Интеграция экологии, безопасности и здоровья дошкольника в современном образовательном процессе.
статья (старшая группа)

Хохлова Ирина Николаевна

Интеграция экологии, безопасности и здоровья дошкольника в современном  образовательном процессе.

 

Аннотация. Раскрыты понятия интеграции, экологии, безопасности и здоровья в современном мире, экологическое образование.

Ключевые слова: интеграция, экология, безопасность, здоровье, экологическое образование.

Традиционно идея интеграции осмысливается на разных уровнях применительно к различным системным объектам: природе, обществу, экономике, культуре, науке, образованию. Интеграция (лат.  integration  –  восстановление,  восполнение,  от  integer  –  целый) – восстановление, восполнение, объединение в целое каких‐либо частей или элементов.

Ведущим принципом развития современных образовательных систем становится принцип интеграции.

Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике еще во времена Я.А. Коменского, но систематическое исследование ее началось только во второй половине ХХ века. Г.Ф. Федорец рассматривает интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы. И.Д. Зверев за основополагающий признак интеграции принимает всю целостность системы обучения. О.И. Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира.

Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют учёные и практики в различных областях знания.

Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ребёнка как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания.

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.

Не секрет, что в  результате научно-технического прогресса и хозяйственной деятельности человека в природе на планете происходят стремительные изменения в окружающей среде: загрязняются и становятся безжизненными водоемы и почвы, разрушается озоновый слой Земли, выпадают кислотные дожди, а также меняется состав воздуха…

В настоящее время, прослеживается прямая зависимость состояния здоровья человека от экологических условий его проживания и от того как человек себя ведет в этих условиях.  Здоровье как категория является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Статистические данные системы здравоохранения, обобщение результатов научных исследований позволяют утверждать, что снижение уровня здоровья детей дошколь­ного возраста приобретает стойкие тенденции.

Концепция Федеральных государственных стандартов предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Возникает необходимость обучения подрастающего поколения нормам и правилам жизни в  современных экологических условиях, т. е. формирование у детей основ экологической безопасности.

В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения и выделяет следующие задачи:

1. Способствует формированию у детей дошкольного возраста экологических знаний, целостных и ценностных представлений о природе, как о живом организме;

2. Формирует у детей осознанное отношения к природе, экологически мотивированное отношения к ней.

Дошкольный возраст это период, когда идет интенсивное развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. Поэтому, экологическое образование детей дошкольного возраста играет важную роль, т.к. в  этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека.

Экологическое образование включает в себя экологическое воспитание и экологическое обучение. Таким образом, экологическое образование это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций. В экологическом образовании дошкольников необходима смена традиционной системы, где в центре всего находился человек, на новую модель, где человек является частью природы.

Цель экологического образования дошкольников это формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

В  контексте  введения  ФГОС  нового  поколения  в  образовательные  программы ДОУ  включается программа формирования экологической  культуры,  безопасного  и  здорового  образа жизни. Среди  ключевых  идей  программы  можно  обозначить следующие:  

–идея ценности жизни и безопасности человека  во  всех  окружающих  его  средах  (природной, социальной, техногенной, культурной, образовательной и др.);

 –  идея  качества  человека  во  всех  проявлениях его жизни;

–  идея качества окружающей среды;

–  идея  ценности  здоровья  человека  и  здоровья окружающей его среды;

–  идея  качества  жизни  человека  в  окружающей среде. 

Обобщая  все  вышеизложенное, можно сделать выводы, что сохранение и укрепление психического и физического здоровья  дошкольников, безопасного поведения в окружающей обстановке возможно в процессе целенаправленной образовательной деятельности при формировании системы доступных дошкольникам экологических знаний.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_ekologii.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция экологии, безопасности и здоровья дошкольника в современном  образовательном процессе.

Аннотация. Раскрыты понятия интеграции, экологии, безопасности и здоровья в современном мире, экологическое образование.

Ключевые слова: интеграция, экология, безопасность, здоровье, экологическое образование.

Традиционно идея интеграции осмысливается на разных уровнях применительно к различным системным объектам: природе, обществу, экономике, культуре, науке, образованию. Интеграция (лат.  integration  –  восстановление,  восполнение,  от  integer  –  целый) – восстановление, восполнение, объединение в целое какихлибо частей или элементов.

Ведущим принципом развития современных образовательных систем становится принцип интеграции.

Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике еще во времена Я.А. Коменского, но систематическое исследование ее началось только во второй половине ХХ века. Г.Ф. Федорец рассматривает интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы. И.Д. Зверев за основополагающий признак интеграции принимает всю целостность системы обучения. О.И. Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира.

Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют учёные и практики в различных областях знания.

Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ребёнка как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания.

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.

Не секрет, что в  результате научно-технического прогресса и хозяйственной деятельности человека в природе на планете происходят стремительные изменения в окружающей среде: загрязняются и становятся безжизненными водоемы и почвы, разрушается озоновый слой Земли, выпадают кислотные дожди, а также меняется состав воздуха…

В настоящее время, прослеживается прямая зависимость состояния здоровья человека от экологических условий его проживания и от того как человек себя ведет в этих условиях.  Здоровье как категория является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Статистические данные системы здравоохранения, обобщение результатов научных исследований позволяют утверждать, что снижение уровня здоровья детей дошкольного возраста приобретает стойкие тенденции.

Концепция Федеральных государственных стандартов предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Возникает необходимость обучения подрастающего поколения нормам и правилам жизни в  современных экологических условиях, т. е. формирование у детей основ экологической безопасности.

В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения и выделяет следующие задачи:

1. Способствует формированию у детей дошкольного возраста экологических знаний, целостных и ценностных представлений о природе, как о живом организме;

2. Формирует у детей осознанное отношения к природе, экологически мотивированное отношения к ней.

Дошкольный возраст это период, когда идет интенсивное развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. Поэтому, экологическое образование детей дошкольного возраста играет важную роль, т.к. в  этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека.

Экологическое образование включает в себя экологическое воспитание и экологическое обучение. Таким образом, экологическое образование это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций. В экологическом образовании дошкольников необходима смена традиционной системы, где в центре всего находился человек, на новую модель, где человек является частью природы.

Цель экологического образования дошкольников это формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

В  контексте  введения  ФГОС  нового  поколения  в  образовательные  программы ДОУ  включается программа формирования экологической  культуры,  безопасного  и  здорового  образа жизни. Среди  ключевых  идей  программы  можно  обозначить следующие:  

–идея ценности жизни и безопасности человека  во  всех  окружающих  его  средах  (природной, социальной, техногенной, культурной, образовательной и др.);

 –  идея  качества  человека  во  всех  проявлениях его жизни;

–  идея качества окружающей среды;

–  идея  ценности  здоровья  человека  и  здоровья окружающей его среды;

–  идея  качества  жизни  человека  в  окружающей среде [1].  

Обобщая  все  вышеизложенное, можно сделать выводы, что сохранение и укрепление психического и физического здоровья  дошкольников, безопасного поведения в окружающей обстановке возможно в процессе целенаправленной образовательной деятельности при формировании системы доступных дошкольникам экологических знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования здорового образа жизни и навыков безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта.

Статья посвящена  проблеме взаимодействия педагогов специального дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников с ограниченными возможностями  здоровья в процессе здо...

Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников - прямой путь к сохранению здоровья

Материалы II Всероссийской научно практической конференции "Актуальные проблемы образования: теория и практика" - моя статья...

«Перспективное планирование работы ДОУ по охране жизни и здоровья дошкольников, ознакомлению с ПДД и формированию навыков безопасного поведения в нестандартных ситуациях» (для всех участников образовательного процесса)

Данный материал адресован моим коллегам по работе, Зам.зав.по ВМР ДОУ,  а также воспитателям . Разработка основана на положительном опыте работы нашего педагогического коллектива в целом и в част...

Мероприятие для педагогов в форме деловой игры "Безопасность и здоровье дошкольников"

Данная публикация содержит конспект деловой игры для педагогов на тему "Безопасность и здоровье дошкольников". Позволит актуализировать  и закрепить знания педагогов....

Об интеграции технологий и развитии цифровых навыков в образовательном процессе дошкольников.

Об интеграции технологий и развитии цифровых навыков в образовательном процессе дошкольников....