Консультация для педагогов ДОУ "Создание развивающей среды на участке детского сада"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Каштанова Елена Валерьевна

Развивающая среда на участке детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda_na_uchastke.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

                   Создание развивающей среды на участке детского сада

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде, создаваемой в детском саду, отмечено, что среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства не только детского сада и группы, но и территории (участка), прилегающей к детскому саду; при этом подобная среда должна предоставлять возможности для общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для их уединения [4]. При создании развивающей среды на участке дошкольного образовательного учреждения как важнейший компонент активно используется природная составляющая участка, поэтому подобная среда может рассматриваться как эколого-развивающий комплекс. Эколого-развивающий комплекс рассматривается как условное понятие, обозначающее объединение специальных мест (объектов) на территории дошкольной образовательной организации. Объекты подобного комплекса, в том числе природные, группируются определенным образом и используются в образовательном процессе как в весенне-летний, так и в зимний период (В. А. Зебзеева, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова и др.). Подобный комплекс, создающийся, прежде всего, с целью расширения образовательного пространства детского сада, позволяет решать следующие воспитательно-образовательные задачи: формировать начала экологического сознания у детей дошкольного возраста; сохранять и укреплять их физическое и психическое здоровье; активно развивать познавательные интересы дошкольников, стимулируя интеллектуальное развитие детей; формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, развивать детское творчество; формировать умения и навыки организации совместной деятельности и др. В основе создания эколого-развивающего комплекса на участке детского сада лежат определенные принципы, а именно:

 1) принцип интеграции образовательных областей;

2) принцип полифункциональности зон, предусматривающий разнообразное использование различных составляющих эколого-развивающего комплекса;

 3)принцип информативности (насыщенности), предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования среды;

 4) принцип педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность наполнения эколого-развивающего комплекса, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

 5)принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений эколого-развивающего комплекса, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию зоны;

 6)принцип активности детей в создании и трансформации эколого-развивающего комплекса.

Эколого-развивающий комплекс, создаваемый на территории детского сада, включает экологические пространства, нескольких общих укрупненных функциональных зон, а также отдельные тематические уголки на детских игровых площадках. К числу экологических пространств, создаваемых на территории детского сада, относятся: «зеленый маршрут», фитополяна или аптекарский огород, мини-поле, лесной уголок и уголок луга (уголки нетронутой природы), дендрарий, сад камней, различные цветники (клумбы, рабатки, палисадники, бордюры, миксбордеры, арабески, вазоны, гладиолярии, георгинарии, рокарии, альпинарии или каменистые горки и др.), дворы-парки с аллеями, лужайками, куртинами; тематические цветочные поляны, фактурные или цветовые пятна на фоне газона или мощения и др. В зимнее время как экологические составляющие на территории появляются «волшебные деревья и кустарники» (в снегу, в инее, в ледяной корке и т. д.), зоны для подкормки птиц и др.

Для развития познавательной активности, любознательности и наблюдательности, формирования умений детей последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы на территории детского сада создаются общефункциональные зоны для детской исследовательской и экспериментальной деятельности — «мини-лаборатория» для детей младшего дошкольного возраста, «детская лаборатория» и метеоплощадка для старших дошкольников, при этом метеоплощадка может использоваться круглогодично.

Развитию речевого творчества и театрализованной деятельности детей разного возраста будут способствовать «зеленый (летний) театр», оборудуемый на одной из веранд или на свободном пространстве, сказочная и (или) литературная поляны, сад игрушек, различные заборчики, сетки и плетни, используемые в качестве ширм для расположения на них декораций, а также персонажей различных сказок и рассказов. С целью укрепления физического здоровья детей на территории детского сада помимо спортивной площадки, целесообразно оборудовать дорожки здоровья, на которых должны быть представлены разные по форме и структуре поверхности материалы: шишки, песок, различные камешки и другой материал, прежде всего, природный. Дорожки здоровья могут заканчиваться небольшим водоемом. Подобные дорожки обеспечивают эффективный массаж стоп и закаливание. В зимнее время спортивные зоны на участке детского сада преображаются: дорожки здоровья превращаются в ледяные и используются для скольжения детей; по территории прокладывается детская лыжня; выстраиваются снежные крепости для проведения спортивных забав и развлечений; возводятся снежные горки для катания и др. Несомненный интерес вызовет у детей «бабушкин дворик», представляющий собой многофункциональную игровую площадку. В деревянной избушке размещается хозяйка домика — кукла-«бабушка», которая периодически приглашает детей поиграть в различные игры (в домике оборудуются игротека); послушать сказки, были, предания; поучаствовать в посиделках и др. Дворик вокруг избы оборудуется в деревенском стиле с использованием предметов интерьера старинного деревенского двора (ульев, колодца, тележек, лавочек, различных колод. кадушек и др.), крупных фигур домашних животных. Дворик может включать предметы и артефакты, подчеркивающие национальные особенности того региона, где располагается детский сад; периодически в дворик могут заходить, забегать, залетать разные «гости» (ростовые куклы, новые фигуры животных и птиц, в т. ч. лесных, насекомых и др.). Желательно двор оформить растениями луга и сохранить по возможности естественный травяной покров. На территории «бабушкиного дворика» детям можно играть самостоятельно, вместе в взрослыми разыгрывать сказки, потешки; проводить фольклорные праздники; устраивать различные встречи и чаепития, в том числе с участием фольклорных ансамблей (детских и взрослых), родителей воспитанников, представителей старших поколений и социальных партнеров детского сада. «Бабушкин дворик» с небольшими изменениями и дополнениями может функционировать и в зимний период. Для выставок детских работ, фотографий, совместных детско-взрослых работ, репродукций используется летняя картинная галерея. В подобной галерее можно проводить развлечения, детские праздники, организовывать общение детей и взрослых, основным содержанием которого может стать обсуждение репродукций картин, изображающих природу весной и осенью. Такое общение стимулирует речевое развитие дошкольников: у детей закрепляются умения составлять описания и повествовательные рассказы по картинам, отвечать на вопросы, задавать вопросы, участвовать в диалоге. Старшие дошкольники могут стать «экскурсоводами галереи» и проводить экскурсии для малышей и сверстников, а также для родителей и гостей детского сада. В зимнее время стенды галереи используются для размещения различных материалов при проведении зимней спартакиады, «Зарнички», фотографии с различных мероприятий, а также репродукции картин, изображающих природу зимой. Для организации спокойного отдыха, а также с целью восстановления психологического комфорта детей оборудуются «тихий уголок» и патио. Тихий уголок может включать небольшие искусственные водоемы с крупными фигурами птиц, животных, насекомых, земноводных, а также подвесные корзинки, сетки с вьющимися растениями, живые изгороди, необычные скамейки и столики, словом, все то, что привлекает внимание детей и создает возможности для отдыха и уединения. Патио представляет собой отдельный внутренний дворик, как правило отгороженный от прогулочных дорожек аркой (перголой). Патио используется для детского отдыха, проведения с детьми спокойных игр, а также для занятий творчеством. Внутри такого дворика предполагаются зеленый газон, различные дорожки (песчаные, каменистые, из окрашенной щепы), беседка, небольшие фонтанчики, красивые столы, стулья и лавочки; большие доски для детского творчества, мини-шкафы для хранения материалов, используемых в творческой деятельности детей; стеллажи с книгами, детскими журналами, играми и др. На игровой площадке каждой возрастной группы летом оборудуется уголок «Волшебный песок», в котором дети создают песочные фантазии (в т. ч. из цветного песка) с зарисовкой работ и последующей выставкой рисунков в летней галерее. Здесь же могут проводиться конкурсы на лучшую песчаную постройку, в т. ч. коллективную. Эколого-развивающий комплекс на территории дошкольной образовательной организации может также включать природную творческую мастерскую, зону аттракционов, «олимпийскую площадку» и др. Эти составляющие функционируют и в зимний период. В творческой мастерской организуются конкурсы снежных фигур, ледяных украшений для групповых участков, детских рисунков на зимнюю тематику, кормушек для птиц, рисунков на снегу, демонстрация зимней детской одежды и др; на «олимпийской площадке» проводятся зимние игры и забавы, детские соревнования. Эколого-развивающий комплекс должен стать интерактивным, т. е. обеспечить активное взаимодействие субъектов образовательного процесса, стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности детей, развитие детского творчества, совместное решение проблемных ситуаций, использование воспитателями интерактивных технологий .

Воспитанники детского сада и их родители могут принять активное участие в разработке содержания развивающей предметно-пространственной среды на территории детского сада. С этой целью организуется детская проектная деятельность, в ходе которой дошкольники вместе с родителями решают проблемные задачи типа «Что бы вы хотели разместить…»; в игровой форме с использованием различных материалов создают макеты или модели (объемные или плоскостные) будущей территории детского сада. Каждая возрастная группа создает одну модель или макет, далее проводится презентация проектов, их обсуждение и выбор наиболее интересного и целесообразного варианта развивающей среды участка детского сада. Таким образом, создаваемый на территории дошкольной образовательной организации эколого-развивающий интерактивный комплекс является составляющей целостной развивающей среды детского сада, обеспечивающей высокое качество дошкольного образования; духовно-нравственное социально-коммуникативное и творческое становление детей; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам детского сада.
     
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить:  - духовно-нравственное развитие и воспитание детей;  - высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей; - быть комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам; - соответствовать требованиям ФГОС ДО.

Размещение игровых снарядов и аттракционов на участках может быть произвольным, но некоторые условия должны обязательно соблюдаться: Необходимо, чтобы большая часть площадки всегда оставалась свободной от каких-либо устройств и предназначалась для подвижных игр, эстафет, развлечений. Игровые снаряды не должны стоять слишком близко один от другого. Все сооружения надо стараться расположить так, чтобы они составляли как бы единый архитектурный ансамбль, украшали площадку, делали ее нарядной и привлекательной. На площадке необходимо создавать условия для группового рассредоточения детей, предоставлять им возможность объединяться по интересам.

Веранды на участке можно оборудовать необходимой мебелью и организованной предметно-развивающей средой, имеется уличное стационарное игровое оборудование: домики, столы, качели, горки, железные теневые навесы, веранда на которой также зонируется площадь для игры детей по интересам: - общения детей с книгой; - рисования; - настольно–печатных игр; - конструктивных игр; - оригами, аппликации, ручного труда, работы с природным материалом.

На участке должна быть: песочница с песком (с закрывающейся крышкой, место для игры с водой, площадка между двумя группами для подвижных игр. Обязательно выносится на участок оборудование для спортивных игр: кольцебросы, скакалки, самокаты, ракетки для игр в бадминтон, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и т. д., предусмотрены площадки для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Транспорт», «Магазин».

Прогулочную площадь детского сада возможно поделить на функциональные участки: «Зеленые классы» - это специально оборудованные уголки для проведения занятий и бесед на свежем воздухе. Уголок может представлять собой небольшую территорию открытого пространства, например, поляну с живописным деревом, при необходимости оборудованную скамейками, пеньками, столом.

Исследовательская зона. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша. В неё можно включить: -отделы полевых и овощных культур; -отдел плодового сада, -отдел цветочно-декоративных растений, -коллекционные участки. в отделе полевых культур должно быть представлено видовое разнообразие полевых культур.

Тренажерная зона, где дети смогут на разнообразных снарядах развивать как двигательные умения, так и мелкую моторику: - тренажер «Ходунки» - дощечки на пружинках для укрепления мышц ног; - тренажер для завязывания узлов для развития мелкой моторики рук; - «Батут» - баллон обшитый кожей. На нем упражняются, укрепляя мышцы ног, развивая координацию движений в пространстве; - «Деревянный мост» - для развития координации движений.

Метеорологическая площадка на которой проводятся наблюдения за изменениями погоды. Она включает в себя: термометр, емкость для наблюдения за выпавшими осадками (это может быть обрезанная пластиковая бутылка с делениями), вертушка для наблюдения за направлением ветра, снегомер (вкопанная палка с делениями).

Экологическая тропа которая создается с целью знакомства детей с миром природы. Экологическая тропа представляет собой легко преодолимый маршрут с экскурсионными стоянками, на которых представлены уголки естественной и преобразованной человеком природы.

Спортивно-оздоровительная площадка для укрепления здоровья детей. Главной целью организации спортивных зон является привлечение детей к оптимальной двигательной активности. Важно, чтобы дети могли реализовывать свои интересы в спортивных играх и упражнениях. Помимо обязательного оборудования рекомендуемого СанПином на площадке можно сделать «дорожки здоровья» для босохождения, разновысокие столбики предназначенные для развития ориентировки в пространстве и умения держать равновесие, к тому же эти пособия обязывают преодолевать страх.

Специализированные площадки предусматриваются на территории в зависимости от реализуемых учреждением образовательных программ: уголок по обучению детей безопасности движения, художественно-изобразительная и т.д.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей среды на участке детского сада - важное условие воспитания познавательной активности детей

Наш педагогический коллектив уделяет большое внимание созданию познавательно-развивающей среды на участке детского сада. Ежегодно облагораживается территория детского сада силами сотрудников и родител...

Организация предметно-развивающей среды на участке детского сада

Участок группы является частью развивающего пространства группы, в пределах которого осуществляется свободная двигательная и игровая деятельность детей. Так как в летний период, когда большую часть вр...

технологическая карта педагогического проекта "Организация предметно-развивающей среды на участке детского сада"

Предметно-развивающая среда ДОУ должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая непосредственно влияет на  полноценное развитие детей, их психических и физичес...

Создание предметно-развивающей среды на участке детского сада

Предметно-развивающая среда на участке детского сада...

Консультация «Развивающая среда на участке детского сада в зимний период»

Консультация «Развивающая среда на участке детского сада в зимний период»...

Консультация для педагогов «Речевая развивающая среда в группе детского сада»

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка....

Консультация для педагогов. Речевая развивающая среда в группе детского сада для старшей и подготовительной группе

Консультация для педагогов. Речевая развивающая среда в группе детского сада для старшей и подготовительной группе...