Консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя логопедической группы"
консультация по логопедии
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zdorovesberegajushhie_tekhnologii.docx | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя логопедической группы»
С 2017 года работаю в должности воспитателя логопедической группы и с тех пор активно применяю здоровьесберегающие технологии в своей работе с детьми.
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Моя работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, физкультминутки, гимнастику после дневного сна, логоритмику.
В моей работе весьма актуальным становится вопрос внедрения в практику здоровьесберегающих технологий, т.е. такой организации образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, способствует его укреплению. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Исходя из вышесказанного, поставила перед собой следующую цель: выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий, оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.
Для достижения поставленной цели в процессе коррекционно-развивающего обучения выделяю и решаю следующие задачи:
1. Внедрять и адаптировать технологии к условиям работы с детьми в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями.
2. Совершенствовать общую и мелкую моторики.
3. Повышать резервы дыхательной системы.
4. Выявлять, обобщать и распространять педагогический опыт для педагогов ДОУ и родителей.
Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада должны внедрятся в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды.
Представляю вашему вниманию свой опыт работы по данной теме.
Первое что можно выделить – это различные виды гимнастик:
артикуляционная, дыхательная.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.
Использую такой прием, как игра с крупами (рис, гречка, бобовые, семена). Эта игра разгружает эмоциональную сферу ребенка, создает эмоционально-радостный настрой. Также их применяю в качестве тренажера на развитие мелкой моторики, в процессе автоматизации и дифференциации звуков.
К коррекционным технологиям относятся: логоритмика, упражнения на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, физкультминутки и гимнастика после дневного сна.
Логоритмика – широко известная и эффективная технология. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
На развитие мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяю особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика занимает прочное место в моих занятиях с детьми.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Сочетаю упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Стимулирую активные точки, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шишки, шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.
Физкультминутки.
Оздоровительные паузы – физминутки провожу в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
Гимнастику после дневного сна считаю важной в своей практике, так как во время сна все процессы в организме замедляются, сразу после пробуждения у ребёнка снижена скорость реакции, чувствительность, умственная и физическая работоспособность. Для того чтобы полностью проснуться, детскому организму требуется достаточно продолжительное время. Гимнастика после сна предназначена для того, чтобы помочь до конца не сформировавшейся и очень ранимой детской нервной системе быстрее перейти в состояние бодрствования.
Гимнастика после сна:
- устраняет сонливость и вялость после пробуждения;
- улучшает настроение и самочувствие;
- повышает умственную и физическую работоспособность;
- улучшает работу сердца и лёгких, снабжающих органы кислородом и питательными веществами;
- оздоравливает весь организм.
Невозможно решить все коррекционные задачи без привлечения к ней работников ДОУ и родителей.
Для педагогов планирую провести семинар-практикум: «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей».
Для родителей совместно с логопедом были изготовлены памятки: «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Особенности речевого развития детей 5-7 лет» и т.д. Были проведены индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания совместно с логопедом.
Результативность педагогического опыта.
Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на моих занятиях повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение и тревожность; повышается речевая активность; развивается общая и мелкая моторика; формируются двигательные умения и навыки; формируется правильное речевое дыхание; пробуждается интерес к процессу чтения и письма; развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
Опыт работы по данной теме показал, что применение перечисленных здоровьесберегающих технологий, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды, неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка, способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом.
В дальнейшем планирую продолжить работать по данной теме, комплексно воздействуя на ребенка для дальнейшей динамики речевого развития и внедрить в практику технологии музыкального воздействия, ароматерапию, цветотерапию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа воспитателя логопедической группы
.... о работе воспитателей, работающих в группах для детей с нарушениями речи......
Презентация. Инновационного опыта работы воспитателя логопедической группы Ковалёвой Е.В. МБДОУ детский сад №23
Тема:"Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники"...
Презентация "Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя логопедической группы"
Из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя логопедической группы»...
Методическая разработка "Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)"
Дошкольный возраст - это самые светлые воспоминания, воспоминания, связанные именно с играми. В коррекционной работе с детьми, возможности игры - огромны, все зависит от взрослого, который организует ...
Консультация для педагогов: " Коррекционная работа воспитателей логопедических групп".
Консультация для педагогов: " Коррекционная работа воспитателей логопедических групп"....
Консультация для педагогов: " Коррекционная работа воспитателей логопедических групп".
Консультация для педагогов: " Коррекционная работа воспитателей логопедических групп"....
Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе воспитателя логопедической группы
Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе воспитателя логопедической группы...