Опыт работы "Закаливающие процедуры как условие укрепления здоровья детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Любовь Николаевна Зайнуллина

Углубленный опыт работы по закаливанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка-детский сад №51»

(МБДОУ ЦРР ДС №51)

Опыт работы:

Закаливающие процедуры как условие укрепления здоровья детей раннего возраста

Подготовила воспитатель

высшей категории

Зайнуллина Любовь Николаевна

Озерск, 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА……………………………………………....6

  1. Закаливание как средство оздоровления детей, понятия

закаливания…………………………………………………………………….6

  1. Требования к проведению закаливания………………….....................8
  2. Методы и принципы закаливающих процедур детей раннего

 возраста ………………………………………………………………………10

Выводы по первой главе………………………………………………...........23

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОСБЕРЕГАЮЩИХ ПРОЦЕДУР В МБДОУ ЦРР Д/С№ 51…………………………………………………..……24

2.1 Сущность закаливания и его принципы...................................................24

2.2 Создание условий по организации здоровосберегающих

процедур ……..…..............................................................................................28

Выводы по второй главе……………………………………………..….........35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…...38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….40

ПРИЛОЖЕНИЕ…………..…………………………………………………...43

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы, обусловлена тем, что наше будущее напрямую зависит от здоровья детей, поскольку именно они будут строить новый мир, в котором нам с вами предстоит доживать последние, хотелось бы надеяться, счастливые годы. Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже).

Здоровосбережение - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

В структуре заболеваемости преобладают острые респираторно-вирусные инфекции (ОРВИ), которые из-за своей полиэтиологичности высокой типоспецифичности  иммунитета и особой восприимчивости к ним детей дошкольного возраста практически не имеют достаточно эффективных специфических средств профилактики.

Наибольшая доля ОРВИ в структуре заболеваний органов дыхания приходится на возраст 1-6 лет. По данным Т.Л. Богиной (1988г.), РВ Силла(1989г.), респираторные и респираторно-вирусные инфекции составляют в целом от 78,7 до 92 % всех случаев. Средняя продолжительность одного заболевания детей находится в пределах 11-14 дней. Около 20% детей болеют ОРВИ практически ежемесячно, формируя группу часто болеющих детей (ЧБД). Характерной особенностью респираторных заболеваний в ДОУ является одновременная циркуляция 3-5 вирусов различных штаммов. Это создает условия для повторного перекрестного инфицирования ребенка, уже переболевшего ОРВИ. Такая вероятность возрастает, если учесть что в ряде случаев дети переносят ОРВИ, не прекращая посещать ДДУ. Проблема ОРВИ усугубляется еще и тем, что повторное заболевание способствует возникновению хронической бронхо-легочной патологии. Частые ОРЗ оказывают не благоприятное влияние на процесс социализации ребенка. Анализ литературы позволяет выделить ряд закономерностей возникновения и развития респираторных заболеваний: сезонный характер роста, снижение с возрастом, большая распространенная у мальчиков в дошкольном возрасте.  

Причинами частой заболеваемости в ДОУ является несоблюдение санитарных норм площади групповых помещений, режима проветривания и другие. Змановский Ю.Ф.(1986 г.) в качестве одной из важнейших причин высокой заболеваемости называет недостатки в физическом воспитании и закаливании. Главным неспецифическим средством профилактики ОРЗ в ДОУ служит закаливание.

Человеческий организм постоянно подвергается разнообразным условиям внешней среды: воздуха, солнца, воды. Известно, что условия внешней среды не остаются постоянными. Температура воздуха резко меняется. Люди по разному реагируют на изменения погоды. Одни легко переносят резкую смену холода и тепла – их называют закаленными; другие, напротив, при малейшем изменении погоды чувствуют недомогание, у них появляется насморк, кашель, иногда повышается температура. Человек простудился.

Дети, раннего возраста более восприимчивы к изменениям температурных условий внешней среды, чем взрослые или старшие дети. Это связано с тем, что теплорегуляция у детей еще несовершенна. [21]

Цель работы: изучить влияние закаливающих процедур на здоровье детей раннего возраста.

Задачи исследования:

1) Изучить  теоретическую и методическую, литературу по закаливанию детей раннего возраста.

2) Раскрыть условия, влияющие на укрепление здоровья детей раннего возраста;

3) Разработать план мероприятий, влияющих на укрепление здоровья детей раннего возраста в МБДОУ ЦРР д/c № 51.

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

  1. Закаливание как средство оздоровления детей, понятия  закаливания

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

Закаливание — испытанное средство укрепления здоровья.  В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде. В процессе закаливания совершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие.

Повышение устойчивости возможно не только к одному, но и к нескольким факторам внешней среды. Но это может произойти лишь в том случае, отмечал советский физиолог М.Е.Маршак, если организм подвергается систематически повторному действию именно данной комбинации раздражителей.

«Занятие физическими упражнениями и закаливание - факторы повышения иммунитета», - писал известный советский патофизиолог И.В. Давыдовский.

Суммируя научные данные об использовании естественных факторов природы, физиолог Александр  Петрович Парфенов отмечал, что можно «определить закаливание человека как частный случай тренировки, направленной к совершенствованию способности организма выполнить работу, связанную с повышением стойкости своих тканей по отношению к действию вредных влияний».

В более узком смысле под закаливанием следует понимать различные мероприятия, связанные с рациональным использованием естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям различных метеорологических факторов.

Любое совершенствование – это длительная тренировка. Следовательно, закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, т.е. им могут заниматься люди любых возрастов независимо от степени физического развития. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Как считают йоги, закаливание приводит к слиянию организма с природой.

Закаливание - комплекс методов целенаправленного повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному действию факторов окружающей среды путем систематического тренирующего дозированного воздействия ими.

Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. Основные факторы закаливания — воздух, солнце и вода. [4]

1.2. Требования к проведению закаливания

Человек научился защищаться от внешних температур, создав специальные жилища и одежду, внедрив различные технические средства. Но, научившись защищать себя от холода, человек стал чрезвычайно чувствительным к нему. Его организм как бы разучился самостоятельно противостоять охлаждению, мобилизовать те защитные силы, которые обеспечивают постоянство температуры тела.

Это выработка условного рефлекса на то или иное раздражение. Следовательно, это тренировочный процесс, построение которого для достижения максимального конечного эффекта должно быть подчинено определенным физиологическим законам, лежащим в основе механизма выработки условного рефлекса.

Биологической основой всякого тренировочного процесса, в том числе и закаливания, является адаптация к воздействующим нагрузкам, в основном кумулятивная адаптация. Она характеризуется приспособительными изменениями, которые возникают под влиянием регулярно повторяющихся внешних воздействий. Приобретенные в результате кумулятивной адаптации свойства носят устойчивый характер и сохраняются в течение некоторого времени после прекращения внешних воздействий.

Приспособительные изменения, происходящие в организме ребенка в процессе закаливания, проходят две стадии: переходную и стационарную. В первой стадии происходит собственно процесс адаптации (закаливание), во второй – достигается состояние адаптации (закаленность), и, если на организм не будет оказано новых воздействий или величина нагрузок будет недостаточной, начнется процесс реадаптации, постепенного возврата всех систем организма к начальному уровню функционирования.

Закаливающий эффект (закаленность) достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки. Закаленность специфична, так как определяется постепенным снижением чувствительности организма только к действию закаливающего фактора (при воздействии холодом – к холоду, теплом – к теплу).

Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам. Необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраст, возможности наличия у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям. Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных состояний (страха, беспокойства).
Закаливающие процедуры стали органичной частью содержания каждого физкультурного занятия. Во время занятия дети  принимают воздушные ванны, ходят босиком по различным дорожкам и т.п. Но в любом случае физкультурные занятия заканчиваются водными процедурами. Дети  обтираются  влажным полотенцем, обмывают под краном лицо, верхнюю часть груди, конечности. Важно смыть испарину, которая обязательно выступит на теле. Дело в том, что во время активных движений через кожные поры выбрасывается наружу большое количество вредных для организма веществ. Но через несколько минут начинается процесс обратного всасывания. Вот именно поэтому и нужны водные процедуры, чтобы не дать вредным веществам «вернуться» в организм ребенка.

Роль закаливания детей заключается в том, что оно является главным не специфическим средством профилактики ОРЗ детей раннего возраста. [21]

1.3. Методы и принципы закаливающих процедур детей раннего

возраста

Для того чтобы с наибольшей эффективностью, использовать природные факторы для оздоровления, необходимо придерживаться определенных правил и принципов.

Систематичность. Нельзя закаливать ребенка «про запас». Только при постоянном подкреплении и тренировке в течение года можно достигнуть успеха от закаливания.

Закаливание – один из основных способов повышения сопротивляемости организма к колебаниям температуры внешней среды, а следовательно, к простудным заболеваниям.

В формировании приспособительных защитных реакций организма под влиянием естественных факторов принимают участие рефлекторный, клеточный и другие механизмы. Многочисленные нервные окончания (рецепторы) в коже человека воспринимают различные раздражения (термические, механические, химические) и передают их центральной нервной системе. В результате этого изменяется кровенаполнение сосудов кожи, внутренних органов, усиливается или уменьшается потоотделение.

Дети, особенно раннего возраста, острее реагируют на изменения температурных условий внешней среды, чем взрослые или даже более старшие дети. Это связано с тем, что теплорегуляция у детей ещё несовершенна.

Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать для получения положительного эффекта от закаливания, независимо от возраста ребёнка или от действующих факторов закаливания, Эти принципы следующие.

Систематичность применения закаливающих процедур во все сезоны года:

В основе закаливающего действия температурных факторов лежат, безусловно - и условно-рефлекторный механизмы. Нормальной безусловной защитной реакцией организма на холод является максимальное сужение сосудов кожи, которое при длительном холодом воздействии сменяется значительным расширением. Закаливающие же процедуры должны стимулировать способность к сужению сосудов до оптимальных пределов. Путём применения регулярных закаливающих процедур можно добиться условно-рефлекторного сужения сосудов до наиболее целесообразных пределов. Но особенностью этой реакции является её быстрое угасание, если нет постоянного подкрепления. Даже у взрослого прекращение закаливающих процедур в течение 2-3 недель снижает адаптационные возможности к холоду, а у детей исчезновение эффекта адаптации к холоду происходит ещё в более короткие сроки (5-7 дней). У детей это особенно выражено в связи с тем, что угасание любых условных рефлексов в детском возрасте происходит довольно быстро. Поэтому перерывы в закаливании снижают приобретенную организмом устойчивость холодовым воздействиям. Вот почему, например, летом в ненастную погоду не следуют вообще прекращать закаливающие процедуры. Их можно проводить в комнате, в закрытом помещении. По мере изменения условий, связанных с сезоном года, надо варьировать назначение процедур, не отменяя их полностью. Например, душ или общее обливание, которые проводятся летом, можно заменить обливанием ног зимой.

Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия:

Важность это принципа определяется самой сущностью закаливания – постепенно приспосабливаться к необычным условиям. Резкое охлаждение, превышающее возможности организма противостоять такому неблагоприятному фактору не только не принесет пользы, а, наоборот, вызовет заболевание, простуду.

Привычка к холодовым воздействиям должна воспитываться последовательно. Переход от менее интенсивных процедур закаливания к более интенсивным процедурам проводится постепенно. Особенно важна эта постепенность для детей раннего возраста и ослабленных – недоношенных, страдающих гипотрофией и рахитом, имеющих экссудативный диатез или другие аллергические проявления. Критерием силы раздражения служит непосредственная реакция ребёнка. Вначале каждая процедура должна сопровождаться реакцией со стороны сердечно – сосудистой и дыхательной систем, т.е. должно быть кратковременное учащение пульса и увеличение глубины и частоты дыхания. Если этого нет, то, значит, проводимая процедура не вызывает эффекта закаливания. Появление таких признаков, как дрожание или гусиная кожа, свидетельствует о чрезмерной силе воздействия. Значит, температуру воды снизили слишком резко или преждевременно. В таких случаях надо немедленно растереть кожу ребёнка появления умеренной гиперемии и затем одеть его.

Учёт индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребёнка:

Какие бы средства закаливания ни применялись, всегда приходится учитывать, возраст ребёнка, состояние его здоровья, условия жизни и среды и индивидуальные свойства его организма. Имеют значение особенности высшей нервной деятельности. Если ребёнок легко возбудим, ему более полезны успокаивающие процедуры. Дети вялые, пассивные требуют назначения бодрящих, возбуждающих процедур, а неохотно соглашающиеся или совсем отказывающиеся от них также требуют более внимательно анализа такого поведения. Особенно важен индивидуальный подход при закаливании ослабленных детей. Они особенно нуждаются в закаливании, и для них приемлемы почти все виды закаливания, но только при более осторожном подходе.

Любые закаливающие мероприятия следует проводить, предварительно создав ребёнку хорошее настроение. При положительной эмоциональной настроенности легче вырабатываются условные связи, в дальнейшем ребёнок всегда охотно принимает процедуры, они у него ассоциируются с хорошим настроением. Если ко времени проведения процедуры ребёнок чем – то расстроен, плачет, то лучше перенести ее на другое время дня или совсем отменить.

Не менее важен и оптимальный температурный режим кожи ребёнка. Если ребёнок охлажден и у него уже имеется защитное сужение сосудов, выработать положительную реакцию на закаливание невозможно. Также вредно и перегревание. Повышающаяся при этом влажность изменяет ее теплопроводность кожи, и умеренные, казалось бы, воздействия могут привести к значительному переохлаждению организма.

Основными факторами закаливания являются воздух, вода и солнце.

                                                           Таблица №1

Средства закаливающей процедуры

Название закаливающей процедуры

Воздух

Прогулка, сквозное проветривание, воздушные ванны

Вода

Умывание, обширное умывание, полоскание горла, обливание ног, контрастное обливание, душ, купание в водоемах.

Солнце

Световоздушные ванны

Закаливание воздухом:

Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения. Воздух действует на рецепторы кожи своей температурой, влажностью, давлением. Физиологическое действие свежего воздуха выражается в улучшении обмена веществ, эмоциональной настроенности, что в совокупности ведет к улучшению развития и укреплению сопротивляемости организма. Ребенок очень чувствителен к недостатку свежего воздуха, так как растущий организм нуждается в повышенной доставке кислорода к тканям. Количество воздуха, проходящего в минуту через легкие годовалого ребенка, 220мл на 1 кг веса, в то время как у взрослого только 96мл. Кроме того, дыхание у маленьких детей более поверхностно. Чтобы получить необходимое количество воздуха, ребёнок дышит чаще, чем взрослый. Для нормальной жизнедеятельности организма необходимо, чтобы окружающий его воздух имел определенный химический состав и физические свойства, а также был лишен всякого рода примесей. Этим условиям удовлетворяет свежий атмосферный воздух.

Одним из способов закаливания воздухом является прогулка, включающая сон детей на воздухе. «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья», - говорил Г.Н. Сперанский. Полезнее гулять в утренние часы, когда в воздухе много ультрафиолетовых лучей. Если погода плохая, прогулку на открытом воздухе можно заменить прогулкой на веранде с открытыми окнами. До полутора лет жизни важно, чтобы ребенок днем спал на воздухе. Быстрое засыпание, глубокий спокойный сон, ровное дыхание, розовый цвет лица, отсутствие пота, теплые ручки и ножки после такого сна показывают, что тепловое состояние хорошее и что ребенок одет правильно. При охлаждении или перегревании ребенок спит беспокойно. Синюшность лица, холодный нос, холодные ручки говорят о резком охлаждении. Пот на лице, влажность кожи свидетельствуют о том, что ребенку жарко, Организуя прогулку детей дошкольного возраста, надо позаботиться о том, чтобы одежда соответствовала сезону года и не стесняла их движений. Во время прогулки дети должны двигаться.

Специальной закаливающей процедурой являются воздушные ванны. Под влиянием воздушных ванн повышается поглощение организмом кислорода, существенно изменяются условия теплообмена, улучшается состояние нервной системы ребенка, он становится спокойным, лучше ест, спит.

Для детей первого года жизни воздушные ванны начинаются фактически в период новорожденности, с пеленания малыша.

После года воздушные ванны проводят при температуре 180 . В дальнейшем ее постепенно снижают (проветриванием) – через 3 -4 ванны на 1 0 - и доводят до 15-16 0 в зависимости от возраста, физического состояния и самочувствия детей.

Воздушные ванны проводят два раза в день. Время воздушной ванны постепенно увеличивается от 5 до 30 минут, удлиняясь на 5 минут через 3- 4 ванны. Таким образом, ребенок подвергается раздражающему действию воздуха до 1 часа в день.

Во время и после воздушной ванны ребенок должен чувствовать себя бодрым, у него должно быть хорошее настроение и положительное отношение к проводимой процедуре.

Как и все закаливающие процедуры, воздушные ванны по возможности проводят непрерывно. После перерыва возобновлять воздушные ванны следует, укорачивая их время на 5- 10- 15 минут по сравнению с исходным временем, раздевать ребенка постепенно, так же как в самом начале применения воздушных ванн.

Закаливание водой:

Очень мощным природным средством закаливания является вода. Основной действующий фактор – это температура. Кроме того, влияют на организм также и механические факторы, например во время душа, купания, химические – при соленых, хвойных ваннах, купания в море.

Различают три фазы действия холодной воды на организм.

Первая фраза – резкий спазм кожных сосудов, кровь отливает к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной.

Вторая фраза – расширение кожных сосудов, прилив крови из внутренних органов к периферии, наступает ощущение тепла.

 Третья фраза – застой крови в результате спазматического состояния капилляров, появление бледности с цианотичным оттенком.

Оздоровляющее действие водных процедур осуществляется на первой и второй фазах. Наступление третьей фазы допускать не следует.

Водные закаливающие процедуры бывают местные и общие. Местные – это обтирание, обливание; общие – душ, ванна, купание в водоемах. Постепенность увеличения раздражающего влияния воды можно обеспечить различными способами – начинать с более слабодействующих, местных процедур, снижать постепенно температуру воды. Так как вода – сильнодействующий фактор, надо особенно внимательно следить за исходным состоянием здоровья детей, их реакцией на процедуру, учитывать индивидуальные особенности детей. Действие воды, так же как и воздуха, человек испытывает на себе с момента рождения. Все гигиенические процедуры, основанные на использовании воды, при правильной организации могут оказывать также и закаливающие влияние. Если водные процедуры проводят в холодное время года, надо следит за тем, чтобы перед их проведением дети не охлаждались, и температура воды была  не ниже 15 0.

В летнее время водные процедуры проводят на свежем воздухе. Но для этого выбирают место, защищенное от ветра, в ветреную погоду процедуры проводят в помещении. Температура воздуха при это не должна быть не ниже 20 0.

Организуя купание детей в бассейне или в естественном водоеме, надо следить за тем, чтобы дети не входили в воду очень разгоряченными или охлажденными.

Так же как всякие закаливающие процедуры, закаливание водой проводят ежедневно, в течение года. Раздражающее действие воды следует увеличивать постепенно.

Водные процедуры для детей от 1 года до 3 лет. В целях закаливания для детей от 1 года до 3 лет проводят местные процедуры – умывание, обтирание, местные ванны, обливание – и общие – обливание, душ, купание.

При умывании детям до 2 лет моют только лицо и кисти рук, старшие 2 лет -лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Исходная температура для умывания – 26 0 ,снижают ее за 10 -15 дней до 18- 17 0. После умывания кожу вытирают досуха полотенцем.

Влажные обтирания делают водой 33- 32 0.  Температуру воды постепенно снижают на 10  (через 5- 7 дней), доводят ее до 25 0. Обтирают руки, спину и грудь. Влажные обтирания, проводимые детям старше 1 года, являются переходной ступенью к общим обливаниям, и только у ослабленных эта процедура применяется в течение длительного времени.

Местные ванны могут быть для рук и для ног, Ручные ванны обычно вводят в игру детей (купание куклы, мытье посуды). Важно, чтобы исходная температура воды была не ниже 28 0 и понижалась постепенно до комнатной.

Местные обливания – процедура, используемая в первую очередь как обливание ног. Обливание ног оказывает не только местное, но и общее действие на организм. Установлено, что при охлаждении ног возникает рефлекторная сосудистая реакция со стороны слизистой оболочки верхних дыхательных путей.

Обливание ног проводится двумя способами:

Обливание с постепенным снижением температуры: исходная температура воды – 36-350 . Постепенно снижая температуру воды на 1 0, через 4- 5 дней ее доводят до 24- 220 для детей первых трех лет жизни. После обливания ноги тщательно вытирают и растирают до легкого покраснения кожи.

Контрастное обливание: ноги обливают сначала теплой водой – 360, затем холодной водой – от 28 до 180 , а температуру постепенно снижают, а в конце снова теплой – 36 0.

Душ – сильнодействующее закаливающее средство. При проведении этой процедуры к температурному фактору присоединяется механическое действие струи воды, возбуждающей нервную систему. Поэтому душ начинают применять детям только с 1,5 лет. Душ особенно полезен малоактивным детям, с плохим аппетитом. Температура воды – такая же,  как при общих обливаниях. Продолжительность процедуры – не более 1- 1,5 минуты.

Купание в открытых водоемах - наиболее эффективная процедура. Детей начинают купать с 2- 3 лет, когда они хорошо ходят. Температура воздуха при это должна быть 25-260 , а температура воды -230. Наилучшее время для купания – от 10 до 12 часов. Ребенка дошкольного возраста рекомендуется купать один раз в день. Нужно следить за общим состоянием ребенка.

Морские купания оказывают еще более сильно действие на организм ребенка, так как здесь сочетается термическое, механическое воздействие (давление большой массы воды и удар волн) и химическое (соли и другие вещества). Поэтому детям, живущим на юге у моря, купание можно начинать с 2 лет, а в условиях умеренного климата с 3 лет. Купать ребенка в море достаточно один раз в день в хорошую погоду.

Закаливание солнцем:

Среди всех природных факторов закаливания наиболее сильнодействующим являются солнечные лучи. Солнце мощный источник излучения инфракрасных, видимых, и ультрафиолетовых лучей. Оптимально использование солнечных лучей благоприятно сказывается на функции ряда физиологических систем: улучшается общее состояние организма, состав крови, усиливается обмен веществ, повышается защитные силы организма. Повышается эмоциональный тонус, улучшается сон. Кроме того, необходимо учитывать бактерицидное действие солнечных лучей. Ультрафиолетовая часть спектра способствует выработке в организме витамина D, она является одним из средств предупреждения и лечения рахита. Инфракрасные лучи оказывают тепловое действие и усиливают эффект от ультрафиолетовых лучей.

Значительная сила физиологического воздействия солнечных лучей заставляет ограничивать их применение в детском возрасте. Особенно это касается детей первых трех лет жизни.

Курс световоздушных ванн состоит из 25-30 процедур. Лучшее время для приема световоздушных ванн на Урале 9 часов утра до 12 часов дня.

Световоздушную ванну следует делать через 30-40 минут после кормления. Одежда детей должна предохранять тело от перегревания: белая шапочка     (панамка), светлая рубашка и трусы, легкая обувь.

Начинают световоздушные ванны при температуре воздуха не ниже 200 в тени; в последующем, когда дети привыкнут, ванны можно продолжить и при температуре 15-160  в этом случае организуют подвижные игры. Продолжительность первой световоздушной ванны 5 минут, затем, увеличивая продолжительность ванны на 5 минут один раз в 3-4 дня, доводят общее время процедуры до 1 часа (к 25-26-й ванне).

Дополнительным методом закаливания можно считать закаливание организма ребенка пищей:

Есть такие пищевые продукты или вещества, которые помогают человеку увеличить морозоустойчивость. Повысить сопротивляемость организма помогают некоторые растения – биостимуляторы и адаптогены. Последние адаптируют, приспосабливают организм к широкому кругу вредных воздействий физической, химической, биологической природы, в том числе и к непривычным условиям окружающей среды.

Народности Дальнего Востока уже давно приметили, что, стоит съесть несколько плодов китайского лимонника, на некоторое время дождь, ветер и мороз становятся менее опасными. На Алтае такую славу получили корни левзеи и радиолы розовой – золотого корня. В последние годы к этим родственникам женьшеня добавились аралия маньчжурская, заманиха, элеутерококк.

Многие врачи с целью повышения иммунитета у часто и длительно болеющих детей назначают экстракт элеутерококка.

Адаптогенам свойствен принцип нормализации, т.е. возвращение к норме нарушенных функций независимо от того, были они повышены или снижены.

Систематический прием экстракта элеутерококка в дозе из расчета 1 капля на каждый год жизни 3 раза в день с молоком или компотом на протяжении 1-2 месяцев снижает заболеваемость гриппом и ОРВИ у детей более чем в 2,5 раза.

Повышают устойчивость организма к охлаждению все растения – накопители витамина С, или аскорбиновой кислоты, и прежде всего шиповник.

При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы:

I группа – практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур.

II группа – дети, с которыми закаливающие процедуры проводятся ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам и другим простудным заболеваниям.

III группа – дети, которым в условиях массового проведения закаливающие мероприятия противопоказаны (имеющие острые или хронические воспалительные процессы – отиты, пиелиты и пиелонефриты и т.д., с пороком сердца, страдающие желудочно-кишечными заболеваниями).

  Ходьба босиком:

Ходьба босиком – это своеобразные сеансы точечного массажа. Как и все виды физической нагрузки или тренировки, закаливание ходьбой босиком должно быть постепенным и систематическим. Начинать лучше всего с хождения в теплой комнате. Для занятий очень хорошо использовать специальные резиновые коврики с шиповым рифлением. Зарядку в детском саду можно так же проводить с резиновыми ковриками. Используя этот коврик, можно перейти к бегу на месте и прыжкам. Повседневно массировать стопы.

 Закаливание водой:

Обширное умывание. Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать "раз"; то же проделать левой рукой. Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать "раз". Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать "раз". Намочить обе ладошки и умыть лицо. Ополоснуть, "отжать" обе руки, вытереться насухо. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая "раз, два" и т.д.

Полоскание горла прохладной водой. Все подобные закаливающие процедуры необходимо делать только после консультации с врачом – отоларингологом. Начиная с 2-3 лет можно научить ребенка, набрав в рот воды и закинув назад голову, произносить звук «а-а-а». У детей старше3-4 лет, умеющих полоскать горло, можно постепенно снижать температуру воды каждые 3-4 дня 1 градус и довести ее до 8-10 градусов.

 При острых заболеваниях, плохом самочувствии ребенка закаливающие процедуры следует прекратить и обратиться к врачу, только он может оценить правильность проводимых вами приемов закаливания и вовремя дать нужный совет.

Методы закаливания:

Самый традиционный – метод постепенного увеличения силы раздражителя. Средство может быть любое – воздух, вода, солнце и т д. Постепенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличении продолжительности его действия, либо в постепенном увеличении силы воздействия. Метод постепенного увеличения силы раздражителя обязательно приведет к хорошим результатам, но не сразу.

Метод – контрастный. У детей раннего возраста используется тепло - холод- тепло, а в дошкольном возрасте холод – тепло- холод.

Метод снижения температуры. В данном методе мы используем все принципы закаливания: систематичность, постоянство, учет индивидуальных особенностей ребенка, положительный эмоциональный настрой и др.

Метод интенсивного закаливания. Интенсивное закаливание подразумевает под собой методы закаливания, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела ребенка или части его тела (обычно закрытой одеждой) с интенсивными холодовыми (снег, ледяная вода, холодный воздух), тепловыми (вода, теплый воздух) факторами и факторами окружающей среды контрастной температуры.

Все процедуры, по закаливанию детей, не должны им приносить отрицательных эмоций и дискомфорта. Надо помнить и о том, что для детей с хроническими заболеваниями к закаливанию необходима и соответствующая терапия. В совокупности с лечением, закаливание оказывает положительный результат, укрепляет здоровье ребенка, позволит ему расти крепким, адаптированным к неблагоприятным воздействиям человеком.

Закаливание следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Длительные перерывы ведут к ослаблению или полной утрате приспособительных защитных реакций организма.

Вывод по первой главе:

Таким образом, закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. При правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье.

Укрепление здоровья детей должно осуществляться при взаимодействии с семьей и дошкольным учреждением. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? С древних времен было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. Поэтому закаливающие мероприятия должны составлять основу воспитательно-оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОСБЕРЕГАЮЩИХ ПРОЦЕДУР В МБДОУ ЦРР Д/С№ 51

2.1. Сущность закаливания и его принципы

Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Как уже упоминалось выше, воспитатель группы ведет дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты закаливания. Если ребенок по какой-либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание.

Закаливание в группе проводит воспитатель, инструктор по физическому воспитанию или закаливанию, помощник воспитателя в присутствии медицинской сестры, которая предварительно оценивает состояние здоровья детей.

Проводится закаливание на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.

При формировании системы закаливания необходимо учитывать состояние здоровья, возраст, климатические условия, развитие подкожно-жировой клетчатки, тип нервной системы, степень закалённости ребенка.
Можно выделить три группы детей по этим показателям:

Здоровые закалённые.

Дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, и здоровые, но незакалённые.

Дети, страдающие хроническими заболеваниями, после длительных заболеваний.

Закаливание детей I группы нужно начинать с индифферентных раздражителей. Для воздушных ванн – это комфортные показатели температуры воздуха, для местных и общих водных процедур – температура кожи в состоянии теплового комфорта.

Для детей II и III групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должна быть на 2-4°С выше, чем для детей I группы, а темп её снижения более медленным [5].

Постепенность увеличения силы раздражителя означает, что недопустимо в начале закаливания почти мгновенное и глубокое снижение температуры, а также быстрое увеличение продолжительности процедуры. Оно предусматривает несколько вариантов:

Для ослабленных детей закаливание начинают с участков тела менее чувствительных к холоду (например – рук) постепенно переходя к участкам тела, которые не подвергались холодовому воздействию и поэтому более чувствительны (спина).

Переход от менее интенсивных к более интенсивным процедурам: от воздушных к водным, от обтирания к обливанию водой.

Увеличение интенсивности закаливающего фактора: понижение или повышение температуры, увеличение скорости движения воздуха, силы ультрафиолетового облучения.

Увеличение времени действия закаливающего раздражителя – интенсивность закаливающего фактора должна возрастать постепенно, но каждая последующая нагрузка должна вызывать ответную реакцию организма, вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение глубины и частоты дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном увеличении воздействующего раздражителя.

Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов, формируют условно-рефлекторную пульсацию кожных сосудов, что обеспечивает большую устойчивость кожной поверхности к длительному воздействию холода, а регуляция теплоотдачи способствует поддержанию температуры внутренней среды на постоянном уровне. При прекращении закаливающих воздействий условные рефлексы угасают. Тренирующий эффект закаливающей нагрузки достигается за несколько месяцев (2-3), а исчезает за 2-3 недели, а у дошкольников через 5-7 дней [5]. Подчиняясь этому правилу, нельзя отменять закаливание даже в случае легких заболеваний детей – следует уменьшать нагрузку или интенсивность раздражителя.

Специфичность процессов адаптации обуславливает необходимость соблюдать принцип разнообразия или комплексности средств закаливания. Подразумевается использование разновидности действия одного и того же фактора. Например – полоскание водой горла – местное закаливание и обливание водой стоп приводит рефлекторно к снижению чувствительности носоглотки к холоду.

Полиградационность, т.е. необходимость тренировок к сильным и слабым, быстрым и замедленным, а также средним по силе и времени охлаждениям. Поэтому лучше сочетать местные и общие закаливающие процедуры, когда достигается оптимальная устойчивость организма к холоду. Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливания.

В настоящее время в методику закаливания внесены существенные дополнения:

- должна соблюдаться полиградационность воздействия закаливающими процедурами, попеременная направленность на разные участки тела, чередование их по силе и характеру: общие и местные, сильные и слабые, короткие и длительные; только холод, холод и тепло, в сочетании с физическими упражнениями или без них и т. д., с тем, чтобы выработалась готовность организма к оптимальному реагированию на широкий диапазон перепадов температур;

- должны сочетаться общее и местное закаливания. Местная адаптация части тела не отражает общей приспособленности организма к воздействию холода, т. е. закаливая только руки или ноги, нельзя добиться общей закаленности организма. Оптимальная устойчивость достигается только тогда, когда закаливанию подвергаются как наиболее уязвимые части тела (стопы, шея, поясничная область и др.), так и все тело;

-  закаливание можно проводить только при благоприятном тепловом состоянии организма (закаливание замерзшего ребенка – бесполезное занятие);

- необходимо учитывать предшествующую деятельность организма (закаливание утомленного, раздраженного ребенка – не только бесполезное, но и вредное занятие);

-  каждую последующую закаливающую процедуру необходимо выполнять при полностью восстановленном температурном фоне организма, чтобы избежать его переохлаждения;

Планирование закаливающих воздействий исходит из режима закаливания:

 начальный – тренировка информационной функции организма и дальнейшее ее усовершенствование;

оптимальный – тренировка физической и в меньшей степени химической терморегуляции. Этот период характеризуется более длительным и более глубоким воздействием закаливающих процедур, их многообразием по составу и точкам приложения.

Благоприятная ответная реакция организма – показатель переносимости нагрузки холодом на организм. Напротив, появление дрожи, «гусиной кожи», побледнения кожных покровов – показатели чрезмерного увеличения силы раздражителя.

Необходимо знать, что организм не одинаково реагирует на термические нагрузки в течение суток. Наиболее тяжело они переносятся от 2 ч ночи до 5 ч утра и от 12 до 14 ч дня; легко – от 8 до 12 ч утра и от 15 до 17 ч дня. Проведение закаливания без учета этого может вызвать ослабление, и даже срыв защитных и приспособительных реакций организма.

2.2. Создание условий по организации здоровосберегающих

процедур

 Первым требованием для проведения закаливания детей в дошкольном учреждении является создание гигиенических условий жизни детей. Это, прежде всего, обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Воздушный режим.

Чистота воздуха в помещениях детских учреждений в большой степени зависит от правильной организации в них воздушного режима. Естественная вентиляция помещений, т.е. постоянное поступление свежего воздуха через поры строительных материалов стен, не обеспечивает в течении часа трехкратного обмена воздуха, предусматриваемого « Санитарными правилами устройства и содержание детских дошкольных учреждений». Поэтому в о все времена года и в любую погоду необходимо регулярное проветривание помещений через форточки и фрамуги. Интенсивное( сквозное или угловое) проветривание проводится в часы наибольшего загрязнения воздуха: после длительного нахождения детей в помещении, после обеда, дневного и ночного сна, после занятий, к концу дня, перед ночным сном. Сквозное проветривание проводится в переходное время года в течение 10-15 минут, при температуре наружного воздуха -20 градусов 2-3 минуты, при этом температура в помещении не ниже 12-14 градусов. Для контроля воздушного режима в каждой возрастной группе должен быть настенный термометр на расстоянии 1-1,5 м от пола. Любое проветривание заканчивают за 30 минут до прихода детей. В присутствии детей помещение проветривают в зависимости от температуры наружного воздуха. Летом рекомендуется непрерывная аэрация. Дети спят при открытых окнах. В холодное время года проветривание кратковременное, но частое 4-5 раз в день. Фрамуги (форточки) следует закрывать за 30 минут до сна детей, открывать их во время сна и закрывать за 30 минут до подъема.

Для обеспечения теплового комфорта температура воздуха в помещении групповых комнат должна быть 21-22 градуса.

Световой режим.

В помещении, где находятся дети, должно быть светло. Это обеспечивается рядом условий: ориентацией окон здания на юг, юго-восток и восток.  Располагаться здание детского учреждения должно так, чтобы расстояние между ним и противоположным зданием равнялось не менее чем тройной высоты последнего; размером окон (высота 2-2,5 м, ширина 1,8-2 м); достаточным световым коэффициентом (отношении застекленной поверхности площади окон в помещении к площади пола), равным 1:4 (допускается 1:5); окраской потолка и стен в светлые тона         (белый, светло-бежевый, светло-салатный, разные оттенки желтого цвета) с коэффициентом отражения от 85 до 50 %; расположением цветов и других растений возле окон на специальных подставках или в простенках между окнами на полу; регулярным контролем   над состоянием оконных стекол.

Температура воздуха в групповых помещениях должна быть

Таблица № 2

Возраст детей

Строительно-климатические зоны

I      

II  

III      

до 3 лет      

+23 град. C    

+22 град. C    

+21 град. C    

3 - 4 года    

+22 град. C    

+21 град. C    

+20 град. C    

5 - 7 лет      

+21 град. C    

+20 град. C    

+19 град. C    

При отклонении температуры воздуха помещений от указанной тепловой комфорт ребенка достигается изменением в слойности его одежды.

Таблица № 3

Температура помещения

Одежда

+23 град. С и выше

1-2-слойная одежда: тонкое хлопчатобумажное белье, легкое хлопчатобумажное платье с короткими рукавами носки, босоножки

+21-22 град. С

2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье с длинным рукавом колготы, туфли для детей 3 - 4 лет, для детей 5 - 7 лет - гольфы

+18-20 град. С

2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье с длинным рукавом, колготы для детей 3 - 4 лет, для детей 5 - 7 лет - лет - гольфы

+16-17 град. С

3-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, трикотажная кофта, трикотажное или шерстяное платье с длинным рукавом, колготы, туфли (теплые тапочки)

При температурах выше и ниже указанных, даже при обеспечении правильной одежды детей, наступает перегревание или охлаждение, что может явиться причиной заболевания.

Оздоровляющее действие воздуха необходимо также использовать при организации дневного сна.

Во время сна ребенку обеспечивается состояние теплового комфорта путем соответствующего подбора одежды и температуры воздуха помещений.

В холодное время года

Таблица № 4

Групповое  
помещение или
спальня

Отапливаемая
веранда

Неотапливаемая  
веранда

Температура
воздуха    

+15 - 16 град. C

+5 - 6 град. C

-10 - 15 град. C    

Одежда    

байковая рубашка с длинными рукавами  или пижама, теплое одеяло              

спальный мешок, пижама байковая, косынка, носки  

спальный мешок, пижама, носки, косынка, поверх мешка -  теплое одеяло (матрацы и спальные мешки хранить в теплом помещении)          

В теплое время для сна надевают легкое белье с короткими рукавами, а летом в жаркие дни дети могут спать в одних трусиках. Дети при укладывании и подъеме переодеваются в групповых помещениях или спальнях. Дети здоровые, ранее закаливаемые, могут одеваться после сна в помещении при температуре воздуха +16 - 18 град. C, получая при этом воздушные ванны.

Прогулка при правильной ее организации является одним из важнейших моментов закаливания детей.

В зимний сезон дети должны находиться на свежем воздухе не менее 4 - 5 часов ежедневно. При этом важно правильно одеть и обуть ребенка соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движения и необходимый тепловой комфорт. [21]

Таблица № 5

Рекомендуемая одежда при температуре воздуха:

от +6 до -2 град. C

-3 - 8 град. C  

-9 - 14 град. C  

4-слойная одежда:    
белье, платье, трикотажная кофта, колготы, рейтузы, куртка  или демисезонное пальто (зимнее пальто без трикотажной кофты (когда температура ниже 0 град. C)); сапожки  

4-слойная одежда:  
белье, платье, трикотажная кофта, колготы, рейтузы, зимнее пальто, утепленные сапоги          

5-слойная одежда:    
белье, платье, трикотажная кофта (свитер), колготы, рейтузы - две пары, зимнее пальто, утепленные сапоги с носками    

Дети до 3-х лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре наружного воздуха до 15 град. C, а 4 - 7-летние при температуре до -18 - 22 град. C. При низких температурах время прогулки сокращается.

Летом вся жизнь детей должна быть перенесена на открытый воздух. Одежда постепенно облегчается (в жаркое время дети остаются только в трусах).

Хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы является хождение босиком. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения босиком с 2 - 3 минут до 10 - 12 минут. Затем приучают детей ходить босиком в помещении. Перед дневным сном ребенок идет до своей кроватки по дорожке босиком.

Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе, особенно в течение круглого года. Летом все организованные формы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения) проводятся на участке группы или спортивной площадке.

В холодное время года при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики на открытом воздухе важно обеспечить четкую правильную их организацию и методику. Организационно, как показал опыт работы дошкольных учреждений, физкультурные занятия лучше проводить перед или в конце прогулки, увеличивая время пребывания детей на свежем воздухе. В ненастные, дождливые дни занятия проводятся в физкультурном зале при открытых окнах. В зимнее время занятия проводятся на воздухе при температуре не ниже -12 - 15 град. C.

Таблица № 6

Одежда детей при проведении физкультурных занятий

Летом

Холодный период    
+6 - -6 град. C

Зимой
-7 - 15 град. C

Трусы и майки, на ногах тапочки или полукеды

Спортивный костюм, майка, футболка с длинными рукавами, колготы, шерстяная шапочка на матерчатой подкладке,  простые носки, шерстяные носки, кеды

Спортивный костюм, майка, рубашка фланелевая  с длинными рукавами,  колготы, шерстяная шапка на матерчатой подкладке, шерстяные носки, кеды, варежки; при ветре надевается куртка из не продуваемой ткани и рейтузы

После физкультурных занятий дети в раздевалках или групповых помещениях растираются сухим полотенцем и полностью переодеваются в повседневное белье.

Абсолютных противопоказаний для занятий на воздухе для детей, посещающих дошкольные учреждения, не имеется. Но дети, имеющие хронические заболевания, должны приступать к ним в летнее время, при обеспечении индивидуального подхода в дозировании им мышечной нагрузки по назначению врача. Врач также решает вопрос о возможности занятий на воздухе для ряда детей в холодное время года.

После перенесенных заболеваний, протекавших без осложнений, здоровые дети, ранее закаливаемые, освобождаются на 1 - 2 занятия, дети, ранее не закаленные и имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, освобождаются на 2 - 3 занятия, дети, имеющие хронические заболевания, после обострения основного или других заболеваний, допускаются к занятиям только после разрешения врача.

Использование воды в целях закаливания детей в повседневной жизни сочетается с формированием у них навыков личной гигиены. Обязательным требованием для этого является постепенное снижение температуры воды (которая рекомендована для местного воздействия) при умывании и для завершающего споласкивания при мытье ног.

Дети до 3-х лет при умывании моют кисти рук, лицо, шею. Если дети, умываясь, забрызгали белье или намочили рукава, надо без промедления сменить мокрую одежду, т.к. высыхая на ребенке, она оказывает сильное охлаждающее действие. С возрастом и по мере привыкания при умывании увеличивается зона воздействия: моют руки до локтя, шею, верхнюю часть груди и спины.

В нашем детском саду во всех группах проводится закаливание.

Закаливание в 1 младшей группе начинаем проводить после адаптации. При организации закаливания врач проводит комплексную оценку здоровья детей, определяет и согласовывает с заведующим тип закаливания для нашего возраста и конкретных детей группы. Знакомим родителей с типом закаливания, с методикой его проведения и получаем письменное согласие от каждого родителя на проведение закаливания в группе. В 2018-2019 учебном году после адаптации начали проводить с детьми воздушные ванны. Через 1 месяц добавили босохождение и посещение сухого зала в бассейне. В это время прогулки проводили 2 раза в день. Через месяц добавили душ и уже позже дети начали купаться в чаше.

Дома родители также проводят детям закаливающие процедуры: босохождение и мытье ног; умывание прохладной водой; обширное умывание; ежедневный вечерний душ; полоскание горла прохладной водой; посещение бани; сон с доступом свежего воздуха; прогулки без варежек; воздушные ванны. В группе работает клуб «Нетрадиционная медицина» для обучения родителей: точечному массажу, массажу стопы, правилам посещения бани с ребенком, правилам посещения бассейна, способу обеспечения постоянного доступа свежего воздуха дома и другие.

Летом вся жизнь детей переносится на улицу. Закаливающие процедуры проводим также на улице.

Босохождение

Босохождение на улице начинаем только после того как дети привыкнут ходить босиком в группе. Температура воздуха на улице не ниже + 220, t покрова +200. Лучше начинать хождения по теплому песку, затем по траве. Начальное время 5-6 минут, довести до 30 минут.

   Во время босохождения организовываем с детьми подвижные игры с использованием разнообразного физ. оборудования или выполняем общеразвивающие упражнения. Сочетаем босохождение с общими воздушными ваннами. Температура воздуха начальная +230, постепенно доводим до +21, продолжительность 3-4 мин., доводим до 10-15мин.

Проводим процедуру после дневного сна  в движении

Одежда детей: начинаем общие воздушные ванны с местных, сначала рубашки с длинным рукавом и гольфы затем рубашка с коротким рукавом и носки. Далее снимаем рубашки и шорты.

Полоскание рта кипяченой водой (для 2-3 лет)

Количество воды ½  стакана. Температура воды - начальная +250, понижаем каждую неделю на 1-20, довести ее до 200.

Проводим процедуры утром и вечером.

Световоздушные ванны

Проводим в процессе прогулки при обычной разнообразной деятельности детей. Начинаем в тени деревьев при t воздуха +230 с местных ванн, для чего оголяем руки и ноги. Затем переходим к местным солнечным ваннам t воздуха +210. На голове при этом должна быть светлая шапочка. Для проведения солнечных ванн игру детей перемещаем под прямые лучи солнца на 5-6 мин. И вновь уводим в тень. По мере проявления загара, солнечные ванны становятся общими, для этого детей раздеваем до трусов и маек, а затем до одних трусов.

    Солнечные ванны доводим до 10 минут одномоментного пребывания детей на солнце, а в течение дня могут составить суммарно 40-50минут.

Закаливание занимает ведущее место в моей работе в воспитании детей. Благодаря закаливанию мои дети редко болеют и постоянно находятся в положительном эмоциональном состоянии.

Вывод по второй главе

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России около 40 % детей можно считать условно здоровыми. В связи с этим большое значение приобретает работа с ослабленными детьми в детском саду.

Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их выполнения, когда имеет значение любая на первый взгляд мелочь. Обязательное требование для взрослых, помогающих детям во время закаливания: руки должны быть чисто вымыты, ногти коротко острижены, кожа на ладонях мягкая и теплая. Для детей постарше, хотя еще дошкольников, также широко используются всевозможные водные процедуры. Они удобны еще и тем, что позволяют дозировать температурный режим более точно, чем при воздушных и солнечных ваннах. Закаливающее влияние оказывают все гигиенические водные процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами. Не принесет должного эффекта закаливание холодной водой, если обычное гигиеническое умывание выполняется теплой. При сочетании гигиенических процедур с закаливанием достигается систематическая тренировка организма и сокращается время, специально отводимое на процедуры. К тому же достигается положительное психологическое воздействие, воспитывая у взрослых и детей понимание необходимости закаливающих мероприятий в режиме дня. Воздух, солнечные лучи и воду необходимо широко использовать в повседневной жизни дошкольника круглый год. С этой точки зрения следует подходить к личной гигиене, режиму дня, набору одежды для детей, к помещению, в котором они живут. Использование тех или иных закаливающих мероприятий в большой степени зависит от сезона года. Конечно, в зимних условиях не приходится говорить о воздушных ваннах на улице или купании в реке. Между тем вполне доступны длительные прогулки при любой погоде, пребывание в помещении с открытыми окнами, форточками, частичные обмывания тела, воздушные ванны в помещении и т. п. Весна и лето особенно благоприятны для укрепления здоровья детей. Они должны как можно дольше быть на улице уже с первых весенних дней. Не страшно, если детям придется пробежать по сырой траве, лужам или даже попасть во время прогулки под теплый летний дождь - это еще больше повысит устойчивость их организма. Опасно только оставлять детей в мокрой одежде.

Важно отметить, что, проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Как уже упоминалось выше, воспитатель группы ведет дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты закаливания. Если ребенок по какой-либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учеными доказано, что здоровье человека на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на 50% от образа жизни. Несомненно, учиться управлять своим здоровьем необходимо с момента рождения. Успех на начальном этапе зависит от родителей и воспитателей. Большое значение в поддержании здоровья имеет режим дня и сна. Важно в работе учитывать тип нервной системы. И все же самым эффективным в сохранении и укреплении здоровья является закаливание. Закаливаться может и должен каждый ребенок, независимо от уровня физического развития, с учетом индивидуальных особенностей. Закаливание должно занимать ведущее место в воспитании ребенка.

Основные факторы закаливания – воздух, солнце и вода.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, т.е. им могут заниматься люди любых возрастов независимо от степени физического развития. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Как считают йоги, закаливание приводит к слиянию организма с природой.

Важно отметить, что, проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей.

 Таким образом, закаливание улучшает индивидуальные показатели состояния физической терморегуляции. Грамотное проведение закаливания с учетом индивидуальных возможностей ребенка необходимо не только для совершенствования функциональных возможностей системы терморегуляции, которая обеспечивает приспособление организма к температурным воздействиям, но и для снижения заболеваемости.

Эффективность закаливающих процедур  во многом зависит от правильности их выполнения, когда имеет значение любая на первый взгляд мелочь.

Основные эффекты закаливающих процедур:

Укрепление нервной системы, развитие мышц и костей, улучшение работы внутренних органов, активизация обмена веществ, невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.

Закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. Закаливающие  мероприятия должны составлять основу воспитательно-оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алямовская, В.Г. Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического воспитания [Текст], В.Г. Алямовская, 2000, с.80
  2. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении (текст). –2008, с. 120
  3. Анохина И.А. Принципы и методы закаливания детского организма [Текст]. – И.А. Анохина, 2008. С. 120
  4. Анохина И.А. Закаливание организма ребенка в ДОУ и семье [Текст]. – И.А. Анохина, 2008. С. 55
  5. Егорова Б.Б. Оздоровительный комплекс в детском саду: Бассейн-фитобар-сауна [Текст]. /М: Издательство «ГНОМ и Д». – 2004. – С.25
  6. Зайнуллина Л.Н. Закаливание - фактор укрепления и сохранения здоровья детей. [Текст]. /Практический журнал 2010. – №1. – С.12.
  7. Змановский Ю.Ф. Закаливающие мероприятия в детских дошкольных учреждениях [Текст]. /Медицинская сестра. – 2007. – №1. – С.20-24.
  8. Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью [Текст]. / М.Б. Зуйкова, Управление ДОУ. – 2006. – №1. – С.60-71.
  9. Корепанова Г.Д. Организационные основы формирования здорового образа жизни в условиях ДОУ [Текст]. / Г.Д. Корепанова. Педагогический вестник. –  2000. – №9. –С.59-61.
  10. Комаровский Е.Ю. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». [Текст]. –  Е.Ю. Комаровский, 2008. 130 с.
  11. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Ослабленный ребенок: воспитание и развитие». [Текст]. / Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б.  М.: ИДОСВ РАО, 2003; 
  12. Левчук Л.В. Оздоровительно-развивающая работа с дошкольниками [Текст]. / Л.В. Левчук,  Управление ДОУ. – 2006. – №1. – С.107-111.
  13. Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью [Текст]. / Л.И.  Управление ДОУ. – 2006. – №7. – С. 84-95.
  14. Методологические и организационные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в системе дошкольного образования [Текст]. – Кемерово: Кузбассвузиздат. – 2002. – 270с.
  15. Николаева Л. Остеопатическая гимнастика. [Текст]. / Л.  Николаева, Обруч. – 2007. – №1. – С. 40-43
  16.  Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ [Текст]. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
  17.  Погодаева Т.Н. Комплексное воспитание здорового образа жизни у детей с сочетанными нарушениями в развитии [Текст]./ Т.Н. Погодаева, 2000. 300 c.
  18. Политавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве. [Текст]./ Н.В. Политавцева. М: Просвещение, 2008 г. 33с.
  19.  Празников  В.П. Закаливание детей дошкольного возраста. [Текст]- В.П. Праздников.: Медицина, 2001г.  156 с.
  20. Тюрина Л.В. От удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности [Текст]. / Л.В. Тюрина. Педагогический вестник. –  2000. – №12. – С. 23
  21. Тонкова-Ямпольская Р.В.- Основы медицинских знаний [Текст]. / Р.В. Тонкова- Ямпольская. М: Просвещение. –  2000. –– С. 82
  22.  Холод для здоровья. Иммунитет и стресс. [Текст]. – [http://zakalivanie.ru].
  23.  Чупаха И.В. и др., Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе [Текст]: научно-практический  сборник. – Москва: Илекса, Народное образование, 2003. – 400с.

Приложение 1

Как одеть ребёнка в помещении.

Температура

воздуха

в помещении

Одежда детей

23с  и выше

Одно, двухслойная одежда:

Тонкое хлопчатобумажное бельё, легкое хлопчатобумажное платье с короткими рукавами, носки, босоножки.

От 21с

до 22с 

Двухслойная одежда:

хлопчатобумажное бельё,  

хлопчатобумажное  или

полушерстяное платье длинными рукавом, колготки, туфли.

От 18с

 до 20с 

Двухслойная одежда:

хлопчатобумажное бельё, плотное или полушерстяное платье с длинными рукавом, колготки, туфли.

От 16с 

до 17с

Трехслойная одежда:

Хлопчатобумажное белье, трикотажное или тканевое шерстяное платье с длинными рукавом, колготки, туфли, курточка.

Приложение 2

Как одеть ребёнка на прогулку в зимнее время.

Температура

воздуха

Вид одежды

От -2 с

до +6 с

Четырехслойная одежда:

Белье, платье, трикотажная кофта, колготки, рейтузы, куртка или демисезонное пальто без трикотажной кофты, когда температура ниже 0 градусов - сапоги

От -3 с

До -8 с

Четырехслойная одежда:

Белье, платье, трикотажная кофта, колготки, рейтузы, зимнее пальто без утепленные сапоги.

От -9с

До -14с

Пятислойная одежда:

Белье, платье, трикотажная кофта (свитер), колготки, рейтузы (двое), зимнее пальто, утепленные сапоги, теплые носки.

Приложение 3

Закаляемся через уши

Давно замечено, что по форме ушей можно судить о здоровье, физической силе и интеллекте человека. Считается, что у кого уши вялые и маленькие, тот не наделен особыми физическими и прочими достоинствами, обладатель же внушительных ушей с длинными мочками правильной формы может рассчитывать на неплохие жизненные перспективы. Каждый орган человека имеет свой выход на биологически активную точку на ушной раковине, кстати, напоминающей своей формой человеческий эмбрион. Стимуляцией этих точек, сочетаемой с водной процедурой, можно закаливать и укреплять организм.

Предлагаем несколько стимулирующих упражнений – своего рода гимнастику для ушей.

Загибание ушных раковин вперед. Загнув сперва мизинцем, затем всеми остальными пальцами края ушных раковин вперед, прижмите их к голове и резко отпустите. Повторите несколько раз. Улучшение гибкости раковин способствует общему укреплению здоровья.

Оттягивание мочек. Захватите кончиками больших и указательных пальцев мочки ушей. С силой потяните их вниз и резко отпустите. Повторите несколько раз. Это упражнение помогает, в частности, при воспалении миндалин.

Массаж козелка. Введите большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным прижмите расположенный спереди выступ ушной раковины - это и есть козелок. 20- 30 сек. Сдавливайте и поворачивайте его во все стороны. Рекомендуем прибегать к этому несложному массажу регулярно: он стимулирует функции надпочечников, горла, гортани, а следовательно, является и профилактической мерой против простуды.

Массаж противозавитка. Зажмите большим и указательным пальцами противозавиток – хрящевой выступ ушной раковины позади наружного слухового прохода. Массируйте его подушечками пальцев вверх и вниз. Это благотворно влияет на позвоночник и спинномозговые нервы.

Упражнения по самомассажу взяты из книги доктора медицинских наук В. Иванченко «Тайны русского закала».

Приложение 4

Памятка родителям
«Закаливание детей в семье, в домашних условиях»

Если ребенок еще совсем маленький, то перед тем, как начать закаливание, следует проконсультироваться с терапевтом. Опытный врач поможет правильно подобрать комплекс процедур, установит продолжительность и очередность выполнения упражнений в зависимости от индивидуальных особенностей малыша.

В домашних условиях несложно делать малышу ножные ванночки, попеременно опуская его ножки в тазики с теплой (37-38 градусов Цельсия) и охлажденной (30-32 градуса Цельсия) водой, температуру которой постепенно можно снизить до 18 градусов; воздушные процедуры - прогулки, сон на свежем воздухе, обязательные проветривания помещений; обливания; растирания шершавыми банными рукавичками.

Если грудничок какое-то время проводит без пеленок и памперсов в теплом (19-21 градус Цельсия) проветренном помещении - это само по себе уже является закаливающей процедурой.

Любой выезд на природу также внесет свою лепту в оздоровление малыша. Лето - самое благоприятное время для того, чтобы закаливать ребенка. Пока светит ласковое солнышко, есть возможность выезжать на природу, бегать босиком по траве и купаться. Польза от процедур очевидна. Это не только приятное времяпрепровождение для Вас и вашего ребенка, но и намного более легкое, чем борьба с постоянными простудами и бронхитами осенью, зимой, весной. Побегав босиком по травке, надышавшись лесным воздухом, искупавшись в чистой озерной или речной воде он не только «нагуляет» здоровый сон и аппетит, но и заложит основу для зимнего иммунитета к простудам и насморкам!

Также стоит упомянуть о некоторых ограничениях:

Проводите все процедуры утром или днем, в крайнем случае - не позже 20.00.

Не делайте длительных перерывов в закаливании, иначе затраченные усилия сойдут на нет, уже через неделю начинать придется с самого начала - с самых щадящих процедур.

Не стоит проводить закаливания сразу после прививок или если малыш заболел - посоветуйтесь по поводу возобновления процедур с Вашим терапевтом.

Еще раз напоминаем, что закаливание нужно проводить в комфортных условиях: следите, чтобы малыш не переохладился.

Приложение 5

Если хочешь быть здоровым

Если хочешь быть здоровым,

Нужно умываться,

Чистить зубы ежедневно,

А еще смеяться.

Если хочешь быть здоровым,

Ешь и суп, и кашу,

И капусту, и морковку,

Еще – простоквашу.

Если хочешь быть здоровым,

Нужно быть веселым,

Добрым, честным, справедливым,

А не грустным, квёлым.

Если хочешь быть здоровым,

Спи с окном открытым,

Босиком ходи по дому,

В воде по корыту.

Если хочешь быть здоровым,

В озере купайся,

И под солнышком и ветром

Смело закаляйся.

Если хочешь быть здоровым,

То люби трудиться,

Чтобы взрослые могли

В том тобой гордиться.

В общем, чтобы быть здоровым,

Нужно бегать и играть,

Нужно маму любить, папу,

Тем, кто младше – помогать.

                                

Зайнуллина Л.Н.

                                                                                Приложение 6

Комплекс оздоровительных мероприятий:

Утренняя гимнастика (ежедневно)

Вторая гимнастика (после дневного сна)

Занятия физкультурой (2 раза в неделю)

Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)

Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями: утром, после завтрака, на прогулке, после сна, на второй прогулке.

Комплекс в кроватках

«Потягушечки»

Потягушечки,  потягушечки!

Подрастушечки, подрастушечки

А в ножки ходунушки

А в ручки хватунушки.

«Кулачки-ладошки»

(упражнение на сжимание и разжимание пальцев рук)

В прятки пальчики играли

И головки убирали

Так, и вот так

И головки убирали.

                                 Возле кроваток

Ножками потопали

Ручками похлопали

Покачали головой

Упражнения для глаз

Крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз)

Быстро моргать глазами 1-2 мин.

Отвести глаза вправо- влево, вверх- вниз.

 Дыхательная гимнастика

«Вырасти большой»

Встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо подтянуться, подняться носки- вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню- выдох. Выдыхая произносить «у-х-х-х-х». повторить 4-5 раз.

"Смолою пахнет елочка». И. п. ноги врозь, руки на пояс. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «а-а-ах»5-6 раз.

Ходьба по дорожке «Здоровье» (резиновые коврики)

Подвижная игра «Догоним зайку» (бег в группе).

Закаливающую гимнастику проводим каждый день. Детям очень нравится!

Приложение 7

Памятка родителям

МЕТОДИКИ ЗАКАЛИВАНИЯ

Специальные методики закаливания детей дошкольного возраста применять можно – иммунитету ребенка это пойдет только на пользу. Однако снова требуются время, желание и систематичность.

К тому же необходимо быть очень грамотным родителем, чтобы четко понимать, когда ребенок чувствует себя не очень хорошо, и закаливание надо приостановить. Ведь есть немало людей, ознакомившихся с методикой и начавших ее исполнение, не считаясь с состоянием ребенка.

Одна из самых эффективных специальных методик — контрастное обливание стоп и голеней. Ножки попеременно обливаются теплой и прохладной водой и, если у ребенка нет хронических заболеваний, серия обливаний заканчивается прохладной водой. Если организма малыша ослаблен, то заканчивать процедуру надо теплой водой.

Обтирание прохладной водой тоже не потеряло своей актуальности.

С чем не стоит экспериментировать — это с интенсивным закаливанием. Нередко по телевидению показывают, как малышей обливают холодной водой на снегу, заставляют по снегу ходить босиком. Устраивают и заплывы малышей в проруби.

Такое псевдо закаливание — огромный стресс для детского организма. Таким образом, закаливание улучшает индивидуальные показатели состояния физической терморегуляции. Грамотное проведение закаливания с учетом индивидуальных возможностей ребенка необходима не только для совершенствования функциональных возможностей системы терморегуляции, которая обеспечивает приспособление организма к температурным воздействиям, но и для морфофункционального развития и снижения заболеваемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепления здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ

Приоритетной задачей современного дошкольного образования – является задача сохранения, поддержания и укрепления здоровья воспитанников. Для решения этой задачи в ДОУ внедряются различные здоровьесбер...

«Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях дома ребенка»

«Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях дома ребенка»...

Родительское собрание "Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста"

Охрана жизни и здоровья детей, основная и самая важная задача каждого образовательного учреждения. Поэтому здесь представлено родительское собрание по данной теме....

Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5

Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5...

Статья на тему: «Сохранение и укрепления здоровья детей раннего возраста с 2-3 лет в условиях ДОУ»

В данной статье говорится о сохранении и укреплении здоровья детей раннего возраста с 2-3 лет в условиях ДОУ...

Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста».

laquo;Если нельзя вырастить ребенка,  чтобы он совсем не болел,  то, во всяком случае,  поддерживать его высокий уровень    здоровья вполне возможно»....