Организация работы с родителями по укрепления здоровья детей раннего возраста
статья (младшая группа)
Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. В детском саду созданы все необходимые условия для охраны и укрепления здоровья воспитанников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация работы с родителями по укрепления здоровья детей раннего возраста в рамках родительского клуба
На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. В детском саду созданы все необходимые условия для охраны и укрепления здоровья воспитанников. Усилия работников дошкольного учреждения направлены на оздоровление, сохранение и укрепление здоровья, всестороннему развитию личности, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений в соответствии с индивидуальными особенностями, развитие двигательных способностей, накопление элементарных знаний о физической культуре; создание условий для реализации потребности в двигательной активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни, обеспечение физического и психического благополучия каждого ребенка – дошкольника и осуществляются совместно с родителями. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Теорией и практикой доказано, что успехов в укреплении здоровья дошкольников, их полноценном развитии, оптимизации двигательной активности можно добиться только при наличии единой системы физического воспитания в детском саду и семье.
Не секрет, что многие родители считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, развиваться. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Какие инновационные подходы необходимо найти?
Поэтому организация деятельности семейного клуба была определена инновационной формой работы по укреплению здоровья детей.
Физкультура играет важную роль в формировании всех систем и функций организма, во всестороннем развитии ребенка и является не однодневным мероприятием, а предполагает целенаправленную систематическую работу с ним как в ДОУ, так и в семье.
Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья. Но не стоит забывать и о роли семьи в вопросах укрепления здоровья детей, организации ежедневных занятий физкультурой.
Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.
Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. Не последнюю роль здесь играет фактор семьи и фактор образовательного учреждения - насколько они способны с самого раннего возраста создавать ребёнку общий положительный и устойчивый фон психического состояния, обеспечивать развитие деятельной и жизнерадостной личности.
Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, системно и сообща.
Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги).
Практика показывает, что одним из главных путей повышения взаимодействия ДОО и семьи является использование нетрадиционных форм и средств работы с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников.
Актуальность опыта
Охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья детей- одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе. Уделять особое внимание воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребёнка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни; создавать воспитательное условие для детей, которое стало бы возможностью выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребёнка.
Дошкольный возраст – это фундамент здоровой личности а, следовательно, и здорового общества в настоящем и будущем. Согласно статье 1.6. ФГОС ДО одной из главных задач дошкольного образования на современном этапе - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья. Но не стоит забывать и о роли семьи в вопросах укрепления здоровья детей, организации ежедневных занятий физкультурой. Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.
В связи с широким внедрением в образовательное пространство дошкольных образовательных организаций требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, много говорится о возможностях использования инновационных технологий, подтвердивших свою практическую эффективность. Однако в практике работы дошкольного образования в данный момент существует устойчивое противоречие между пониманием необходимости формирования у воспитанников навыков здоровьесбережения и недостаточной разработанностью подходов к повышению уровня сформированности навыков ЗОЖ через организацию деятельности семейного клуба, являющегося инновационной формой работы по укреплению здоровья детей.
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда наши дети здоровы, когда их глаза наполнены радостью». В. А. Сухомлинский.
Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально - исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Целями является:
- формирование начальных основ здорового образа жизни у детей раннего возраста;
- установление сотрудничества педагогов и семьи в вопросах ЗОЖ и развития детей раннего возраста; в условиях детско – родительского клуба;
- обучение родителей (законных представителей) практическим умениям организации двигательной деятельности с детьми.
Задачи:
установить партнёрские отношение с семьёй каждого воспитанника объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимо-поддержки в проблемы друг друга;
- активизировать и обогащать воспитательное умения родителей (законных представителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- сознание психологического комфорта для малышей при организации совместных занятий, развивая у них чувство защищённости, благодаря присутствию родителей (законных представителей).
Содержание деятельности и средства достижения цели
Детский сад и семья – это две социальные структуры, которые и определяют уровень здоровья детей. Поэтому мы предполагаем, что если организовать сотрудничество педагогов ДОО и их родителей, то дети и родители будут знать общие принципы здоровьясбережения и применять их в дальнейшей жизни, придерживаться норм здорового образа жизни, заботиться о своем здоровье и здоровье дальнейших поколений.
В соответствии с этим, система работы педагогов с семьей в рамках детско- родительского клуба, включала следующие направления в работе:
— ознакомление родителей с результатами диагностики здоровья ребенка;
— целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального температурного режима;
— участие в составлении индивидуальных программ оздоровления и здоровьесбережения детей, основываясь на семейном опыте и возможностях семьи;
— ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое, социальное развитие ребенка;
— обучение некоторым приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, виды закаливания и пр.);
— ознакомление с мероприятиями, которые проводятся в ДОУ и направленные на оздоровление детей;
— просвещение в области нетрадиционных методов оздоровления детского организма.
Задачи и общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома в семье:
1. Создание специальных условий для физического развития детей.
2. Приобретение игрового материала (настольно-печатных игр по формированию привычки к здоровому образу жизни.
В ДОО:
1. Создание условий в группе и на прогулочной площадке для свободной двигательной деятельности детей.
2. Пропаганда среди родителей игр и игрушек, являющихся педагогически ценными. Разъяснение родителям о негативном воздействии отдельных видов игрушек на психику и развитие детей.
3. Согласование режима дня дома в выходные дни.
4. Распространение положительного опыта семейного воспитания по построению здоровьеформирующего простанства.
5. Создание благоприятной гигиенической обстановкой, предусматривающей систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха С.
6. Оборудование в домашних условиях рабочего места ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.
6. Соблюдение требований САНпиНа по организации жизни детей в ДОУ.
7. Обучение детей самостоятельному выполнению всех гигиенических процедур (по возрасту).
8. Осуществление закаливающих процедур с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача: - условиями домашних условий - условиями образовательного учреждения
9. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
10. Личный пример взрослых родителей и педагогов под девизом «Мы за здоровый образ жизни!»: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т. п.
Результаты проведенной работы показали, что повышения эффективности решения задачи, формирования здорового образа жизни дошкольников можно добиться при соблюдении рационального сочетания различных форм взаимодействия детского сада и семьи, которые направлены на повышение педагогической грамотности родителей (законных представителей, единства подходов в воспитании.
Библиографический список:
1. Мурашкина, Н. Ф., Стропина, И. Л. Семейный клуб Здоровейка Научно – практический журнал: Инструктор по физкультуре. №5. 2011. – 128с.
2. Пономарева, И. О. Взаимодействие педагогов с семьей – условие повышения интереса детей к физической культуре Научно – практический журнал: Инструктор по физкультуре. №6. 2011. – 128с.
3. Горшенина, В. В., Самошкина, И. В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В. В. Горшенина, И. В. Самошкина. – М.: Глобус, 2007.
4. Давыдова, О. И., Богославец, Л. Г., Майер, А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
5. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. – М.: Айрис-пресс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с родителями по укреплению здоровья детей
Организация работы с родителями по укреплению здоровья детей...
Опыт работы "Закаливающие процедуры как условие укрепления здоровья детей раннего возраста"
Углубленный опыт работы по закаливанию...
Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста».
laquo;Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»....
Опыт работы «Закаливающие процедуры как условие укрепления здоровья детей раннего возраста»
Опыт работы по данной теме....
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МБДОУ «СИБИРЯЧОК»
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях.Наряду с ком...
Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста "Здоровый малыш"
Цель: обеспечение сохранения здоровья и воспитание валеологической культуры дошкольника, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, применение их в повседневной жизни. Задачи: 1. Сохран...
Сообщение из опыта работы на тему «Создание здоровьесберегающей среды в группе, как средство укрепления здоровья детей раннего возраста»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования приоритетной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том чи...