка и является не однодневным мероприятием, а предполагает целенаправленную систематическую работу с ним как в ДОУ, так и в семье.

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья. Но не стоит забывать и о роли семьи в вопросах укрепления здоровья детейорганизации ежедневных занятий физкультурой.

Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.

Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. Не последнюю роль здесь играет фактор семьи и фактор образовательного учреждения - насколько они способны с самого раннего возраста создавать ребёнку общий положительный и устойчивый фон психического состояния, обеспечивать развитие деятельной и жизнерадостной личности.

Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, системно и сообща.

Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги).

Практика показывает, что одним из главных путей повышения взаимодействия ДОО и семьи является использование нетрадиционных форм и средств работы с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников.

Актуальность опыта

Охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья детей- одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе. Уделять особое внимание воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребёнка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни; создавать воспитательное условие для детей, которое стало бы возможностью выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребёнка.

Дошкольный возраст – это фундамент здоровой личности а, следовательно, и здорового общества в настоящем и будущем. Согласно статье 1.6. ФГОС ДО одной из главных задач дошкольного образования на современном этапе - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья. Но не стоит забывать и о роли семьи в вопросах укрепления здоровья детейорганизации ежедневных занятий физкультурой. Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.

В связи с широким внедрением в образовательное пространство дошкольных образовательных организаций требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, много говорится о возможностях использования инновационных технологий, подтвердивших свою практическую эффективность. Однако в практике работы дошкольного образования в данный момент существует устойчивое противоречие между пониманием необходимости формирования у воспитанников навыков здоровьесбережения и недостаточной разработанностью подходов к повышению уровня сформированности навыков ЗОЖ через организацию деятельности семейного клуба, являющегося инновационной формой работы по укреплению здоровья детей.

 «Дети – это счастье, созданное нашим трудом Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда наши дети здоровы, когда их глаза наполнены радостью». В. А. Сухомлинский.

Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально - исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Целями является:

- формирование начальных основ здорового образа жизни у детей раннего возраста;

- установление сотрудничества педагогов и семьи в вопросах ЗОЖ и развития детей раннего возраста; в условиях детско – родительского клуба;

- обучение родителей (законных представителей) практическим умениям организации двигательной деятельности с детьми.

Задачи:

установить партнёрские отношение с семьёй каждого воспитанника объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;

- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимо-поддержки в проблемы друг друга;

- активизировать и обогащать воспитательное умения родителей (законных представителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

- сознание психологического комфорта для малышей при организации совместных занятий, развивая у них чувство защищённости, благодаря присутствию родителей (законных представителей).

Содержание деятельности и средства достижения цели

Детский сад и семья – это две социальные структуры, которые и определяют уровень здоровья детей. Поэтому мы предполагаем, что если организовать сотрудничество педагогов ДОО и их родителей, то дети и родители будут знать общие принципы здоровьясбережения и применять их в дальнейшей жизни, придерживаться норм здорового образа жизни, заботиться о своем здоровье и здоровье дальнейших поколений.

В соответствии с этим, система работы педагогов с семьей в рамках детско- родительского клуба, включала следующие направления в работе:

— ознакомление родителей с результатами диагностики здоровья ребенка;

— целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального температурного режима;

— участие в составлении индивидуальных программ оздоровления и здоровьесбережения детей, основываясь на семейном опыте и возможностях семьи;

— ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое, социальное развитие ребенка;

— обучение некоторым приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, виды закаливания и пр.);

— ознакомление с мероприятиями, которые проводятся в ДОУ и направленные на оздоровление детей;

— просвещение в области нетрадиционных методов оздоровления детского организма.

Задачи и общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома в семье:

1. Создание специальных условий для физического развития детей.

2. Приобретение игрового материала (настольно-печатных игр по формированию привычки к здоровому образу жизни.

В ДОО:

1. Создание условий в группе и на прогулочной площадке для свободной двигательной деятельности детей.

2. Пропаганда среди родителей игр и игрушек, являющихся педагогически ценными. Разъяснение родителям о негативном воздействии отдельных видов игрушек на психику и развитие детей.

3. Согласование режима дня дома в выходные дни.

4. Распространение положительного опыта семейного воспитания по построению здоровьеформирующего простанства.

5. Создание благоприятной гигиенической обстановкой, предусматривающей систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха С.

6. Оборудование в домашних условиях рабочего места ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.

6. Соблюдение требований САНпиНа по организации жизни детей в ДОУ.

7. Обучение детей самостоятельному выполнению всех гигиенических процедур (по возрасту).

8. Осуществление закаливающих процедур с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача: - условиями домашних условий - условиями образовательного учреждения

9. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

10. Личный пример взрослых родителей и педагогов под девизом «Мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т. п.

Результаты проведенной работы показали, что повышения эффективности решения задачи, формирования здорового образа жизни дошкольников можно добиться при соблюдении рационального сочетания различных форм взаимодействия детского сада и семьи, которые направлены на повышение педагогической грамотности родителей (законных представителей, единства подходов в воспитании.

Библиографический список:

1. Мурашкина, Н. Ф., Стропина, И. Л. Семейный клуб Здоровейка Научно – практический журнал: Инструктор по физкультуре. №5. 2011. – 128с.

2. Пономарева, И. О. Взаимодействие педагогов с семьей – условие повышения интереса детей к физической культуре Научно – практический журнал: Инструктор по физкультуре. №6. 2011. – 128с.

3. Горшенина, В. В., Самошкина, И. В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В. В. Горшенина, И. В. Самошкина. – М.: Глобус, 2007.

4. Давыдова, О. И., Богославец, Л. Г., Майер, А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

5. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. – М.: Айрис-пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с родителями по укреплению здоровья детей

Организация работы с родителями по укреплению здоровья детей...

Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста».

laquo;Если нельзя вырастить ребенка,  чтобы он совсем не болел,  то, во всяком случае,  поддерживать его высокий уровень    здоровья вполне возможно»....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МБДОУ «СИБИРЯЧОК»

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях.Наряду с ком...

Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста "Здоровый малыш"

Цель: обеспечение сохранения здоровья и воспитание валеологической культуры дошкольника, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, применение их в повседневной жизни. Задачи: 1. Сохран...

Сообщение из опыта работы на тему «Создание здоровьесберегающей среды в группе, как средство укрепления здоровья детей раннего возраста»

В Федеральном  государственном образовательном стандарте дошкольного образования приоритетной задачей  является: охрана  и укрепление физического и психического здоровья детей, в том чи...