Здоровьеформирующее пространство на занятиях с детьми дошкольного возраста в системе дополнительного образования
учебно-методический материал
Важность здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве при работе с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdoroveformiruyushchee_prostranstvo_pri_rabote_s_doshkolnikami_orig.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Родимова Мария Викторовна
методист КГБУДО
«Камчатский дворец детского творчества»
Здоровьеформирующее пространство на занятиях с детьми
дошкольного возраста в системе дополнительного образования
Здоровье детей является важным условием эффективности их образования, достижения обучающимися заданногог уровна образованности, соответствующего Государственному образовательному стандарту.
Важным направлением реализации концепции здоровьесбережения в образовательном пространстве в настоящее время является разработка и применение здоровьесберегающих образовательных технологий на всех уровнях образования, начиная с дошкольного возраста.
Важнейшей целью внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательный процесс является формирование культуры здоровья, которая должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого – мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни.
Установка на здоровый образ жизни и здоровье не появляется сама по себе, она формируется в процессе семейного и педагогического воздействия. Сущность педагогического компонента в валеологическом обеспечении жизнедеятельности состоит в обучении здоровью с раннего возраста.
Таким образом, здоровьесберегающее образование можно рассматривать как процесс воспитания и обучения, результатом которого является достижение обучающимся уровня образованности без ущерба своему здоровью.
Рассмотрим конкретные педагогические здоровьесберегающие технологии и приёмы в дополнительном образовании, необходимые для создания здоровьесберегающей среды.
Рациональная организация образовательного процесса включает:
чередование видов учебной деятельности на конкретном занятии, в течение недели, месяца, учебного года в зависимости от содержания образовательной программы;
- разделение учебной группы на подгруппы на основе индивидуально- дифференцированного подхода в рамках личностно-ориентированного образования;
- рациональную насыщенность, плотность учебного занятия;
- вариативность форм учебных занятий (лекция, практическое занятие, «круглый стол», диспут, выставка, экскурсия, посиделки и тому подобное);
- интересную, увлекательную подачу учебного материала в соответствии с возрастными, интеллектуальными, половыми особенностями обучающихся;
- инструктажи по технике безопасности и соблюдение всеми участниками образовательного процесса правил техники безопасности.
2. Организация комфортной развивающей среды на занятиях может включать:
- безусловное принятие ребёнка, доверительные отношения педагога и воспитанника;
- безоценочное обучение;
- создание ситуации успеха для каждого обучающегося;
- формирование детского коллектива;
- тематические праздники и чаепития;
- музыкотерапию и другое.
Итак, для формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в учреждениях дополнительного образования, необходимо обязательное использование всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья, отсюда вытекают следующие задачи: воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни. Поэтому педагоги при построении своих занятий должны учитывать такие требования:
1. Обстановка и гигиенические условия в кабинетах должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
2. Смена видов учебной деятельности на занятии не менее 4-х так, как однообразность способствует утомлению. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
3. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
4. На занятиях следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
5. На занятиях должна присутствовать смена поз обучающихся, которые соответствовали бы видам работы. (См. Приложение 1)
6. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут занятия по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
7. Следует включать в занятия вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
8. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
9. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
3. Организация двигательной активности обучающихся
может содержать в зависимости от направления дополнительной образовательной программы:
- гимнастку для рук;
- гимнастку для глаз;
- физкультурные паузы (физкультминутки);
- динамические перемены между этапами занятия и другое.
(См. Приложение 1.)
Динамические паузы выполняют следующие функции:
1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой;
4. Воспитательную – формируют моральные и нравственные качества;
5. Обучающую – дают новые знания, умения, навыки, и закрепляют их;
6. Развивающую – развивают речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;
7. Коррекционную – «исправляют» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;
8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний;
9. Лечебную – способствовать выздоровлению.
4. Таким образом, применение широкого спектра здоровьесберегающих технологий должно выступать неотъемлемой частью каждодневной работы педагога дополнительного образования, являться качественным показателем уровня его профессионализма.
Приложение 1
- Правильная поза учащегося во время занятий
- За столом (партой): Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ребенка необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти ребенка.
- При письме: Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Надплечья находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30—35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°. Левая рука (правая рука у левшей) учащегося поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.
- При чтении: Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты, кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15°.
- Стоя: Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток.
Приложение 2
Виды динамической паузы
- Пальчиковая гимнастика
«Наши пальчики проснулись»
Руки на столе перед грудью согнуты в локтях)
- Наши пальчики проснулись. (Руки вверх, локти на столе, пальцы широко
развести в стороны, напряжены)
-С добрым утром! (Пальцы рук переплести -"рукопожатие")
-Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх,
потянуться)
-Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя
намыливание)
-Полотенцем вытираться.
(Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны
кисти к кончикам пальцев)
- Каждый пальчик вытираем, не один не забываем.
(Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук)
- Дружно делаем зарядку!
(Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и
назад. Пальцы расслаблены, взмахи кистями).
-И уселись за тетрадку. (Руки на парте согнуты в локтях).
«Наперсток»
Вышивает, шьет иголка, Левая ладошка раскрыта, в правой-
Воображаемая иголка
Пальцу больно, «Иголка» задевает средний палец
Пальцу колко.
А наперсток в тот же миг
К девочке на пальчик- прыг!
Говорит иголке: Изображают, что шьют
- Шей,
А колоться ты не смей! Ритмично грозим пальчиком левой руки
- Гимнастика для глаз
1. Сидя за столом расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
2. Медленно переводить взгляд вверх–вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и наметить на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
4. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, как описано выше.
- Физминутки
«Колобок»
Колобок, колобок, Идут в полуприселе, руки на пояс.
Колобок – румяный бок.
По дорожке покатился Бегут на носочках, руки на пояс.
И назад не воротился.
Встретил мишку, волка, зайку, Встав в круг, изображают зверей
Поиграл на балалайке Имитируют игру на балалайке
У лисы спел на носу – Пляшут вприсядку
больше нет его в лесу Разводят руками
«Цапля»
Очень трудно так стоять, ножку на пол не пускать
И не падать, не смеяться,
За соседа не держаться
Поочередно меняя стоять на одной ноге, руки в стороны. Кто нарушил правило – выходит из игры.
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, Хлопки
Мы с тобой снежок слепили: Имитация лепки
Круглый, Рисуем в воздухе круг
Крепкий, очень гладкий, Левая рука в кулаке, правой -погладить
Но совсем-совсем не сладкий! Грозим пальчиком
Раз - подбросим, Имитация броска вверх
Два - поймаем, Соединяем руки в чашечку
Три – уроним Имитация броска вниз
И – сломаем. Топаем ножками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на 1 областном педагогическом форуме "Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами программы дополнительного образования "Внесём в свой мир красоту"
Данный материал размещен для воспитателей...
Авторская разработка художественно- эстетической направленности "Цветная сказка" для дополнительных занятий с детьми дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9222959","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"347"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9222961","at...
«Инновационные формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста через организацию дополнительного образования»
Из опыта работы по программе дополнительного образования "Юный гид"...
Презентация "Формы организации с детьми старшего дошкольного возраста в студиях дополнительного образования"
Дополнительное образование является одной из форм работы, позволяющей сформировать у детей старшего дошкольного возраста творческие, эстетические и художественные способности. Студийные занятия направ...
Конспект занятия с детьми дошкольного возраста с использованием системы ТИСА
Конспект занятия с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА» с детьми дошкольного возраста....
Дополнительная общеразвивающая программа ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЦВЕТИК»
Цель программы: Развитие межличностных отношений у детей дошкольного возраста.Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на раз...
Игровая методика – как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования
Методические рекомендации по организации физкультурно-спортивной работы с дошкольниками в условиях УДОД...