Физическое воспитание дошкольников как средство формирования школьной готовности
статья
Физическое воспитание дошкольников как средство формирования школьной готовности
Тенденция содержания образования дошкольных учреждений последних лет направлена к увеличению умственной нагрузки на детей, стимулирование их познавательной деятельности, овладение определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного обучения в школе. И крайне мало внимания уделяется физическим возможностям самих детей. Зачастую дошкольник просто физически не в состоянии воспринять весь объем предлагаемой информации, а педагогические воздействия оказываются не только не эффективными, но и ведут к ослаблению физического и психического здоровья, к развитию хронических заболеваний. В сложившейся ситуации только грамотно организованное физическое воспитание будет способствовать гармоничному развитию дошкольника, позволит ему не потерять, а обрести здоровье в условиях возрастающего объема интенсивности учебно-познавательного процесса.
Физическое воспитание, решая задачи всестороннего воспитания и развития личности, овладения начальными основами здорового образа жизни, обеспечения оптимального уровня развития двигательных и координационных способностей, укрепления физического и психического здоровья, воспитания физических и морально-волевых качеств, способствует возникновению одного из главных новообразований старшего дошкольного возраста – формирование физической готовности к школьному обучению.
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Содержание определяется комплексной программой обучения и воспитания, используемой в ДОУ; решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, которые позволяют освоить двигательные умения и навыки, развить физические качества и овладеть некоторыми элементарными знаниями, усвоение которых обеспечит необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу, тем самым реализуя основную цель дошкольного воспитания - формирование у детей основ здорового образа жизни и подготовка к систематическому школьному обучению. Методическими принципами, которыми необходимо руководствоваться при организации физкультурно-оздоровительной работы являются: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности, а для решения задач физического воспитания используются методы регламентированного упражнения, игровой, соревновательный, словесные и сенсорные методы.
В дошкольном возрасте связь между физическим и психическим развитием более тесная, чем в дальнейшие периоды жизни. Физическое развитие продолжает вести за собой психическое. Исследования ведущих специалистов свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников.
Определенный уровень физического развития ребенка является необходимым условием для формирования у него качеств, составляющих личностную, интеллектуальную и физическую готовность к школьному обучению. Старший дошкольник уже обладает достаточно высоким уровнем умственного развития, сформированным определенным объем знаний и навыков, интенсивно развивающейся произвольной формой памяти, мышления и воображения, побуждающие ребенка рассматривать, запоминать, анализировать – так формируется соподчинение мотивов и самосознание.
В рамках физического воспитания осуществляется развитие качеств и навыков дошкольников посредством формирования физической культуры личности, нравственного и умственного воспитания. В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения, например, трудовые операции. Преимущественное внимание уделяется развитию таких качеств, как ловкость, быстрота, глазомер, гибкость, равновесие, соразмерное развитие силы и выносливости, что является необходимым показателем физического развития ребенка в целом; полноценный перенос этих качеств в личную двигательную деятельность дошкольника станет показателем сформированности физического аспекта готовности к школьному обучению. Развитие этих качеств осуществляется с помощью специфического инструмента физического воспитания – упражнений: для укрепления здоровья, развития двигательных умений, физических качеств, умственной сферы. Продуманные действия педагога, усилия в его работе обеспечат детям развитие тех качеств и навыков, которые помогут им сформировать школьную готовность.
Знание педагогом особенностей физического воспитания дошкольников, содержания, методов и средств позволит использовать весь потенциал физического воспитания для формирования гармонично развитой личности ребенка и подготовки его к школе.
Основные средства физического воспитания комплексно представлены в программах обучения и воспитания в ДОУ, одобренных Министерством Образования РФ, а так же авторскими специализированными программами, направленными на определенный конечный результат. При всем многообразии программ и методик, общей для всех является цель: формирование здорового образа жизни и подготовка к систематическому школьному обучению. Для специализированных программ по физическому воспитанию характерно построение на принципах личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья, полноценное физическое развитие.
Формирование физического аспекта школьной готовности всегда основывается на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их соматического состояния на данный момент и индивидуальных особенностей личности.
Как показывает практика, наиболее эффективно физическое воспитание осуществляется при использовании комбинации сочетаемых методик. Это способствует не только оптимизации физического здоровья детей, но является эффективным средством развития познавательной активности, формирования двигательных умений и навыков, а так же целого ряда необходимых двигательных качеств. Все перечисленное способствует формированию школьной готовности ребёнка в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_kak_sredstvo_formirovaniya_shkolnoy_gotovnosti.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое воспитание дошкольников как средство формирования школьной готовности
Тенденция содержания образования дошкольных учреждений последних лет направлена к увеличению умственной нагрузки на детей, стимулирование их познавательной деятельности, овладение определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного обучения в школе. И крайне мало внимания уделяется физическим возможностям самих детей. Зачастую дошкольник просто физически не в состоянии воспринять весь объем предлагаемой информации, а педагогические воздействия оказываются не только не эффективными, но и ведут к ослаблению физического и психического здоровья, к развитию хронических заболеваний. В сложившейся ситуации только грамотно организованное физическое воспитание будет способствовать гармоничному развитию дошкольника, позволит ему не потерять, а обрести здоровье в условиях возрастающего объема интенсивности учебно-познавательного процесса.
Физическое воспитание, решая задачи всестороннего воспитания и развития личности, овладения начальными основами здорового образа жизни, обеспечения оптимального уровня развития двигательных и координационных способностей, укрепления физического и психического здоровья, воспитания физических и морально-волевых качеств, способствует возникновению одного из главных новообразований старшего дошкольного возраста – формирование физической готовности к школьному обучению.
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Содержание определяется комплексной программой обучения и воспитания, используемой в ДОУ; решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, которые позволяют освоить двигательные умения и навыки, развить физические качества и овладеть некоторыми элементарными знаниями, усвоение которых обеспечит необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу, тем самым реализуя основную цель дошкольного воспитания - формирование у детей основ здорового образа жизни и подготовка к систематическому школьному обучению. Методическими принципами, которыми необходимо руководствоваться при организации физкультурно-оздоровительной работы являются: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности, а для решения задач физического воспитания используются методы регламентированного упражнения, игровой, соревновательный, словесные и сенсорные методы.
В дошкольном возрасте связь между физическим и психическим развитием более тесная, чем в дальнейшие периоды жизни. Физическое развитие продолжает вести за собой психическое. Исследования ведущих специалистов свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников.
Определенный уровень физического развития ребенка является необходимым условием для формирования у него качеств, составляющих личностную, интеллектуальную и физическую готовность к школьному обучению. Старший дошкольник уже обладает достаточно высоким уровнем умственного развития, сформированным определенным объем знаний и навыков, интенсивно развивающейся произвольной формой памяти, мышления и воображения, побуждающие ребенка рассматривать, запоминать, анализировать – так формируется соподчинение мотивов и самосознание.
В рамках физического воспитания осуществляется развитие качеств и навыков дошкольников посредством формирования физической культуры личности, нравственного и умственного воспитания. В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения, например, трудовые операции. Преимущественное внимание уделяется развитию таких качеств, как ловкость, быстрота, глазомер, гибкость, равновесие, соразмерное развитие силы и выносливости, что является необходимым показателем физического развития ребенка в целом; полноценный перенос этих качеств в личную двигательную деятельность дошкольника станет показателем сформированности физического аспекта готовности к школьному обучению. Развитие этих качеств осуществляется с помощью специфического инструмента физического воспитания – упражнений: для укрепления здоровья, развития двигательных умений, физических качеств, умственной сферы. Продуманные действия педагога, усилия в его работе обеспечат детям развитие тех качеств и навыков, которые помогут им сформировать школьную готовность.
Знание педагогом особенностей физического воспитания дошкольников, содержания, методов и средств позволит использовать весь потенциал физического воспитания для формирования гармонично развитой личности ребенка и подготовки его к школе.
Основные средства физического воспитания комплексно представлены в программах обучения и воспитания в ДОУ, одобренных Министерством Образования РФ, а так же авторскими специализированными программами, направленными на определенный конечный результат. При всем многообразии программ и методик, общей для всех является цель: формирование здорового образа жизни и подготовка к систематическому школьному обучению. Для специализированных программ по физическому воспитанию характерно построение на принципах личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья, полноценное физическое развитие.
Формирование физического аспекта школьной готовности всегда основывается на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их соматического состояния на данный момент и индивидуальных особенностей личности.
Как показывает практика, наиболее эффективно физическое воспитание осуществляется при использовании комбинации сочетаемых методик. Это способствует не только оптимизации физического здоровья детей, но является эффективным средством развития познавательной активности, формирования двигательных умений и навыков, а так же целого ряда необходимых двигательных качеств. Все перечисленное способствует формированию школьной готовности ребёнка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физические упражнения - средство физического воспитания дошкольников
Определение, значение, характеристика физических упражнений, классификация, формы, факторы физических упражнений...
Физические упражнения –средство физического воспитания дошкольников. Презентация.
Физические упражнения –средство физического воспитания дошкольников....
Физическое развитие дошкольников, как средство формирования нравственно-патриотических качеств личности
Как писал Антон Павлович Чехов – «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», а учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает...
Презентация «Фитбол в физическом воспитании дошкольников, как средство развития координационных способностей».
Одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений Сахалинской области является сохранение здоровья и приобщение детей к физической культуре и спорту, в соответствии...
Физические упражнения - средство физического воспитания дошкольников
Физические упражнения как средство физического воспитания дошкольников....
«Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в ДОО»
laquo;Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в ДОО»...